О КРЕСТОНОШЕНИИ И ПОКАЯНИИВо имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
С принятием Святых Таин Христовых,
дорогие братья и сестры! Евангелие от Марка, которое мы читали за Богослужением, очень хорошо отражает духовное состояние нашего народа на сегодняшний день. А именно: никто из нас не хочет работать Господеви. Те, которые воцерковлены, Священное Писание знают неплохо: можно мудрствовать, рассуждать о спасении, пальчиком погрозиться на другого, посмотри, грешник какой. А ведь я сам не лучше.
Откроем Евангелие: «Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе и возьмет крест свой и по Мне грядет» (Мк. 8; 34), т.е. так делает тот, кто хочет быть истинным христианином, который содержит и исповедует православную веру - правильно славит Бога, как заповедовал нам Господь Иисус Христос, апостолы и святые отцы Церкви, т.е. не нарушая канонов и церковных обычаев, обрядов и преданий. Все уже было сделано на VII Вселенском соборе в 787 году, в I тысячелетии, при благочестивой императрице Ирине. Корабль Православной Церкви был тогда окончательно построен, если там и оставались кое-какие недоделки, то в 842 году при благочестивой императрице Феодоре, которая положила конец иконоборчеству, была поставлена точка. Так был составлен перечень сводов - закон о спасении рода человеческого. Нам не надо заново открывать Америку или изобретать велосипед для того, чтобы ехать на нем в Царство Небесное, все уже для нас сделали святые отцы, подано все на тарелочке: Евангелие, Апостол, учение Церкви и т.д.
Вот посмотрите, храм, в котором мы стоим, - это и Дом Божий, и трапезная, это и корабль, нам бы только плыть на нем в Царство Небесное, к берегам тихой гавани райских обителей. Но каждый мудрствует сам себе, не хочет покоряться воле Божией, не хочет жить по церковным канонам. Если мы не покоряемся родителям, то мы в первую очередь противимся не им, а Богу - ведь родители даны нам от Господа. Не сотворяет же Бог отдельно каждого человека, как ангелов. Мы живем, не слушаясь родителей (т.к. и сами родители не повинуются своему отцу - Богу), не подчиняясь властям, не признавая никакой иерархии, и, когда отходим в жизнь иную, думаем попасть на небо прямичком: перекрестился, постучал: «Открой, Господи, пусти в рай, я Иван Иванович, христианин», - живший через пень-колоду, с гордыней и беззакониями, никого не слушавший, нагрешивший «выше макушки», а теперь давай ему небесные блага.
И родители виноваты в том, что дети их не понимают, т.к. не воспитывали их с пеленок: отдавали в ясли, в детсад, в пионеры, комсомольцы, заботились о светском образовании, о получении дипломов, о том, чтобы были одеты и обуты не хуже других, т.е. готовили детей для земного царства, а не Небесного. После окончания средней школы выпускников снабжают путевкой в жизнь, как хорошо назван этот аттестат зрелости. А если к нему приложить еще диплом об окончании вуза, то к такому человеку, простите, уже на козе не подъедешь: гордыня, амбиции, высокомерие. В жизни у каждого есть свой крест, и, чтобы нести его безропотно и терпеливо, нужно с детства учиться благочестию, нравственности, молитве, слушать, что говорится в храме и написано в Евангелии, познавать учение о Боге, о том, как Его правильно славить, жить и трудиться, выполняя Заповеди Божии, не только в Церкви, но и в семье. Крест имеет еще отображение - вверху вертикальная линия - это Отец, а по бокам горизонтальная - это Бог Сын и Дух Святый, значит нести крест - это богоуподобление.
