(Окончание)Все больше делается упор на «мировой», а не на народный характер Великой Отечественной войны. Дошло дело до того, что в параде Победы на Красной площади в этом году принимают участие военнослужащие западных стран – явление немыслимое за всю послевоенную историю нашей страны! Многие люди, которые еще инстинктивно ощущают исконный дух нашего Праздника, совершенно справедливо воспринимают их не как часть «исторически оправданного парада» стран коалиции, а как парад войск блока НАТО на святом месте для каждого русского человека. Иными словами – как своеобразный свой «парад победителей». Ведущих, к тому же в настоящее время активные боевые действия против стран «третьего мира», для которых раньше наш народ был примером и надеждой на лучшее будущее, а сейчас сам принимает новоявленных «захватчиков». Заметьте – никто из них не устраивает подобных парадов не в Вашингтоне, ни в Лондоне, ни в Париже, ни в Варшаве, ни даже в Берлине. Но они стремятся в Москву – попасть на наш НАЦИОНАЛЬНЫЙ парад, чтобы максимально ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗИРОВАТЬ его. Случайно ли?
Правда, стремятся отнюдь не все. О невозможности приехать в Москву по тем или иным причинам сразу заявили президент США Барака Обама и премьер-министр Великобритании Гордон Браун. Безусловно – это политический демарш, хотя, положа руку на сердце, в случае обоих лидеров действительно были уважительные причины отмены визита. В США – едва ли не экологическая катастрофа века в Мексиканском заливе, в Великобритании – самая ожесточенная политическая схватка за формирование парламентского большинства за последние 40 лет из-за ситуации «подвешенного парламента». Хотя не будем наивными – если бы верхушка политического истэблишмента обоих атлантических держав сочла бы присутствие своих лидеров или хотя бы глав правительств и парламентов на Параде Победы в Москве действительно важным – никакие форс-мажоры не стали бы этому препятствием.
Но если в отношении Обамы и Гордона еще можно найти хотя бы формальные объяснения их отсутствия, то отказ Сильвио Берлускони и Николя Саркози присутствовать на параде 9 мая в Москве, последовавший накануне Дня Победы, не объясним ничем, кроме сознательного игнорирования . Характерно, что и Саркози и Берлускони заявили, что не могут приехать в Москву из-за переговоров в ЕС относительно «греческой болезни» как нового витка финансового кризиса в Европе, как «переговорах об экономическом будущем Еврозоны». Примечателен прагматизм обоих лидеров, которых путинско-медведевский режим привык считать чуть ли не главными «друзьями России». Но еще более примечательна их ложь: почтить Парад Победы в числе прибывших глав иностранных государств в Москву оказалась федеральный канцлер Германии Ангела Меркель, чье отсутствие, напротив, было бы допустимым и абсолютно понятным, как политически, так и чисто по-человечески. Почему-то она – глава одного из государств-лидеров ЕС ни на какие переговоры не спешила. Так стоило ли устраивать непременное шествие по Красной площади войск западных стран, которые нас даже формально не уважают?
Также на Параде Победы присутствовали и.о. президента Польши Бронислав Коморовский, президент Латвии Валдис Затлерс, президент Израиля Шимон Перес, председатель КНР Ху Цзиньтао, президент Вьетнама Минь Чиет Нгуен, президент Монголии Цахиагийн Элбэгдорж, а также президенты Болгарии, Сербии, Черногории, Словении, Словакии, Хорватии, Чехии, Македонии и Эстонии. Страны СНГ были представлены президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, президент Армении Сержем Саргсяном, президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедовым. Последний, кстати, усиленно аплодировал, когда по брусчатке Красной площади выехал ахалтекинский скакун Гырат — прямой потомок легендарного Арапа — коня, на котором Г.К. Жуков принимал Победный Парад в 1945 году. Его наездник, больше похожий на гастарбайтера в парадном мундире — командир роты почетного караула Вооруженных Сил Туркменистана с трудновыговариваемым именем Пыгы – весьма красноречивый финал всей идеи современной репрезентации Победы, да и идеи российской государственности на нынешнем этапе – тоже.
