Иван ПолетаевПокупатели-сапёрыКачество товаров не могут сегодня гарантировать ни государство, ни производительПочему пришедшая на смену ГОСТам сертификация так и не стала шлагбаумом для недобросовестных производителей и импортеров.
Бороться с коррупцией у нас решили самым решительным способом –отменить обязательную сертификацию почти всех продуктов, услуг и товаров широкого потребления. Уже в ближайшем будущем подлежать ей при допуске продукции на рынок будет лишь 23 процента.
А совсем еще недавно процедуре сертификации подлежало до 78 процентов товаров и услуг! И, даже несмотря на это, наш рынок наводняли всевозможные суррогаты в красивых упаковках. Теперь же производителю достаточно просто продекларировать соответствие качества своих товаров государственным требованиям безопасности в тех случаях, где обязательной сертификации не нужно. Процедуру регистрации таких деклараций также хотят упростить.
Предприниматели вздохнули с облегчением: неужели чиновники услышали призыв премьера: «Хватит кошмарить бизнес!»? Зато покупатели ужаснулись: неужели теперь вместо бизнеса начнут кошмарить их?
Отмена обязательных сертификатов, вроде бы, приближает нас к Западной Европе – там их нет давно. Но ведь зато на Западе хорошо поставлена система контроля качества товаров массового спроса.
В Германии ещё в 1964 году федеральное правительство и Рабочее сообщество союзов защиты потребителей учредили Фонд проверки качества товаров. Этот фонд оценивает и проверяет всё подряд – от простой салфетки до суперсовременного смартфона или компьютера. Причём не только на предмет качества, но и соотношения розничной цены и себестоимости, совместимости с требованиями экологии. Особенно тщательно контролируется продовольствие, поступающее на прилавки магазинов.
Во Франции ежедневный контроль за качеством продовольствия осуществляют не только производители, но и представители власти. Контроль осуществляется на всех этапах производства и реализации – от выращивания животных до переработки и хранения животной продукции.
В случае если обнаружено что-то недоброкачественное, тут же включается механизм оповещения, в поиске инфекции могут дойти до самой коровы, недоброкачественные продукты немедленно изымаются отовсюду, покупателей просят немедленно вернуть их в магазин.
Собственно, такое отношение к качеству продукции во всех странах ЕС. Оттого, наверное, цивилизованные европейцы не отказываются от радостей изысканной кухни, спокойно употребляют в пищу и паштеты, и сыры, и десерты, и при этом не толстеют.
Да, во всем мире продукты, косметику и посуду сертифицируют добровольно. Но там ни одна торговая точка не возьмется продавать товары, не прошедшие сертификацию. А в России – это сплошь и рядом. Выявить левый товар становится всё сложнее. Ведь внеплановые проверки можно теперь проводить только с санкции прокуратуры, а плановые только раз в три года. При этом проверяющие должны предупредить о своём визите на производство минимум за две недели.
Да, за границей доверяют честному слову производителя, но и за малейшую провинность наказывают так, что мало не покажется! За негодный товар, например, полагается штраф в полмиллиона, запрет на профессию, а то и вовсе тюремное заключение.
Такая система работает во Франции, Швеции, Нидерландах.
В Китае всё ещё строже. За некачественные лекарства, например, там могут и к смертной казни приговорить. Получается, что в Китае потребитель всегда прав, а в России – сам виноват, если купил или съел что-то не то.
Наши производители, похоже, считают, что обиду от плохого товара или услуги нам следует «проглотить», желательно вместе с товаром. «Суровое» наказание за некачественный товар в тысячу рублей, предусмотренное российским законодательством, ни производителя, ни владельца ларька, в котором обнаружат некачественную продукцию, понятно, не страшит.
Можно, конечно, обратиться в суд насчёт взыскания за моральный ущерб: за отравление или урчание в животе после завтрака испорченным сырком вы вправе потребовать с производителя хоть миллион. Но если суд, на глазок, сочтёт, что за ваши страдания довольно и сотенки «деревянных», то с производителя и взыщут ровно столько.
– С отменой сертификатов создалась абсолютно критическая ситуация, когда потребитель не может быть уверен в качестве приобретённого товара, ибо не знает по какому ТУ он произведен и что в него на самом деле туда положили, - возмущается Михаил Аншаков, руководитель общества защиты прав потребителей «Общественный контроль».
Вот и получилось, что государство не справляется с контролем качества производства. Спрашивается, а что же делать нам, потребителям? Ведь надеяться на честность и справедливость производителя не приходится.
Не обернётся ли резкий отход государства от регулирования рынка еще более резким ухудшением качества товаров и услуг? Не вытеснит ли натуральные продукты «химическая» колбаса, в которой место мяса навсегда займут соевые белки, наполнители, мука, ароматизаторы? И к ней привыкнут, как уже привыкли к мороженому, накачанному искусственными вкусовыми добавками и самым доступным и наиболее вредным из всех видов масел – пальмовым.
Обеспокоившись этим, общества по защите прав потребителей написали письмо президенту: «80 процентов потребителей в среднем свыше трех раз в год приобретают некачественные, а то и опасные товары и услуги. Результат – тысячи потерянных жизней, миллионы не дожитых лет, имущественный ущерб на сотни миллиардов рублей».
Защитники прав потребителей справедливо возмущаются: если уж отменять обязательное сертифицирование, то одновременно с этим стоило бы на порядок увеличить и штрафы.
Тогда производитель, может, задумается: стоит ли дурить нашего брата или всё же лучше работать по-честному?
Сегодня получить сертификат на одно наименование товара обойдется от 5 тысяч рублей, но в реальности цена доходит до 1015 тысяч и выше. То есть, пройти сертификацию, как минимум, в 5 раз дороже, чем заплатить штраф. Вот предприниматель и старается сэкономить.
Словом, если ситуацию не изменить, то очень скоро потребители наши превратятся в саперов, вооруженных ножом и вилкой. А сапёр, как известно, ошибается один раз.
http://www.stoletie.ru/obschestvo/pokupateli-sapory_2010-09-23.htm