«Народ, который не хочет кормить собственную армию, будет кормить чужую»
Православные священнослужители о пацифизме и предложении протестантского пастора отменить военные наградыВ Шотландии один из ведущих представителей Пресвитерианской церкви Ян Галлоуэй предлагает отменить военные награды, сообщает Regions.Ru. В своем обращении к шотландскому парламенту он назвал "ужасной" практику награждения участвующих в боевых действиях солдат. "Я придерживаюсь мнения, что война – это трагедия, и смерть на войне – это трагедия: как гибель воинов, так и гибель бесчисленного числа мирных жителей любой национальности", – сказал Я.Галлоуэй.
«Как вы относитесь к позиции представителя шотландской церкви? Что бы вы ему ответили?» – с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Алексий НовичковДиректор православной гимназии, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области
протоиерей Алексий Новичков посоветовал пацифистам, называющим себя христианами, внимательнее читать Новый Завет. «Сам Христос, взяв в руки кнут, изгнал из храма нечестивцев, т.е. применил по отношению к ним насилие. И святой апостол Петр напоминает начальствующим, что они носят меч отнюдь не в качестве украшения», – сказал он.
«Да, порой необходимо применить силу и оружие, чтобы, например, оградить святыню от посягательства, и меньшим злом победить зло большее. Увы, в мире греха мы часто вынуждены выбирать не между плохим и хорошим, а между плохим и очень плохим. Но, в любом случае, свое истинное положение в этом мире человек должен определять своим личным отношением к Христу и евангельской истине, а не отношением к той или иной идеологии, включая пацифизм», – отметил священник.
«Я считаю, что опыт Церкви, выраженный в том числе и в житиях святых, и в святоотеческом наследии, обладает гораздо большим значением и авторитетом, нежели мнение отдельных протестантов и пацифистов», – заключил он.
Игумен Лука (Степанов)Заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета им. С. Есенина
игумен Лука (Степанов) призвал пресвитерианского пастора проявить последовательность и отказаться от любых мер безопасности. «Мне кажется, что рассуждения пресвитерианского пастора далеки не только от христианства, но и от обычных правил приличия и благочестия», – заметил он.
«На мой взгляд, человек, полагающий, что воины творят только зло и за подвиги, осуществленные в защиту ближних, они не достойны награды, должен проявить принципиальность до конца: отказаться от замка на двери своего дома и страхования своего автомобиля, рассекретить номера своих счетов. Вот тогда он сможет по праву рассуждать о том, как плохо быть подозрительным к своим ближним и стремиться защитить себя тем или иным способом от их незаконных посягательств», – подытожил отец Лука.
Иерей Андрей ПостернакДиректор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук
священник Андрей Постернак полагает, что пацифисты, призывая к миру, полностью игнорируют историческую действительность и реальные отношения между государствами. «Их позиция таит некий обман и двусмысленность. Ведь очевидно, что если какое-то государство, вняв их призывам, разоружится, то оно сразу же станет легкой добычей агрессора. И народ, который не хочет кормить собственную армию, по словам Наполеона, будет кормить чужую», – сказал он.
«Церковь благословляет воинов на защиту Отечества и сограждан. Защитники веры и Отечества, – например, Александр Невский и Дмитрий Донской, – почитаются как святые. Уважение к ратному подвигу выражается в воинских наградах, отмену которых можно было бы расценить как акт презрения к собственному народу», – заключил отец Андрей.
Клирик Спасо-Преображенского собора Белгорода
священник Владимир Тимофеев напомнил, что воин который идет защищать свою страну и своих близких, тем проявляет свою любовь к ним. Высшая мера любви – жертвенность. «Об этом говорит Христос: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15 : 13). Такие люди должны быть отмечены своим народом как герои, – да всегда так и было. Для этого и нужны воинские награды», – сказал он.
«Желать войны нельзя, потому что в любом случае война – это страдание и зло. Но если она уже пришла, то людям приходится защищаться. Любой человек несет в себе образ и подобие Божие и в том случае, когда можно, применив силу, спасти этот образ от поругания и бесчинства, приходится пресекать творящееся зло силой», – заявил отец Владимир.
Священник Георгий БЕЛОДУРОВКлирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери священник Георгий Белодуров уверен, что для любого человека необходимо защищать свою Родину, свой дом, свою семью. «Увы, мы живем в неидеальном мире. Если мы можем убедить наших соседей сохранять мир, то, конечно, ни за что не прибегнем к оружию, но было бы глупостью разоружиться и надеяться на их благожелательность. Само наличие сильной армии служит хорошим аргументом, чтобы не развязывать войны, это подтверждено огромным историческим опытом», – напомнил он.
«Многие христианские святые были представителями военного сословия. Они в свое время прославились храбростью на поле боя, но когда пришло время пострадать за Христа, сложили оружие и не пытались применять силу против своих начальников-язычников. Одно дело – не прибегать к силе для защиты собственной жизни и имущества, но совсем другое – когда требуется защитить других людей, целый народ, страну и закон», – сказал он.
«Мы должны с уважением и вниманием относиться к тем, кто несет нелегкую, но, увы, необходимую в нашем мире воинскую службу. Будучи детьми Адама и живя в падшем мире, мы должны сохранить верность Богу и дать защиту тем, кому она необходима: стариков, детей, женщин. Поэтому Церковь благословляет людей, вступающих на стезю воинской службы», – сказал отец Георгий.
Священник Сергий ЗвонарёвСекретарь по делам дальнего зарубежья Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата
священник Сергий Звонарёв напомнил, что ратный труд благословен, когда он жертвенен. «Православная Церковь относится к воинскому делу как к особому призванию, связанному с самоотдачей, аскезой, подвигом простого солдата. Ведь солдат – это человек, призванный защищать свою Родину, свою семью, своих родных и близких», – сказал священник.
«Церковь, благословляя солдат на ратную защиту, всегда обращает внимание на заповедь Божию, в которой сказано: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15 : 13). Хочу напомнить, что к Иоанну Крестителю, проповедовавшему в пустыне, приходили воины, и он не осуждал их за род деятельности, но лишь призывал: «Никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованием» (Лк. 3 : 14)», – отметил священник.
«Конечно, никто не скажет, что война – это благо. Войны на земле происходят по причине нашей греховности и человеческих разделений. Но в мире, лежащем во зле, порой, военное сопротивление и сила оружия – единственный способ защитить добро и честь, родной очаг и веру своих предков. К тому же и военные противостояния бывают разными: оборонительными и наступательными. В первом случае речь идет о войне справедливой, когда мужчина становится под ружье, чтобы защитить Отечество от напавшего врага», – подытожил отец Сергий.
Иеродиакон Иоанн Корниенко считает, что проливающий кровь из корыстных побуждений, безусловно, не достоин награды. «Но человек, который защищает близкого и отдает по заповеди жизнь «за други своя», безусловно, достоин награды и почестей как на земле, так и на небесах», – заметил он.
«Есть, правда, воины иного рода, которые, как стервятники, ищут кровопролитий, чтобы принять в них участие ради наживы. В этом случае я бы согласился с пресвитерианским священником: такие люди не достойны наград и почестей», – заключил отец Иоанн.
Русская линияhttp://rusk.ru/newsdata.php?idar=44035