Люблинская уния: братский союз агрессора и жертвы С тёмного деревянного потолка и до самого пола свисал роскошный венецианский гобелен, изображающий прекрасные времена античного Рима. Польский король, сидя в глубокой задумчивости, опирался на ручку небольшого деревянного кресла, служившего троном. Он был ещё не стар, но болен, и по лицу его было видно, как он устал от участия в многочасовых прениях. Зал был полон вельмож, и все напряжённо слушали долгую, но очень эмоциональную речь старосты Жмудской земли Ивана Ходкевича, человека уважаемого и за его сан, и за многочисленные воинские доблести. Но сейчас трудно было узнать в нём свирепого рыцаря. Казалось, он сломлен, обессилен, и лишь просит о пощаде. Стоящие за его спиной соотечественники – представители Великого княжества Литовского, Русского и Жмудского выглядели его не лучше: некоторые из них, эти всё прошедшие воины, не стеснялись своих слёз. Но вдруг в голосе пана старосты послышались укор, обвинение, и тон его стал почти вызывающим.
«То, что Ваша королевская милость подарили нас Польше, на это мы хотя и склонились с великою болью и стеснением сердца нашего, по приказанию Вашей королевской милости, но как всё это нам больно, невозможно этого выразить словами! Мы видим, что наследство Ваше, которое Ваша королевская милость благоволили отдать польской короне, приносит нам порабощение наше, потому что Вы и нас вместе с наследством передаёте Короне, как рабов. Зачем же нам, честным людям, утверждать это? Ваша королевская милость сами понимаете, что этого нам не следует делать, потому что ведь не в обычае, чтобы крепостные утверждали дар своих господ!». Стоящие по сторонам польские сенаторы слушали молча, но потупив взоры. Куда-то в сторону смотрел и король. «Видно, сильно мы прогневали Бога, - продолжал староста, усилив голос, - раз приходится нам теперь видеть, как один народ переходит на место другого народа! Просим же Вашу королевскую милость и государя нашего хотя об одном: дайте нам свидетельство с Вашей королевской печатью, что не будет загублена страна наша!».
Староста остановился и стал ждать ответа. Прошло несколько минут тягостной тишины. Но ответа не было. И тогда молча, тяжело вздыхая, представители Княжества стали опускаться на колена. Будущее их страны теперь было предрешено. Король встал и тихо, устало произнёс: «Да будет же между нами любовь братская и единство во веки веков!». Присутствующие с польской стороны облегчённо вздохнули. Хитрые глаза папского нунция окинули зал победным, гордым взором.
* * *
Люблинская уния 1569 г. стала результатом долгого процесса перестройки всей государственной архитектуры Восточной Европы. В XIII-XIV вв. необъятные земли Древнерусского государства были опустошены и обескровлены многочисленными монгольскими набегами. Восточная Русь, хотя и меньше пострадала, но уже признала свою зависимость от хана и тем самым пыталась избежать новых набегов. А на западнорусских землях, откупаясь чем могли от грозного завоевателя, всё более прибегали к защите литовского войска. Литовцы – народ ещё языческий, прежде сам нередко плативший дань русским князьям, пришёл теперь на Русь тою силою, какой здесь уже не было. Русские земли одна за другой входили под покровительство литовского князя, и за сотню лет на месте Западной Руси образовалось гигантское Великое княжество, названное по своим составным частям Литовским, Русским и Жмудским (кратко – ВКЛ). По сути военный союз, конгломерат очень разных княжеств, во многом сохранявших свою автономность, это новое государство удивляло своими диспропорциями: море русского православного населения было соединено с небольшой и культурно отсталой Литвой. Литовская знать нередко принимала православие, вела деловую и государственную документацию на русском языке, постепенно русифицировалась, но сохраняла своё особое самосознание и лидирующее положение в государстве.
Однако не только Литва оказалась в выигрыше от разгрома степняками Руси. За юго-западную её часть, Червонную Русь, боролись Польша и Венгрия, и в середине XIV века польский король Казимир Великий смог присоединить её к своему королевству. Но взгляды поляков устремлялись ещё дальше. Во второй половине XIV в. во главе Великого княжества встал Ягайло. Он осознавал необходимость дальнейшего укрепления своего международного положения не только военными, но и дипломатическими методами, путём вступления в тесные союзы с соседними державами. Его княжеству всё труднее было сдерживать натиск крестоносцев с прибалтийских земель, и он рассчитывал на союзническую помощь. А, кроме того, всё сложнее было иметь дело с соседями, не отказавшись от ярлыка «поганов», то есть язычников.
