Русская беседа
 
24 Ноября 2024, 11:31:02  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: «...Расстреляны в Петропавловской крепости»  (Прочитано 2737 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106498

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 15 Мая 2010, 19:50:20 »

Александр МАРГОЛИС

«...Расстреляны
в Петропавловской крепости»


Сразу после октябрьского переворота 1917 года тюрьма Трубецкого бастиона Петропавловской крепости стала первым застенком советской власти. Вплоть до 1922 года в «русской Бастилии», ставшей тюрьмой ПетроЧК, содержались сотни заключенных. Среди них были министры Временного правительства, участники юнкерского восстания, члены «Союза защиты Учредительного собрания», лидеры кадетской партии, объявленные в конце 1917 года «врагами народа», заложники времен красного террора, участники Кронштадтского восстания 1921 года и т. д.


«Русская Бастилия» продолжает хранить свои тайны.

В годы Гражданской войны крепость была не только застенком, но и местом казней. Есть мемуарные свидетельства о том, что Заячий остров является местом захоронения расстрелянных заложников, в том числе четырех великих князей.

С конца 1980-х годов во время строительных работ в районе Головкина бастиона неоднократно находили человеческие останки со следами насильственной смерти, а также стреляные гильзы. Последний раз такая находка была сделана в конце декабря 2009 года. Согласно предварительному заключению судебно-медицинской экспертизы, эти захоронения можно датировать 1917 – 1920 годами. Сегодня очевидна необходимость комплексного исследования потаенного некрополя террора в самом центре Петербурга.


Великий князь Георгий Михайлович.

6 сентября 1918 года газета «Северная коммуна» опубликовала длинный список заложников ПетроЧК. Первыми в этом списке обреченных стояли имена великих князей Дмитрия Константиновича, Николая Михайловича, Георгия Михайловича, Павла Александровича и князя императорской крови Гавриила Константиновича. Романовых с конца лета 1918 года содержали в доме предварительного заключения на Шпалерной, 25. Об их освобождении хлопотал Максим Горький, но ему удалось добиться разрешения на отъезд за границу только для Гавриила Константиновича. Сообщение о казни четырех великих князей было опубликовано в «Петроградской правде» 31 января 1919 года без указания причин расстрела, места и даты. Впоследствии эту расправу объясняли как ответ на убийство в Берлине Карла Либкнехта и Розы Люксембург.

В июне 1999 года генпрокуратура РФ посмертно реабилитировала великих князей, расстрелянных в Петропавловской крепости 24 января 1919 года. Основанием для их реабилитации стала нашедшаяся в архиве выписка из приговора, вынесенного ПетроЧК.

В связи с последними находками в Петропавловской крепости в средствах массовой информации появилось много несвободных от фактических ошибок, отрывочных и противоречивых сведений о казненных здесь Романовых. Между тем обстоятельства их жизни и смерти сравнительно хорошо известны и заслуживают беспристрастного изложения.

Старший из этой группы, великий князь Николай Михайлович, был убит накануне своего 60-летия. Сын великого князя Михаила Николаевича и внук Николая I, он родился в Царском Селе в апреле 1859 года. Его отец в 1862 – 1881 годах был наместником на Кавказе, все это время семья жила в Тифлисе. Николай Михайлович участвовал в русско-турецкой войне 1877 – 1878 годов, был награжден орденом св. Георгия IV степени за личную храбрость в сражениях. После окончания Николаевской академии Генерального штаба в 1885 году он десять лет служил в Кавалергардском полку, в 1897 – 1903 годах командовал Кавказской гренадерской дивизией.


Великий князь Николай Михайлович.

Последние два десятилетия своей жизни великий князь посвятил исторической науке. Он стал автором многих фундаментальных исследований, посвященных эпохе Александра I и Наполеона, в том числе монографий «Легенда о кончине императора Александра I в Сибири в образе старца Федора Кузьмича», «Император Александр I», «Дипломатические сношения России и Франции по донесениям послов императоров Александра и Наполеона». Эти и другие работы отличало одно существенное качество: в них приводились уникальные документы, доступ к которым был открыт автору исключительно в силу его особого положения члена царской семьи. При участии и содействии Николая Михайловича были изданы многотомные «Петербургский некрополь», «Московский некрополь», «Русский некрополь в Париже», «Русские портреты ХVIII и XIX вв.». В 1892 – 1917 годах он был президентом Русского Географического общества, в 1909 – 1917 годах – председателем Русского исторического общества и Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины. Имел степени доктора философии Берлинского университета (1910) и доктора русской истории Московского университета (1915).

Николай Михайлович слыл «белой вороной» в царской семье. Как вспоминал великий князь Александр Михайлович, «мой старший брат... был несомненно самым «радикальным» и самым одаренным членом нашей семьи. <...> Он служил в Кавалергардском полку, но был настолько выше в смысле умственного развития своих товарищей-однополчан, что это лишало его всякого удовольствия в общении с ними. Постепенно он отдалялся от связей с военным миром и проводил все свое время в архивах Петербурга и Парижа. <...> Он остался на всю жизнь холостяком и жил в своем слишком обширном дворце (Ново-Михайловский дворец, Дворцовая наб., 18. – А. М.), окруженный книгами, манускриптами и ботаническими коллекциями».

