«Упреждающий» удар: мифы и реальностьВопреки мнению российских сторонников ратификации СНВ-3 о невозможности нанесения США «упреждающего» удара по России, Америка осуществит это без особых проблемКонец июля – август, - время, предваряющее начало очередной парламентской сессии, достаточно явно характеризуется всплеском активности в СМИ российских сторонников подписания и ратификации нового российско-американского соглашения по СНВ. Одно из ведущих российских военно-аналитический изданий - «Независимое военное обозрение», практически одну за другой опубликовало две статьи, авторы которых делают попытку обосновать достаточность зафиксированных Пражским соглашением потолков стратегических ударных ядерных вооружений и мер по контролю и ограничению активности сторон у указанной сфере, для гарантированного обеспечения военной безопасности России.
Речь идёт о статье директора ИСКРАН, академика Сергея Рогова «Чем хуже, тем лучше? Кому выгодно провалить ратификацию СНВ» (НВО от 23.07.2010) и статье коллектива авторов Сергея Рогова, Виктора Есина, Павла Золотарева, Валерия Ярынича «Судьба стратегических вооружений после Праги» (НВО от 27.08.2010).
Примечательно, что если в июле академик С. Рогов начинал свою статью весьма обнадёживающей фразой, утверждая, что: «Новый Договор СНВ, подписанный президентами Медведевым и Обамой в апреле в Праге, должен обеспечивать стратегическую стабильность на следующие 10 лет.», т. е. фразой, позволявшей надеяться на то, что российские стратегические ядерные силы (СЯС) в течение последующего десятилетия будут избавлены от дёргания и получат возможность стабильно развиваться и нести боевую службу (дежурство) хотя бы и в «урезанных» пределах, то уже в августе он кладет этим надеждам решительный конец.
Правда, теперь, одержимый идеей «ядерного нуля» и реформаторским зудом директор ИСКРАН, делает это уже в соавторстве с тремя высокопоставленными военными-отставниками, решившими ещё до ратификации договора бросить взор в будущее постановкой вопроса о пределах возможного снижения боевой готовности сокращаемых российских СЯС.
И вновь о «стратегической стабильности»Как директор ИСКРАН в июле, так и помянутый авторский коллектив в конце августа вступают в тему практически идентичными заявлениями о значимости Пражского соглашения в контексте укрепления стратегической стабильности, базирующейся на сохранении паритета стратегических ядерных сил сторон, гарантирующем взаимное ядерное сдерживание (уничтожение): «Подписание в Праге нового Договора СНВ и его предстоящая ратификация – важная мера по укреплению стратегической стабильности, основанной на взаимном гарантированном уничтожении. Москва и Вашингтон подтвердили свое намерение поддерживать паритет стратегических ядерных сил на самом низком уровне за последние четыре десятилетия. Такая модель стратегической стабильности позволила значительно сократить количество ядерных вооружений – примерно в четыре раза по сравнению с максимальным уровнем, достигнутым в разгар холодной войны».
Автору не остаётся ничего иного, как ещё раз (см. «О ратификации Договора СНВ-3, в контексте полемики "верных ленинцев" с "неотроцкистами"») напомнить о том, что такое «понимание» стратегической стабильности находится в резком противоречии со складывающимися реалиями развития военно-политической и военно-стратегической обстановки в мире и вокруг России.
Противоречит оно и пониманию стратегической стабильности, заложенному в действующую, подписанную президентом Медведевым, Стратегию национальной безопасности России до 2020 года, именно на упомянутые реалии опирающуюся. Предусматриваемые Договором СНВ-3 сокращения и ограничения российских стратегических ядерных арсеналов, осуществляемые в условиях продолжающегося развёртывания Соединёнными Штатами глобальной системы НПРО и уже существующего подавляющего превосходства США над Россией в оснащённости вооружённых сил эффективными, дальнобойными, высокоточными средствами поражения (ВТО), размещаемыми на платформах различного вида (морских, воздушных, наземных), не даёт оснований для заявлений о сохранении российскими СЯС способности к гарантированному нанесению удара возмездия по США в случае развязывания последними военной агрессии против России и / или её союзников.
Последние два обстоятельства (развитие и начало развёртывания США системы НПРО и наличие в американских стратегических наступательных силах (СНС) мощного арсенала высокоточных ударных средств в неядерном оснащении) российскими сторонниками ратификации договора СНВ-3 практически игнорируется, что проявляется в выражено формальном и неубедительном характере приводимых ими аргументов.
Прежде чем перейти к рассмотрению этих аргументов, автор считает необходимым, ещё раз, процитировать соответствующие положения Стратегии:
Пункт 12, раздел II. «Современный мир и Россия: состояние и тенденции развития» Стратегии несёт в себе, среди прочего, следующее положение: «Возможности поддержания глобальной и региональной стабильности существенно сузятся при размещении в Европе элементов глобальной системы противоракетной обороны Соединенных Штатов Америки».
