Русская беседа
 
24 Ноября 2024, 08:57:55  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: История: чему же учим?  (Прочитано 3350 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Владимир К.
Администрация форума
Ветеран
*****
Сообщений: 3940


Просмотр профиля
Православный, Русская Православная Церковь
« : 07 Июня 2010, 02:40:10 »

История: чему же учим?
Выступление на XIV Всемирном Русском Народном Соборе

Вообще, понятие «история» имеет троякое значение. Во-первых, история — это процесс жизни человечества, народов, отдельных личностей. Во-вторых, история — это наука, которая изучает этот процесс. И, наконец, в-третьих, история — это учебная дисциплина, основывающаяся на научно-историческом знании. Вот об этом, об истории, как учебной дисциплине сегодня и пойдет речь.

При этом необходимо понимать, что разница между наукой историей и историей, как учебной дисциплиной, очень велика. Историческая наука — совокупность различных теорий, гипотез, мнений, это поле многообразных научных дискуссий, причем наличие единого мнения историков — большая редкость. Даже, казалось бы, несомненное, а именно многие исторические даты, являются предметом споров ученых. В истории, как учебной дисциплине, дело обстоит совсем иным образом. В процессе обучения истории основное внимание уделяется накоплению знаний, при этом знаний, в той или иной степени общепризнанных, устоявшихся. Итак…

С тех пор, как история заняла место в учебных программах отечественных образовательных учреждений, главными целями обучения истории были: 1) знания, т.е. совокупность исторических фактов и причинно-следственных связей; 2) развитие у учащихся научного, т.е. критического мышления, ведь суть научного мышления составляет сомнение, критика предшествующих открытий, критическое отношение к современным разработкам, да и критика собственных штудий (подобный подход определяется тем, что всякое научное знание — это относительное знание, которое не может претендовать на абсолютность); 3) воспитание у учащихся любви к своей Родине, патриотизма (правда, эта цель всегда была подчинена общим идеологическим установкам, господствующим в России в тот или иной период и, зачастую, носила сервильный характер, ибо школа в целом, и история, в частности, выступали своеобразным идеологическим обслуживанием существующего политического режима — в императорской России необходимо было воспитывать верных подданных русского престола, а, например, в советские времена — верных ленинцев, строителей коммунизма). В основе своей, это был исключительно светский подход к истории России, который постепенно набирая силу, полностью возобладал в отечественной школе в XX веке и продолжает сохранять господствующее положение в нынешнем XXI веке.

Так мы и учим наших детей истории вот уже более 200 лет. И не замечаем одного очень серьезного противоречия в целевых установках: развитие у детей критического мышления и одновременное стремление воспитать из них верных слуг того или иного политического устройства — это противоречивые задачи, которые взаимоуничтожают друг друга. В итоге, мы получаем противоречивые последствия. В первом случае, критическое отношение к собственной истории становится самоцелью и порождает у подрастающего поколения отрицание прошлого собственного народа. Во втором случае, наоборот, подрастающее поколение отрицает необходимость критического, научного изучения прошлого и довольствуются теми идеологическими мифологемами, которые им предлагают.

Каковы результаты подобного рода преподавания истории? В XIX–XX вв. чем больше развивалась в России система образования, чем больше становилось в стране образованных людей, чем большую силу набирал научный, светский подход к истории и, соответственно, только критическое отношение к прошлому и к современности, тем сильнее становилось желание… отказаться от собственной истории. Наиболее ярко это проявилось в шести (наиболее ярких) попытках политических переворотов: 1825 год («декабристы»), 60–80-гг. XIX века («народники»), 1905–1907 гг. (первая русская революция), февраль 1917 года, октябрь 1917 года и, наконец, рубеж 80–90-х гг. XX века. Все эти события вызывались разными причинами и осуществлялись разными людьми, но имели одну общую черту: все они проходили под лозунгом «Отречёмся от старого мира!».   Таким образом, налицо еще одно противоречие, причем имеющее далеко идущие последствия: опора на знания и развитие критического мышления, т.е. исключительно светский подход к истории, порождает у подрастающего поколения… неприятие, а то и ненависть к истории собственного Отечества.

Сегодня, в начале XXI века, ситуация еще более сложная, веди ни перед школой, ни перед учебным предметом «История» не стоит вообще никаких воспитательных задач. Вернее, задачи пытаются ставить, но они неисполнимы, ибо смешно и печально требовать от учителей воспитывать из своих учеников будущих акул капитализма, да «гламурных подонков» (так сам себя именует один из популярных ныне телеперсонажей), или же, наоборот, нацеливать их только на полурабский труд на разрушающихся шахтах. У нашего общества нет единой, общепринятой цели и, как следствие, нет единой цели у системы образования. Вот и остаются сегодня основными целями образования, вообще, и изучения истории, в частности, только знания и критическое мышление. Печальные следствия подобного обучения, в том числе, истории, мы уже знаем – мы выпускаем из школ людей, которые, нередко, не хотят жить в «этой» стране, но «вынуждены» жить в ней, ибо не имеют возможности покинуть «эту» страну.