После революции Николай Михайлович не покинул Россию. С августа 1918 года в качестве заложника содержался в доме предварительного заключения вплоть до расстрела в январе 1919-го...

Младший брат Николая Михайловича, великий князь Георгий Михайлович, родился на Кавказе в 1863 году. Служил в лейб-гвардии Конной артиллерийской бригаде, в 1909 году получил чин генерал-лейтенанта. Будучи обладателем одного из лучших собраний русских монет, Георгий Михайлович в 22 года издал свою первую работу по нумизматике: «Описание и изображение некоторых редких монет моего собрания». В дальнейшем великий князь опубликовал описания всех русских монет от Елизаветы Петровны до Александра III. Эти работы сохранили научное значение до нашего времени.


Великий князь Дмитрий Константинович.

Он был почетным членом Петербургской академии наук, Русского Географического общества, в 1898 – 1917 годах – председателем Русского генеалогического общества. Длительное время состоял управляющим Русским музеем императора Александра III, принимал деятельное участие в создании коллекции музея. По свидетельству директора Эрмитажа и товарища управляющего Русским музеем графа Д. И. Толстого, «это был очень милый, отзывчивый и добрый человек, всегда готовый прийти всякому на помощь и за всякого хлопотать».

Во время Первой мировой войны Георгий Михайлович состоял при Ставке Верховного главнокомандующего, после Февральской революции вышел в отставку и уехал в Финляндию. В апреле 1918 года его арестовали в Гельсингфорсе и доставили в Петроград...

Еще один внук Николая I, третий из четырех сыновей великого князя Константина Николаевича – Дмитрий Константинович – родился в июне 1860 года в Стрельне. До 1892 года он служил в Конногвардейском полку, затем был назначен командиром лейб-гвардии Конно-гренадерского полка, расквартированного в Петергофе. С 1897 по 1905 годы великий князь Дмитрий Константинович возглавлял Государственное коннозаводство, позднее был председателем Российского общества покровительства животным. По свидетельству генерала А. А. Мосолова, «любимой темой его разговоров являлись лошади, коннозаводство и коневодство. Этим двум отраслям хозяйства он посвятил себя полностью, основательно их изучил и применил свои познания... на купленном им большом конном заводе, в который вложил все свое состояние и всю энергию».

Наконец, великий князь Павел Александрович, младший сын Александра II, родившийся в Царском Селе в сентябре 1860 года. С 1882 года служил в лейб-гвардии Гусарском полку, затем командовал Конногвардейским полком (1890 – 1896), 1-й гвардейской кавалерийской дивизией (1896 – 1898), Гвардейским корпусом (1898 – 1902). В 1889 году он женился на дочери греческого короля Георга I, получившей имя великой княгини Александры Георгиевны. В сентябре 1891 года после тяжелых родов она скончалась, оставив мужу годовалую дочь Марию и новорожденного сына, названного Дмитрием.


Великий князь Павел Александрович.

Несколько лет спустя великий князь увлекся женой гвардейского офицера Ольгой Валериановной Пистолькорс (урожд. Карнович). В 1902 году, вопреки категорическому запрету императора, Павел Александрович, уехав за границу, вступил в морганатический брак со своей возлюбленной. Николай II уволил дядю со всех должностей, лишил звания генерал-адъютанта и запретил въезд в Россию. Опальный великий князь жил во Франции до 1914 года, когда ему разрешили вернуться на родину. Вскоре супруга Павла Александровича и его дети от второго брака получили титул князей Палей.

В годы Первой мировой войны Павел Александрович командовал 1-м Гвардейским корпусом, отличившимся в 1916 году на Юго-Западном фронте. После Февральской революции он вышел в отставку и жил вместе с семьей в Царском Селе. В августе 1918 года его арестовали...

Описания последних месяцев жизни великих князей-заложников содержатся в воспоминаниях их родственников, избежавших расправы и оказавшихся в эмиграции. По свидетельству князя Гавриила Константиновича, «Дмитрий Константинович, Николай и Георгий Михайловичи, сосланные в Вологду, где пользовались относительной свободой, в конце лета 1918 года были арестованы, перевезены в Петроград и, как и Павел Александрович, посажены в дом предварительного заключения. В январе 1919 года все они были расстреляны в Петропавловской крепости и там же похоронены во дворе».

Некоторые подробности казни содержатся в мемуарах княгини Ольги Палей: «Один старый тюремный служитель, видевший казнь, рассказал о ней, поклявшись всеми святыми, что именно так и было дело. В среду Павла <...> с Гороховой привезли в Петропавловку. Трех других великих князей доставили со Шпалерной. Всех вместе отвели в тюрьму Трубецкого бастиона. В три ночи солдаты по фамилии Благовидов и Соловьев вывели их голыми по пояс и провели на территорию Монетного двора, где у крепостной стены напротив собора была вырыта общая могила, где уже лежали тринадцать трупов. Поставили князей на краю и открыли по ним стрельбу».

Именно на месте, указанном вдовой Павла Александровича, и обнаружили человеческие останки в 1989, 2007 и 2009 годах. В 2008-м предложение об установке в Петропавловской крепости памятника жертвам красного террора было отклонено городской администрацией. Более того, на месте потаенного некрополя недавно проложили широкую дорогу к новой автобусной стоянке у стен крепости...

http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10266480@SV_Articles
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!