Русская беседа
 
24 Ноября 2024, 10:24:01  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Затопленная тайна «Адмирала Нахимова»  (Прочитано 2512 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
протоиерей Георгий Завгородний
Администратор
Ветеран
*****
Сообщений: 1142


Русь Святая! Храни Веру Православную!


Просмотр профиля
Православный священник
« : 31 Августа 2010, 09:35:41 »



Спустя годы после катастрофы крупнейшего круизного лайнера ее причины скрыты на дне Цемесской бухты и в архивах КГБ - говорят очевидцы трагедии.

Сегодня - 24-я годовщина одной из самых крупных и загадочных в истории мореплавания катастроф: около полуночи 31 августа 1986-го в Цемесской бухте под Новороссийском круизный пассажирский лайнер "Адмирал Нахимов" столкнулся с сухогрузом "Петр Васев". "Нахимов" стал братской могилой для 64 человек, которых водолазы так и не смогли достать на поверхность. Всего же в этом происшествии погиб каждый третий - 423 из 1243, включая 23 детей. Среди жертв больше всего было украинцев - 216 пассажиров и 51 член команды.

В мае 1987 года виновными в этой трагедии суд признал капитанов обоих судов, приговоренных к 15 годам лишения свободы каждый. Реально они отбыли по 6 лет и попали под амнистию. Обоих уже нет в живых. Вадим Марков после освобождения из колонии работал капитаном-наставником на судах ЧМП. Умер в 2007 году. Его коллега Виктор Ткаченко с "Петра Васева", изменив фамилию, уехал на ПМЖ в Израиль. Загадочным образом погиб в 2003-м.




Сегодня, почти четверть века после катастрофы, ряд вопросов о ее причинах, остаются открытыми. Например, как в ясную погоду, в простых условиях, при нормальной видимости могли столкнуться два огромных судна, почему "Нахимов" так быстро - за семь минут - ушел на дно, отчего столь масштабным оказалось количество жертв, если до спасительного берега было всего лишь две-две с половиной мили, и море было спокойным...

ВОДОЛАЗ ЮРИЙ МЕЛЬНИК: «ЖЕРТВ МОГЛО БЫТЬ НАМНОГО МЕНЬШЕ»

Киевлянин Юрий Мельник призывался на срочную службу в ВМФ Союза почти за три года до катастрофы "Адмирала Нахимова" - осенью 1983-го. Окончил школу водолазов в Севастополе и оттуда был направлен в Феодосию. Дослужился до звания старшины 1-й статьи, а затем и главного старшины. Там же, на флоте, его приняли в КПСС - такое со срочниками бывало не часто. А за пару месяцев до увольнения в запас его привлекли к аварийно-спасательным работам на месте гибели "Нахимова". О том, как это происходило, Юрий - впервые после трагедии - рассказал для "Сегодня"...

- Служил я на ВМ - водолазном мотоботе, предназначенном для спусков до 60 метров, - говорит Мельник. - Нас подняли рано утром 1 сентября, то есть, через несколько часов после катастрофы, и сказали, что произошла какая-то авария под Новороссийском, и мы идем туда работать... Чем именно предстоит заниматься, конечно, люди себе представляли, но масштабы трагедии они представить не могли...

Из Феодосии до Новороссийска шли около 8 часов. Добрались - видим на месте катастрофы спасательные суда Черноморского флота. Одно из них СС-21 было флагманом. ВМ пришвартовался к нему и оказался прямо над затонувшим "Нахимовым". "Васева" уже не было - его или отбуксировали в Новороссийск, или он дошел туда своим ходом.

Море было спокойным. Каких-то обломков, вещей на поверхности мы не заметили. Думаю, самые крупные из них были уже собраны экипажами, которые первыми прибыли к месту столкновения, и подбирали не только людей, но и их личные вещи, прочее. Хотя, если честно, никто из нас не смотрел на море - смотрели вниз, под воду, туда, где виднелась громада "Нахимова"...

По словам Юрия Анатольевича, глубина в том месте была больше полусотни метров. Но поскольку пароход лежал на боку, до борта было где-то 25-27 м, и вода была прозрачной.

- В одном из иллюминаторов я увидел человека в оранжевом спасательном жилете, - продолжает Мельник. - Думаю, это был кто-то из пассажиров лайнера, пытавшийся выбраться из каюты, но что-то ему помешало, и он застрял, выбравшись только наполовину...

