Павел Троицкий18 июля 2007 г. Возвращение на Святую Гору Сегодня всем очевидно, что важно не просто оказывать финансовую помощь Афону, но и следить за тем, чтобы она способствовала укреплению русского монашества. Святейший Патриарх говорил о том, что отношение монахов Пантелеймонова монастыря к Русской Православной Церкви далеко неоднозначно. Да и принимают паломников из России там нередко гораздо менее доброжелательно, чем в греческих монастыряхВ 2016 году будет официально отмечаться тысячелетие русского монашества на Афоне. Хотя по данным исследователя Востока епископа Порфирия (Успенского) русские монахи появились на Афоне только около 1070 года. Если же рассматривать предания, еще супруга равноапостольного великого князя Владимира участвовала в создании особой русской обители на Афоне. Так или иначе, годом начала русского монашества на Афоне выбран именно 1016 год. Несомненно, приближающийся юбилей стал одной из причин повышенного внимания государственных структур к афонским проблемам. Сыграло роль и то обстоятельство, что Президент России Путин после двух неудачных попыток 9 сентября 2005 года посетил Афон. После этой поездки он распорядился изыскать возможность для помощи русскому монастырю.
Почти сто лет о какой-то государственной поддержке Святой Горы говорить не приходилось и вот, наконец, государство осознало важность Афона для России. 18 сентября 2006 года состоялось заседание Попечительского Совета фонда поддержки русских святынь на Горе Афон. Сопредседателями Попечительского совета были избраны Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, Полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко и мэр Москвы Юрий Лужков. В попечительский совет вошли министр иностранных дел Сергей Лавров, руководитель Торгово-промышленной палаты Евгений Примаков, кстати, первый из государственных деятелей посетивший Афон, и представители нескольких крупных российских бизнес-структур.
Особенно важным является участие в этом фонде Полтавченко, неоднократно посещавшего Афон и о проблемах Русского Пантелеймонова монастыря знающего не понаслышке.
Важно также, что крупные компании собираются финансировать проект, от которого явно не может быть никакой коммерческой выгоды. Проблема в том, что греческие организации, ответственные за поддержание Афона, пытаются сами регулировать все денежные потоки, что и составляет основную сложность, о которой могут и не догадываться члены попечительского совета. Так, именно по этой причине затормозилось восстановление сербского монастыря Хиландарь, пострадавшего от сильного пожара. Греческие организации требуют, чтобы помощь из Сербии поступала к ним, а не напрямую, что весьма затруднительно и в финансовом, и политическом смысле.
До этого уже эти организации оказывали помощь русскому Пантелеймонову монастырю. В 2005 году начались работы по восстановлению больничного корпуса и на данный момент работы закончены на 80%. Благодаря поддержки мэрии была сделана кровля над зданием библиотеки, оборудованы библиотечные помещения, в качестве помощи передана современная пожарная техника, которая необходима на Афоне, где пожары наносят существенный урон.
Сегодня всем очевидно, что важно непросто оказывать финансовую помощь Афону, но и следить за тем, чтобы она способствовала укреплению русского монашества. Святейший Патриарх говорил о том, что отношение монахов Пантелеймонова монастыря к Русской Православной Церкви далеко неоднозначно. Да и принимают паломников из России там нередко гораздо менее доброжелательно, чем в греческих монастырях.
Почему возникла такая ситуация? Дело в том, что в 1912 года Греция фактически аннексировала Святую Гору Афон. До этого, после распада Османской империи существовал проект кондоминимума, то есть участия всех православных государств Европы в управлении Святой Горой. Но решительные действия Греческого правительства и Первая мировая война не дали осуществиться этим проектам. В церковном плане с 1313 года Святая Гора подчиняется Константинопольскому патриарху. Вот так со временем получилось, что Афон, по сути дела, управляется из двух разных государств Греции и Турции.
Поэтому Русская Православная Церковь в административном смысле к Пантелеймонову монастырю не имеет отношения. Теперь вспомним о натянутых отношениях между РПЦ МП и Константинопольским Патриархатом о том, что не так давно образовалось новое большое православное государство – Украина ‑ и становится ясно, что проблемы тут неизбежны. Если добавить к этому тот факт, что все афонские монахи должны иметь греческое гражданство, то можно считать, что юридически никакого русского монастыря на Афоне нет. Теперь, кстати, он так и именуется — Свято-Пантелеймонов монастырь, а не Русский Свято-Пантелеймонов монастырь, как прежде. Нашего патриарха на богослужениях здесь не поминают, одним словом, до Киева и Константинополя ближе, чем до Москвы.
