Владимир К.
Администрация форума
Ветеран
Сообщений: 3940
Православный, Русская Православная Церковь
|
|
« : 11 Марта 2010, 09:18:46 » |
|
Танец с саблями Путевые размышления
Несколько лет назад в редакциях сначала «Знамени», а затем и в «Дружбе народов», куда по наивности предложил некоторые вещи касательно малых, но крайне жестоких, войн на окраинах бывшего Союза, с долей скепсиса ответили, что патриотизм ныне не в моде. Вот если бы что-то из жизни секс меньшинств, постмодерн или нечто в этом роде, тогда милости просим.
Мода на патриотизм? Так это же за пределами края пропасти. Потом подумалось, что выхолащивание со страниц некогда читаемых журналов с миллионными тиражами именно патриотизма, рускости, православности привело к сужению читательской аудитории до клубного журнала. А ведь это показатель, что вопреки всему мы живём Россией, её болью, её чаяниями и надеждой.
Прошло два десятка лет, как уничтожили великую державу, почти полтора года с августовской войны с Грузией и почти полгода с командировки в Осетию. Так что может быть действительно не актуально сегодня вести речь о тех событиях, но куда же деться от фантома боли, как мозжит отрезанная рука или нога промозглыми вечерами. но уж нет. Нет руки или ноги, но всё равно будет тебя каждую ночь до самой смерти. А если это боль души, то от неё и вовсе не спрятаться.
Не думал, что Осетия может потрясти, содрать окалину с черствеющей души: ну, накрыло войной крохотный клочок земли, порушило судьбы, так за двадцать лет повидалось уже более чем. И вдруг – Беслан, школа, устремившиеся в высь белые шары – символы чистых душ погибших, Город Ангелов – последний приют детей, их родителей, учителей… И смотрят на меня с укором три с лишним сотни пар глаз с фотографий на стенах спортзала и ощущаешь свою вину за случившееся. Ведь это и я позволил, чтобы иуды с партийными билетами растерзали по уделам великую страну, залили кровью окраины, расстреляли Конституцию, гнобили село, взрастили и выпестовали ненависть к России и русским, а заодно и друг к другу.
Что писать о Беслане, коли приезжать сюда надо каждый год, третьего дня сентября, чтобы изгонялось из сердца равнодушие, очищались души слезами сострадания. Чтобы кулаки сжимались при мысли, что беда не ушла, не отступила, всё ещё топчется на пороге. И не спрятаться от неё, не укрыться ни на яхте, ни в заморском замке, ни в квартире. Да и не в чести ни у русичей, ни у алан, ни у аварцев – у всех, кого приняла, вобрала в себя земля русская, словно огромная река притоки малые, прятаться было. На последнем рубеже мы сегодня, пятиться боле некуда: поклонимся Сатане – погибнет народ русский, а с ним и все остальные.
***
Цхинвальские мальчишки танцевали лезгинку. Быстро-быстро скользя на носоч-ках, попеременно выбрасывая в сторону то правую, то левую руки, то взлетая над сценой, то обрываясь вниз, они самозабвенно кружили, зажигая зал.
Высокие черные сапоги из тонкой мягкой кожи едва касаются дощатого пола. Развиваются полы белых бешметов. Точеные талии перехвачены тонкими кожаными ремешками, подчеркивая размах плеч. Непокорно и горделиво вскинута голова.
Они ещё совсем мальчишки, но уже воины и исполняемый ими танец – ритуальный танец воинов. Но сегодня это всё-таки танец мира.
А память выхватывает августовскую ночь две тысячи восьмого. Уже сутки, как выжигали «Градами» улицы Цхинвала, а здесь, в абхазской Сванетии, в верховьях Кодора, ещё властвовала тишина. В притулившемся к ребристому выступу пастушьем коше, сложеному из дикого нетёсаного камня, в самых верховьях Гвандры нашли ночлег несколько одетых в камуфляж людей. Давно уже не мальчики, но идеалисты и романтики, вымотанные тяжелым переходом, они пришли сюда не за наградами – вернуться бы живыми, а чтобы ещё раз России послужить.
Один из них, с трехдневной седой щетиной и астматической одышкой, привалился к стене напротив входа, фиксируя дверь даже не взглядом, а звериным чутьём и стволом автомата. Чуть поодаль двое других, расстелив на полу чехол спальника, раскладывали куски хлеба, сыра и вяленой, сводящей скулы жесткостью, говядины. Ещё дальше у другой стены трое, обхватив в охапку автоматы, лежали вповалку, словно сбитые одной очередью, и их тяжелое дыхание изредка прерывалось коротким всхрапом – высота давала себя знать.