Он было думал заключить союз с усиливавшимся Московским княжеством, хоть и зависимым от Орды, но одержавшим над нею впечатляющую победу в 1380 г. Мать Ягайлы Ульяна была дочерью великого князя тверского, и через её посредничество он вёл переговоры с вел. кн. Дмитрием Донским о женитьбе на его дочери, что должно было сопровождаться признанием вассалитета от Москвы и крещением литовского народа в восточном обряде. Обо всём этом даже было предварительно договорено, однако обстоятельства складывались не в пользу такого союза. Разгром Москвы ханом Тохтамышем и последующее возобновление её зависимости от Орды означали, что вассальную зависимость пришлось бы признать и от хана, что никак не соответствовало целям внешней политики князя Ягайло. А одновременно с этим немалую активность проявило Польское королевство, выступив с предложениями, гораздо более привлекательными, чем московские.
Польша в это время как раз преодолела феодальную раздробленность и стала единым и сильным государством, достигшим своего расцвета при Казимире Великом (1333-1370). Правивший после него Людовик Венгерский, хотя и был дважды женат, но сыновьями так и не обзавёлся. После него, в 1384 г., во главе Польского королевства встала его жена Ядвига, а двор стал искать ей нового мужа – будущего польского короля. Разумеется, предложение из Кракова было гораздо привлекательней, чем из Москвы: Ягайло предложили не дочь князя и вассалитет, а королеву и корону сильной державы. Следовавшее вместе с этим принятие католицизма также представлялось очень выгодным вариантом: во-первых, оно лишало Тевтонский орден главной причины для войн с Литвой, а во-вторых, это был прекрасный способ выделить литовскую знать из моря русской аристократии, поставив её в особо привилегированные условия благодаря конфессиональному различию.
Ягайло согласился на женитьбу, за полгода до которой он заключил с Польшей т.н. Кревскую унию (1385 г.) – договор, по которому два государства фактически объединялись в одно. Это было простое присоединение территорий Великого княжества к Польше без каких-либо особых условий со стороны Кракова. Польша, лишь недавно захватившая самые западные русские земли, теперь становилась хозяйкой всей Западной Руси, превратившись в одно из крупнейших государств Европы.
Ягайло со всем двором принял католицизм и вскоре издал грамоту, по которой господствующим слоем в стране становились только феодалы-католики. Старая православная аристократия оказалась в неполноправном положении и в чуждом для себя государстве.
Конечно, это вызвало волну недовольства, которой воспользовался двоюродный брат Ягайлы, Витовт, отца которого Ягайло незадолго до того заморил в темнице. Хотя он и был уже католик, но смог собрать большие русские силы и вынудил брата признать его власть над ВКЛ. Благодаря заключению им с братом Виленской унии 1401 г., Великое княжество Литовское, Русское и Жмудское возродилось, хотя и сохранило свою зависимость от Польши. Единство сил двух государств было необходимо обеим сторонам. Польша благодаря этому смогла вернуть под свой контроль Червонную Русь, ушедшую было к Венгрии. А в 1410 г. объединённые войска смогли разбить в Грюнвальдской битве их главного врага – Тевтонский орден. Новая структура союзного государства была закреплена вскоре после этой битвы, актом Городельской унии 1413 г. Она фиксировала неразрывный союз ВКЛ с Польшей и вновь утверждала привилегированный статус католиков. Впрочем, Великое княжество не переставало бороться за свою независимость. В 1440 г. оно избрало своим королём сына Ягайло Казимира, даже не согласовав это с Польшей. Только спустя несколько лет, после смерти прежнего короля, поляки с трудом уговорили Казимира принять и польскую корону. И всё же до конца своих дней он предпочитал жить в Литве, окружил себя русскими князьями и боярами, а пришедшая было в актовый язык княжества латынь снова была вытеснена русским языком. Фактически, в это время ВКЛ и Польша были государствами, лишь связанными друг с другом персональной унией.
Это подтвердилось и после смерти Казимира, когда Польша избрала себе королём Яна Ольбрахта, а в ВКЛ великим князем стал его брат Александр. Почти прекратившаяся на том уния двух государств была вновь спасена уступчивостью поляков: после смерти Яна Ольбрахта в 1501 г. они смогли посадить Александра и на польский трон. Впрочем, Александр был полонофилом и с радостью переехал в Краков. Стремясь возобновить тесную унию двух государств, Александр при утверждении его королём Польши подписывает т.н. Мельницкую унию 1501 г. Несмотря на привлекательное расширение прав шляхты ВКЛ, обещанное тогда королём, условия унии предполагали столь тесное соединение государств, что литвины (представители ВКЛ) решительно ей воспротивились и уния так и не вступила в действие.