Если попустил тебе Господь болезнь - неси с благодушием, это Промысл Божий о спасении твоего рода. Для чего нам попускаются болезни? Это огонь, поядающий наши греховные похотения, страсти, гордыню, непокорство, т.е. все то зло, которое находится в нашем сердце. Болезнь - это милость Божия. Может, кто-нибудь из вас видел, как обновляются иконы? Это обновление - чудо. Невидимая рука водит по иконе палочкой, на конце которой горит огонь, наводит брови, делает выразительнее глаза, очищает и осветляет лик и т.д. Одна верующая женщина рассказывала: когда она, стоя на коленях, молилась, то увидела, как невидимая рука обновляла старинные иконы, которые были покрыты нагаром и пылью, и через полчаса эти иконы получились такими, как будто их только что написал иконописец свежими красками. Так вот, наши болезни, скорби, нищета, обиды, поношения - это все и есть та огненная кисть, которая обновляет наши души. Как скульптор делает с резцом и билом статую царя, полководца, писателя, так и Господь высекает из нашего естества скорбями и болезнями небожителя - существо, подобное Богу, как сказано об этом в Библии.
Часто по попущению Божию мы не получаем облегчения недугов от врачей, и тогда, ни перед чем не останавливаясь, летим к экстрасенсам и колдунам - дай мне здоровья здесь и сейчас, хочу жить счастливо и все прочее. Не хотим нести крест, а в Заамвонной молитве, которую читал сейчас священник, сказано: «Всякое даяние благо, всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Тебе, Отца Светов». Неужели Бог сотворил нас, чтобы над нами издеваться? Как Карл Маркс, будучи студентом, от нечего делать вырывал у ежиков иголки. Нет, Бог сотворил нас для блага, но, чтобы получить это благо - жизнь Вечную, нам надо уврачевать наши души от греха, а лекарство для этого - скорби и болезни, лишение удобств в нашей жизни, т.е. крестоношение.
Нам не хочется жить дискомфортно. А ведь скорби и болезни - это еще и красный свет, шлагбаум душегубительным нашим страстям, похотям, исходящим от нашего злого произволения и греховности. Крест - помощь Божия, это, скажем так, запрещение грешить и гибнуть. И мы, неся свой крест, как говорит учение Церкви, уподобляемся Христу, в горниле страданий переплавляется наша душа, очищается болезнью, как железо от ржавчины. В советское время школьники собирали металлолом, лежавший по 20-30 лет, его везли на заводы в металлургические доменные печи и переплавляли. Там с него ржавчина спадала в шлак, его сливали, и получалось чистое железо, блестящий металл. Так и здесь, в земной жизни, в горниле скорбей, болезней и печалей, переплавляется наша душа в чистый металл. Так Господь выливает душу без ржавчины для Царствия Небесного, а мы еще упираемся и не желаем этого.
«...И гряди в след Мене». Нужно осознавать, что мы страдаем не просто ради самоуничтожения или удовлетворения гордыни, как йоги, а несем скорби ради Царствия Божия, потому что их попустил Господь, процесс спасения - это особый чин, особое действие. Господь все время ремонтирует наши души, как корабли в доке. В больших портовых городах: Одессе, Севастополе или Новороссийске - корабли после нескольких лет плавания проверяют и ремонтируют. Их поднимают в док из воды, чистят, снимают ржавчину с обшивки корабля, красят и делают другие необходимые работы, чтобы можно было дальше плавать на таком корабле и жить на нем. Так и нас Господь кладет иногда на больничную койку, попускает скорби, чтобы очистить наш корабль от ржавчины и ракушек, т.е. от страстей и пороков. Но, увы, мы этого не хотим: нам сегодня дай пожить, а завтра хоть потоп. Как учил Мичурин - взять от жизни все, именно не попросить у Бога, а взять или отнять у Него. А Господь сказал: «Возьми крест свой и по Мне гряди» (Мк. 8; 34).
Господь на Кресте Своею Кровью омыл и обновил человеческое естество, в которое облекся. Он отремонтировал, преобразил Своим Воскресением тело, которое до пришествия Спасителя было в ракушках и ржавчине, и человеческое естество пошло на небо. Но не каждый из нас войдет туда, а тот, кто будет выполнять волю Божию, будет нести свой крест и пойдет за Христом через Голгофу.