Обложенный камнем костёр потрескивал сырыми пихтовыми поленьями, время от времени взрываясь снопами искр, и бордовые отсветы бродили по стенам, выхватывая развешанные ременные петли, обрывок цепи, медные ковши, таз, кусок ряднины, выпля-сывали на темных от времени неровных потолочных тесинах, метались по лицам, ещё сильнее сгущая темноту.
В центре древнего коша на отполированных до бела плоских базальтовых плитах самозабвенно, закрыв глаза, танцевал сван. Единственный среди этих сумасшедших рус-ских, местный, кровник.
Был он в старой армейской куртке-афганке, таких же старых суконных армейских штанах, пузырящихся на коленях, заправленных в высокие, на полголени носки из овечьей шерсти, и берцы с вытертыми добела носами.
Он кружил, чуть запрокинув назад голову, держа в полусогнутых руках два тро-фейных английских штурмовых ножа. Время от времени он становился на носки, будто крадучись проходил по кругу, семеня мелко-мелко, то выбрасывая в разные стороны обе руки, то одну, то другую поочерёдно, до хруста в позвонках выворачивая голову в направ-лении вытянутой руки, то резким взмахом рассекая темноту. Изредка клинки касались друг друга и тогда в тишине, прерываемой лишь треском поленьев, раздавался короткий и зловещий лязг металла.
Это был не просто ритуальный танец воина – это был ритуальный танец войны. Танец с саблями. Он не вложит клинки в ножны, пока на его землю не придёт мир.
На землю Цхинвала мир пришёл, потому мальчишки и танцевали без сабель.
***
В Цхинвале бывал ещё в союзные времена. Остались в памяти утопающие в зелени улицы, невысокие, но добротные, кряжистые дома и милая сердцу провинциальность, та, сердечная, когда навстречу незлобливые и любопытствующие лица, когда радушные улыбки и пожелания здоровья незнакомцу, когда приезжий желанный гость: чуть ли не в каждый двор зовут:
– Захады, дарагой, отведай моего вина. Вах, самое лучшее вино, попробуй, не пожалеешь.
И какая разница, какой дом привечал тебя: осетинский, армянский, грузинский или еврейский – он был просто цхинвалским домом.
Давно это было, ещё в той жизни, не окрашенной в цвета войны.
Теперь вновь предстоит встреча с Цхинвалом: напросился, хоть и понимал, что не по чину, не рангу. Каким он предстанет: тем, который знал или совсем иным? Конечно, время меняет не только лица людей, но и облик городов, тем более переживших войну, и всё-таки…
Бросок из Москвы в Цхинвал чем-то напомнил бросок евкуровских десантников в косовскую Приштину.
Может быть, стремительностью передвижения – в полдень ещё в столице, а вече-ром уже на заставе у костра.
Может быть, четкой организацией и организованностью, блестяще продемонстри-рованной пограничниками ФСБ России. Даже экипаж неуловимо отличался от своих гражданских коллег – сосредоточенностью, острым, словно рентгеном пронизывающим, взглядом, отточенностью движений, внутренней собранностью, выправкой.
Может быть, ещё и тем особым состоянием, которое испытывает мужчина при ви-де оружия или предвкушения опасности, даже мнимой, всё больше существующей в его воображении. Он всегда мыслит себя воином, особенно в глазах женщины, хоть та зачас-тую оказывается на поверку большей мужчиной, чем сам мужчина. Ну, да это так, фило-софское отступление по поводу жизненных наблюдений.
Если Кавказ – мягкое подбрюшье России, как в своё время выразился Черчилль, желая воткнуть в это подбрюшье если не нож, то английский кулак, то Владикавказ, без преувеличения, сердце Кавказа. Это он всего год назад учащенно пульсировал, всасывая в себя по ТрансКАМу потоки простреленных, с выбитыми стеклами, помятых и обшарпанных легковушек и маршруток, до отказа забитых ранеными и просто чудом вырвавшихся из ада людей, и, перераспределяя эти кровотоки, разводил их по артериям и венам североосетинских и российских дорог.
Навстречу им город выбрасывал, туда, к перевалу, колонны танков, бээмпэшэк, бээрдээмок, кашээмок, просто крытые тентом грузовики, санитарные «уазики» и «газели» и прочее лязгающее, бренчащее и пыхтящее железо, так хорошо знакомое по прошлым войнам. Оно было пока ещё живое, потому что за рычагами и баранками, под тентами и в кузовах сидели люди – рать святая, спешащая на святое дело спасения ближнего своего.
