У нас нет времени на раскачку, ибо жизнь скоротечнаПервый год Патриарха КириллаМы, человеки, по привычке земной жизни соизмеряем свой и чужой пути с календарными датами. Жизнь земная коротка, годы мелькают всё быстрей, слабость наша понятна и, если вдуматься, логична. Год — это много или мало? В современной быстротекущей жизни посреди новейших информационных технологий, меж мелькающих событий — временной интервал в год становится, пожалуй, огромным отрезком, вмещающим немалое. Особенно если это год в жизни Патриарха.
Вспомним, как немногим более года назад сердца православных, по утрате Патриарха Алексия II, были в смятении и скорби, как беспокоили нас два месяца тревоги и надежд, ожидания выбора, порою и острой полемики, чуть ли не ссор в православной среде (известно, кто нас ссорит) при выдвижении и обсуждении кандидатур на Патриарший престол нашей родной Церкви.
Господь всё устроил: 1 февраля 2009 г . нашим новым Патриархом Московским и Всея Руси стал митрополит Кирилл, и тройное «Аксиос!» («Достоин!») прозвучало под сводами Храма Христа Спасителя, а потом эхом раскатилось по всей Руси великой, по всем мировым Православным переделам.
Восхищает в нашем Патриархе умение открыто идти навстречу людям, любой аудитории — в храме, на улице или в телестудии — говорить с ней, побуждать внимать, покорять сердца, убеждать. А ведь это не просто словеса златоуста, как нынче водится у многих ораторов, особенно в нынешние времена болтовни в информационных студиях, нет, у Патриарха это всегда выношенная, с сердечным включением горячая проповедь, «страстно поднятый перст».
Недавно Патриарх замечательно высказался в телеинтервью, мол, если мы знаем о спасении, почему мы должны молчать, почему должны толерантно помалкивать в своих храмах? Если мы знаем Христа, мы должны об этом говорить окружающим.
Однако Патриарх Кирилл не только «говорящий Патриарх», он еще и делающий, «действенный Патриарх».
Напомним, что уже 7 февраля 2009 г . состоялся визит Святейшего Кирилла в Смоленск, первый визит Его Святейшества в Смоленскую епархию — в качестве Предстоятеля Русской Православной Церкви. Первенство понятное, ведь до избрания на Патриарший Престол Владыка Кирилл в течение почти 25 лет возглавлял эту епархию. Там, на породненной Смоленщине, отвечая на вопрос журналистов о целях и задачах, которые стоят в нынешних условиях перед Церковью, Святейший подчеркнул, что тут нет ничего революционно нового: «Конечно, это только общие контуры и некие акценты. Требуется, может быть, четкая прорисовка всех деталей, связанных с дальнейшим церковным развитием. Самое главное — Церковь, которая является душой и совестью своего народа, должна всегда такой оставаться, должна иметь реальный духовный авторитет, быть опорой своего народа и в радостях, и в скорбях. А для этого нужно, чтобы слово Церкви отзывалось в сердцах. Если слово ее будет отзываться в сердцах все большего числа людей, то совсем другой станет наша жизнь. Вот это и есть главная, стратегическая цель. Все остальное — некие механизмы и способы достижения этой цели».
Вот уж воистину: слово Церкви, исходящее из уст нашего Патриарха отзывается в сердцах людей, которые проникаются горячим — вдохновенным и вдохновляющим — словом нашего главного пастыря.
Патриарх Кирилл сам отмечает особую значимость своего визита на Украину летом минувшего года: «Посещая епархии, беседуя с иерархами, общаясь с народом Божиим на украинской земле, я вновь и вновь убеждался, что Святая Русь — это не умозрительное понятие и не просто часть нашей истории. Это и наша современность. Хотел бы особо отметить роль Украинской Православной Церкви, которая, несмотря на активную деятельность недругов церковного единства, успешно совершает свое спасительное служение, являясь подлинной Церковью народа Украины и в то же время, сохраняя духовное единство со всей Полнотой Русской Православной Церкви».
