Ирина ЛЕБЕДЕВА (США)
Социальные затейники, или Америка для Люцифера (II)О «правилах для радикалов» Алинского рассказать куда проще, чем, скажем, о методах его американского коллеги по стратегии оранжевых революций Джина Шарпа, хотя бы потому, что у Шарпа в его знаменитой книге о цветных переворотах таких методов 198, а у практика Алинского всего 13.
Методы тем не менее почерпнуты из одной и той же манипуляционной помойки, получившей в Америке и в Западной Европе невинное название «ненасильственных» тактик. Кстати, те же французы, взявшись за перевод одной-единственной работы Алинского, не знали, как им определить его непонятное с точки зрения здравого европейского рассудка профессиональное занятие – «мутить» корпорации и государство. В результате книга во французском варианте называлась забавно: «Учебник социального затейника: ненасильственное прямое действие»1.
Заочная ученица Алинского, 22-летняя Хиллари Родэм (в будущем – Клинтон), в которой звезда радикалов признал «потрясающего организатора», кажется, первой в Америке изумилась искусственности термина «радикал» применительно к «правилам» общинного агитатора, призывающего, в частности, хиппи 1960-х постричь волосы и прилично одеваться. В своей курсовой работе об Алинском будущий госсекретарь замечает: то, что проповедует Алинский, «звучит не слишком «радикально». «Его слова – из разряда тех, что можно услышать в наших школах, от наших родителей и друзей». Но, подчеркивает Хилари, «отличие в том, что Алинский в это действительно верит»2.
Молоденькая студентка подметила прямоту адвоката «низов», не разглядев, правда, элемент вхождения в транс самообмана для достижения цели, столь свойственный организаторскому стилю Алинского-практика. В то же время будущая проводница клинтоновского «третьего пути» проявила незаурядную интуицию, узрев то, что было хорошо закамуфлировано в опубликованных к тому времени работах Алинского – его ставку совсем не на «низы» общинных гетто, которые он, впрочем, успешно мобилизовал, а на тех, кого демократы привычно записывали в пассив как отсталый, обуржуазившийся, чересчур материалистичный и прагматичный «средний класс».
В «Правилах для радикала» все выглядело куда традиционнее, вполне в рамках привычного противостояния имущих и неимущих.
Правило 1. Власть – это не только то, что у вас есть, но и то, что враг думает, что у вас есть. Власть исходит из двух основных источников – деньги и люди. «Неимущие» должны выстроить власть из плоти и крови. (Есть две вещи, дающие такую возможность. И государство, и корпорации в трудные времена всегда апеллируют к народу, и обычно делают это исключительно с помощью экономических аргументов).
Правило 2. Никогда не выходите за пределы экспертизы ваших людей. Это заканчивается неразберихой, страхом и отступлением. Чувство защищенности добавляет твердости каждому. (Атакуемые организации удивляются, почему радикалы не решают «реальных» проблем. Потому и не решают, что избегают вещей, в которых им не достаёт знаний).
Правило 3. Где только возможно, выходите за пределы экспертизы ваших врагов. Ищите пути, чтобы усилить неуверенность, беспокойство, неопределенность. (Это происходит все время. Многие атакуемые радикалами организации теряются от не относящихся к делу аргументов, которые они тем не менее пытаются опровергнуть).
Правило 4. Заставьте вашего врага жить по им же сформулированным правилам. Если правило таково, что на каждое письмо необходим ответ, пошлите 30 тысяч писем. Вы можете уничтожить их этим, поскольку скорее всего никто не может выполнить свои же собственные правила. (Это серьезное правило. Оно подрывает веру в предприятие, его репутация поставлена на карту)
Правило 5. Осмеяние – самое мощное человеческое орудие. От него нет защиты. Оно иррационально. Оно приводит в бешенство. Кроме того, оно работает как ключевой аргумент давления, чтобы заставить врага пойти на уступки.
Правило 6. Хорошая тактика – эта та, которая радует ваших людей. Они выполняют ее без понукания и возвращаются, чтобы сделать больше. Они делают свое дело и даже подсказывают лучшие варианты. (Радикальный активист в данном случае ничем не отличается от любого другого человеческого существа. Мы все избегаем неинтересных занятий, но находим радость в тех, которые работают и приносят результат.)
Правило 7. Тактика, которая тянется слишком долго, становится волокитой. Не превращайтесь в старые новости (даже радикальному активисту бывает скучно. Так что держите людей в состоянии взволнованном и увлеченном, организаторы должны постоянно находить новые тактики).
Правила 8, 9 и 10 и 11 детализируют тактику нападения, уже затронутую в предыдущих разделах: «Не отключай давление, но и не переусердствуй. Если переборщишь в негативе, он станет позитивом, поскольку публика симпатизирует обиженным. Ищи новые тактики, атакуй со всех флангов, не давая врагу шанса передохнуть, перегруппироваться и сменить стратегию. Угроза чаще более действенна, чем реальная акция. Она рождает в коллективном уме атакуемой организации картины ужаса от возможных последствий и деморализует противника».
Правило 12. Цена успешной атаки – конструктивная альтернатива. Никогда не позволяйте врагу набирать очки оттого, что вас поймали врасплох без решения проблемы. (Старая мудрость: если вы не часть решения, значит, вы часть проблемы. У активиста организаций есть повестка дня, и их стратегия - иметь место за столом, быть участником форума для сохранения власти. В общем, они до).