Это потом кому-то из них будет уготована участь возвращаться порознь: сожжен-ные танки и машины – на трейлерах, люди – в цинках. Цена победы всегда одна на всех и всегда с привкусом горечи, а вот смерть у каждого своя, не общая, хотя как ничто иное способна к объединению: и врагов, и друзей.
Рокский тоннель – три тысячи шестьсот метров. Пять тысяч сто сорок два шага. Пешком – менее часа, взвод броском минут за двадцать, а машиной – вообще несколько минут и ты уже за перевалом. Но тогда, в августе прошлого года, счёт шел ни на метры и минуты, а на человеческие жизни.
Внизу – вспарывающая ущелье с лесистыми склонами Большая Лиахва, стекающая с почти четырёхкилометровой высоты ледников Лазг – Цити. Она будет сопровождать нас до самого Цхинвала, потом нырнёт в Грузию, добежит почти до Гори и успокоится в Куре. А вдоль неё петляющий серпантин ТрансКАМа, осетинская дорога жизни. Не будь её – и ещё в восемьдесят девятом судьба не только кударцев – южных осетин, но и русских, и армян и всех негрузин была бы предрешена.
Да и в этот раз не споткнись о наших миротворцах и осетинских ополченцах гру-зинские мачо, не кинься мародерничать, насиловать и убивать, а запри тоннель даже од-ной малой диверсионной группой хотя бы на сутки-двое – и в Цхинвале некого было бы спасать. Вообще-то они верны себе, эти «витязи» в натовских бронниках, как никто: в девяносто втором, ворвавшись сначала в Гагры, а затем и в Сухум, грузинские вояки заня-лись привычном для уголовной кодлы делом, потому и получили сполна.
Написал эти строки и подумал: а ведь дело не только в том, что перво-наперво первоклассно вооруженная грузинская армия показала себя шайкой мародёров и насильников. Сила-то в правде, в вере, в Боге, а за ними не стояли ни правда, ни вера, ни Бог.
Вообще-то, отношения России и Грузии давно не отличались безоблачностью. После семнадцатого Грузия, в отличие от Азербайджана, где эксцессы против русского населения носили локальный характер, а тем более Армении, лишала работы и собственности русское население. Грузинские войска утопили Южную Осетию и Абхазию в крови, повоевали с Арменией, и облизнулись на черноморское побережье, захватив Сочи и даже Туапсе – раздираемой гражданской войной России было не обалдевших от узколобого национализма бывших Кутаисской и Тифлисской губерний. Пыталась Грузия гегемонить и на Северном Кавказе, где после революции образовались сотни, если не тысячи суверенных карликов, промышлявших разбоем – что ни аул, то государство – горские автономии. Эта разнополосица, с одной стороны, подогревалась англичанами, которые уже положили не только глаз, но и лапу на каспийскую нефть, с другой стороны Грузией, которая хотела иметь буферный с Россией нестабильный Кавказ (как всё повторилось в конце двадцатого века, когда Россия кровоточила Чечнёй, а Грузия беременела наёмниками всех мастей и русофобией).
Деникин послал подальше пожелания и англичан, и грузин, в один присест упразднил эти горские автономии, а в феврале девятнадцатого войска генерала Бурневича за несколько дней прошли от Туапсе до Гагр: одно дело грабить, насиловать, убивать мирных абхазов, армян, русских, другое дело воевать с белогвардейскими частями. Мародерствующая грузинская «грабь-армия» мгновенно превратилась в «драп-армию» – грузины оказались неважными вояками и через несколько дней русские войска вышли к Бзыби, захватив в плен командующего грузинской армией Кониева.
Грузин спасли английские части генерала Форестье Иокера, добившегося отторжения от России черноморского побережья Кавказа. Грузии уж очень хотелось обозначить себя европейской содержанкой, потому и легла сначала под Германию, а после её ухода из бассейна Черного моря – под англичан. Удивительная психология дешевой уличной девки.
Эта психология проституирования всегда была доминантой. В Союзе её содержал Центр, после распада – вновь кинулась искать покровителей в Европе и за океаном.
Постсоветская Грузия трижды воевала с Абхазией и четырежды с Южной Осетией, хотя по большому счёту с Россией. На православную Абхазию православная (!) Грузия напала в день Успенского поста, четырнадцатого августа девяносто второго. В день, когда Святая Церковь возносит Свои усердные молитвы к Самому Господу, чтобы он силою Креста Своего оградил от всех врагов видимых и невидимых. Дорогую и кровавую цену заплатила тогда Грузия за своё святотатство, омывшись не только абхазской, русской, армянской кровью, но и своею собственной.