Любопытно, что президент Белоруссии Александр Лукашенко и президент Украины Виктор Янукович – наши ближайшие «союзники» — так не приехали на Парад Победы, хотя оба были накануне в Кремле, видимо сославшись на необходимость присутствия на парадах в собственных государствах. Однако, как и в «атлантическом» случае, ни Украину, ни Белоруссию не представил ни главы правительств, ни другие высокопоставленные лица, что говорит о многом, если не о всем. Это характеризует их истинное отношение к России больше, чем любые их политические жесты и заверения в дружбе.
Как бы то ни было, попытки российских властей придать Параду Победы и Дню Победы глобальный уровень, в качестве своего аналога «перезагрузки» в форме реанимации ялтинской системы, полностью провалились. Примечательно, что Дмитрий Медведев в своем выступлении на Параде упорно повторял слово «Вторая мировая война», но ни разу не сказал ни «Великая отечественная война», ни «русский народ». Он явно работал на «глобального слушателя». Но «слушатель» в целом остался равнодушным к медведевским жестам. Мировых игроков эти месседжи не впечатлили, как их не впечатлил недавний польский месседж «всемирности» похорон Леха Качиньского. Похоже, мировые лидеры лучше их кремлевских коллег понимают, что 9 мая — День Победы русского народа в Великой Отечественной, а не во Второй мировой войне.
Но хуже всего даже не это. Хуже другое – сознание молодых поколений усиленно готовят к тому, что Великая Война и Победа – это всего лишь «история», которая хоть и требует к себе внимание памяти, но за рамки формально-символического отношения уже не выходит. Победа становится брэндом, расхожим символом «патриотического официоза». На телеканалах и киноэкранах в большинстве своем выходит настолько убогая и вопиющая ложь, претендующая при этом на «правильные» военные фильмы нашего времени, что впору задуматься: а не сознательная ли это диверсия? «Штрафбат», «Диверсант», «Сволочи», «Последний бронепоезд», «Утомленные солнцем-2» и прочие поделки «державно-демократического» агитпропа воспроизводят одну и ту же картину военной «правды»: героические бунтари-одиночки на фоне основной массы деморализованной массы красноармейцев между немцами и ГУЛАГом. Иными словами: «хорошие зэки», «злые особисты», никакая страна. Какой пример из подобных фильмов может почерпнуть для себя подрастающее поколение, если после них остается единственное моральное послевкусие: «у нас не было достойного прошлого»?
Про «пандемию» активного распространения «георгиевских ленточек» в качестве общенациональной патриотической акции, можно лишний раз уже не говорить. Акцию с ленточками превратили не в сознательный патриотический выбор, а в его полную противоположность — в бесплатное рекламное приложение праздника со всеми вытекающими. В итоге ленточки месяцами затаскиваются на антеннах автомобилей до жуткого состояния, наглядно демонстрируя истинный «патриотизм» их носителей. А все почему? Потому что никакой вдумчивой разъяснительной работы о том, что это за цвета и почему их надо уважать, не проводится. Их раздают всем, кому не попадя – как рекламу диванов или бытовой техники. Не говоря уже о том, что большинство людей не знают, что эти цвета по старому статуту Георгиевского ордена достойны носить только люди, отличившиеся личной храбростью в бою. В результате ленточки носят все, кому не лень, включая грязных гастарбайтеров, бомжей-алкоголиков, студентов-негров и толпы китайских туристов. Дошло дело до того, что юные отпрыски, не имея внятного представления о том, что они собираются надеть, используют ленточки как модные аксесссуары их «прикидов», увешивая ими джинсы, заплетая в волосы и даже повязывая в качестве шнурков!
