«Броненосец Потемкин» под зеленым флагом В Пермском крае на авиационной базе войсковой части № 40383, дислоцированной рядом с аэропортом «Большое Савино», 120 военнослужащих, призванных с Северного Кавказа, отказались повиноваться командованию. Возглавляющий военную часть полковник Дмитрий Кузнецов вынужден был обратиться за помощью в наведении порядка в Духовное управление мусульман Прикамья.
По словам Кузнецова, кавказцы, сформировав «боевые микроколлективы» в части, стали заниматься вымогательством и принуждали сослуживцев выполнять за них все виды работ. Как отметил полковник, такое поведение кавказцев привело к возбуждению 14 уголовных дел только в этом году, в части, где проходят службу 500 солдат и сержантов.
Как рассказал советник муфтия Пермского края по социальной и экономической политике Халим Шарафеев, «эти молодые люди вышли из-под контроля командования. Не признающие никакой власти над собой бузотеры позволяют себе обирать других солдат, периодически побивают молодняк и так далее. И некоторые свои поступки, будь то отказ от работы или невыполнение приказов командиров, они мотивируют принадлежностью к исламу. И не задумываются, как сильно «подмачивают» образ мусульманина в глазах общественности. Офицеры же, не зная, что можно делать мусульманину, а что религия запрещает, часто идут на поводу у своих подчиненных».
Если же быть более точным, можно сказать, что некоторые офицеры просто трусят перед казарменными беспредельщиками, предпочитают «не связываться» с ними, предоставляя подчиненным самим выяснять отношения.
До сих пор, вместо того, чтобы решать проблему, армейские и гражданские власти старались сделать вид, что ее не существует, что никаких межнациональных и межрелигиозных причин конфликта нет и что преступник (в том числе и в военной форме) не имеет национальности. Не стали исключением и нынешние события.
В прокуратуре Пермского гарнизона информацию о бунте кавказцев в части не подтвердили и отказались сообщить подробности происходящего. Как отметили в ведомстве, несмотря на то, что состояние дисциплины в части действительно оставляет желать лучшего, о том, что бунтуют выходцы из кавказских республик, говорить не стоит.
Отрицает сообщения об «исламском бунте» и председатель Совета родителей военнослужащих Пермского края Александра Вракина, которая на днях посещала авиабазу. Как считает Вракина, резкое увеличение количества уголовных дел связано с тем, что часть возглавил «принципиальный офицер» полковник Кузнецов. Председатель Совета родителей признала, что среди «казарменных хулиганов» много кавказцев – дагестанцев и кабардинцев, поэтому полковник решил попросить помощь в наведении порядка у муфтия.
Как пояснила Вракина, кавказцы действительно пытались навязывать свои порядки. Так как по их обычаям мыть пол мужчине считается унизительным, кавказцы заставляли делать это сослуживцев, чаще всего русских. Как считает правозащитница, такое положение вещей объясняется тем, что кавказцы обычно держатся друг за друга, а русские разобщены и им сложно давать отпор.
Вскоре от заявлений об «исламском бунте» открестился и сам полковник Дмитрий Кузнецов. По его словам, некоторые интернет-издания исказили смысл его слов во время полемики на заседании Межконфессионального комитета. Кузнецов заверил, что у командования части достаточно сил и средств для самостоятельного решения возникающих проблем.
К данной ситуации, конечно же, поспешил подключиться и скандально известный многочисленными провокациями сопредседатель Совета муфтиев России Нафигулла Аширов, который заявил, что агрессия мусульман – это ответная реакция на унижение их со стороны других народов. «Когда пытаются унизить мусульманина, он не должен разрешать себя унижать», - объяснил муфтий. Конечно, вынести такие унижения, как наряд на службу, уборка помещений и тому подобные требования воинской дисциплины вынести гордым сынам Кавказа никак не возможно.
Слова Нафигуллы прекрасно иллюстрируют некоторые самые громкие скандалы последнего времени. Так, громкий скандал, в котором были замешаны дагестанцы, произошел в августе 2009 года на Балтийском Флоте. Там призванные из этой республики матросы Гаджибахмуд Курбанов, Араг Эминов, Сиражутдин Чериев, Наиб Тайгибов, Ислам Хамурзов, Джамал Темирбулатов неоднократно грабили и избивали срочников. В один из дней они заставили около 15 своих сослуживцев лечь на землю так, чтобы из их тел получилось слово KAVKAZ. Перед этим для устрашения один из военнослужащих был жестоко избит.
В общей сложности пострадавшими по делу были признаны 38 человек. Прокуратура возбудила уголовное дело в ноябре 2009 года. В июле этого года шестеро из осужденных были приговорены к реальным срокам – от 1,5 лет до 1 года 9 месяцев. Седьмой обвиняемый получил условный срок.
В августе 2010 года СМИ опубликовали видео, снятое одним из очевидцев на мобильный телефон, запечатлевшее массовую драку между солдатами в 4-й танковой бригаде Московского военного округа, расквартированной под Наро-Фоминском.
По словам свидетелей, драка произошла между военнослужащими из Дагестана и разведчиками срочной службы из других регионов. В Генпрокуратуре РФ признали, что конфликт действительно произошел 4-5 июля, и в нем участвовала группа солдат численностью до 20 человек, в том числе призванных с Северного Кавказа.