Далее, действующая Стратегия развивает это понимание стратегической стабильности в п. 30, части первой «Национальная оборона», раздела IV «Обеспечение национальной безопасности»: «30. Угрозами военной безопасности являются: политика ряда ведущих зарубежных стран, НАПРАВЛЕННАЯ НА ДОСТИЖЕНИЕ ПРЕОБЛАДАЮЩЕГО ПРЕВОСХОДСТВА в военной сфере, прежде всего в стратегических ядерных силах, путем развития высокоточных, информационных и других высокотехнологичных средств ведения вооруженной борьбы, стратегических вооружений в неядерном оснащении, формирования в одностороннем порядке глобальной системы противоракетной обороны и милитаризации околоземного космического пространства, способных привести к новому витку гонки вооружений, а также на распространение ядерных, химических, биологических технологий, производство оружия массового уничтожения либо его компонентов и средств доставки».
Американское ВТО - реальная угроза военной безопасности РоссииОппонируя российским противникам ратификации Пражского соглашения в его нынешней редакции, озабоченным уже существующим превосходством США в арсеналах ВТО, директор ИСКРАН, С. Рогов заявляет:
«Противники нового Договора СНВ много рассуждают об угрозе стратегическим силам России со стороны американских высокоточных вооружений. Так, первый заместитель председателя Комитета по международным делам Государственной Думы Леонид Калашников утверждает, что «ударный потенциал американского флота может достичь 10 тысяч крылатых ракет», и рисует апокалиптический сценарий, от которого «Договор СНВ никак не защищает Россию. Согласно этому сценарию, американские подводные лодки скрытно проникают в прилегающие моря и осуществляют массированный запуск КРМБ. При этом на каждую российскую цель приходится 10 и более крылатых ракет противника. В результате Россия окажется неспособной нанести ответный удар по агрессору.
Конечно, у Петагона нет и вряд ли будет в обозримом будущем 10 тыс. КРМБ. Для этого американской промышленности, производящей 300–400 «Томагавков» в год, потребуется лет 20–25. Но дело ведь не только в КРМБ. Есть и сотни КРВБ, которыми оснащены американские неядерные тяжелые бомбардировщики, и тысячи высокоточных авиационных тактических ракет и бомб, которыми оснащены американские ВМС и ВВС. Было бы глупо отрицать, что эти вооружения способны поражать многие стратегические цели».
и продолжает: «Но представление о том, что США якобы способно разгромить Россию с помощью обычных вооружений, нейтрализовав наш ядерный потенциал, основывается на целом ряде ошибочных допусков. Ведь в Персидском заливе и Югославии, где США впервые применили высокоточное оружие, концентрация американских сил перед нападением проходила на протяжении нескольких месяцев. Скрытно создать группировку в 10 тыс. КРМБ вблизи российских границ невозможно. Следовательно, за попытку повторить 22 июня Вашингтон расплатится гибелью десятков миллионов американцев».
Хотелось бы сразу отметить, что и производство 300 – 400 «Томагавков» в год представляется явно чрезмерным. Во всяком случае, для государства, которое на протяжении почти двадцати лет в своих экспертных «видениях», «прогнозах», официальных «доктринах» и выступлениях официальных лиц заявляет о низкой вероятности возникновения глобального военного конфликта. Для погони же за сомалийскими пиратами, нанесения ударов по талибам в Афганистане или пресловутым «террористам» в других частях планеты сотни крылатых ракет морского базирования явно не нужны. И воздушного базирования тоже. Так для борьбы с каким же ВОЕННЫМ противником эти ВОЕННЫЕ арсеналы Соединёнными Штатами пополняются и совершенствуются?
Во-вторых, можно обоснованно предполагать, что примерно четвертью от озвученного депутатом Калашниковым количества КРМБ (10 000 единиц) американцы обладают уже сейчас, имея их на находящихся в боевом составе ВМС США надводных и подводных боевых кораблях. Ещё четверть, никак не меньше, должна находиться на хранении в арсеналах с целью оперативного восполнения расхода крылатых ракет в случае их массированного использования в ходе военных конфликтов. И того, до 5 000 единиц.
В-третьих, судя по темпам роста оснащённости американских вооруженных сил высокоточным оружием, в частности, КРМБ, за период прошедший со времени проведения операции «Буря в пустыне» в 1991 года до завершения натовской агрессии против Югославии в июне 1999 года и американо-британской агрессии против Ирака в марте 2003 года, быстрое и масштабное наращивание объёмов выпуска ВТО для американского ВПК никакой проблемы не составляет.