Отметим значимость этого акта и мы. Нам уже доводилось говорить об этом непосредственно в ходе самого визита («Десять дней, которые потрясут Украину»
http://www.fondsk.ru/article.php?id=2344 Патриарх тогда и в целом во время десятидневного визита, и в большой студийной телепередаче на канале «Интер», высказался фактически по всем актуальным вопросам современности, коснувшись чуть ли не всех сторон человеческого бытия — от личностно-нравственных до геополитических. И действительно тогда сформировалось и окрепло устойчивое, духоподъемное и жизнеутверждающее чувство: «прямо перед нами, для всей украинской паствы, и для тех, кто невоцерковлен, но считает себя принадлежащим к русской цивилизации — рядом с нами, на украинской земле, НАШ ПАТРИАРХ!»
Повторимся, снова акцентируем внимание на важнейшем посыле, сформулированном Патриархом. После украинского визита он делал это потом еще не раз, уточняя и поясняя. Политики нынешнего высшего эшелона об этом не говорят — то ли в силу большей «заточенности» на иные темы, то ль по причине продолжающегося духовного роста.
Но наш Патриарх внятно и отчетливо произносит то, что лежит на сердце у многих наших соотечественников большой Руси — самоопределяющих себя в русле Русской цивилизации, вне зависимости от всяческих границ, в первую очередь государственных.
«Наше единство, — сказал он в своей речи, подводящей итог истекшему году патриаршего служения, — должно простираться поверх государственных границ и политических разделений, социальных, возрастных, культурных и иных человеческих различий. Русская Церковь — это не только Церковь Российской Федерации, и даже не только исторической Руси. Попечение нашей Церкви о ее верных чадах сегодня простирается на многие страны. Россия, Украина, Беларусь и Молдова являются ныне ядром обширного пространства нашей общей цивилизации, берущей начало в Днепровской купели святого равноапостольного князя Владимира».
Так — уверенно, внятно, трезво, но и возвышающее — может говорить только духовный вождь Русского мира. И именно таковым мы сразу ощутили Патриарха Кирилла, несущего нам изустную правду.
Патриарх Кирилл, будучи на Украине, сформулировал нам также, что Русская цивилизация располагает и потенциями, и уже накопленным достоянием такого духовного и интеллектуального уровня, что нам нет необходимости стоять у дверей Европы с протянутой рукой, что мы сами можем предложить идеи будущей жизни человечества, что Западу следовало бы пересмотреть свои взгляды на Восточно-славянский мир и перейти от патерналистского похода к равноправно-партнерскому.
«Я отнюдь не выступаю против западного мира — я хорошо знаю Запад и жил на Западе, — подчеркнул Святейший в прямом телеэфире на «Интере». — Но почему в диалоге с западным миром мы с легкостью принимаем роль ведомого? Какие же ценности предлагают нам? Что такое уникальное говорит нам сегодня эта богатая цивилизация? Почему мы с легкостью отдаем свое первородство? Мы готовы вступать в объединенную Европу, в любую другую Европу. Мы туда вступаем, чтобы получить идеи? Чтобы получить прививку некоего правильного образа жизни? Мы вступаем туда для того, чтобы сытно есть, мы вступаем туда ради желудка и кармана? Наверное, это тоже неплохо, но тогда давайте принесем туда свои ценности, только я не уверен, что там будут готовы наши ценности принять. Но вступать в качестве ведомых, теряя свое духовное первородство, отказываясь от своего трагического, но уникального, ни с чем не сравнимого опыта — у меня это вызывает большие сомнения. Я думаю, что наше единство — единство духовного пространства Святой Руси, исторической Руси, — это огромной силы цивилизационный проект, и он не предназначен для того, чтобы быть ведомым. Он предназначен для того, чтобы генерировать идеи, и это сейчас происходит; он предназначен для того, чтобы бросать мировоззренческие вызовы, на которые другим потребуется ответить».
