Проект создания единой оппозиции с треском провалился и вряд ли будет реанимирован в ближайшее время. Сейчас образовалось сразу несколько оппозиционных центров, претендующих на лавры главного оппонента Банковой. Однако президентской команде их опасаться нечего. Несостоявшиеся союзники заняты не столько ревизией первых шагов власти, сколько старыми междоусобными конфликтами. Сторонники Виктора Януковича тоже не сидят сложа руки, ослабляя позиции «оранжевых» накануне избирательной кампании в местные советы.
Так и остались скандалистами
Переход «оранжевых» политических сил в оппозицию никоим образом не отразился на их отношении друг к другу. В ситуации, когда, казалось бы, делить особо нечего, БЮТ, НУНС и другие партии единого в прошлом демократического лагеря уже успели развернуть новую междоусобную борьбу за место в тени новой власти. В итоге мимо них прошел основной этап укрепления «регионалов» в новом статусе. Новая старая оппозиция вполне могла бы распиарить себя нещадной критикой «коалиции тушек», которая создавалась с грубыми нарушениями Конституции. Однако она вяло отреагировала на происходящее. Без особого внимания со стороны «оранжевых» прошли практически все назначения новой власти, хотя многие кадровые решения могли стать серьезным поводом для критики. Досталось на орехи лишь Дмитрию Табачнику, но кампания за отставку министра образования скорее была инициативой общественности (прежде всего студенчества), нежели спланированной акцией парламентской оппозиции. Первые реально оппозиционные шаги в Верховной Раде демократические силы начали предпринимать лишь на прошлой неделе, но и те в конце концов свелись к скандалу вокруг перераспределения руководящих должностей в комитетах. В то же время война за монополию на оппозиционность внутри демократического лагеря лишь усиливается.
Оппозиция — це ВОНА
Наиболее комфортную площадку в новой оппозиции занял блок Юлии Тимошенко, используя численное преимущество своей фракции в Раде и Регламент ВР. На прошлой неделе «бело-сердечные», наконец, закончили процесс формирования теневого Кабинета Министров, хотя обещанного ранее Юлией Владимировной представления этого эфемерного органа власти так и не состоялось. Впрочем, для нее самой неформальное правительство является не более чем тяжелым напоминанием о былой власти, посему особого значения ему она не придает. Именно поэтому главой теневого Кабмина назначен Сергей Соболев. В последнее время он стал одним из главных спикеров БЮТ, но его влияние на принятие решений в оппозиционной жизни блока на данный момент невелико.
Сама же Юлия Тимошенко возглавить теневой Кабинет Министров не смогла: в соответствии со статьей 72 Регламента ВР для участия в его создании необходимо иметь депутатский мандат. Чтобы обойти эту формальность, г-жа Тимошенко намерена в ближайшее время создать еще два органа власти: коалиционный совет оппозиции и стратегический экспертный совет. Первая структура призвана стать центральным органом руководства оппозиционного БЮТ в парламенте, а главное, «трудоустроить» Юлию Тимошенко, Александра Турчинова и других ее ближайших соратников, которые после отставки из Кабмина остались не у дел, а также напомнить, кто в блоке хозяин. Экспертный совет, по задумке его организаторов, должен объединить внепарламентские политические силы, находящиеся в оппозиции к действующей власти, а его главным заданием станет сбор креативных идей и разработка программ, альтернативных правительственным. Какие партии могут войти в эту структуру, пока неизвестно, как и то, каким образом будет согласовываться деятельность трех центров принятия решений в рамках одной политической силы. Впрочем, опыт создания теневого Кабинета Министров говорит о том, что на самом деле центр будет один — Юлия Тимошенко. А создание всех остальных советов и структур — всего лишь использование маркетинговой технологии «атака не себя», то есть превентивные меры, направленные на лишение других оппозиционных сил пространства для маневра как в ВР, так и за ее пределами. Подобным образом бютовцы, в частности, пытаются перехватить инициативу раскрутки внепарламентского оппозиционного движения таких партий, как «Фронт перемен».
Однако эта стратегия несет в себе и серьезные риски. Тот же Сергей Соболев — амбициозный политик. Не так давно он возглавил ПРП после ухода Виктора Пинзеника и, получив еще и должность теневого премьер-министра, вряд ли согласится на второстепенные роли в БЮТ. Воевать лично с Юлией Тимошенко за полномочия он, конечно, не будет, а вот подвинуть Александра Турчинова вполне способен. Тем более что теперь правая рука лидера «бело-сердечных» не имеет серьезной информационной площадки. Поэтому возникновение конфликта между группами влияния этих двух политиков — лишь дело времени.
