Дмитрий МельниковКитайские хитростиКНР быстро «заимствует» у России военные разработкиОтношения России и Китая сегодня не вмещаются в определение «сотрудничество». Они все больше приобретают черты настоящего стратегического партнерства между двумя странами. Москва и Пекин поддерживают друга в стремлении ограничить гегемонизм США на мировой арене, в борьбе с проявлениями сепаратизма и религиозного экстремизма. Разумеется, все это требует тесного взаимодействия во всех без исключения областях – торговле, науке, военном деле, технике, гуманитарных вопросах. Однако все ли гладко в наших отношениях?
Как известно, наши оборонка и наука, фактически брошенные государством в девяностые на произвол судьбы, выживали тогда в основном за счет сотрудничества с зарубежными партнерами. И как раз одним из главных потребителей продукции наших ОПК и НИИ до недавнего времени было, а в некоторых случаях и остается до сих пор Срединное государство.
Наши поставки несколько лет кряду держались на уровне полутора-двух миллиардов долларов. Это дало дополнительные источники столь нужной «твердой валюты». Однако никто в те годы и не задумывался, во что может вылиться наше военно-техническое и научное сотрудничество с Китаем. А ведь повод к этому давали сами китайцы. Приведу весьма красноречивый пример. В середине 60-х годов на Ульяновском автозаводе подумывали о разработке автомашины новой модели, которая должна была прийти на замену устаревшему ГАЗ-69. Когда новинка была воплощена в металл, то получила маркировку УАЗ-469. Однако попутно выяснилось такое обстоятельство – в Китае точный клон нашей новой машины под именем «Пекин» появился почти на год раньше. Ларчик открывался довольно просто: проходившие практику на Ульяновском автогиганте китайские инженеры, хоть и вынуждены были уехать к себе на родину из-за неуклонного ухудшения отношений между Москвой и Пекином, однако, работая в среде своих советских коллег, сумели увезти с собой немалый интеллектуальный багаж. Советский Союз не стал предъявлять претензий к братьям по «социалистическому лагерю» - отчасти от того, что говорить о краже технологий на фоне вооруженных столкновений на советско-китайской границе было не слишком уместно. А отчасти и по той причине, что в СССР понятие «интеллектуальная собственность» носило весьма условный характер. С одной стороны это, конечно, было и большим плюсом – любое предприятие, при необходимости, могло воспользоваться результатами научных изысканий.
Однако если приведенный случай более смахивает на курьез, то в иных ситуациях советских ученых и руководителей подводило собственное высокомерие. Яркий пример – создание китайцами ядерного оружия.
В 50-60 годы в СССР по специальностям, так или иначе связанным с использованием ядерной энергии, обучалось множество китайских студентов, между советскими и китайскими атомщиками были налажены неплохие связи. Только вот давать в руки Пекина атомную бомбу мы все же опасались. Поэтому, когда студенты и ученые-атомщики из Поднебесной покинули Советский Союз, мы вздохнули с облегчением, посчитав, что без нас китайцы с их невысоким уровнем развития науки ничего толкового «слепить» не в состоянии. Но, как показали последующие события, мы крупно просчитались: «великий кормчий» все же смог поставить свою страну в ряд обладателей «ядерной дубинки» уже в средине 1960-х годов.
Таким образом, наш опыт сотрудничества с Поднебесной, пришедшийся на пик советско-китайской дружбы, явно свидетельствовал о склонности потомков Конфуция к несанкционированному «усвоению» чужого опыта в технической области. Казалось бы, подобные коллизии должны были накрепко запечатлеться в сознании если не молодых наших инженеров, ученых и чиновников, то хотя бы среди старшего поколения. Однако долгая эпоха отчужденности в наших отношениях напрочь стерла все негативные воспоминания о китайском стремлении копировать все, что плохо лежит. Так что, когда в начале 90-х мы вышли на новые рубежи сотрудничества, российская сторона наступила на те же грабли – начался массовый «вброс» на китайский рынок высокотехнологичной продукции нашего оборонно-промышленного комплекса: Россия стала поставлять новоприобретенным друзьям танки, боевые самолеты и корабли.
Поначалу все шло довольно гладко, и не было признаков готовности китайцев в обозримом будущем освоить наши технологии и ноу-хау. Да что там! Наш великий южный сосед в ходе учений своей армии в середине 90-х показал, что не умеет толком даже использовать полученные новинки. Например, машина, предназначенная для завоевания превосходства в воздухе, Су-27, использовались Народно-освободительной армией Китая для нанесения ударов по наземным целям. Да и на освоение «сушки» у китайцев ушло почти пять лет.
