Иерей Алексий Мороз: «ОПК должны быть дисциплиной духовно-нравственной»По мнению священника, Основы православной культуры должны преподавать в школах как священники, так и мирянеВновь поднятый вопрос о том, кто и как должен преподавать Основы православной культуры в школах, очень важен.
Конечно, я считаю, что Основы православной культуры должны преподавать, в первую очередь, священники. Это люди, которые глубоко знают вероучительные истины, служат Богу перед престолом, и через них благодать Божия может воздействовать на учащихся. Но здесь есть два немаловажных фактора. Во-первых, священников очень мало, и они чрезвычайно загружены. Поэтому вряд ли можно обеспечить преподавательскими кадрами хотя бы малую часть школ. Во-вторых, далеко не каждый священник готов к преподаванию. Все-таки, священническое и учительское служение - это разные виды служения.
В современной школе, в которой мне приходилось много раз бывать и преподавать, нужно полностью использовать весь свой педагогический и творческий потенциал.
Детям сегодня очень тяжело. Они воспитываются в неправильных семейных условиях. Они растут на подаваемой телевидением ложной, чуждой культуре, которая, с одной стороны, взращивает агрессию, с другой – комплекс неполноценности. Детям неправильно преподают в школе, неправильно ведут воспитательный процесс, кричат на них, дети отвечают тем же. Среда преподавания очень сложная. В Петербурге за прошлый год уволилось около тысячи преподавателей по той причине, что они не могут справиться с учащимися, а рычагов воздействия на детей у них нет.
Преподавание требует специалиста, во-первых, любящего детей, и, во-вторых, обладающего определенными навыками и умением удерживать внимание аудитории и доносить до нее истину.
Дисциплина ОПК ни в коем случае не должна превратиться в заурядный школьный предмет, где от человека требуются определенные знания, умение ответить на ряд вопросов, за что он получает оценку. Нет, ОПК должны быть дисциплиной духовно-нравственной, которая служит не внешнему знанию, а воспитанию личности и пробуждению ее к совести и страху Божьему. Кто-то из святых сказал, что вере нельзя научить, - верой можно заразить. Преподаватель должен примером, словами, образами показать веру и на конкретных примерах истории, героев, святых пробудить все то доброе, что есть в душе каждого человека, а особенно ребенка. Если же это будет лишь монотонное изложение исторических фактов – это только навредит делу преподавания ОПК.
Те священники, которые имеют педагогические способности и желание работать с детьми, должны быть направлены в школы. Следует также использовать ресурс наших православных педагогов. Например, при Санкт-Петербургской епархии проходят трехгодичные курсы по катехизису. Каждый год выпускается около двухсот педагогов, и те из них, которые способны к преподаванию в школах, должны быть туда допущены.
На мой взгляд, должны быть организованы специальные курсы по преподаванию ОПК, куда нужно отбирать педагогов, давая им знания о вере и религии, и священников, давая им педагогические навыки. В духовных семинариях должны преподаваться основы православной педагогики. Священник должен уметь общаться с детьми, иметь понятие об особенностях разных возрастных периодах. Это необходимо не только для преподавания священника в школе, но и для его пастырской деятельности. Находясь еще в семинарии, будущие священники могли бы проходить определенную педагогическую практику.
К сожалению, сегодня в РОНО существуют негласные запреты на допуск священника в школу, а вместо полноценного преподавания ОПК преподается т.н. светская этика, которая ведется преподавателями-атеистами. Этот предмет представляет собой своеобразную синкретическую смесь разных религий, и в результате получается полный «ералаш». Детям говорят об «особенностях вер и религий» и в то же время дают атеистическое «противоядие против веры».
Мы должны неустанно говорить об этом и тесно работать с властями на всех уровнях, добиваясь, чтобы был снят негласный запрет на допуск священника в школу, и чтобы, наконец, в школах преподавались Основы православной культуры, а не светская этика или эклектичные религиозные курсы, которые только вредят сознанию ребенка, еще больше отдаляя его от Церкви и веры.
Иерей Алексий Мороз,
кандидат педагогических наукhttp://www.ruskline.ru/news_rl/2010/11/06/ierej_aleksij_moroz_opk_dolzhny_byt_disciplinoj_duhovnonravstvennoj/