Михаил Арутюнович Кардашев - независимый эксперт.От гонки вооружений к гонке разоружений, или Петля для РоссииСША вряд ли пойдут на заключение равноправного договора5 декабря 2009 года истекает срок действия Договора об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1), заключенного в 1991 году и вступившего в силу в 1994-м. В настоящее время ведутся переговоры по новому подобному договору, который должен прийти на смену СНВ-1.
В связи с этим уместно напомнить о некоторых фактах и событиях, предшествовавших подписанию этого документа.
Пока эти ракетоносцы являются основой морских стратегических ядерных сил России. НАРАЩИВАНИЕ И СОКРАЩЕНИЕПосле ликвидации в 1949 году монополии США на ядерное оружие, они еще в течение 40 лет превосходили СССР по численности развернутых стратегических ядерных боезарядов. При этом в 1950-е годы и в начале 1960-х годов это превосходство было подавляющим. Так, в 1955 году у США было в 56 раз больше развернутых стратегических ядерных боезарядов, чем у СССР, а в 1960 году – в 17 раз. Количественное превосходство США над СССР в ядерных вооружениях, способных действовать по объектам на территории другой стороны, было еще более значительным с учетом наличия у них на авианосцах штурмовиков – носителей ядерного оружия и тактического ядерного оружия в Европе.
СССР предпринимал все возможное для ликвидации имевшегося превосходства США. В результате в начале 1970-х годов был достигнут военно-стратегический паритет – состояние, при котором любая из сторон в случае нанесения ею первого ядерного удара гарантированно получала ответный ракетно-ядерный удар с неприемлемым для нее уровнем ущерба. То есть стороны стали обладать возможностью взаимного ядерного сдерживания. Наличие военно-стратегического паритета явилось ключевым фактором обеспечения стратегической стабильности. Правда, США имели двукратное превосходство над СССР в численности боезарядов, развернутых на стратегических носителях, и обладали преимуществом в таких качественных характеристиках СНВ, как точность стрельбы, оснащение баллистических ракет РГЧ ИН, максимальная дальность стрельбы БРПЛ, шумность и коэффициент оперативного использования подводных лодок-ракетоносцев, и ряде других.
Дальнейшее количественное наращивание стратегических ядерных вооружений не обеспечивало ни одну из сторон значимым дополнительным преимуществом, поскольку число развернутых ядерных боезарядов более чем на порядок превосходило уровень, необходимый для нанесения неприемлемого ущерба в ответном ударе. Наличие многочисленного ядерного арсенала увеличивало риски, связанные с его эксплуатацией. Не был исключен риск непреднамеренного развязывания ядерной войны в результате неправильной оценки обстановки и технических ошибок, типа ложного срабатывания системы предупреждения о ракетном нападении. В этих условиях стороны пошли на договорное ограничение и сокращение СНВ с одновременным введением ограничений на территориальные системы противоракетной обороны.
В начале 1970-х годов СССР и США пришли к согласованной позиции о дестабилизирующем характере этих систем. Вследствие чего в 1972 году был заключен бессрочный Договор об ограничении систем ПРО, а в 1974-м – подписан протокол к нему. Он вводил количественные ограничения на число противоракет и районов их размещения, запрещал создание, испытания и развертывания систем ПРО морского, воздушного, космического, наземно-мобильного базирования, а также их размещение вне национальной территории. Этот договор обеспечивал возможность осуществления сокращений СНВ.
Заключенным в 1972 году между СССР и США Временным соглашением ОСВ-1 сначала были введены ограничения на численность МБР и БРПЛ сторон. К 1985 году было достигнуто примерное равенство между США и СССР в численности ядерных боезарядов, развернутых на стратегических носителях (их количество составляло примерно 11 000 и 10 000 единиц соответственно). В 1987 году был заключен Договор о ракетах средней и меньшей дальности (РСМД), что привело к ликвидации всех ракет СССР и США наземного базирования с дальностью от 500 до 5500 км. В 1991 году был подписан Договор СНВ-1, вступивший в силу в декабре 1994 года. В соответствии с меморандумом к нему по состоянию на 1 сентября 1990 года число развернутых стратегических носителей (МБР, БРПЛ, тяжелые бомбардировщики) составляло 2500 единиц у СССР и 2246 – у США, а количество боезарядов, числящихся за ними, соответственно 10 271 и 10 573 единицы.
В ходе выполнения договора к концу 2001 года СНВ сторон были сокращены приблизительно в два раза. Численность развернутых стратегических ядерных боезарядов составила 5518 единиц у России и 5948 – у США, а число стратегических носителей (МБР, БРПЛ, тяжелые бомбардировщики) уменьшилось до 1136 и 1237 единиц соответственно. Дальнейшие сокращения стратегических наступательных вооружений производились в соответствии с Договором о стратегических наступательных потенциалах (СНП) 2002 года. Этим действующим в настоящее время договором предусмотрено практически трехкратное уменьшение численности развернутых стратегических боезарядов сторон до уровня, не превышающего 1700–2200 единиц к концу 2012 года.