Четко и спокойно Патриарх публично поставил на место Виктора Ющенко, в очередной раз «высунувшегося» с навязчивой идеей «поместной украинской церкви». «Такая Церковь на Украине уже есть, господин Президент, — сказал Патриарх Кирилл. — это каноническая Украинская Православная Церковь!»
В завершение телеэфира на «Интере» Святейший сказал тогда: «Да поможет Господь Украине исцелить те раны, которые существуют на ее теле, чтобы мир Христов пребывал со всеми нами!»
В завершение украинской темы отметим: мы понимаем, что сегодня Украина превратилась в передовую линию русского фронта. И это не аллегорическая фигура, а духовная реальность. Отсюда — и значимость нашего совместного духовного стояния на Украине.
Следует подчеркнуть также отзывчивость нашего Патриарха к реалиям современности, которые, в сущности, каждая по-своему, имеют важное значение в общем деле духовного воспитания нашего народа. Всем памятны и высказывания и размышления Патриарха не только о церковных («необходимость возгревать дар общецерковного единства, укрепляя сотрудничество епархий, развивая взаимное общение между различными частями Русской Православной Церкви»), но и о молодежных, армейских, образовательных и иных многоразличных проблемах.
Мы отметим и внимание Патриарха к значимости эфирного присутствия (телевидение, радио и интернет). В самом деле, современная жизнь общества и индивида перенасыщена, пронизана информационными полями. Следовательно, живое слово пастыря, с одной стороны, оказывается прямо спасительным для тех, кто готов ему внимать, с другой, оно выполняет функцию вытеснения врага. И если, по исполняющемуся пророчеству преподобного Лаврентия Черниговского, в дома современных людей диавол заходит через домашние мониторы («диавол придет в новостях; многое скажут, де, мы хотим слушать и узнавать новости»), то как раз нам всем следует немало потрудиться, чтобы выдавить из эфира вражеское, и Патрирах тут — наш ведущий.
Да, отмечают пастыри и прихожане, «почивший Патриарх Алексий II знаменовал начало новой эпохи, и его приемник Патриарх Кирилл поддерживает планку на достойной высоте; в то же время новый Предстоятель не идет след в след по уже проторенному пути, а предлагает новые адекватные ответы на вызовы времени»; «многое уже сделано и наработано, но это только начало, многому предстоит еще реализоваться в определенной перспективе сообразно Промыслу Божию», однако «даже самые востребованные новации вводятся всегда очень взвешенно, продуманно и с хорошей выдержкой»; «за прошедший год заметно усилился авторитет Церкви в обществе»; «Церковь стала активной и в области образования, благодаря чему появилась реальная возможность преподавания в школах предмета ОПК»; «церковная жизнь стала гораздо более динамичной, многие люди увидели новые возможности для раскрытия своих Богом данных талантов, для того, чтобы осуществлять свои надежды, реализовывать давно копившиеся инициативы, в первую очередь это касается миссионерской, молодежной, информационной работы, деятельности православных общественных организаций, совместных церковно-государственных трудов». Отмечены и «прорывные решения в области церковно-государственного диалога, которые были приняты во многом благодаря мудрости, мирному духу и знанию мирового опыта, свойственным Святейшему, а также благодаря его добрым отношениям с государственными руководителями не только России, но и многих других стран».
«Патриарх Кирилл будет добрым кормчим», — заметил сразу по интронизации нового Патриарха архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий. Видим, что будущее время глагола, «будет», за год патриаршего служения утвердительно превращается в реальность — «есть».
«У нас нет времени на раскачку, ибо жизнь скоротечна, у нас нет возможности составлять «наброски и черновики» страниц общецерковной летописи, ибо мы призваны служить и действовать именно в эту историческую эпоху и на том, месте, которое каждому определил Основатель Церкви и Пастыреначальник Господь наш Иисус Христос», — так говорит Патриарх Кирилл.
Мы молимся за нашего Патриарха Кирилла, который смиренно просит наших молитв, ибо тяжка, ответственна и вряд ли умопостижима патриаршая ноша.
Станислав Минаковhttp://voskres.ru/articles/minakov6.htm