О фундаменте Русского континента
Филиппины – это тропики; это ливни и адская жара, это сезонные тайфуны (два раза в год), ядовитые сколопендры, змеи, тучи кровососущих… Для палаточного городка поначалу следовало очистить от непроходимых дебрей пространство. Люди болели, некоторые надорвались в том труде.
В палатках и бараках многим пришлось прожить вместо ожидаемых 4 месяцев два года. Тяжело прожить. Выражение «жизнь на чемоданах» – не совсем метафора. Каждую понадобившуюся вещь, приходилось подолгу отыскивать в багаже.
Участник эвакуации из Шанхая, известный литератор Никита Валерианович Моравский (он родился в Шанхае в 1923 году) в книге «Остров Тубабао. 1949–1951: Последнее пристанище российской дальневосточной эмиграции» рассказывает: «В первые же дни нашего пребывания на Тубабао русское православное духовенство — священники, монашки — и миряне приступили к созданию церковной жизни, основав и обустроив на территории лагеря две палаточные церкви: Свято-Серафимовскую и Свято-Архангело-Михайловскую. Кроме того, филиппинские власти передали во временное пользование православных здание бывшей американской военной церкви. Эта церковь, ставшая православным Богородицким кафедральным собором, находилась за чертой лагеря, но к ней вёл свободный проход. Группа наших строителей водрузила большой православный крест над входом в храм, рядом с ним построила колокольню, а интерьер собора отремонтировала и установила в нем иконостас». Кроме этого был учреждён монастырь…
Тогда русские ещё точно знали: вера Православная – русский фундамент.
Разрушен был фундамент – рухнула историческая Россия. После катастрофического взрыва многие осколки Святой Руси разнесло по свету.
Самой яркой личностью – как в Шанхае, так и на Тубабао – был, безусловно, человек о котором замечено: «Каждый, кто встречался с ним взглядом, ощущал себя самым любимым существом на земле». Речь, конечно, об архиепископе Иоанне (Максимовиче), причисленном к лику святых всей полнотой Церкви в 2008 году, Шанхайском и Сан-Францисском чудотворце.
Владыка принадлежал к известному малороссийскому роду, представителями которого был просветитель Сибири XVII века святой Иоанн Тобольский (Максимович) и первый ректор Киевского университета Михаил Александрович Максимович (1804-1873).
Когда-то митрополит Антоний (Храповицкий), глава РПЦЗ, так отрекомендовал молодого епископа: «…этот маленький, слабый физически человек, по виду почти как дитя — есть чудо аскетической стойкости и строгости». О владыке Иоанне (1896-1966), о его необыкновенной подвижнической жизни и о явленных им чудесах сохранено множество свидетельств. (См., например книгу игумена Александра (Милиант) «Жизнь, чудеса и поучения великого святого 20-го века – Архиепископа Иоанна Шанхайского (Максимовича)», книгу протоиерея Петра Перекрестова «Владыка Иоанн – святитель Русского зарубежья» и др.)
Здесь приведём лишь одно из свидетельств, мгновенно воссоздающее портрет деятельного молитвенника владыки Иоанна.
На Филиппинах, как прежде и в Китае, святитель посещал всех, кто нуждался в нём – в тюрьмах и приютах, в домах и больницах. Вспоминает протоиерей Георгий Ларин, тогда руководитель церковного округа на Тубабао, сопровождавший владыку в больницу города Гюан на Самаре (на Тубабао был свой госпиталь, но тяжёлых отправляли на Самар): «Как-то, войдя в русское больничное отделение, мы услышали страшные крики, доходившие издалека. На вопрос владыки о причине этих криков русская сестра сказала, что это безнадежная больная, которую, как беспокоящую своим криком больных, поместили в прилегающий к этому зданию бывший американский военный госпиталь. Владыка немедленно решил идти к больной, но русская сестра не советовала ему это делать, так как от больной исходит зловоние. “Это не имеет значения”, — сказал владыка и быстрыми шагами направился в другое здание. Я последовал за ним. Действительно, от больной женщины исходил неприятный запах. Подойдя к ней, владыка положил ей на голову крест и стал молиться. Я вышел. Владыка молился долго, затем исповедал больную и причастил. Когда мы уходили, она уже больше не кричала, но только тихо стонала. Через какое-то время мы снова поехали в госпиталь и едва успели въехать на нашем джипе во двор, как из госпиталя выбежала женщина и бросилась к ногам владыки. Это была та “безнадежная” больная, за которую он молился».