А потом началась черная работа и для экипажа ВМ, где был Юрий. Определили порядок и очередность спусков под воду, особенности работы по поиску тел погибших (всех, кому удалось выжить, к исходу первых суток доставили на берег, где им была оказана первая медицинская помощь). Наряду с военными водолазами, среди которых были и подводные разведчики 17-й бригады спецназа ЧФ (так называемые "морские котики"), задействовали и гражданских специалистов.

Работы по извлечению трупов велись круглосуточно в очень сложных условиях - многие жертвы трагедии находились в заблокированных каютах и других помещениях судна, чтобы достать их оттуда, приходилось применять подводную газосварку, закладывать взрывчатку, пользоваться ломиками. Некоторые металлические и деревянные конструкции не выдерживали нагрузок, обрушивались, загромождали и без того хаотические завалы коридоров, переборок, отсеков...

- У меня тоже были спуски под воду, - говорит Мельник. - Правда, вовнутрь "Нахимова" заходить не довелось. Походил по краю борта, доложил наверх, что никого не наблюдаю. После этого меня спустили на грунт. Там было илистое дно, толщина ила сантиметров 10, а может и больше. Но и на грунте никого не было... Находился под водой минут 40...

Поднимали Юрия на поверхность, как он говорит, с нарушением декомпрессионного режима, то есть быстрее, чем нужно было по инструкции, и лечили тоже неправильно. В результате проявились признаки кессонной болезни, образовалась закупорка вен на ноге. Хорошо, не сплоховали врачи - отвели угрозу. От спусков его временно отстранили...

- Несколько дней спустя, когда опасность миновала, снова отправили под воду, - вспоминает те события Мельник. - И поднял на поверхность двоих - мужчину и женщину. Женщина была в платье, уже в возрасте, может, пассажирка, а может, и член экипажа, не уточнял. Поднимал их по одному, и в лица старался не смотреть... Извлеченные из воды тела складывали на палубе спасательного судна, а потом переправляли на другое, поменьше, и доставляли к берегу, где стояли железнодорожные вагоны-рефрижераторы. Там оборудовали полки и там же проходила идентификации трупов экспертами, опознание родственниками погибших...

На вопрос, правда ли, что у некоторых водолазов, извлекавших тела, отмечались нарушения психики, что их мучали кошмары, преследовали галлюцинации, Юрий ответил, что такие факты ему неизвестны.

- Люди ко всему привыкают, - говорит он. - Рядом - трупы, а ребята на палубе арбузы едят... Первые два-три дня, конечно, многие были подавлены - горы тел, среди них молодые женщины, некоторые совершенно нагие, это же круизный пароход, да и столкновение произошло ночью, когда укладывались спать... И маленькие дети были среди погибших... Ну, вы понимаете, это все тяжело морально, психологически... Да... Сначала был шок. А потом как-то свыклись, что ли... У моряков нервная система крепкая, со здоровьем все должно быть в полном порядке. Меня, откровенно говоря, кошмары не донимали. Да и на глубине, когда опускаешься, страх исчезает - это действует на организм азот. Какое-то состояние опьянения возникает, и человек вроде как навеселе, может вести себя неадекватно...

Морские водолазы-спецназовцы работали в ночное время парами. Чтобы в случае чего напарник мог подстраховать коллегу. Но это не стало панацеей. Мичманы Полищук и Шардаков погибли при исполнении служебных обязанностей. Спецназовец ошибся, обрезав соединительный фал, а глубоководник застрял в узком проходе внутри "Нахимова" и не мог продуть регенеративный патрон. Те, от кого зависела их безопасность, потеряли время для поиска и подъема - искали ночью, в условиях плохой видимости. И Мельник искал одного из парней на борту затонувшего судна, а тот упал на грунт...

- Меня поразило, как самоотверженно боролись за жизнь одного из мичманов, около получаса находившегося под водой без сознания, медики, - продолжает Юрий. - Когда его доставляли на берег, еще и канат, как назло, на винт судна намотало, и мне пришлось в акваланге прыгать в воду и разрезать его... Пока довезли, пока вызвали профессора... Тот приехал, осмотрел парня и говорит - можете не стараться, ему уже ничем не помочь, покойник... И второго, увы, не спасли... Угробили, можно сказать, обоих. Так к 423 жертвам "Нахимова" прибавились еще две...

Вообще Мельник считает, что погибших на затонувшем круизном лайнере могло быть значительно меньше:

- На "Нахимове" были большие проблемы по спасательным средствам - тем же шлюпкам, плотикам, жилетам... Как вообще такое могло получиться - чтобы два громадных судна в ясную, спокойную погоду не сумели разойтись? И ведь на радарах все видели, что они опасно сближаются, но не предотвратили столкновение... Катастрофа подтвердила старую истину - море не терпит расхлябанности и не прощает головотяпства. Только цена этому - сотни человеческих жизней..