Восьмого августа две тысячи восьмого года, в день, когда чтится святой велико-мученик и целитель Пантелеимон, вновь православная (!) Грузия решает исцелиться от заповедей Христовых, сделав этнически стерильной православную Южную Осетию.
Впрочем, от совести она исцелилась даже не тогда, когда организовала в Тбилиси музей русской оккупации (оказывается, это не Россия спасла её от персов и турок, поло-жив в Закавказье сто сорок тысяч псковских, рязанских, смоленских, курских мужиков, эти православные души, чтобы теперь потомки освобожденных плюнули в души потом-кам освободителей. Да простит их Господь за эту неблагодарность – они всегда были такими), а когда пылал Сталинград, альпийские стрелки из дивизии «Эдельвейс» оседлали перевалы и над Эльбрусом заполоскала на ветру фашистская свастика. Именно тогда Грузинская Церковь обратилась к Московскому патриархату об автокефалии. Вовремя подсуетились.
Впрочем, сытый Тбилиси стыдливостью никогда не отличался. От коллеги по перу довелось услышать рассказ, как его отец долечивался в тбилисском госпитале. Выбрав-шись однажды с приятелем за ворота лазарета, он был поражен разодетой и сытой пуб-лике, своим ровесникам, беззаботно игравшим в нарды, что-то горячо обсуждавшим и с неприязнью взиравших на этих двух доходяг, у которых с голодухи от запаха кофе, хача-пури и шашлыка кружилась голова. А на его родной тверской земле бабы кормили ребяти-шек лебедой да пахали, поочерёдно впрягаясь в плуг. Вот ведь как бывает: из всей войны выхватила солдатская память вкусно пахнущие тбилисские улицы, словно цветной кадр в черно-белом кино.
Сейчас ТрансКАМ пульсирует редкими грузовиками, везущими стройматериалы, еще более редкими легковушками и совсем уж одинокими автобусами. Особенно такими, как наши в сопровождении погранцов.
Вообще выдержке этих ребят, офицеров и прапорщиков, нельзя не подивиться и не возгордиться: что значит чекистская школа. Наша расхлябанная, галдящая и капризнича-ющая орава может довести до кипения кого угодно, но только не сопровождающих нас пограничников: вежливость – предельная, корректность и предупредительность – выше всяких похвал. Ни жестом, ни словом, ни взглядом, ни единым мускулом не выданы чувства, словно их и нет в помине. Им тоже душно, пот испятнал форменные рубашки темными разводами, в горле сухой ком – а они улыбаются. Они снисходительными к этим «пиджакам» – ведь они элита войск. Так было всегда: пограничники – это нечто, это вершина, это первый удар – на себя, это заклание на алтарь будущей победы. Во все времена служить в погранвойсках почиталось за честь.
Да – жара и духота, но не настолько, чтобы стонать и требовать открыть окна или люки, а тем паче остановки. Да – жажда, но не настолько, чтобы хныкать и канючить. Офицеры-пограничники ненавязчиво давали урок выдержки, настоящей, мужской.
Сразу за тоннелем внизу на обратном склоне белым камнем выложено: «Спасибо, Россия!» и сразу по салону автобуса: «Смотри! Смотри! Вон там, на склоне… ». Суетливо достаются фотоаппараты и – щёлк, щёлк, словно клацанье затворов автоматов. Мужики мы не очень сентиментальные, но пронзает до слёз. Почему-то верится, что эта благодарность – не по команде сверху, а из сердца, от души и наотмашь бьёт в глаза всё время, пока петляешь по серпантину – то слева, то справа. Гордость переполняет, и комок давит горло: это мне низкий поклон, потому что я – русский, потому что принадлежу к великой нации. Потому что тогда, в августе прошлого года, мы все вдруг ощутили себя вновь единым великим народом перед грянувшей бедой, независимо от вероисповедания и цвета глаз. Это мы, прильнув к экрану на все пять суток войны, плакали, сострадали, молили о спасении и наших воинов, и осетинских женщин, детей, стариков, о том, чтобы Россия наконец-то поднялась с колен, осознала своё величие, свою ответственность за судьбы тех, кто последние два с лишним столетия был с нею и в горе, и в радости.
Господь услышал, а власть наконец-то не отделила себя от народа. А завизжала от ужаса Восточная Европа потому, что стало ясно: не буди лихо, не трави медведя шавками, себе же дороже будет.
Окончание в следующем сообщении
|