Что делать? Опустить руки и сдаться? Думаю, это самый легкий, самый бесперспективный путь, при этом, к сожалению, с самыми трагическими последствиями. Но есть и другой путь. Для этого нам стоит перевернуть нынешнюю систему преподавания истории с головы на ноги, т.е. вернуть ее в естественное состояние.

Во-первых, необходимо признать, что единое историческое сознание нашего народа, наряду с духовной, культурной и языковой общностью, является важнейшей частью общенационального сознания. Во все времена опора на историческую память позволяла нашим предкам отрешиться от разногласий и сплотиться. Поэтому, наконец, пора уже понять и признать, что история как учебный предмет — это, прежде всего, поле освоения молодым поколением духовного и исторического опыта народа, приобщение к единому историческому сознанию народа. С помощью истории старшее поколение передает молодым опыт предков и свой собственный опыт. Для чего? Для того чтобы впоследствии, сегодняшнее молодое поколение передало этот опыт последующим поколениям. Таким образом обеспечивается связь времен и поколений, как важнейшее условие жизни, условие существования нашего народа на своей земле. И в этом смысле, необходимо признать, что история, наряду с языком и литературой, — это явления стратегического порядка, ибо это средства, с помощью которых, народ обеспечивает собственное существование во времени, собственное самовоспроизводство.

Во-вторых, главной целью исторического образования должна стать как раз передача подрастающему поколению духовного и исторического опыта народа, опыта жизни народа на этой земле, в этих природно-климатических условиях, при смене условий политических, экономических, социальных, идеологических, при этом опыта как положительного, так и отрицательного.

В-третьих, духовный и исторический опыт жизни народа на этой земле отшлифовывался веками, и принял форму определенных ценностей, проверенных временем и выстраданных нашими предками и современниками.

В-четвертых, ценности — это совокупность идей, которые являются главными, кардинальными мотивами жизни всего нашего народа в целом, и отдельного человека, в частности. Можно выделить основные группы ценностей, которые были пронесены нашим народом на протяжении всей его многовековой истории и которые были ведущими мотивами преодоления практически всех кризисов, когда-либо наш народ постигавших: 1) духовно-нравственные ценности и, прежде всего, православная вера, которая, собственно говоря, и обеспечила основную ценностную ориентацию всего нашего общества и всей нашей истории; 2) социально-политические ценности (принципы организации общества); 3) трудовые ценности; 4) культурные ценности; 5) семейные ценности и некоторые другие.

В-пятых. Преподавание истории необходимо строить на нравственной основе, более того, именно нравственные уроки должны стать важнейшими целями исторического образования. Поэтому главное, что может и должен донести до детей учебный предмет «История» — это любовь к своему Отечеству и к деяниям своих предков. В таком случае, знания и критическое мышление — это не цель, но лишь средства обучения истории. Ведь какими бы ни были исторические деяния, какой бы ни была наша история — это наша история, наше прошлое, плохое, хорошее — все равно наше. Вспоминаются слова Александра Сергеевича Пушкина: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой на Бог ее дал». Вот эту идею мы должны донести до наших детей на уроках истории в первую очередь. Образно говоря: сначала — любить, потом — знать.

Собственно исполнению этой задачи и посвящен наш благотворительный образовательный проект «Гордиться славою наших предков», научным руководителем и одним из исполнителей которого я имею честь состоять. В рамках проекта в издательстве «Русское слово» вышли уже два учебника — для 6 и 7 классов общеобразовательных школ, а также необходимая учебно-методическая литература. Главная цель проекта — подготовить новые учебники истории и методическое обеспечение для всех классов современной школы. Благодаря сердечному участию в этом проекте ОАО «Транснефть» и президента этой компании Н.П. Токарева, а также деятельному участию в этом начинании А.Н. и Д.Н. Ананьевых, издательство «Русское слово» уже бесплатно обеспечило учебниками истории многие школы России».

И вот что интересно. Опыт работы на основе заявленного методологического подхода свидетельствует об удивительной вещи: если дети любят свое Отечество, любят его историю, они хотят знать ее как можно лучше и стремятся к знаниям. Неслучайно, учебники, уже подготовленные на основе такой методологии, оказываются очень информативными, содержат гораздо более значительный фактический материал. Но главное, весь материал в учебниках объединен единым комплексом идей — теми самыми ценностями. И поэтому возникает логичность, целостность и единство содержания как всякого параграфа, всякого учебника, так и всей линейки учебников по истории России с 6 по 11 классы.

И последнее. Именно любовь к своей Родине во все времена оказывалась последним прибежищем в самые тяжкие годины нашей истории. Даже большевики, безмерно увлеченные идеей мировой революции и относящиеся к России, как всего лишь к плацдарму мирового коммунизма, были самой жизнью вынуждены это признать. В самые тяжелые осенние дни 1941 года, когда гитлеровцы рвались к Москве, И.В. Сталин в частном разговоре с координатором американской программы ленд-лиза У. Гарриманом, сказал точные и мудрые слова: «Мы знаем, народ не хочет сражаться за мировую революцию; не будет он сражаться и за советскую власть… Может быть, будет сражаться за Россию». И народ сражался, и победил.

Сергей Перевезенцев, доктор исторических наук

http://voskres.ru/school/perevezentsev.htm
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!