Странным является тот факт, что в свое время наши монахи должны были бороться за Свято-Андреевский скит ‑ русскую обитель, построенную исключительно на средства русских людей и исключительно для русских монахов, что было закреплено в первом уставе скита. В 1971 году, в период запустения, когда в самом Пантелеймоновом монастыре было всего 30 монахов, умер последний насельник скита и обитель автоматически перешла в руки греков. Но некоторые из братии во главе с почившим не так давно иеромонахом Ипполитом (Халиным) продолжали борьбу за скит и добились решения, что он будет вновь передан русским, если им удастся собрать десять монахов. Иеромонах Ипполит пришел с этим решением к игумену Пантелеймонова монастыря, но никакой реакции не последовало. От огорчения иеромонах Ипполит навсегда покинул Афон и позже стал игуменом Свято-Николаевского монастыря в Рыльске.
Поэтому и Святейший Патриарх, и хорошо знакомый с ситуацией на Афоне Георгий Полтавченко говорили о необходимости централизовать помощь монастырю: чтобы не вылетали средства в знакомую каждому гражданину России трубу, и чтобы научить руководство монастыря уважать Русскую Православную Церковь и русских паломников без различия: и богатых, и бедных. Нельзя снимать с повестки дня и вопрос о возвращении Свято-Андреевского и Ильинского скитов.
Однако для укрепления русского монашества на Афоне сегодня влияния одной Русской Православной Церкви мало. В качестве примера, можно указать, что наш Патриарх, десять раз обращался к Константинопольскому Патриарху Варфоломею с просьбами разрешить пополнить братию монастыря русскими монахами и ни разу не получил ответа. Видимо, на Фанаре и в руководстве монастыря есть другие кандидаты.
Примером успешного воздействия представителей светской власти на священноначалие Святой Горы Афон является история с болгарским Зографским монастырем. Там власти также препятствовали умножению братии, до тех пор, пока монастырь не посетил премьер-министр Болгарии. После этого дело сдвинулось с места. Сейчас в Пантелеймоновом монастыре около 70 монахов и послушников, а до революции было около 2000. Представьте себе монастырь, возрожденный в тех размерах… и в его помещениях 30-ая часть от занимавшей его прежде братии.
Но насколько нелегко будет сломить сопротивление и Константинополя, и определенных политических сил в Греции, говорит тот факт, что когда полномочный представитель Российского МИДа в марте этого года только еще собирался отправиться в Грецию и Константинополь для консультаций о судьбе Русского монастыря, в греческой прессе поднялась грязная кампания. Святейшего Патриарха и руководство России обвинили в том, что они начинают наступление на Элладскую церковь. Поэтому нет иной возможности, кроме как задействовать самые высшие круги нашего государства. Скорее всего, только личное обращение Владимира Путина к Греческому Президенту сможет изменить ситуацию.
В качестве первейших задач фонд ставит проведение необходимых реставрационных работ в Пантелеймоновом монастыре, Старом Руссике и Ксилургу. Предполагается заняться восстановлением и некоторых других русских обителей на Афоне.
Речь идет не только об укреплении русского монашества на Афоне, сохранении святынь Пантелеймонова монастыря и древних русских обителей, но и о том, чтобы исторические ценности, рукописи стали доступны для русской науки. Предполагается создать цифровые копии важнейших памятников письменности, хранящихся в библиотеке Пантелеймонова монастыря. В девятнадцатом веке русский монастырь активно занимался сбором древностей, и сегодня необходимо сохранить это богатство. Напомним, что Мариинское Евангелие, написанное на глаголице, было найдено в XIX веке русским ученым Григоровичем в русской обители Ксилургу.
Таким образом, сегодня сложилась ситуация, когда Русская Православная Церковь, чтобы решить фактически свои проблемы, вынуждена прибегнуть к помощи дипломатов. Подобные ситуации случались и в дореволюционный период, но тогда власть была православной. Конечно, форсирование восстановления монастыря может вызвать и негативные процессы. Плоды неудачного строительства теперь часто видишь на Афоне в виде ярких крыш из красной черепицы, из-за чего обители становятся более похожими на виллы. Кроме того, слишком активное строительство вряд ли будет способствовать спокойной монашеской жизни. Надо смотреть за тем, чтобы развитие паломничества, о котором много говорили собравшиеся, не привело бы к нежелательному техническому «развитию» Афона. Сегодня на Святой Горе уже построено несколько вертолетных площадок, строятся современные дороги, по которым легко добраться в любой монастырь с помощью такси. Да и чрезмерно быстрый рост братии опасен, тем более при нынешнем духовном упадке монастыря.
Будем надеяться, что и священноначалие, и государственные структуры будут действовать осторожно и осмотрительно, чтобы не нарушить вековые традиции Святой Горы.
http://www.pravaya.ru/look/12935