Смиренный служительСвятой праведный Алексей ЮжинскийСреди первых русских святых прославленных за рубежом в 2004 году есть и наш земляк святой праведный Алексий Южинский (Медведков). 1 января 1867 года у священника Никольского храма села Фомищево, Вяземского уезда, Смоленской губернии Иоанна Алексеевича Медведкова и его супруги Неониллы (Леониллы) Михайловны родился сын Алексий.
По административному делению в это время село Фомищево относилось к шестому классу, входило в состав Вяземского уезда, располагалось в 17 верстах от Вязьмы на северо-запад при проселочной дороге. Возвышенность, на которой было расположено село, кружена тремя речками: с юго-восточной стороны речкою Фомищевкою, с запада Туршайкою и с северо-восточной Вязьмою, в которую невдалеке от местаположения, села обе речки впадают. Как писал, священник этого села Григорий Селезнев: «Название свое село Фомищево, нужно полагать, получило от собственного имени Фома, так заставляет думать то, что самое слово Фомищево, пишется через Фита. В селе 43 дома, 120 лиц мужского пола и 122 женского. В числе их есть один дворянин, духовные и крестьяне. В селе находится Фомищевское волостное правление и Камера Земского Начальника. От почтовой и железнодорожной станции означенное село находится в 8 верстах. От села Жилина в 5-ти, от Спас-Волжинского в 6-ти верстах, от села Федяево в 10 верстах. Почтовый адрес – станция Касня Николаевской железной дороги».1* Фомищевский приход занимал площадь в 3882 десятин 600 квадратных саженей (около 4000 га). В состав Фомищевского прихода вместе с селом входило 10 деревень и одно поселение. Как указывает «Церковная летопись»: «Всех душ в приходе села Фомищево 1748, из них 846 мужского пола и 902 женского, ревизских же душ 623. Все население прихода села Фомищево православного вероисповедания, великорусы, есть дворяне, духовные и крестьяне. Главным занятием жителей является земледелие и отчасти льноводство и служба в городах: Вязьма, Москва и С.-Петербург».2* В дни престольных праздников: 9 (22 н.ст.) и 27(9 н.ст. июня) мая и 6 (19 н.ст.) декабря, проводились ярмарки. Главным предметом торговли на них являлись гончарные и мануфактурные товары, необходимые в крестьянском быту. В селе была одно классная земская школа с 75 учащимися обоего пола, при школе библиотека.
Известные сведения о приходе сводятся к тому, что в селе был «устроен храм в 1726 году Канцеляристом Вяземской воеводской Канцелярии Патапием Ивановым Мироновым».3* Храм был деревянный, двух престольный. Главный престол во имя Святителя Николая Чудотворца, а вверху над трапезою, во имя преподобного Нила Столобенского. Был ли он первоначальным храмом, или до него существовал другой, об этом письменных или устных сведений к началу ХХ века не сохранилось. Каменный храм во имя тех же святых построен в 1783 году старанием и усердием помещика прихожанина Петра Яковлевича Посникова. Храм в основании своем имел форму креста. Из документов, относящимся к постройке храма, к началу ХХ века имелась «храмозданная» грамота с именем Преосвященнаго Парфения Епископа Смоленскаго и Дорогобужскаго, в которой подробно указывались размеры престола, требования к иконописи «чтобы живопись на иконах была искусная, по чину церковного узаконения добропорядочная».4* Об освящении Фомищевского храма в церковной летописи говорится так: «Освящен жертвенник Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа во храме Святителя и Чудотворца Николая Вяземской округи в селе Фомищеве, при державе Благочестивейшия Самодержавнейшия Великия Государыни нашея Императрицы Екатерины Алексеевны Всея России и при Наследнике Ея Благоверном Государе Цесаревиче и Великом Князе Павле Петровиче и супруге Его Благоверной Государыни и Великой Княгини Марии Феодоровны и проч. По благословению Святейшаго Правительствующаго Синода члена Преосвященнаго Парфения Епископа Смоленскаго и Дорогобужскаго, города Вязьмы протоиереем Вяземскаго округа благочинным Макарием Петровым в лето 1785 года месяца Октомбрия 11 дня, на память Св. Апостола Филиппа единаго от седми диаконов. Престол в придельном храме во имя Преподобнаго Нила Столбенскаго освящен при Преосвященном Парфении в присутствии того же протоиерея Макария Петрова».5* Ограда вокруг храма каменная с деревянною решеткою.
На время служения в Фомищевском храме отца Иоанна Медведкова в нем находились четыре древнейшие иконы, уцелевшие еще от деревянного храма. У этих икон молились родители Алексея Медведкова и сам мальчик Алеша. Икона преподобного Нила Столбенскаго, отмеченная в церковной летописи многими чудотворениями; икона с изображением св. мучеников и мучениц: Моисея Мурина, Иоанна, Иулиании и Макрины. В середине иконы был вделан серебряный крест, в котором находились четыре частицы мощей святых мучеников; икона Казанской Божией Матери. Об этом образе хранилось предание, что он оберегает от волшебства и пожара.