Но больше всего обидно за ветеранов. Обидно за них, потому что их правда сегодня почти никому не нужна, что некому передать то живое чувство Победы, которое еще теплится в них. Обидно, что несмотря на громкие обещания власти решить их проблемы с жильем и о «целенаправленной заботе», это остается фарсом и формализмом. Многие из них продолжают умирать в нищете в жутких условиях, потому что реализацию госпрограммы «ветеранского жилья» плавно спустили на регионы, которые в свою очередь, ее не торопятся решать.
В большинстве ситуаций ссылаются, что у региона нет денег. Но чаще выходит на авансцену до боли знакомый удушливый советский формализм: если у ветерана, живущего в стесненных или плохих условиях, метраж больше хотя бы на 1 метр, это становится поводом «завернуть» дело по его благоустройство вполне «по закону». А решение выделить на несколько праздничных дней ветеранам бесплатный проезд (что не исключает стояние у касс за получением специального бесплатного талона и предъявления документов), объявляется чуть не как «заботой» государства. Да вы им не до конца праздников, а до конца жизни должны выдать бесплатный проезд, чтобы хоть как-то отблагодарить и облегчить их жизнь!
Поэтому подобное казенное отношение выглядит больше как издевательство над стариками, благодаря которым мы вообще живем на белом свете. И как бы не видели будущие поколения нашу эпоху, несмываемым черным пятном ложится на нашу власть ее нежелание существенно улучшить жизнь ветеранов, несмотря на годы сверхдоходов государства. Ветеранов не так уж много осталось, чтобы государство обеднело от того, чтобы им реально, а не формально выделить квартиры – каждому нуждающемуся. И чтобы оформить им персональные пенсии, чтобы хоть как-то отблагодарить их за тот подвиг, за который нет цены, чтобы по-настоящему их отблагодарить.
Пройдет, наверное, всего каких-нибудь лет 8-10. И сегодняшние очень правильные мальчики и девочки, может быть, даже заметят, что ветеранов той войны осталось — по пальцам пересчитать. А еще через 15-20 лет их не останется уже почти никого. В лучшем случае — единицы. Наверное, только они доживут до пресловутых «бесплатных квартир», когда это наконец-то сможет «осилить» наш сердобольный кудринский Минфин.
Но что останется в сухом остатке? Что будет, когда уже никто не увидит живьем ни этих глаз, ни этих встреч? Нынешний майско-календарный гражданский культ? Море георгиевских ленточек на массе тел, которые не имеют их права носить — это плоское чувство, сублимация патриотического либидо? И когда очередная плаксивая патетика официоза, раздутая по всем медиа-горизонтам, будет провозглашать очередное «поклонимся великим тем годам», сможет ли кто-нибудь в той отсутствующей стране понять, что самый великий подвиг, который совершили ушедшие воины Великой Отечественной — это не примитивная логика «отстрела агрессора», а генезис Народа? Именно в этом — их главный подвиг и самый главный секрет. К сожалению, им сегодня этот секрет почти некому передать – наш народ все меньше воспроизводит себя и непосредственно, и как общность. Самый главный секрет Войны — не только в слепом разрушении, не только в том, что она — «злая тетка» и «стерва», как поется в хите «Батяня-комбат» группы «Любэ». Война — это наша Мать, как говорил Эрнст Юнгер. Быть может, мы живы до сих пор только потому, что наши деды всегда интуитивно чувствовали это, а их противники — забыли.
Но самый страшный вопрос, на который пока нет ответа, звучит так: а сможет ли нынешнее поколение офис-менеджеров и носителей «софт-ценностей» подняться, как Народ, случись большая война? Произойдет ли в очередной раз этот генезис? В любом случае очевидно одно: в условиях, когда наш народ все больше превращается в торжествующую толпу потребителей «Ашана», «Икеи» и прочей нано-реальности, этот генезис скоро станет невозможным без своей Войны.
http://www.pravaya.ru/look/18686