В июле прошлого года на плацу мотострелковой части, расположенной в городе Алейске на Алтае около 200 человек избили 44 новобранцев, прибывших из Дагестана. По словам очевидцев, между военнослужащими по призыву произошла ссора, которая затем переросла в драку. По данным прокуратуры, серьезно никто не пострадал, нескольким военнослужащим была оказана медицинская помощь.
В 2008 году в поселке Кряж Самарской области около 20 выходцев из Дагестана ворвались в казарму разведывательной роты в военном городке. Там они избили 18 солдат, а также похитили у них мобильные телефоны, DVD-плеер и другие вещи. Бойцы не смогли дать отпор. В январе прошлого года был вынесен приговор по этому делу, на скамье подсудимых оказались всего три человека. 23-летнему Джанбулату Садуллаеву дали 3 года колонии общего режима за побои, грабеж и хулиганство. 25-летнего Марата Шогенова приговорили к двум годам и трем месяцам заключения. Таймурад Абдурахманов получил 11 месяцев тюрьмы.
В декабре 2006 года в полку пулеметно-артиллерийской дивизии, который дислоцируется в поселке Лагунное на курильском острове Кунашир, вспыхнул солдатский бунт. Около 150 военнослужащих-кавказцев захватили оружие и избили офицеров. После разбирательства 80 зачинщиков беспорядков были переброшены с Кунашира на соседний остров Итуруп. По словам свидетелей, кавказцы били офицеров под крики «Аллах Акбар!», «Смерть шакалам!», «Бей кусков!».
В пятницу стало известно о приговоре по еще одному делу с национальной подоплекой. Суд Мурманской области приговорил рядового Руслана Нурузбекова к 3,5 годам лишения свободы за убийство сослуживца – Артема Харламова из Кировска. По данным следствия, после незначительной ссоры с Харламовым в госпитале Нурузбекову сообщили о переводе в другое лечебное заведение. Дагестанец решил, что в этом виновен Харламов. Вместе с тремя земляками (которые остались безнаказанными), приехавшими его проведать, Нурузбеков зверски избил Харламова. Молодой человек скончался в тот же день.
Как видно, во всех случаях виновники избегали наказания или получали «символические» сроки – вроде трех с половиной лет за зверское убийство, совершенное группой лиц по предварительному сговору. Понятно, что подобная практика порождает безнаказанность и воспринимается как государственная слабость и безволие. Проявлением чего она, собственно говоря, и является.
К этому следует добавить то обстоятельство, что значительная часть солдат, призванных из республик Северного Кавказа, являются объектами воздействия проповедников радикального ислама салафитского толка. В российских казармах распространяются ваххабитские книги и видеоматериалы. Все это говорит о том, что в самое ближайшее время командование может столкнуться с реальными «исламскими (вернее исламистскими) бунтами», вызванными не только «понтами» и уголовными наклонностями, но и ваххабитской пропагандой. И едва ли тут помогут муфтии, поскольку ваххабиты не признают традиционных мусульманских структур, считая их представителей чуть ли не вероотступниками.
Причем если «ваххабитский бунт» примет серьезные формы, то не много проку будет и от создаваемой военной полиции, поскольку для его подавления придется привлекать линейные части с тяжелым вооружением.
Проблема, действительно, назрела, и если ее продолжать игнорировать, то мы, несомненно, такой бунт рано или поздно получим.
Как ее решать? Один из вариантов – распределять призывников с Кавказа по частям таким образом, чтобы нигде их не было много. В свое время турки так поступали с кавказскими мухаджирами. Столкнувшись с их нежеланием следовать законам Османской империи, они расселяли их таким образом, чтобы в каждом турецком или курдском селении их не было больше чем одна-две семьи.
Напомним, так же, что в царской России северокавказцев кроме осетин в армию не призывали. Они могли поступить на службу только в качестве добровольцев – в иррегулярные туземные формирования – милицию. Наибольшую известность приобрела «Дикая» дивизия, сражавшаяся на фронтах Первой Мировой. Надо сказать, что отбор в эти формирования был тщательный, и попасть туда абы кто не мог. Бойцы этих частей, которые именовались не рядовыми, а «всадниками», были главным образом представителями местной аристократии и считали свою службу высокой честью. Впрочем, их боеспособность далеко не всегда оказывалась на высоте. Имелась так же инструкция, что такие части (впрочем, как и подразделения, укомплектованные мусульманами, подлежащими призыву, – татарами и башкирами) лучше использовать против европейских противников.
Может быть, есть смысл подумать о возвращении к подобной практике? Тем более что такой опыт уже был – вспомним батальоны ГРУ «Восток» и «Запад», укомплектованные чеченцами добровольцами. Они неплохо показали себя, решая боевые задачи в Абхазии, Южной Осетии и в далеком Ливане, где охраняли российских саперов.
Отметим, что в том же Дагестане, где молодежи некуда себя девать, чтобы попасть в Армию надо заплатить в военкомате взятку (!). То есть, строго говоря, служить они хотят. Может быть, пришло время подумать о создании национальных формирований, служить в которых будет большая честь для призывников? И это в сочетании с тщательным отбором бойцов позволит обеспечить необходимый уровень дисциплины. Конечно, и офицеры в эти части должны назначаться опытные, знаковые с кавказским менталитетом и обладающие педагогическими навыками.
Напомним, что в британской армии есть национальные формирования – части гурков – представителей одной из народностей Непала, которые имеют репутацию отличных солдат.
Павел Аристарховhttp://www.segodnia.ru/index.php?pgid=2&partid=5&newsid=12717