На 1 января 2009 года количество оперативно развернутых стратегических боезарядов в соответствии с правилами засчета, установленными Договором СНВ-1, составило 5576 единиц у США и 3909 – у России, а число развернутых стратегических носителей – 1198 и 814 единиц соответственно. В обсуждаемом в настоящее время новом договоре по СНВ рассматриваются более глубокие сокращения, чем те, которые прописаны по Договору о СНП. На прошедшей в Москве встрече Барака Обамы и Дмитрия Медведева был подписан документ, в котором определены предварительные параметры сокращений боезарядов до 1500–1675 единиц, а стратегических носителей – до 500–1100 единиц.
АЛЬТЕРНАТИВЫ НЕТТемпы изменения численности ядерных боезарядов, развернутых на стратегических носителях, в период с 1991 года по настоящее время сопоставимы с темпами гонки ядерных вооружений с 1960 по 1970 год, но с обратным знаком. Это позволяет обозначить время после 1991 года как эпоху гонки разоружений. График изменения численности развернутых стратегических ядерных боезарядов СССР (России) и США в период с 1945 года по настоящее время представляет собой петлю, верхняя часть которой отражает гонку вооружений, а нижняя – гонку разоружений.
Сокращения СНВ Россией не имели альтернативы вследствие отсутствия экономических возможностей для их поддержания не только в прежних, но и в существенно уменьшившихся количествах. Сочетание высоких темпов вывода исчерпавших свой ресурс стратегических вооружений с низкими темпами ввода в боевой состав новых СНВ предопределило разоружение России, которое произошло бы независимо от наличия договоров о сокращении СНВ с США. Однако США были заинтересованы в договорном характере ограничений и сокращений СНВ, поскольку это позволяло осуществлять контроль процесса разоружения России и реализовать его в сжатые сроки в более выгодной для них конфигурации.
Договорами по СНВ предусматривалось уничтожение в первую очередь наиболее мощных и эффективных (в том числе в условиях развертывания эшелонированной системы ПРО США) типов наших ракетных комплексов (тяжелые МБР) и введение жестких ограничений на размещение и функционирование мобильных ракетных комплексов наземного базирования. США даже пошли на финансирование ликвидации СНВ России. Речь идет о программе Нанна–Лугара. Она, в частности, обеспечила для США ускоренную ликвидацию трех наших наиболее мощных подводных ракетоносцев проекта 941(«Акула»).
Результаты гонки разоружений неоднозначны. С одной стороны, устранена многократная избыточность боезарядов, развернутых на стратегических носителях. Казалось бы, должен повыситься уровень стратегической стабильности и безопасности. Однако этого не произошло. Сокращения стратегических наступательных вооружений привели к существенному уменьшению имевшегося запаса стратегической стабильности, и она стала более критичной к ранее существовавшим негативным факторам и новым негативным изменениям внутренних и внешних условий. К таким негативным изменениям внешних условий следует отнести:
– выход США из бессрочного Договора по ПРО и развертывание эшелонированной системы ПРО, включая второй позиционный район на территории США, систему ПРО морского базирования, а также планы по развертыванию системы ПРО в Европе;
– разработка США качественно новых систем ПРО авиационного и космического базирования;
– создание и развертывание США космических радиолокационных систем обнаружения подвижных грунтовых ракетных комплексов;
– наличие у США тактического ядерного оружия передового базирования, не ограниченного никакими договорами;
– возможность многократного увеличения США численности ядерных боезарядов, развернутых на стратегических носителях после сокращений по Договору о СНП за счет так называемого возвратного потенциала;
– возможность массового развертывания ядерных крылатых ракет морского базирования (КРМБ) большой дальности, не ограниченных так же, как и их носители, какими-либо договорами;
– создание и массовое развертывание США высокоточного оружия в неядерном оснащении, способного решать боевые задачи, ранее возлагавшиеся только на ядерное оружие, и отсутствие возможности у России парирования новой угрозы средствами аналогичного класса.
МБР «Воевода» (она же «Сатана») через несколько лет придется снять с вооружения.ФАКТОР ПРОВыход США из Договора по ПРО и последующая практическая реализация плана создания эшелонированной системы стратегической противоракетной обороны представляют серьезную угрозу стратегической стабильности и затрудняют дальнейшее сокращение стратегических наступательных вооружений. В настоящее время развернуто 30 противоракет GBI шахтного базирования на Аляске и в Калифорнии. К концу следующего десятилетия число кораблей, оснащенных системой ПРО «Иджис» с ракетами типа «Стандарт-3», может возрасти до 80.
