Открытое письмоПрезиденту России Д.А. Медведеву«Разрушим их хвалёную духовность —
и Россия рассыплется сама».З.Бжезинский (США)Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Пишу Вам, ни на что не надеясь. Говорят, что ни Вы, ни В.В.Путин писем от «электората» и «россиян» не читаете. Мало того, один мой знакомый, кстати, госслужащий немалых чинов, узнав о моём намерении писать Вам, вволю посмеялся надо мной, пояснив, что всё это равносильно тому, как если бы жители оккупированной смоленщины писали жалобы в немецкую комендатуру. Но пусть моё письмо, как у нас в Сибири говорят, на пустые леса кукушкин звон, я хоть попыталась вступиться за Россию — уж очень больно смотреть на то, что происходит.
Дмитрий Анатольевич!
В одном из своих выступлений Вы заявили: «Мы строим новое государство». А какое такое новое? Судя по всему — сегодняшние правители России вознамерились построить на одной седьмой (пока ещё) части земли некое географическое пространство «под брэндом Россия». А «старую», тысячелетнюю «от моря до моря», которую наши предки построили, куда денете? У меня складывается впечатление, что сегодняшней Россией правят люди «не чуя под собой страны». История, вековые традиции, КУЛЬТУРА нашу власть не заботят. Возможно, не все понимают смысл, значение КУЛЬТУРЫ в судьбе всякого государства? Я поясню.
КУЛЬТУРА — внегенетическая память народа о себе. Она не наследуется биологически. Она исторически сохраняется и взращивается, т.е. культивируется, возделывается живущим поколением людей и передаётся следующему. Именно КУЛЬТУРА определяет цивилизационный код, особенность, отличие одного народа, одного государства от другого. Этими отличиями мы и интересны друг другу. Созидание культуры без воли государства невозможно. Где же это воля? Сегодня превзойдены все предельно допустимые нормы невнимания государства к культуре, искусству, морально-нравственному состоянию общества. Пользуясь этим, правящая наднациональная финансово-олигархическая «элита» России нашла системный подход к подрыву её устоев, на которых Россия держалась более тысячи лет. Горько видеть, как успешно они действуют по рецепту нашего заклятого «друга» З.Бжезинского: «Разрушим их хвалёную духовность — и Россия рассыплется сама».
Широкую дорогу «варваризации» нашей страны, разгула антикультуры и аморализма в России открывает сама Конституция Российской Федерации. В ст. 13, пункт 1 сказано: «В РФ признаётся идеологическое многообразие», пункт 2 — «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Воистину, шедевр «либеральной» риторики! А главное — очень удобно. Никакой претензии к государству, никакой жалобы на нечестивцев, унижающих моё человеческое и национальное достоинство всякими «голыми и смешными», лицезрением скотофермы «Дома-2». У государства свобода от всего! От влияния на эту самую идеологию, свобода от формирования стратегии и целей развития страны, свобода от какого-либо учёта в своей деятельности векового опыта наших народов в устроении своей жизни и судьбы. Спрашивается — почему все реформы, в т.ч. образования и медицины, с треском провалены, почему так бесстыдна наша экономическая политика, когда в кризис помогают абрамовичам, а не миллионам обездоленных? А потому, помимо всего прочего, что все эти изменения должны были предваряться ЗАКОНОМ О КУЛЬТУРЕ. Культура - основа национального самостоянья, скрепа государства и вектор его развития.
Можно подумать, что ни Президент, ни правительство, ни Дума и Совет Федерации просто не осознают важность культуры в жизни страны, не знают ответа на извечный пушкинский вопрос: «Куда ж нам плыть?» и плывут дружно «без руля и без ветрил». Вот уж нет! Кто-то, может быть, и не знает, у кого-то руки не доходят до таких «мелочей», но разные швыдкие кормчие на борту корабля «под брендом Россия» хорошо знают, что делают. Пользуясь статьёй 13 и её пунктами (1,2), принятыми, видимо, наскоро, в жутко либеральные ельцинские времена, они запустили на всю катушку механизм растления народа. Надо, пока не поздно, изменить, скорректировать содержание этих параграфов ст. 13 (ведь у нас не принято относиться к Конституции, судя по недавним правкам, как к священной корове). Но плодотворнее издать, наконец, ЗАКОН О КУЛЬТУРЕ, где необходимо предельно чётко обозначить принципы соработничества государства и деятелей культуры и искусства, их обязанности и меру ответственности за духовное здоровье и благополучие своей страны.