Дивен Бог во святых Своих. Мир, увидев владыку Иоанна, увидел воочию Святую Русь.
Чтобы добиться разрешения на выезд беженцев с Филиппин в более благоприятные страны, святитель отправился в США. Для получения разрешения нужно было – ни много ни мало – изменение Сенатом закона о беженцах. Владыка и его сподвижники проделали огромнейшую работу, преодолели бумажную волокиту, подготовили и провели все необходимое, озвучили обращения…
В течение двадцати семи месяцев, которые русские провели на Тубабао, тайфуны обходили лагерь стороной. По соседству на островах гибли люди. На Тубабао жертв не было. Мало кто сомневался, что причина в молитвенной помощи архиепископа Иоанна.
Последняя большая группа тубабаовцев, как о том пишет Никита Моравский, несколько сот человек, была доставлена в Сан-Франциско в июне 1951 года. В декабре на Самар и Тубабао обрушился чудовищный тайфун «Ами». В русском лагере оставались ещё более ста человек. Во время тайфуна, по свидетельству другого очевидца, «наводящим ужас на людей был момент, когда, как карточные домики, стали рушиться и превращаться в груду развалин деревянные и железные бараки…». Люди прятались в овраги, забивались под полы, привязывались к толстым деревьям. Несколько деревень и город Гюан были разрушены. Число погибших среди местного населения не поддавалось подсчёту. Все русские были ранены, но погибли двое, мужчина и женщина.
Владыка откликнулся полным сочувствия письмом. Обращение его содержало и наставление, адресованное, по сути, всему Русскому Зарубежью: «Почему природа, в продолжение почти трех лет щадившая нашедших себе убежище на Тубабао, ныне так безжалостно разразилась на небольшой остаток, когда близко окончательное расселение? Нам вспоминаются слова Спасителя: Думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих во Иерусалиме? Нет, говорю вам, но если не покаетесь, все так же погибнете (Лк 13, 4–5). Совершившееся ныне есть напоминание всем прежде бывшим там о том, что могло их постигнуть и чего они избежали. Оно есть предостережение всем спасшимся, где бы они ныне ни находились…»
Здесь понимание и смысл вообще всей Русской катастрофы.
О смысле Русской катастрофы
Укрепление порушенного фундамента Русского континента гипсом коммунистической идеи оказалось косметическим, недолговечным ремонтом. Гипс выкрошился, вымылся, энергия законсервированного взрыва вырвалась наружу уже у нас под ногами, в 1991-м. Также, несомненно, выкрошится и новенький гипсовый раствор, замешанный на «ценностях и институтах демократии», ценностях, атеистических по сути. И что тогда?.. Интересна ли Господу Русь без веры?!
И без неё подобного пруд пруди.
Сподвижник владыки Иоанна, известный богослов архимандрит Константин (Зайцев), также бывший обитатель Тубабао, писал, что нельзя представить себе обновлённую Россию как возникновение чего-то нового, это было бы пустой мечтой. Он утверждал: "Может идти речь только о возстановлении исторической России».
Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский чудотворец видел грядущее возрождение обновлённой России в покаянии народа за грех отступничества, в преодолении апостасии. «Россия возстанет так же, как она возставала и раньше, – писал он в статье "Россия”. – Возстанет, когда разгорится вера. Когда люди духовно возстанут, когда снова им будет дорога ясная, твердая вера в правду слов Спасителя: "Ищите прежде Царствия Божия и Правды Его и вся сия приложатся вам"…»
Тогда и воскреснет Русь, когда любимым нашим делом будет посещение храма и участие в Божественной Литургии.
Олег Слепынин
http://voskres.ru/history/slepinin.htm