И всё же подписанные прежде унии оказали огромное влияние на внутреннюю жизнь Великого княжества и дали себя знать потом, уже к середине XVI века. Попытка объединения двух государств, предпринятая при Ягайло, не удалась во многом потому, что в ВКЛ у неё не было сильной социальной опоры. И как раз такую опору заложили на будущее заключенные унии. Особенно важна Городельская уния, имевшая огромное значение для дальнейшей судьбы княжества – именно в ней были сформулированы основные принципы создания в Литве привилегированной сословной группы населения наподобие польского шляхетского сословия. В самой Польше шляхта уже добилась господствующего положения в государстве, она сама выбирала короля и во многом определяла всю политику государства. Складывались сильное сословное самосознание и развитая система сословного самоуправления. Городельская уния заложила процесс сближения социальной структуры ВКЛ с Польшей, развитый потом целым рядом великокняжеских привилеев. Помимо всего прочего, по её условиям шляхетские роды Польши принимали в свои гербы благородные семьи ВКЛ – произошло что-то вроде родового объединения феодалов двух государств. К концу XV в. в ВКЛ складывается система сословно-представительной монархии. Формирование в Великом княжестве шляхетского сословия вело к близкому Польше общественно-политическому строю, создавало слой со схожей идеологией и политическими устремлениями. Хотя должно было пройти ещё немало времени, чтобы такие перемены принесли свои политические плоды.
Следующий за Александром король Сигизмунд I вновь объединял собой великокняжескую и королевскую власть, продолжая традицию персональной унии двух государств. Более того, он сделал всё, чтобы так было и после него: ещё задолго до смерти устроил избрание своего сына Сигизмунда Августа своим соправителем и в Польше, и в ВКЛ. А Сигизмунд Август, хотя и был трижды женат, но детей не имел. Ему выпало стать седьмым и последним из династии Ягеллонов. И он как никто другой озаботился тем, чтобы дело основателя династии – объединение Польши и ВКЛ в единое государство – было доведено до конца.
* * *
Сигизмунд Август воспринял близко к сердцу идеи ренессансной культуры того времени, идеализировавшие древний Рим. Аристократическая республика во главе с избираемым монархом, объединявшая под своей властью огромные имперские просторы с разными народами – так он видел совместное будущее Польши и ВКЛ. И он не был просто мечтателем на троне, он был мудрым и последовательным практиком.
Для дела объединения двух государств большое значение имел и процесс консолидации шляхетского сословия ВКЛ поверх конфессиональных границ. Ещё в первой половине XV в. начался процесс уравнивания в правах православной и католической шляхты. Оба последних Ягеллонов были довольно благосклонны к православной церкви. Остатки последних правовых ограничений некатолической шляхты были упразднены Сигизмундом Августом. Жалованной грамотой от 7 июля 1563 г. он распространил на православную шляхту решения Городельской унии 1413 г. и предоставил ей новые права и привилегии, расширенные ещё и в 1566 году. Впрочем, конфессиональные различия теперь были гораздо более разнообразными, ведь это была эпоха Реформации, когда значительная часть литвинской шляхты и аристократии приняли кальвинизм, а многие склонялись и к другим весьма оригинальным христианским течениям того времени. Конфессиональная разнородность шляхты была фактом реальности, с которым необходимо было считаться.
Религиозные противоречия – не единственные, которые раскалывали правящий слой Великого княжества. К середине XVI в. очень ясно обозначилось противостояние сформировавшейся уже шляхты с «можновладцами» – родовыми магнатами. Если высший класс в Польше был един, то в ВКЛ он распадался на собственно шляхту и панов можновладцев, имеющих приоритетное влияние на положение дел в государстве. Именно этот слой был менее всего заинтересован в объединении государств и в увеличении роли средней шляхты. В пику можновладцам король и великий князь предпринимал усилия по всё большей эмансипации шляхты, и расширяя её права и привилегии, и уменьшая привилегированность аристократии. В течение 1563-66 гг. шляхта заметно продвинулась на этом пути. В 1564 г. можновладцы вынуждены были отказаться от судебных привилегий. Сигизмунд Август осуществил программу по широкомасштабному реформированию внутреннего устройства ВКЛ по польскому образцу. К 1566 г., когда был принят второй литовский Статут, устройство ВКЛ было максимально приближено к Польше.
Однако уровень прав и свобод литвинской шляхты был ещё далёк от польской, и потому шляхта ВКЛ превратилась в главного сторонника унионных тенденций. Ликвидация правового неравноправия некатолической шляхты сделала даже православную её часть горячими сторонниками объединения с Польшей. Это было временя, когда конфессиональное и тем более этно-национальное самосознание уступало по силе сословному, объединявшему «благородное» население ВКЛ в слой с едиными интересами и политическим настроем.
(Продолжение следует)