Я работник образования. Оно должно давать не только знания, но СВЕТ душе, отсюда и произошло слово ПРОСВЕЩЕНИЕ. Откуда же СВЕТ, если гуманитарные предметы в школе и вузах сведены до минимума, а школьное сочинение и вовсе отменили. Надо иметь крепкие нервы, чтобы проверив у первокурсников первую самостоятельную письменную работу, не попасть в палату № 6.
В школе, как везде в России, культ компьютера. Из подспорья, предназначенного освободить мозг человека от рутинной работы и оставить ему больше времени для собственно творчества, он превратился в фетиш, род компьютерной тюрьмы. Почему наше чужебесие так избирательно и мы заимствуем у той же Америки только худшее? Педагоги США и стран Европы давно бьют тревогу: компьютер, используемый не по назначению, снизил за последние годы индекс креативности, уровень творческой потенции школьников на 28-30%. И пресловутый ЕГЭ рассчитан на ученика, у которого уже сформировано роботизированное, без затей, сознание. Ратовать за введение ЕГЭ по гуманитарным дисциплинам, важнейшим в становлении миропонимания и мирочувствования школьника, могли лишь невменяемые, либо — всё это элементы тщательно продуманной системы слома нашего традиционно добротного образования.
На недавнем долгожданном событии — вручении премий молодым учёным — я уловила пренебрежительную нотку в вашем высказывании: дескать, сделайте, гуманитарии, что-либо равное по значению, тогда что-нибудь получите... Научные открытия, за некоторым исключением, унифицированы и космополитичны, то же самое завтра могут сделать другие, а вот личутинскую трилогию «Раскол» уже никто ни в какие веки не повторит!
Личность развивает КНИГА, но много ли книг, которые действительно воспитывают и развивают нравственно-эстетические потребности, художественный вкус? И много ли найдётся охотников печатать, по их разумению, нерентабельные книги? И как их отыскать в куче культуроподобного хлама наших книжных магазинов?
Когда-то Ромен Роллан высказал такую мысль: если бы Россия не дала миру ничего, кроме литературы, то и тогда она осталась бы в истории как великая из великих. Со времён митрополита Илариона и протопопа Аввакума СЛОВО формировало русское духовно-нравственное, историческое сознание, гордость за деяния предков, идеалы, которые всегда были выше сытости. И что немаловажно — воспитывало вкус и любовь к волшебному русскому языку, о котором Осип Мандельштам писал: «Каждое слово словаря Даля есть орешек Акрополя, маленький Кремль. Отлучение от языка, столь высокоорганизованного, РАВНОСИЛЬНО ДЛЯ НАС ОТЛУЧЕНИЮ ОТ ИСТОРИИ».
СЛОВО лежит в основе всех ИСКУССТВ, оно есть отражение вершинных духовных свершений нации. Вспомним знаменитое пушкинское — «история страны принадлежит поэту». За два десятилетия мы полностью разрушили литературное дело как поддержку и опору нашей жизни и государственности. Политика «чтиво вместо литературы», реклама развлекаловки и отвлекаловки и полное замалчивание русской писательской литературы несут угрозу выживанию великой русской цивилизации, которая не мечом, а Словом, Верой собрала народы под свой спасительный кров.
Дмитрий Анатольевич!
Русская литература всегда прирастала провинцией. Красноярец Виктор Астафьев, вологжане Василий Белов, Виктор Коротаев и Николай Рубцов, курянин Евгений Носов, северянин Фёдор Абрамов, алтаец Василий Шукшин, иркутяне Валентин Распутин и Александр Вампилов, поморцы Владимир Личутин и Мария Аввакумова, волжане Диана Кан и Светлана Кекова — это цвет русской словесности. Сегодня в провинции талантов не меньше, но пробиться в Москву, напечататься там и получить читателя за пределами своего региона невозможно — нет у нас, особенно у сибиряков и дальневосточников, с метрополией единого культурного пространства. Вообще, создаётся впечатление, что государство обустраивает и считает Россией территорию в пределах Московского княжества, или чуть дальше — до Урала, а потому московские издательства не считают себя обязанными печатать провинцию. Например, иным иркутским авторам, чудом получившим российскую или даже международную литературную премии, присылают лишь дипломы да фарфоровые безделки-призы, но зато на одних и тех же русскоязычных, часто закордонных и обязательно русофобских авторов московские и не только московские Альфа и прочие банки тратят миллионы. Премии «Большая книга», Букеры разных размеров для того и созданы, чтобы оскоплять русское слово, низвести его до уровня информашки. Принижение литературного дела, приравнивание Союза писателей (а ведь там, как ни крути, немало талантов от Бога) к Обществу собирателей спичечных этикеток, непризнание писательского труда за труд профессиональный и, следовательно, лишение писателей всего того, что положено работающему человеку в России — это не просто позор и просчёты законодателей. Это хорошо продуманный системный ход, подтачивающий самый корень вековых духовных устоев России.
