Аглая Верескова Тихонов чувствовал себя чужим в XXI векеВ последние годы Вячеслав Тихонов вел тихую жизнь, но не любил, когда его называли затворником. Знаменитый актер жил на пенсию, гулял по подмосковному лесу, изредка выбирался на местный рынок и все свое время отдавал внукам. В его отшельничестве многим виделась бедность, но сам Тихонов брал от жизни лишь то, что ему было необходимо: семья была рядом, а что до окружающего мира, то с каждым годом актер ощущал, как отдаляется от современности. 4 декабря 2009 он ушел из нашего мира навсегда.
Тихонов любил страну, в которой родился и вырос, - СССР, и жалел о ее исчезновении с карты мира. В той стране были открыты все двери: в любой момент можно было податься в любой уголок необъятной родины - будь то Крым, о котором актер всегда вспоминал с теплотой, или Кавказ, или Прибалтика. Его любили и ждали везде - как Илью Семеновича Мельникова из "Доживем до понедельника", как Николая Стрельцова из "Они сражались за Родину", как Ивана Ивановича из "Белого Бима - Черного Уха", как Андрея Болконского из "Войны и мира", как Штирлица из "Семнадцати мгновений весны".
Роль советского разведчика принесла ему славу такого невероятного масштаба, что впоследствии Тихонов стал уходить от любого упоминания Штирлица - герой мешал ему. В своей творческой биографии он страстно желал другую роль - князя Андрея Болконского, однако в ней актеру первоначально было отказано. Режиссер Сергей Бондарчук видел этот образ в исполнении Иннокентия Смоктуновского или Олега Стриженова, однако из-за их занятости так и не смог позвать ни того, ни другого. На пробах Тихонова настояла министр культуры Екатерина Фурцева - актер получил роль, но в итоге чуть было не расплатился за нее своей будущей, причем блистательной, карьерой: фильм "Война и мир" предшествовал большинству знаменитых ролей Тихонова.
Как вспоминает его дочь Анна, фильм понравился отцу, но нелестные замечания Бондарчука задели актера до глубины души. "Как все великие художники, Сергей Фёдорович был в некоторых вопросах суров и принципиален. А мой папа — человек, склонный к самокопанию, иногда даже болезненному. Поэтому все замечания и недовольства он принимал близко к сердцу, - приводят ее слова "Аргументы и факты". - После выхода на экраны "Войны и мира" папа решил, что уйдет в театр. Но вскоре его настроение переменилось".
Кинематограф исчез из жизни Тихонова лишь с наступлением нового тысячелетия. Один из лучших актеров двадцатого века оказался в двухтысячных без своей "темы". Он трижды появился на экране - в фильмах "Берлинский экспресс" (2001), "Глазами волка" (2005) и "Андерсен. Жизнь без любви" (2006). В современном кино он не только не снимался, но и не смотрел его, предпочитая старую-добрую классику. Актер чувствовал пропасть между своей эпохой и современностью - последней он был чужд и потому на даче, в кругу семьи, ощущал себя счастливее, чем где бы то ни было... Последнее появление Вячеслава Тихонова на большом экране станет уже посмертным - в фильме "Утомленных солнцем-2" Никиты Михалкова, премьера которого назначена на 9 мая 2010 года.
http://www.dni.ru/culture/2009/12/4/180832.html