Русская беседа
 
23 Ноября 2024, 15:52:24  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан. Бедность в России.  (Прочитано 3961 раз)
0 Пользователей и 2 Гостей смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106498

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 02 Июля 2007, 13:03:52 »

БЕДНОСТЬ В РОССИИ

Из материалов XI Всемирного Русского Народного Собора



Не частное дело

Из выступления на секции епископа Ставропольского и Владикавказского ФЕОФАНА

Бедность – вечный спутник человечества со времен грехопадения праотец Адама и Евы. Только рассматривая проблему бедности в этом контексте, мы сможем прийти к пониманию того, в чем заключаются особенности бедности в современной России, каковы ее причины и формы, что нас ждет впереди и что мы, как общество, должны делать.

Попытки искать корни бедности исключительно в социально-экономических факторах представляются малопродуктивными по нескольким причинам. Во-первых, бедность многолика и многогранна. Бедным считает себя и бомж, и безработный инвалид, и работник бюджетной сферы, и рабочий на нефтепромысле. Московский служащий может зарабатывать в десять раз больше своего провинциального коллеги, но отнюдь не считает себя даже зажиточным, потому что сравнивает свой уровень жизни не с этим коллегой, а с бизнесменом средней руки. А последний, в свою очередь, сравнивает себя с олигархом.

Во-вторых, над Россией уже был поставлен в ХХ веке эксперимент по тотальному преодолению бедности и построению общества всеобщего изобилия. Этот эксперимент оказался неудачным, хотя после испытаний девяностых годов советский период многим кажется веком золотым. Но фактически социальное расслоение, деление на богатых и бедных сохранялось и в советские годы, только советские бедность и богатство выглядели иначе и имели иные масштабы, чем сегодняшние.

В нашем мире, поврежденном грехом, бедность была всегда. И когда нас призывают под лозунги строительства общества без бедных, мы должны понимать, что нас обманывают, призывают впустую потратить энергию на соблазнительную, но нереализуемую попытку. Ибо соблазн построить Царство Небесное на земле велик, но попытки реализовать такого рода проекты, как показывает история, весьма болезненны и бесплодны.

Однако мы никак не можем согласиться и с теми, кто призывает общество с безразличием относиться к бедности как к частному делу человека.

Церковь учит, что отказ в оплате честного труда является не только преступлением против человека, но и грехом перед Богом. Священное Писание говорит: «Не обижай наемника… В тот же день отдай плату его… чтоб он не возопил на тебя к Господу и не было на тебе греха». Призывая искать прежде всего «Царства Божия и правды Его», Церковь помнит и о потребностях в «хлебе насущном», полагая, что каждый человек должен иметь достаточно средств для достойного существования.

Пока мы в России строили самое совершенное общество, в других странах Запада борьба за социальные права привела к формированию довольно прочных гарантий для высокого уровня жизни. Это и уровень зарплаты, когда в развитых странах ее объем составляет до 70% ВВП, и система социальных пособий для безработных и других социально незащищенных категорий населения.

С христианской точки зрения, справедливым является такое положение вещей, когда богатый поддерживает бедного, здоровый – больного, трудоспособный – престарелого. Духовное благополучие и самосохранение общества возможны лишь в том случае, если обеспечение жизни, здоровья и минимального благосостояния всех граждан считается безусловным приоритетом при распределении материальных средств.

И в этом смысле мы очень серьезно должны отнестись к статусу пенсионеров, людей старшего возраста. Всю свою жизнь они трудились на государство, получая заработок, которого хватало только на еду и одежду. Отсутствие возможности сделать пенсионные накопления компенсировалось символической платой за жилье, бесплатной медициной и прочими составляющими советского социального пакета.

Заповедь Божия повелевает трудящимся заботиться о тех людях, которые по различным причинам не могут сами зарабатывать себе на жизнь – о немощных, больных, пришельцах (беженцах), сиротах и вдовах, – и делиться с ними плодами труда. В результате известных событий наши пенсионеры оказались и без накоплений, и без социального пакета, с одной символической пенсией, которой многим хватало лишь на оплату коммунальных услуг. И это, к сожалению, каждый у нас знает из практики. Накануне выхода на пенсию я поинтересовался, какова у меня будет пенсия. Мне сказали: «Владыка, не больше 3 тысяч». Владыка почти 20 лет проработал за рубежом в различных очень сложных ситуациях, а сегодня мне принесли квиток за коммунальные услуги. Я посмотрел: за квартиру я должен заплатить более 2 тысяч рублей. Значит, рублей 800 мне остается на все остальное.

Конечно, сегодня ситуация с пенсиями гораздо лучше, чем десять лет назад, но она все еще неудовлетворительна. Негативным фактором является и положение дел с лекарственным обеспечением, особенно актуальным для людей старшего возраста. Надо признать, что неплохо задуманная реформа в этой сфере буксует. И похоже, что трудности здесь – рукотворного порядка. Ведь пенсионеров у нас (по старости, по инвалидности, другим показаниям) более тридцати миллионов человек. Каждый пятый житель России живет на пенсионное пособие.