В церковной летописи находим, что «17 сентября 1861 года усердием помещицы Веры Стефановны Посниковой риза на сей иконе позлащена»;6* икона Успения Божией Матери, пожертвованная в храм помещиком Гавриилом Петровичем Посниковым. В иконе хранились мощи Исакия Печерскаго, Илии Муромскаго и Сергия Чудотворца, икона представляла копию с иконы Успения Богоматери в Киево-Печерской Лавре, «яже над враты».
Метрические книги велись в храме с 1790 года до его закрытия в 1922 году. В этих книгах указаны все священники, диаконы, пономари, трудившиеся на ниве Божией. Среди них читаем об отце святого праведного Алексия Медведкова: «13. Иоанн Алексеевич Медведков, протоиерейский сын Бельского уезда села Батурино, поступил в село Фомищево из воспитанников Смоленской семинарии 2-го разряда в октябре 1865 года и священствовал здесь до сентября 1868 года, а в оном годе, по жалобе прихожан будучи оставлен от места, перешел в Казанскую епархию, где и умер, оставив по себе жену и двоих малолетних детей, возвратившихся обратно в Смоленскую епархию. Был нрава кроткого и тихого, но мало любим прихожанами, по жалобе и доносу которых два раза находился на послушании в Вяземском Предтечевом монастыре в продолжение своего трехлетнего служения в селе Фомищеве».7*
По смерти отца все воспитание сына легло на плечи матери. Мальчик получил обычное по тем временам для детей духовенства образование – Вяземское духовное училище, после окончания которого, поступил в Санкт-Петербургскую духовную семинарию. Окончив семинарию в 1889 году, обладая хорошим голосом (бас) и отличным слухом, он был принят псаломщиком в 1890 году в храм Великомученицы Екатерины на Васильевском острове, где прослужил пять лет. Храм Святой Великомученицы Екатерины, построенный в 1811-1823 годах (архитекторы А.А.Михайлов, С.Л. Шустов), освящен в 1823 году епископом Григорием (Постниковым). В 1936 году храм был закрыт; возвращен верующим в 1996 году, является историко-культурным памятником федерального значения.
Священником Алексей Медведков становится по благословению святого праведного Иоанна Кронштадского. Рукоположение во диакона состоялось 24 декабря (по старому стилю), а 26 декабря 1895 года, на второй день Рождества Христова он рукоположен во священника митрополитом С.-Петербургским и Ладожским Палладием и назначен священником в село Вруду, Ямбургского уезда С.-Петербургской губернии. Небогатый приход села Вруду, не смутил молодого священника. Его жизнь была наполнена заботами о спасении душ вверенной ему паствы. В селе имелся один каменный храм с престолом в честь Успения Божией Матери, построенный в 1840 году (архитекторы О.В. Бремер и К.И.Брандт). В 1852 году к храму была пристроена колокольня. Храм был закрыт в 1938 году, затем действовал с 1942 года по 1961 год, ныне возвращен приходу и реставрируется.
На этом приходе отец Алексий трудился 22 года. К приходу было приписано 13 деревень. Прихожан насчитывалось около полутора тысяч. При приходе действовала церковно-приходская школа. Кроме нее в селе было еще три школы – земская и две школы С.- Петербургского воспитательного дома. Во всех школах отец Алексий был законоучителем. С большой ответственностью относился батюшка к своему служению. Очень основательно готовился к проповедям, пользуясь не только своей библиотекой, но и выписывая необходимую литературу из С.-Петербурга. Он стремился донести слово Божие до каждого крестьянина и крестьянки, побуждая их приходить в храм Божий и становиться настоящими христианами. Батюшка был любим и уважаем своей паствой и собратьями иереями. В 1916 году он был награжден саном протоиерея. Может быть, так и прошла бы жизнь отца Алексия в мирном служении в сельском приходе, не случись ужасной трагедии в 1917 году.