«Иже бо аще хощет душу свою спасти, погубит ю» (Мк. 8; 35). Знаете, что подразумевается под словом душа? В народе говорят: человек - «душечка». Естество наше называется почему-то душой, это грешный человек, а не душа. Нам пожить бы здесь «счастливо», получить хорошее образование, галстучки носить по последней моде. Сегодняшний человек конца XX – начала XXI века - это и есть так называемая душечка-бесушечка, т.е. человек страстный, плотской, который живет по своим законам и похотениям, «...погубит ю», потому что душа такого человека пойдет в ад, т.к. не прошла спасительного креста, не очистилась в горниле веры, покаяния, болезней и скорбей, т.е. того, что посылает Господь ради нашего спасения. «А иже погубит душу свою Мене ради и Евангелия, той спасет ю» (Мк. 8; 35). А ради Господа погубит душу тот, кто болеет и благодарит Бога, вот как блаженная Люба в Брянске - ей где-то 50-60 лет и болеет она от рождения. Фекла под Рязанью тоже лежит и не встает. Или блаженная Матрона, мощи которой находятся в Покровском монастыре в Москве, - родилась слепая! А сколько таких юродивых было, которые безропотно переносили свои болезни и, пролежав 20-30 лет, сподоблялись дара прозорливости.
И вот мы, грешные, приезжаем к ним получить какое-нибудь слово назидания, ведь мы туда едем для того, чтобы узнать, как нашу «душечку» утешить, а не просто как спастись. Чтобы узнать, как спастись, можно никуда не ехать - Евангелие прочитал, проповедь послушал - и все понятно, а тут тянет куда-нибудь съездить - может, человек Божий какое-то «свое» Евангелие прочтет для меня, предскажет, что найду хорошую жену, работу, получу должность, т.е. хочется поехать на поиски земного счастья. А когда скажешь о кресте, то нос повесит, лицо осунется: не то получил, что чаял, за чем ехал, ошибся в своих ожиданиях. А ожидания были, простите, не те: ведь на земле рая не построить, не ждите счастья, ибо земная жизнь – это епитимия. Мы приходим сюда через утробу матери, выходим через смерть. Жизненный путь - это чистилище, где, неся епитимью, мы должны через крест, страдания выжечь страсти, полученные по наследству от наших родителей.
Вот и весь сказ - просто и ясно. Усрамится Бога тот, кто живет по плоти, по страстям, потому что благодати в такой душе - кот наплакал. А раз нет благодати - нет силы защититься от мира сего. А мы, наоборот, еще хотим усилить, сохранить свое «я»: страсти, гордыню, напитать плоть, т.е. свою душу, в понятии современной жизни. Да еще бес подступает сам или через людей: «Э, куда ты пошел в церковь к попам, у тебя что, крыша поехала, живи, как все живут». И мы живем по подсказке бесовской, потому что нет мочи и силы защититься, не знаем цели своей жизни, не познали Бога, одним словом – духовные аборигены.
И вот сейчас мы стучим во все инстанции, мечемся. Те, которые безропотно приняли ИНН и всю символику царства антихриста, молчат, а остальные верующие сомневаются. Мы говорим, пишем, красиво выступаем с высоких трибун, организовываем демонстрации, крестные ходы, стояния - это все нужное, святое дело, но нет заключительной части, мы не можем поставить точку в конце наших деяний, совершенных ради спасения. Потому что нет самого главного - покаяния! На исповеди мы цедим свои грехи сквозь зубы, а когда называем особо тяжкий грех, то говорим не на ухо священнику, а куда-то за аналой, чтоб тот не слышал. Покаяние называется! А тут надо стать перед всей вселенной, в храме, например, и каяться, бить себя в грудь, как это делали отцы в древности. Выступаем, говорим о спасении, но при этом не совершаем никаких дел по спасению. Если так можно выразиться, у нас нет прикладного спасения.
Когда призываешь к покаянию, поднимается буря, гвалт, шум - на мозоль наступили, вы сами знаете постфактум, каковы последствия греха: мы начинаем бегать, суетиться тогда, когда дело уже сделано. А есть такое понятие, особенно применяется в медицине, - профилактика, предупреждение зла и бедствий, которые могут произойти. Если мы закоренели в грехах, естество наше схватилось с ними, как цемент или бетон, и мы умрем без покаяния, то ничего не сделаешь, только разбивать придется, т.е. тело в землю, а душу в преисподнюю. А с чего нам надо начинать сегодня, чтоб поправить дело? Начинать надо с ограждения наших детей от пагубных деяний и от воздействия на них идеологии антихриста.
(Окончание следует)