Русским Западной Руси остается надеяться только на РоссиюО том, что западные русские земли раньше практически ничем не отличались от других земель русских, написано много. В силу определённых исторических событий об этом остались только воспоминания в исторических хрониках. Сейчас земли современной Западной Украины – средоточие украинства в его самом русофобском варианте. Однако, несмотря на долгие периоды гонений на всё русское, здесь ещё тлеют искры русской мысли и русской культуры. Главное – не дать им затухнуть окончательно.
Для современного российского читателя Западная Украина ассоциируется лишь с новостными репортажами об очередном шабаше молодого поколения бандеровцев. И редко можно услышать о русском культурном наследии западноукраинских земель, о памятниках, сохранившихся с той поры, когда между Житомиром, Хмельницким, Псковом и Суздалем практически не было никакой культурной разницы. История этого края отдана, по сути, на откуп польским и украинским историкам-националистам, которые и делают эту историю такой, какой мы видим её сейчас, когда некогда маргинальным политическим течениям и политике искоренения всего русского отводится в ней центральное место.
Другое дело польская литература. «Миф ″кресовых″ территорий[1] был необходим полякам в во времена очередных исторических бурь, когда возрастало значение этого мифа не только общественно-политическое, но и психологическое. Остаётся фактом, что этот миф – один из самых прочных польских народных мифов. Невозможно переоценить его значение для формирования польской идентичности. Около двух веков романтический миф ″кресов″ подпитывал культурно-политическое сознание поляков» – это слова Моники Станкевич-Копеч, польской журналистки, освещающей в своих статьях проблему сохранения польского культурного наследия на землях Западной Украины, Западной Белоруссии и Литвы.
Известно, что культура формирует мировоззрение. Культура может быть ответственна за появление комплекса неполноценности или возникновение чувства народа-неудачника или же, напротив, способствовать возрождению лучших патриотических традиций, опирающихся на богатое историческое прошлое. Дух восточных земель воспет Мицкевичем, Словацким, Стрыйковским, Конвицким, Рымкевичем и многими другими деятелями польской культуры. «Виленщина, Новогрудчина, Галиция, Львов, Вильно, Волынь, Подолье – на этих землях зародилось [польское] романтическое сознание» – с таким пиететом описывается значимость для польской культуры западноукраинских земель как колыбели польского духа. В польской литературе восточным «кресам» отводится почётное место. Польский романтизм создал миф польской Литвы и польской Украины. Литва и Белоруссия – мифический рай, «позолоченный пшеницей и посеребрённый рожью». Украина воспринималась больше как негативный миф, где «врата ада уж закрыты, снова мир и снова войны». Сказывается память о кровавой резне польского населения украинскими националистами на Волыни. Тем не менее это не лишает украинские земли патриотической привлекательности для тех, кто испытывает ностальгию по временам былого польского могущества.
В польской литературе XIX в. украинская тематика была настолько популярна, что появился термин «казакофилия» или «украиномания». Некоторыми писателями это воспринималось как «моральная болезнь» (по определению Юзефа Крашевского). Но благодаря этому целый пласт польского литературного наследия был посвящён возрождению польскости на восточных землях или на худой конец противодействию «москальству», что не могло не сказываться на формировании патриотического мировоззрения у польской молодёжи. У Мальчевского Украина – колыбель польского рыцарства и геройства. У Гощинского – место зарождения романтического движения гайдамаков. У Залесского – средоточие идиллически изображаемого казачества.
Польские писатели воспевали идею единения Украины и Польши для противоборства с Россией. Поэт Винцент Поль, автор «Рыцарской рапсодии» (1854 г.), был первым, кто придал географическому термину «кресы» иное звучание в польской литературе. Для В. Поля и всех польских литераторов после него «кресовые» земли – это восточные рубежи Речи Посполитой, охраняемые благородными польскими шляхтичами от варварских орд с Востока. И хотя во второй половине XIX столетия популярность украинской тематики пошла на убыль, тем не менее она продолжала присутствовать как фон во многих произведениях польской литературы. Польское литературное внимание переключалось с Волыни на Гуцульщину, с Гуцульщины на Полесье, но никогда «кресовые» земли не были «чёрной дырой» для польского читателя или историка.
Поэтому и России нужно всячески поддерживать незатухающие искры русского духа на Западной Украине. Правду об истории этих земель нужно доносить не только до российского читателя, но и до жителей самих этих регионов. Культура – основа духовной жизни и народной морали. Поддержать русский дух призваны русские скульпторы и художники, русские писатели и поэты, русские философы и историки. Для этого явно недостаточно одного Русского культурного центра в Львове. Таких центров должно быть значительно больше. Их целевая аудитория – десятки тысяч этнических русских, волею судьбы оказавшихся на территории региона. Только в Львовской области проживает 92 тыс. русских. Ещё 10–20 лет назад их было значительно больше. И если оставить этих людей один на один с украинским националистическим мракобесием, то ещё через 10–20 лет они превратятся – нет, не в украинцев, а в украинских националистов галицийского пошиба.
Есть и среди украинского населения западных областей определённое количество ориентированных на Россию людей – это члены союзов ветеранов Афганистана и обществ ветеранов Великой Отечественной войны, верующие Православной церкви Московского Патриархата, не отступающие от веры предков, невзирая на крайне враждебную обстановку, и определённый процент проголосовавших за условно пророссийского Виктора Януковича. Даже в родном селе Степана Бандеры Старый Угринов около 50 человек отдали свои голоса за лидера Партии регионов, за что расплачиваются сейчас презрительным отношением со стороны односельчан.
С приходом к власти В. Януковича определённые послабления для русского населения в культурном плане будут неизбежно сделаны. Но было бы наивно надеяться на возврат Украины к своим корням и традициям времён единой Руси, когда все от Карпат до Сибири называли себя русскими. Новая власть в любом случае будет оставаться украиноцентричной. Для В. Януковича сейчас главное выступить в роли объединителя украинского общества, не допуская чрезмерного раскола между западом и юго-востоком. Поэтому вероятней всего новоизбранный президент будет сбалансированно отстаивать интересы русскоязычных регионов, закрывая глаза на националистический угар в западноукраинских городах.
Западноукраинские русские будут, как и прежде, сами, в силу своих скромных возможностей печься о сохранении своего этнического сознания в атмосфере равнодушия официального Киева к происходящему на западе Украины. Глава государства не захочет создавать на Западной Украине своими руками «бастион сопротивления» против центральной власти. В остальных областях страны мелкие и средние националистические группировки уйдут со сцены в тень, где их будут держать под контролем оперативники СБУ, чтобы, в случае очередного обострения российско-украинских отношений, использовать для нагнетания антироссийской истерии. Такой тактики придерживался Леонид Кучма, что помогало ему требовать от Москвы экономических или политических послаблений и привилегий.
Украинский национализм – настолько универсальный инструмент, что с трудом верится в то, что новая власть откажется от его услуг. И, в конце концов, украинская элита мыслит в категориях местечковости, когда лучше быть первым на деревне, чем вторым в Риме. И независимость – слишком сытный плод, чтобы отказаться от него в пользу идей возрождения некогда единого Русского государства. Идеалисты в наше время перевелись практически полностью. Поэтому русским нужно надеяться только на Россию.
_____________________________________
[1] «Кресы» – от польского слова «граница» – название территорий нынешних Западной Украины, Белоруссии и Литвы, некогда входивших в состав Польши.
http://rusedin.ru/2010/02/26/russkim-zapadnoy-rusi-ostaetsya-nadeyatsya-tolko-na-rossiyu/