В алтаре переодеваются актеры, под алтарем устроено отхожее место… Это картина не глумливых 30-х. Все это происходит сейчас, и возможно, сию секунду. В бывшей церкви св. Александра Невского, которая занесена в список памятников истории и культуры как уникальное творение русской архитектуры начала XX века, по сей день не проводятся богослужения, храм не используется по назначению. Его стены помнят и худшие времена, когда храм использовался и как склад, и как планетарий, и теперь, казалось бы, настали его лучшие годы - в его стенах звучит духовная музыка, но... как и во всяком концертном зале, там проходят концерты, причем не только органной музыки, но и хора Турецкого, народных коллективов, приезжих популярных артистов. Это то же самое попрание святыни, хотя и более изощренное. Два патриарха во время своих визитов призвали все-таки освободить храм, положить предел многолетнему осквернению святыни! Но "культурная элита" - те самые артисты, каждый раз устраивают настоящую истерику, проводят пиар-акции против передачи храма Церкви, кричат, что не позволят вынести орган из отвоеванного у православных здания. Снимают студентов и школьников с занятий, для проведения митингов…
Сейчас областные власти вновь начали заниматься этим вопросом. И в Челябинске вновь началась борьба за благополучное разрешение конфликта между православными жителями и группой музыкантов, выступающих против переноса органа из оскверненного и поруганного в советский период храма св. блг. кн. Александра Невского. Нам, православной молодежи и общественности г. Челябинска, очень нужна ваша поддержка.
Мы создали два сообщества – на сайтах «Мой мир» и «vkontakte» в поддержку переноса органа и освобождения храма св. Александра Невского от поругания.
Вот здесь -
http://my.mail.ru/community/hram_na_alom/И здесь -
http://vkontakte.ru/club17494840созданы сообщества для обсуждения этой темы. Заходите, регистрируйтесь, пишите, хоть слово, каждый человек, каждое сообщение - на вес золота. Мы должны показать, что храмы нужны нам, православным!
Мы пишем открытое письмо в адрес комиссии по переносу органа с просьбой решить этот вопрос с наилучшим для верующих и всех культурных жителей области результатом. Этим результатом может стать строительство нового органного зала по всем современным требованиям и технологиям и перенос инструмента самыми лучшими специалистами. Просим Вас присоединиться к числу подписавших. Ваши голоса нам очень нужны!
Уже двадцать лет верующие смиренно просят артистов не осквернять святыню, но т. н. "музыкальная элита" глуха к их просьбам. Мы проводили молебны на ступенях храма, писали письма… все было бессмысленно.
Даже теперь, когда областные власти предлагают музыкантам рассмотреть все варианты, вплоть до строительства нового здания органного зала, противники переноса, среди которых и хранитель челябинского органа Владимир Хомяков, не идут ни на какой диалог, на попытки цивилизованного разговора отвечают пиар-акциями и флеш-мобами. В своих сообществах сразу банят тех, кто пытается высказать иную точку зрения...
Городскими и областными властями уже построены здания для кукольного театра, краеведческого музея - одно из лучших зданий в России, отреставрирована областная филармония. Зданием драмтеатра Челябинск тоже может гордиться по праву. Выходит, дело вовсе не в органе и его сохранности. Видимо, удовольствие попирать священное место для "культурных людей" - удовольствие настолько острое, что никакая музыка Баха с ним не сравнится.
Храм был отнят советской властью у верующих, которые построили его на свои деньги. Кроме того, средства на постройку челябинского Храма были выделены Царской семьей из личных средств. Автором проекта храма был Александр Николаевич Померанцев (1849-1918). К этому времени руководитель мастерских высшего училища при Академии художеств был уже зодчим с мировым именем. По его проектам были построены знаменитые Московские торговые ряды (1889-1893), соборы Александра Невского в Москве, Софии и других городах. Четыре года понадобилось, чтобы закончить наружные работы. На строительство было потрачено 60 тысяч рублей, пожертвованных челябинцами, городской думой и Государем Императором Николаем II. Богослужения в церкви Александра Невского проводились более 10 лет, начиная с 1916 года. Вскоре после Октябрьской социалистической революции органы советской власти г. Челябинска в память от событиях 1905 года присвоили Александровской площади новое название – Алое поле.
С конца 20-х – начала 30-х годов в Челябинске началось разрушение церковных сооружений на площадях города, снятие глав с церквей. Не избежал подобной участи и храм на Алом поле. Обезображенный, он часто использовался как склад. С 1940 года и в годы Великой Отечественной войны здесь располагались коллекции Челябинской областной картинной галереи, с 15 ноября 1956 по 1981 год работал планетарий, затем – шахматная школа. Подготовка к реконструкции храма под органный зал началась в 1983 году. Авторами проекта были московский архитектор Л. Н. Ненаглядкин и архитектор института «Челябгражданпроект» К. И. Гусаров. Был полностью обновлен фасад. Стены здания с кладкой кирпича разного цвета были покрыты материалом, придавшем зданию однородный красивый красный цвет.
Заново было установлено 13 куполов. Был отреставрирован и интерьер здания, разработана система кондиционирования для органа. На месте алтаря были сделаны гримерные для актеров, под алтарем – туалеты для посетителей. В июле 1987 года состоялся первый концерт органа.
Именно этот орган и стал точкой преткновения. Это – один из наиболее удачных инструментов, построенных германской фирмой «Германн Ойле». Именно поэтому, когда в 1992 году встал вопрос о переносе органа и возвращении храма верующим, специалисты фирмы высказались против его переноса из-за риска ухудшения качества звука. Теперь специалисты «Ойле» утверждают, что при соблюдении всех современных требований, перенос органа без ухудшения качества звучания вполне возможен.