В 2009 году в США проведены испытания авиационной лазерной системы ПРО, размещаемой на самолете Боинг-747-400F, а также начата разработка новой авиационной системы перехвата баллистических ракет на активном участке траектории полета NOKADE на базе истребителей F-15 и ракет AMRAAM, которая также будет способна решать задачи противоспутниковой борьбы. Целью развертывания системы ПРО США, разработок новых видов противоракетных и противоспутниковых систем является обеспечение в перспективе возможности обесценивания потенциала ответного удара стратегических ядерных сил России. Учитывая, что в следующем десятилетии численность развернутых стратегических боезарядов сократится почти на порядок по сравнению с 1980-ми годами, возможность решения такой задачи становится все более реальной.
На вооружении США в конце 1990-х годов появились ИСЗ радиолокационной разведки, способные обнаруживать днем и ночью в любых погодных условиях объекты на поверхности Земли. С 1998 года в США выведены на орбиту четыре ИСЗ радиолокационной разведки типа «Лакросс», которые дополняют другие разведывательные спутники, оснащенные оптическими датчиками. С 1998 по 2000 год разработка спутников радиолокационной разведки проводилась в рамках программы «Дискавери-2». В соответствии с требованиями система из 24 космических аппаратов должна с высокой достоверностью, оперативно с частотой просмотра 10–15 минут обнаруживать объекты на поверхности Земли с разрешением до 0,3 м и точностью целеуказания 1,8 м, обеспечивая селекцию движущихся целей.
С 2001 года разработка в США космической системы радиолокационной разведки подвижных целей и наведения на них средств поражения осуществлялась в рамках проекта 5009, с 2002 года – проекта А004, а затем – в рамках программы Space Radar. Интеграция новых американских космических средств разведки в единый контур управления и боевого применения стратегических наступательных ядерных сил и высокоточного неядерного оружия представляет серьезную угрозу для отечественной подвижной наземной ракетной группировки стратегических ядерных сил.
ЕЩЕ РЯД СУЩЕСТВЕННЫХ МОМЕНТОВТактическое ядерное оружие США, размещенное в Европе и на морских носителях, может действовать по объектам на территории России. К данному оружию в настоящее время относятся крылатые ракеты морского базирования Tomahawk в ядерном оснащении, а также ядерные авиабомбы тактической авиации. По мощности ядерного боезаряда, дальности полета и точности стрельбы КРМБ Tomahawk эквивалентны стратегическим крылатым ракетам воздушного базирования ALCM-B. Ядерные авиабомбы тактической авиации США сопоставимы по мощности с боезарядами МБР и БРПЛ, а по точности попадания превосходят их.
Ныне США имеют 320 складированных ядерных боевых частей крылатых ракет. Ядерные КРМБ типа Tomahawk не ограничены какими-либо договорами и могут быть в короткие сроки развернуты на подводных лодках и надводных кораблях. Ракеты в ядерном оснащении внешне идентичны неядерным ракетам этого типа и размещаются на одних и тех же носителях. Это исключает возможность эффективного контроля объемов развертывания ядерных КРМБ в существующих условиях, когда в связи с позицией США крылатые ракеты морского базирования выведены за рамки договоров по ограничениям и сокращениям СНВ. Суммарный «активный потенциал» тактического ядерного оружия США (около 800 единиц), до 50% которого постоянно базируется в Европе, сопоставим с потенциалом стратегических ядерных зарядов, который должен остаться после сокращений по Договору о СНП, а тем более после предполагаемых сокращений по новому договору о СНВ.
В 2001 году США принята концепция новой «триады стратегических сил». В отличие от классической ядерной, состоявшей из МБР наземного базирования, БРПЛ и стратегической авиации, новая триада включает систему ПРО, стратегические ядерные силы и высокоточное оружие. Причем последнее становится равноправным компонентом перспективной системы стратегических сил США наряду с СЯС и ПРО. Сейчас арсенал высокоточного неядерного оружия США большой дальности включает крылатые ракеты Tomahawk, которыми оснащены надводные и подводные корабли и крылатые ракеты воздушного базирования CALCM на стратегических бомбардировщиках В-1В и В-52Н. В носители неядерных КРМБ Tomahawk переоборудованы четыре бывших ПЛАРБ «Огайо» (до 154 ракет на каждой). Суммарные возможности морских и авиационных носителей обеспечивают потенциальную возможность размещения от 4000 до 6300 единиц высокоточного неядерного оружия.
Уменьшение численности оперативно развернутых на стратегических носителях ядерных боезарядов до уровня, не превышающего 1700–2200 единиц, в рамках реализации Договора о СНП осуществляется США за счет снижения числа боевых блоков размещаемых на МБР «Минитмен-3» (с 3 до 1) и на БРПЛ «Трайдент-2» (с 8 до 4). Однако «разгрузка» ракет производится с сохранением платформ разделяющихся головных частей, а снятые боевые блоки не ликвидируются, а передаются на хранение на склады. Таким образом, обеспечивается возможность достаточного быстрого возврата к первоначальному варианту боевого оснащения и наращивания числа развернутых ядерных боезарядов с превышением в два раза максимального уровня численности предусмотренного договором.
(Окончание следует)