Правило 13. Ухвати цель, заморозь ее и поляризуй. (Отсеки сети поддержки и изолируй цель от симпатий. Иди по следу людей, а не учреждений, людям быстрее причинить боль, чем учреждениям. Это жестоко, но очень эффективно. Прямая, персонализированная критика и осмеяние дают результат)3.
В принципе логично, что американские политтехнологи именно сейчас, в обстановке кризиса и обещанных новаций, отряхнули от нафталина давние «радикальные правила» для мобилизации массовых сетевых технологий. Согласно американской политической моде, тактика разжигания и управления конфликтом на уровне обыденного сознания и бытовой жизни масс – ключ к стратегии перемен, особенно благоприятных в периоды социальных стрессов и кризисов.
Фамилия Алинского стала вводиться в международный обиход политической «высокой моды» накануне президентской кампании в США. Американский академический исследователь Майкл Бехрент (Michael C. Behrent) пытался вписать намечаемые американскими демократами перемены в широкий политический контекст, соответственно озаглавив свое исследование: «Савл Алинский, президентская кампания и история американских левых»4.
Ограничив историю американских левых лишь фигурой Алинского, четой Клинтон и Бараком Обамой, автор, независимо от его намерений, продемонстрировал тот тупик, в котором оказалась американская социальная мысль в поисках «третьего пути» - к обществу тотально деидеологизированному, «прагматичному».
Так же, как и переводчики учебника Алинского на французский, американский профессор-исследователь теряется в определении для французов профессионального занятия «нового левого», оставляя термин «community organizer» без перевода и лишь поясняя, что речь идет о чисто американских социальных реалиях, не знакомых европейцам. Буквальный перевод-де ничего не даст, поскольку, если, скажем, речь об «общине», - то во Франции это чаще всего относится к церкви, а в Америке этим понятием можно много чего объять.
С этим объяснением не поспорил бы, наверное, и сам Алинский, организуя американскую общину в духе «снятия табу» для разрушения традиционных понятий и начав как раз с церкви. И в Америке не так уж давно слово «община» ассоциировалось преимущественно с жизнью церковного прихода.
Ассоциация поменялась на «власть». Власть, по Алинскому, - это «сама сущность, динамо жизни», главный принцип организатора.
«Личный интерес» - это второе табу, которое снимает Алинский. Если власть – это цель организатора, его опорный пункт – личный интерес. Чтобы организовать общину, он должен апеллировать к ее интересам (и убедить, что ничего постыдного в этом нет), одновременно идентифицируя лиц, которые служат препятствием таким интересам. «Сомневаться в силе личного интереса, который пронизывает все сферы политики, - настаивал Алинский, - это все равно что отказываться видеть человека таким, каков он есть, и видеть его таким, каким хотелось бы, чтобы он был».
Конфликт также рассматривается Алинским в русле снятия стесняющих этических табу. Поскольку во главу угла ставится личный интерес, что всегда сталкивается с другими личными интересами, организатор должен принять конфликт не только как вещь неизбежную, но и желаемую – ибо ничто не мобилизует так, как антагонизм. Задача организатора – «сыпать соль на раны людей общины, усилить скрытую враждебность настолько, чтобы она проявилась открыто, найти канал, через который люди могут излить свои прошлые унижения…»5.
Первая победа Алинского как общинного организатора ознаменовалась поддержкой иерархов католической церкви, разрешивших людям из чикагской общины Алинского, преимущественно иммигрантам-католикам, объединенным неформальным «правозащитником» в социальный проект «Задний двор» (Back Yard), агитировать в католических приходах. Принцип «частных интересов» сработал и здесь. Церковным иерархам разъяснили «угрозу» и растолковали альтернативу – отход общины к рабочим союзам и коммунистам, потеря прихожан и пожертвований или поддержка Алинского, улучшение благосостояния прихожан и рост церковной казны.
Тактика «угрозы» тоже оправдала себя. В письме к французскому философу, католику-реформисту Жаку Маритэну (при де Голле послу в Ватикане) Савл Алинский с характерной для него склонностью к эпатажу и богохульству писал, что он – второй наиболее влиятельный еврей в истории христианства. Заслуги Алинского перед католицизмом оценил и сам Маритэн. В 1958 году кардинал Монтини, архиепископ Милана, позже Папа Павел VI, попросил Маритэна, известного своими «социалистическими связями», помочь миланским приходам – там рабочие тоже отбивались от церкви, предпочитая искать защиту в рабочих союзах и у компартии. Маритэн посоветовал решить деликатную проблему с помощью Алинского, и будущий Папа Павел VI пригласил эпатажного богохульника в Милан6.
(Окончание следует)
1 Manuel de l'animateur social : une action directe non violente (Edition du Seuil, 1976)
2 Цитировано в Hillary Rodham: “There is only the fight”: an analysis of the Alinsky model (Wellesley College, 1969. www. gopublius.com/HCT/HilaryClintonThesis.html
3 Saul Alinsky, Rules for radicals: a practical primer for realistic radicals (Random House, 1971)
4 Michael Behrent. Saul Alinsky, la campagne presidentielle et l’histoire de la gauche americaine.
www.laviedesidees.fr5 Rules for radicals, pp 50,51,54,62
6 Deal W. Hudson, Matthew Mancini.Understanding Jacques Maritain. Mercer University Press.1988
http://www.fondsk.ru/article.php?id=2462