В общей сложности под водой у затонувшего "Адмирала Нахимова" Юрий Мельник провел около 10 часов. За проявленные в той спецоперации мужество и самоотверженность был удостоен ценного подарка - именных наручных часов "Восток" от правительственной комиссии, которую возглавлял Гейдар Алиев. От часов сегодня осталась одна задняя крышка с выгравированной надписью. Но все-равно - память...


ЧИТАТЬ СТАТЬЮ ПОЛНОСТЬЮ
Записан

С ув. прот. Георгий
Олег Борисович
Старожил
****
Сообщений: 336


Просмотр профиля
РПЦ МП
« Ответ #1 : 31 Августа 2010, 09:41:23 »

...где-то читал, что судьбы всех кораблей с именем Нахимова сложились трагически...
Записан
Владимир К.
Модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 3940


Просмотр профиля
Православный, Русская Православная Церковь
« Ответ #2 : 31 Августа 2010, 11:25:59 »

...где-то читал, что судьбы всех кораблей с именем Нахимова сложились трагически...

Статья Затопленная тайна «Адмирала Нахимова» является классическим примером пропаганды третьего или четвёртого уровня. То есть напрямую она не создаёт каких-то пропагандистских клише, а работает с расстановкой акцентов и закреплением тех пропагандистских образов, которые были вброшены ранее. Ненавязчивое "правдивое" утверждение, что в аварии корабля погибло больше всего украинцев, сразу же закладывает в подсознании читающего, чувствительного к такому посылу, противостояние тем, кто "вызвал" или "допустил" описываемую катастрофу. Игра в таинственность (Затопленная тайна) даёт возможность фантазии подготовленного читателя разыграться в полную меру. Автор статьи, конечно же, прекрасно знает, что в последние годы была проведена очень солидная и навязчивая подготовка жителей Украины, чтобы фантазия у них сработала "правильно". Самый убойный факт в этой подготовке - "Голодомор", развязанный против Украины клятыми москалями. Тут очень кстати мимолётное и тоже ненавязчивое упоминание о присутствии на борту "Адмирала Нахимова" высокопоставленного чина КГБ, отвлекшего в решающий момент капитана вызовом к себе в каюту. Собственно, разбор этого пропагандистского сюжета можно дальше уже не делать, будут происходить только уточнения тех ходов, которые автор предпринял для направления фантазии свидомого (и не только свидомого) украинца в нужное русло. Дальше более интересен ход с десакрализацией имени Нахимова. Для всякого русского человека имя адмирала Нахимова является священным. Он входит в сакральный пантеон Героев нашей Родины. Их деяния и составляют содержание нашей Истории, являются источником нашей законной гордости за Отечество. Для незалежной Украины, наоборот, имя Нахимова является источником раздражения, а то, что Нахимов герой русского Севастополя, усиливает это раздражение вдвойне. Автор статьи не упустил возможности мелко отомстить Нахимову за противостояние Европе и будущему НАТО и выискал подленький ход для этого. Оказывается, все, что названо именем Нахимова, обязательно страшно и катастрофически погибнет. Автор вас предупредил. Тем самым он попытался сакральное для всякого русского имя Нахимова сатанизировать. У беса обязательно или рога или копыта торчать будут, как у автора статьи с попыткой сатанизации имени Нахимова.

Дорогой батюшка Георгий! Очень хорошо, что Вы разместили эту статью. Она ярко показывает, как исподволь работают силы закулисы на разделение русского народа. Они сознают, что появившиеся границы не являются гарантией отделения Украины. Для закрепления им нужно вкрасться в души людей и там построить границы - тогда разделение будет надёжным.  
Во Христе
Владимир К.
« Последнее редактирование: 31 Августа 2010, 12:02:03 от Владимир К. » Записан
протоиерей Георгий Завгородний
Администратор
Ветеран
*****
Сообщений: 1142


Русь Святая! Храни Веру Православную!


Просмотр профиля
Православный священник
« Ответ #3 : 31 Августа 2010, 19:12:28 »

Дорогой, Владимир Леонидович!

Я просто очень хорошо помню, как в праграмме "Время" рассказали об этой трагедии.
Наверное это было первая новость трагичность которой не скрыли совсем...
Записан

С ув. прот. Георгий
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!