Стыдно смотреть, как под натиском нищеты члены Союза Писателей СССР и России стоят офенями на перекрёстках, распродают свой маленький тираж, т.к. их прозу и стихи в магазины не берут. Книготорговцы объясняют: люди разучились читать и понимать художественную литературу, она требует серьёзных духовных усилий, чувства СЛОВА. Вот состряпайте нам что-нибудь занимательное, чтобы можно было быстро, не разжёвывая, проглотить, тогда будет прибыльно и нам и издателям.
А почему бы не иметь в Иркутске и везде в регионах России (под эгидой Союза писателей, региональных министерств культуры) хоть один государственный книжный магазин, который мог бы служить ориентиром, показателем высоких научных и художественных достоинств печатного издания? Говорят, законодательство таково — область не имеет на это права! А какие права вообще имеют регионы? И особенно сибирские? Вымирать и деградировать? Сибиряки уже смирились с тем, что все значимые и прибыльные производства в руках у москвичей — туда идут налоги. Без государственной воли и государственных дотаций бесперспективно и помышлять о создании в стране книжных магазинов для думающего читателя. А ещё мечтается об общероссийском бюджетном писательском журнале (допустим, «Провинция» или «Литературная Россия»), ведь русская земля не только вокруг Кремля. Читающий люд смог бы убедиться в том, что в провинции, глубинке коренное русское слово ещё не выветрилось.
Надо принудить (либо поощрять каким-то способом) транснациональные корпорации, которые жируют на богатствах наших сибирских недр, принимать участие в финансировании культурных проектов тех территорий, где они получают свои баснословные прибыли.
Ни в какие времена того не бывало, чтоб исчисляли пользу от искусства в денежном выражении. Искусство сверхприбыльно другим1. Государство, Церковь всегда использовали великие воспитательные возможности литературы, живописи, архитектуры. Искусство — нравственный поводырь нации, и государство должно понять, что крепость страны и её будущее напрямую зависят от духовного самочувствия народа. Нефть и газ, потребности «живота» далеко не всё определяют, особенно в России. Нам, как с удивлением замечают иноземцы и со снисхождением доморощенные западники, лучше хорошо думать, чем хорошо жить. Это правда — «хорошо жить» у нас без «хорошо думать» просто не получится. Те, для кого наши святыни пустой звук, отчалили к закордонным молочным рекам и кисельным берегам, но в нас, неисправимых патриотах, не покинувших Россию в беде, всё ещё живёт пушкинская любовь к тому Отечеству, которое Бог дал, и тревога за его будущее.
Подобно тому, как жизнь на земле бережёт тонюсенький слой озона, так основы цивилизации, духовный стержень государства оберегает тонюсенький озоновый слой высокой культуры, связанной с народной почвой, а вовсе не горы попсовой антикультуры, паразитирующей на инстинктах толпы. Попса выживет без помощи государства, тем более что у неё полно покровителей на самом верху! Программой для правительства должны быть знаменитые слова поэта: «Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами».
Идеологию и политику, в том числе и культурную, в нашей стране, к сожалению, определяют технократы. Они уверены, что в постиндустриальном обществе потребность в образном познании и осмыслении мира отпала. А куда деть человеческие эмоции? Ещё Кант утверждал, что решения разума, не проверенные чувством, сердцем, совестью, зачастую аморальны. Вспомним горькую судьбу академика Легасова, который в своей предсмертной записке написал: «Чернобыли взрываются потому, что наши гении техники стоят на плечах таких же технарей, каковы сами, а не на плечах Толстого и Достоевского».
Вот еще одно оправдание скудного, остаточного содержания культуры — бедные мы, а сейчас и вовсе кризис. Да разве только от безденежья наши беды? Кризис, разруха в головах и душах — вот из-за чего сиротствуют дети при живых родителях, а сироты-старики при здравствующих детях заживо сгорают в наших убогих домах для престарелых! В войну и после войны (я это ещё помню) наши опухшие от голода матери не бросали детей и стариков! Воспитаны были по-другому. А теперь в школах душеполезных предметов почти не осталось. Литература в загоне. А зачем? «Пушкин устарел», история свелась к фиксации событий. А что, у них была «душа»? А за событиями надо увидеть живых людей? — понимание подобных «химер» ЕГЭ не предусматривает. Потеряв всякие исторические национальные ориентиры, мы перестали понимать, чему надо радоваться и чему огорчаться. Мы испытываем телячий восторг, когда наша, состоящая наполовину из «варягов», футбольная команда под руководством тоже «варяга» Хиддинка чего-то там добилась, или безголосый Билан отхватил на задворках Европы какой-то приз, пропев чужую песню на чужом языке! Убеждена — эта бесовщина кем-то щедро оплачена!