Среди арестованных новой властью священников он был одним из первых. Основное обвинение, предъявляемое ему, заключалось в том, что он был верен православию. В тюрьме батюшка претерпел побои и издевательства, ему перебили руки, ноги, частично порвали лицевой нерв правой стороны. Священника Алексия Медведкова приговорили к расстрелу, но милостью Божией он избежал сей участи. В 1919 году ему вместе с семьей удалось бежать в Эстонию. Четыре года, чтобы прокормить семью, о. Алексий работает на сланцевых рудниках Кохтла-Ярве, где сильно подрывает свое здоровье. Несмотря на все материальные трудности и слабое здоровье протоиерей Алексей Медведков не оставляет своей пастырской деятельности среди русских православных беженцев, работавших как и он сам на рудниках. С 1923 г. отец Алексий назначается сверхштатным священником на приход Богоявленского храма в город Йыхви. Однако он продолжает окормлять русских беженцев в Кохтла-Ярве. Хотя условия для этого очень трудные: храм в честь Преображения Господня был маленький и неблагоустроенный, службы непостоянные, а хора совсем не было. Однако отец Алексий отдает все силы на становление прихода – он преподает в эмигрантской школе, организовывает церковный хор из беженцев, заботится о благолепии богослужений. С особенной любовью и заботой батюшка относится к детям, их духовному просвещению он уделяет много времени и сил. Беседы с детьми доставляют радость и батюшке и его слушателям. Десять лет жизни в Эстонии были очень тяжелыми для уже немолодого батюшки. В 1929 году, после продолжительной болезни умирает его супруга. Он вынужден заботиться о своих двух дочерях. Тогда же он письменно обращается к митрополиту Евлогию в Париж с просьбой принять его в свою епархию. Согласие владыки Евлогия было получено. Осенью 1930 года отец Алексий с двумя дочерьми и внуком приезжают во Францию. В декабре того же года протоиерей Алексий Медведков назначается настоятелем Свято-Николаевского храма города Южина (юго-восток Франции). В этом городе находился большой металлургический завод. Начиная с 1923 года, руководство завода приглашает русских беженцев с Балкан и Эстонии. Многие из эмигрантов обосновывались в Южине благодаря Никольскому храму, который был открыт в 1924 году по просьбе первых эмигрантов (в основном военных и казаков) в бараке недалеко от завода. Прихожане обустроили этот барак, устроили над ним небольшой купол голубого цвета с золотыми звездами и восьмиконечным крестом над ним. В 1927 году храм был освящен. Хотя храм был бедным, вместо иконостаса были натянуты завесы из тканей, на которых укреплены иконы, он объединял, оказавшихся в изгнании православных русских людей.
В Южине материальное положение семьи о. Алексия улучшилось, что давало ему возможность помогать нуждающимся. И во Франции отец Алексий по внешности выглядел типичным сельским батюшкой. Ходил постоянно в старенькой рясе, не придавая значения косым взглядам или колким замечаниям. Он был сосредоточен во внутренней жизни, смысл которой составляла молитва. В храме батюшка преображался, здесь была его истинная жизнь. Любовь к благолепию храма, к стройности церковного пения, к торжественности Богослужения. Служил батюшка без пропусков, строго соблюдая «Устав», громким и отчетливым голосом. Говорил прекрасные проповеди, почти исключительно на евангельские темы. Приходил в храм отец Алексий за долго до начала литургии приступал к проскомидии, которая могла продолжаться три и более часов. Батюшка старался молиться за всех, кто встречался на его нелегком жизненном пути. После литургии батюшка не торопился покинуть храм. Он служил панихиды по своим усопшим духовным чадам, часто по просьбе прихожан служил различные требы, отказываясь брать за них деньги, ссылаясь на то, что у него есть «оклад». Сохранились свидетельства, что он постоянно пребывал во внутренней молитве. Но его участие и сочувствие к людям было не только внутренним, большую часть имеющихся у него средств, он с любовью, но всегда тайно, отдавал нуждающимся людям. Это часто вызывало недовольство его родственников, но батюшка не смущался этого и продолжал творить дела любви и милосердия, не рассчитывая и не ожидая благодарности, с чьей бы то ни было стороны.8*
Отец Алексий имел очень кроткий нрав и всемерно старался быть в мире со всеми, независимо от социального положения и политических взглядов его духовных чад. Он был образованным и очень начитанным человеком. Однако на светских приемах держался в тени и замкнуто. В беседах с близкими ему по духу людьми часто цитировал Евангелие и Псалтирь, которые знал наизусть. Из русских писателей более всего любил Алексея Степановича Хомякова. Интересно, что усадьба Хомяковых Липецы, где написал многие свои произведения Алексей Степанович Хомяков, находится недалеко от села Фомищево, может быть и это имело свое значение в любви отца Алексия к произведениям А.С.Хомякова. Можно сказать, что одна природа, один дух формировал детские души этих славных, русских людей, наших земляков.
С большой любовью батюшка продолжал заниматься с детьми. Он с нежностью и старательно учил их любить Господа, быть преданным православной вере. Рассказывал им, что самая большая радость посещает человека, когда он исполняет заповеди Христовы.
Прихожане храма Святителя Николая в своих воспоминаниях об отце Алексии единогласно отмечали его скромность, деликатность, за все благодарящего Бога, ничего не требующего, ничего не домогающегося. Он был вежлив и приветлив со всеми как с уважающими его людьми, так и с недоброжелателями, которые у батюшки тоже были. Некоторым прихожанам не нравились длинные службы, которые батюшка совершал, не уклоняясь от богослужебного устава. Ясная простота и уравновешенность служителя Божия у некоторых людей вызывала раздражение и непонимание. Отец Алексий не смог или не хотел приспосабливаться к жизни в эмиграции. Души своей паствы он старался утешать своим смирением и упованием на промысел Божий.
Окончание в следующем сообщении