Приведём некоторые цифры. В течение 10 лет (с 1991 года по август 2001 года) Соединёнными Штатами, по Ираку, Югославии, Судану и Афганистану, было выпущено примерно 1 100 КР (причем по трём последним без санкции ООН). При этом длившаяся одиннадцать недель агрессия против Югославии практически истощила имевшиеся на то время американские арсеналы высокоточного оружия. Последнее обстоятельство вынудило ВВС и ВМС США обратиться к конгрессу с запросом о дополнительном выделении 1,4 млрд. долл. на восполнении израсходованных арсеналов. Через полтора года (считая с 11 сентября 2001 года) в 2003 году в ходе нападения США на Ирак американцы за три недели провели пуски уже более 800 крылатых ракет. При этом даже и намёков на исчерпание арсеналов ВТО агрессора не просматривалось.
В тоже время, за тот же десятилетний период (с 1991 год по 2001 год) в мире в ходе военных действий было пущено всего 90 баллистических ракет малой дальности (обороняющимся Ираком в ходе «войны в Заливе»). При этом, реально успешным можно считать пуск всего лишь одной ракеты «Скад», случайно упавшей на территорию американского полевого лагеря и уничтожившей 120 – 130 американских военнослужащих, находившихся в казарме – палатке. Это к вопросу об «острой необходимости» развёртывания американской глобальной НПРО для «защиты» территории США и ПРО на ТВД, для «защиты» американских союзников. Но об американской ПРО речь пойдёт в последующих материалах, пока же, вернёмся к американскому ВТО.
Очевидно, что оценка величины американских арсеналов ВТО, данная депутатом Калашниковым в 2010 году, весьма близко сходится с прогнозами, озвученными российскими экспертами более 15 лет назад. Например, полковник Б. Сибирский, в статье «"Хирургический удар" по противнику» (НВО, 14.12.1995) указывает: «В 1992 году в ВМС США ракетами "Томагавк" были оснащены 94 корабля, в том числе 62 ПЛ, а к 2000 году планируется иметь 138 таких кораблей, включая 107 ПЛ. Общая численность КРМБ в США может составить к концу столетия 4 тыс. единиц».
Подобные же прогнозы высказывались и другими отечественными и зарубежными экспертами и, что примечательно, тогда, более десятилетия назад, в период подготовки к подписанию ущербного для безопасности России Договора СНВ-2, приводимые цифры величины перспективных американских арсеналов ВТО у директора ИСКРАН С. Рогова и его единомышленников никакого скептицизма не вызывали.
Попутно, в контексте темы роли ВТО, стоит отметить и ещё один момент. Пять пущенных Ираком с наземных платформ, примитивных КР посеяли такое смятение в американских войсках, что это стало причиной потерь в их собственных рядах из-за т. н. «дружественного огня»: батарея ракет Patriot, ошибочно подбила два своих самолёта, что привело к гибели трёх членов экипажей, в то время как группа истребителей F-15 уничтожила радар ЗРК Patriot, полагая, что она является целью, избранной для поражения. Всё это произошло в американской армии, прекрасно оснащенной средствами радиоэлектронной борьбы, средствами ведения электронной разведки всех видов и современными системами боевого управления войсками и вооружением. Армии, имеющей длительный и обширный опыт боевого использования всех упомянутых средств и систем.
Что произойдёт в российских вооружённых силах (или с ними) в случае нанесения потенциальным агрессором массированного (1 200 – 1 500 ед.) первого удара высокоточным оружием по России, автор прогнозировать воздержится. Однако, судя по ходу вооружённого конфликта с Грузией в августе 2008 года, состояние системы боевого управления войсками и оснащённость войск современными и надёжными средствами связи, радиоэлектронной борьбы и электронной разведки в обозримой перспективе (на которую так любят ссылаться российские сторонники СНВ-3) оптимизма не внушает. Исключением пока являются сокращаемые российские СЯС, боеготовность которых, как было уже сказано, российские сторонники «полного ядерного нуля» предлагают снижать.
В-четвёртых, стоит дать небольшой комментарий к декларируемой директором ИСКРАН и рядом других экспертов «невозможности» оперативного и скрытного сосредоточения Соединёнными Штатами массированной группировки ВТО у границ России. А также их утверждениям об обязательной необходимости фазы резкого обострения политических отношений сторон как предварительного основания для перевода этих отношений в военную плоскость. Ссылки на длительные сроки сосредоточения американо-натовской общевойсковой группировки перед началом операции «Буря в пустыне» и перед нападением на Югославию («Союзная Сила») несостоятельны.
Поскольку в двух упомянутых случаях сам процесс постепенного наращивания боевой мощи носил во многом намеренный характер и являлся фактором военного устрашения политического руководства противостоящей стороны с целью парализовать её волю к сопротивлению и склонить её к принятию западных условий разрешения конфликта. Нападение, таким образом, затягивалось в целях оказания психологического давления как на Саддама и Милошевича, так и на население Ирака и Югославии с целью подорвать его доверие политическому руководству своих стран.
(Продолжение следует)