Ничто не вечно под луной — пройдёт и кризис. Затянем потуже пояса — нас ли пугать этим? В культурном коде нашего народа (не приведи Господи его расшатывать!) заложен приоритет государственных интересов над личными. Мы больше всего боимся, по словам В.Г. Распутина, проснуться однажды утром в своей постели, ДА НЕ В СВОЕЙ СТРАНЕ. А мне иной раз кажется, что мы уже живём не в своей стране, да только не осознаём этого, потому что ещё не проснулись. Чужебесие на ТВ, где русские слова тонут в англоязычном волапюке, вывески, названия «офисов», магазинов и рынков, объявления о приёме на работу на неизвестном наречии, на непонятные должности. Дожили до того, что в России появляются «русские школы»! Какой ещё беды ждать?
Дмитрий Анатольевич!
Умаление духовного начала в жизни наших народов может дорого обойтись всем нам. Конечно, «дух дышит где хочет», и Россия, надеемся, выживет с Божьей помощью, несмотря на то, что наш доверчивый народ оказался безоружным перед современными способами мошеннической манипуляции общественным сознанием. Все здоровые и патриотически ориентированные люди в России, и прежде всего властные люди, должны стремиться выправить положение, пока ешё не поздно. А для этого, уважаемый Дмитрий Анатольевич, необходимо ВАМ проявить власть и ускорить принятие следующих законов:
1. ЗАКОН О КУЛЬТУРЕ. Определить законом (на будущее) нижнюю шкалу финансирования культуры — не ниже 3,5% от ВВП. Считаю, что в рамках этого закона необходимо определить цели и перспективы развития ОБРАЗОВАНИЯ на всех уровнях.
2. ЗАКОН О ЗАЩИТЕ РУССКОГО ЯЗЫКА. Здесь и мудрить нечего — достаточно изучить французское, самое совершенное, на мой взгляд, законодательство об охране национального языка.
3. ЗАКОН О ТВОРЧЕСКИХ СОЮЗАХ. Камнем преткновения в формулировке данного закона может стать само понятие «писатель», «литератор», тем более что в последние годы, с потерей статуса и престижа Союза Писателей, в Москве да и повсюду в России принимали «в писатели» всех, кто более или менее связно излагает свои мысли. Но для уяснения того, чем отличается художественный текст от просто текста, существуют литературоведы, художественные советы при СП, где эти СП ещё живы.
Дмитрий Анатольевич!
Неужели нельзя направить хоть тонкую струйку из нефтегазовых труб в направлении русской культуры, пока не вострубили для всех нас трубы АПОКАЛИПСИСА?
Позаботьтесь о писателях, художниках, серьёзных композиторах. Для начала поручите Министерству Культуры РФ созвать съезд творческих работников России, а чтоб он не превратился в очередную говорильню без всяких конструктивных последствий для культуры и будущего страны, примите участие в его работе. Вы не пожалеете — ХУДОЖНИК. СЛОВА, КРАСКИ, ЗВУКА в России всегда был, есть и будет укрепой Отечеству нашему, особенно в лихую годину! А она, похоже, не за горами...
Ах, к кому бы ещё возопить — спасите Землю русскую, заросла она трын-травой, отмените Кодекс о земле, отнявший её у крестьянина. Неужели у Президента нет власти и полномочий принудить Думу преодолеть давление земельных спекулянтов и принять, наконец, ЗАКОН О ЗЕМЛЕ, согласованный с нашими вековыми традициями отношения к земле-матушке? Без деревни нет России. И дело не только в продовольственной безопасности нации. Без живительных соков родной земли уже начинают отсыхать, что очевидно, ветви русской культуры. Так сбережём корни — докажем всем, а прежде всего себе, что мы народ ещё живой.
Хочется верить, уважаемый Дмитрий Анатольевич, что письмо моё, вопреки всем скептикам, не останется «гласом вопиющего в пустыне» — ведь нас много, думающих, что в условиях глобализации само выживание уникальной нашей цивилизации возможно только на основе корневой, предками завещанной, веками проверенной на прочность русской культуры.
Тамара Бусаргина, почётный работник высшего специального образования Российской ФедерацииПриглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала:
"Русская беседа" http://voskres.ru/kolonka/busargina.htm