Хотя проблем у бютовцев сейчас и без того хватает. Фракция блока в парламенте тает с каждым днем. На прошлой неделе в пропрезидентскую коалицию переметнулись еще три депутата: Валентин Зубов, Олег Малич и Петр Кузьменко. Ранее свою подпись под коалиционным соглашением поставили члены фракции Виталий Барвиненко, Геннадий Задирко, Владимир Каплиенко, Юрий Полунев, Игорь Савченко и Олег Черпицкий. Кроме того, недавно возник конфликт между руководством БЮТ и представителями Украинской социал-демократической партии, входящей в блок. Соратников главы Верховного суда Василия Онопенко, неформального лидера партии, возмутило распределение должностей в теневом правительстве. Поэтому не исключено, что ряды «бело-сердечных» в ближайшее время могут покинуть и представители этой партии. По прогнозам самих членов блока, в числе потенциальных перебежчиков еще как минимум три парламентария, но их имена пока не называются.
Укрепить позиции БЮТ в Раде может союз с НУНС, но для этого там необходимо заручиться поддержкой хотя бы 37 депутатов. Консолидировать разрозненную фракцию можно вокруг Вячеслава Кириленко, избрав его новым председателем. В последнее время в этом направлении ведется довольно активная работа. Хотя сам Вячеслав Анатольевич считает союз с блоком Юлии Тимошенко невыгодным проектом. Слишком высока вероятность того, что группу «За Украину!» банально растворят в БЮТ, в частности, путем гарантирования части ее членов мест в избирательном списке на будущих парламентских выборах.
Оппозиция — ТАК!
На прошлой неделе, после почти месячного постпрезидентского отдыха, о своей оппозиционности заявил и Виктор Ющенко. Почетный председатель партии «Наша Украина» призвал все национал-патриотические силы к консолидации, подчеркнув, что делать это нужно вокруг идеологии, а не персоналий. И даже упомянул, какие именно персоналии имеет в виду, — Юлию Тимошенко. Чем, впрочем, никого не удивил.
Своим вторым пришествием в оппозицию Виктор Андреевич скорее окончательно рассорит демократические силы, чем поспособствует их объединению. Судя по первым заявлениям в качестве оппозиционера, главной мишенью Виктора Ющенко будет не столько Банковая, сколько его личная антипатия — лидер БЮТ, а второстепенной — председатель депутатской группы «За Украину!» Вячеслав Кириленко. С Юлией Владимировной у него давние счеты, сведение которых сыграло во время президентской кампании в пользу ПР. А вот г-н Кириленко становится заложником ситуации, из которой можно выйти только со скандалом и очередным расколом в НУНС.
На своей первой пресс-конференции в статусе экс-президента Виктор Ющенко анонсировал создание депутатской группы «Наша Украина» в парламенте. По его подсчетам, туда готовы войти 11 членов фракции НУНС (его брат — Петр Ющенко, а также Николай Кульчинский, Станислав Аржевитин и др.). По сути, это будет объединение, конкурирующее с группой «За Украину!», которая претендует на роль правопреемника брэнда избирательного блока «Наша Украина» и, соответственно, электорального актива этой политической силы. Но теперь г-ну Кириленко и соратникам придется начинать все заново, да еще в условиях жесткой конкуренции со стороны бывших коллег. Поддержка Вячеславом Анатольевичем инициативы Виктора Андреевича исключена — слишком высок риск уйти в политическое небытие по результатам будущих парламентских выборов в проекте экс-президента. Кроме того, Вячеслав Кириленко уже созрел для собственного политического плавания и контролирует одну из самых крупных групп влияния в НУНС. Группа «За Украину!» давно занимается строительством своей организационной структуры в регионах. По данным «ДС», г-ну Кириленко даже удалось заручиться предварительным согласием большинства депутатов НУНС поддержать его кандидатуру на пост лидера фракции. При этом они хотят получить от него гарантии в первую очередь относительно их политического будущего. Нунсовцам нужен проект успешного избирательного блока или движения, способный обеспечить им депутатский мандат в новом составе Верховной Рады. Именно в процессе переговоров на эту тему из политического отпуска решил вернуться Виктор Ющенко, заявив о формировании собственной депутатской группы, тем самым отчасти перехватив инициативу по консолидации разрозненных депутатов фракции НУНС у Вячеслава Кириленко.
О создании новой партии, а следовательно, и отдельного оппозиционного центра заявил еще один «нашеукраинец» — Давид Жвания, в чем просматривается рука Банковой. По свидетельствам коллег по фракции, Давид Важаевич и его соратники (в частности, Николай Мартыненко) имеют свой интерес во власти. Они уже успели достичь договоренностей с президентской командой, касающихся интересующего их предприятия «Энергоатом»: якобы Банковая гарантировала, что компанию возглавит человек, близкий к этим двум политикам.
(окончание следует)