Более пятнадцати миллионов у нас трудится в бюджетной сфере. То есть их работодатель – государство. И вновь возникает вопрос: почему же государство устанавливает именно такой уровень заработной платы, что людям, как и прежде, хватает только на еду и одежду?

Тогда, в советские годы, нам объясняли такой уровень зарплат тем, что все основные потребности человека государство учитывает и финансирует (образование, здравоохранение, возможность провести отпуск в санатории и т.д.). Это действительно так было, и мы не можем этого отрицать. Но сегодня образование и здравоохранение уже во многом стали платными. Коммунальные платежи выросли до небывалых высот. Все свои расходы мы должны оплачивать сами.

Теоретически это понятный и здравый принцип. Но ведь расходы и доходы должны быть как-то сопоставимы, а доходы сегодня у нас не просто растут, а даже падают по отношению к тем советским временам.

Об этом много сегодня говорят, но повторимся: в современной России сложилась парадоксальная ситуация трудовой бедности. То есть человек работает, но не зарабатывает. Так быть не должно. Это, пожалуй, самая опасная вещь, когда человек начинает понимать, что трудись не трудись, все равно невозможно обеспечить нормальный уровень жизни.

Наверное, каждый из нас бывает в деревнях. Когда проезжаешь и видишь разрушенные фермы, дома, заросшие поля, я не знаю, у кого какое состояние, но мне почему-то стыдно, что я тоже вроде бы участник в этом развале нашего великого государства.

Понятие «трудовая бедность» влечет за собой деградацию общества, деградацию тех, кто из трудовой бедности не может вырваться. Отсюда алкоголизм, отсюда низкая производительность труда, отсюда безразличие к участию в общественно-политических интересах жизни нашего государства. Отсюда и возможность манипулировать во время выборов. И кроме недр, кроме зарплаты, у нас забирают еще и нашу волю, и наша воля становится парализованной.

Мы ушли от государственного патернализма, ибо это был выбор народа. И хотя многие потом об этом выборе пожалели, обратного пути нет. Но мы также видим, что либеральный индивидуализм, провозглашенный путеводной звездой реформаторами 90-х годов, еще более несправедлив.

Чем выше уровень общественной несправедливости, чем шире разрыв между бедным большинством и богатеющим меньшинством, тем выше уровень агрессии в обществе, тем взрывоопаснее становится ситуация. А силы, все зовущие Русь к топору, как народники XIX века, породившие большевиков, приобретают благодарную аудиторию.

Есть третий выбор, позволяющий нам уйти от негативных проявлений государственного патернализма и антиобщественного либерализма. Это путь социального партнерства, путь национального согласия и единства. Только на этом пути мы сможем гармонизировать наше общество.

И еще об одном надо помнить. Материальные блага не могут сделать человека счастливым. Господь Иисус Христос предупреждает: «Берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 12, 15).

Погоня за богатством пагубно отражается на духовном состоянии человека и способна привести к полной деградации не только отдельной личности, но если это охватывает общество, то и общества в целом.

Апостол Павел указывает, что «желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу. Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. Ты же, человек Божий, убегай сего» (1 Тим. 6, 9-11).

Никакое социальное партнерство не спасет нас, если главной и единственной ценностью в обществе будет признаваться богатство, если цель и смысл жизни будут определяться через банковский счет, виллы, лимузины, яхты и прочее.

Замена нравственного закона наживой точно так же разрушает общество, как и принудительное равенство в бедности.

Этот принцип относится к жизни отдельно взятого человека. Но это также справедливо и по отношению ко всему обществу, к государству, к макроэкономике. Ведь легче всего делать деньги из воздуха, занимаясь спекуляциями в финансовой сфере.

Чего стоит такое богатство, показал в России 1998 год. Подобное происходило и в других странах. Период существования финансовой пирамиды не может быть долгим. Рано или поздно она лопается, а толпы растерянных вкладчиков осознают, что оказались у разбитого корыта. К сожалению, такого рода спекуляции и на сегодняшний день имеют место быть, только в других формах.

И здесь экономика также переплетается с нравственностью. Вновь и вновь мы видим, что любая деятельность человека может принести благо только тогда, когда она имеет здоровую духовную основу. Именно поэтому так важно для нас, для нашего народа, нашей страны воспитание подрастающего поколения на основах традиционной культуры. И мы много говорили об основах православной культуры, встречая жесточайшее сопротивление: с одной стороны, основная масса народа «за», но те, кому не дороги интересы нашей культуры и наших традиций, категорически против.

Это нужно и для того, чтобы у нас не было брошенных стариков и детей, пополняющих сегодня ряды нищих. Ведь традиционная мораль предполагает солидарную заботу о нуждающихся в такой заботе. Именно на этом пути лежит проблема преодоления бедности.

Я специально не говорил о тех проблемах, которые уже были затронуты, – это и справедливое перераспределение в первую очередь природных ресурсов, это и связь богатых с социальным миром, необходимость их участия в программах социального характера. Я не говорил о безумно дорогих яхтах, виллах, клубах, миллиардных вкладах, которые работают не просто на Россию, но, осмелюсь сказать здесь, и против России. Может быть, это будет жестко, но это так, об этом мы все знаем.

http://rusvera.mrezha.ru/542/9.htm
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!