Никто даже не призадумался над тем, что уже умением управлять новым истребителем Су-30 летчики Поднебесной овладели менее чем за полгода…
После событий на площади Тяньаньмэнь в 1989-м западные страны ввели эмбарго на поставки военной техники Срединному государству. Одну из лазеек в получении столь необходимых для модернизации вооруженных сил военных технологий китайцы усматривали в налаживании сотрудничества соответствующего профиля с Израилем. К взаимному удовольствию два государства обменялись имеющимися у них технологиями в области танкостроения, сумев значительно продвинуться в создании новых образцов бронированных машин. Переняли китайцы и некоторые технологии израильского истребителя «Лави». Однако на дальнейших планах взаимодействия Тель-Авива и Пекина, в частности на проектах поставки авиационных систем раннего обнаружения израильского образца, поставил жирный крест резкий окрик из Вашингтона.
Поэтому Россия вкупе со странами СНГ стала в 1990-2000-х годах для Поднебесной единственным - если не принимать в расчет возможности китайских спецслужб по добыванию нужных сведений - каналом доступа к столь необходимым современным военным технологиям. И в Пекине постарались использовать имеющуюся возможность «на всю катушку», причем в расставленные сети попадались не только чисто военные, но и гражданские технологии.
Самый известный пример – приобретение на Украине недостроенного авианесущего крейсера «Варяг» якобы для переоборудования в аттракцион, хотя сразу было понятно, что подобная махина малопригодна для превращения в некий «Луна-парк».
В итоге Поднебесная получила столь необходимые ей технологии строительства сверхбольших кораблей, которые будут весьма кстати в ходе реализации грандиозной программы строительства целой серии авианосцев. Мы же в очередной раз наблюдаем, как еще один корабль с гордым именем «Варяг» очутился в фокусе внимания всего мира...
Случаев, подобных этому, великое множество. Все идет, повторюсь, от нашего «снисходительного» отношения к китайцам – чего они, мол, там смогут с их отсталой промышленностью. Хотя давно уже всем ясно, что от образа ни на что не способного Китая давно пора отказываться. Приведем другой пример. Поднебесная, игравшая роль крупнейшего рынка сбыта для российской авиационной техники фирмы «Сухой» в девяностых и первой половине двухтысячных годов, в середине первого десятилетия нынешнего века резко снизила объемы заказов. Перед удивленными взорами российских военных экспертов вдруг предстали китайские улучшенные копии наших знаменитых машин – под именем «Джей-11Би». Поначалу наши эксперты пытались было доказать, что китайский клон никуда не годится – двигатель, мол, не может эксплуатироваться долгое время, радар слабоват. Однако позже выяснилось, что в Поднебесной сумели превзойти наши образцы – в частности, вес планера за счет использования композиционных материалов уменьшился почти на 700 килограммов. А это, в свою очередь, позволило установить на машину новый, более мощный двигатель «Дайхан» китайской же разработки. Еще больней стали бить по нашему самолюбию - и карману! – планы Пекина экспортировать продукцию своего авиастроения. Предлагая ее по низким ценам в не столь богатые развивающиеся страны, китайцы со временем вполне могут вытеснить нас с подобных рынков. Один из подобных примеров, пусть и не «в небе» - победа китайцев в тендере на поставку партии своих танков в Перу. Причем Пекин после того, как эмоциональные латиноамериканцы под впечатлением от частых поломок китайской техники начали поговаривать о своем возможном отказе от уже поставленной продукции, принялся обвинять в своих бедах Россию.
Не менее наглядна судьба знаменитой нашей зенитно-ракетной системы С-300. Пекин, приобретя в свое время около двенадцати комплексов, был вскоре в состоянии создать их аналог. И опять мы снисходительно усмехались с умным видом – создали-то всего один образец, да и то не способный бороться с высокоманевренными целями! Но недолго: китайцы смогли, исправив большинство недостатков, начать предлагать свое изделие на мировом рынке. Проходят сообщения о возможности поставок этих китайских комплексов в Иран - взамен российских. В последнее время поводов для беспокойства прибавилось.
Китай, закупив окольными путями в «незалежной» небольшую партию предназначенных для размещения на авианесущих кораблях истребителей Су-33 - точнее, его прототипов - стал собирать его клон «Джей-15».
Если авиапромышленность Китая будет развиваться подобными семимильными шагами, то вряд ли стоит сомневаться: в очень недалеком будущем китайцы смогут поднять в небо свой истребитель пятого поколения, работы над которым они уже ведут.
И подобных примеров великое множество – это и радары, и артиллерийские системы, и военные корабли. Еще более плачевны результаты в космической отрасли. По неофициальным сведениям, китайцы смогли выудить максимум информации о наших разработках за счет делегационного обмена – приглашая наших спецов к себе, они тепло их принимали, заверения в вечной дружбе и противостоянии Америке присутствовали в избытке… И в Китае сумели получить то, что хотели. Именно в этом немалая доля недавних космических успехов Пекина. Впрочем, есть примеры и «хорошего поведения Китая» – участие Поднебесной в российской программе запуска к Марсу нашего зонда.
Многие наши эксперты во всем винят возросшие технические возможности Срединного государства в области копирования. Во всем «виноваты», дескать, трехмерные сканирующие лазерные установки, которыми китайцы недавно «разжились» на Западе. Пропустив через них соответствующую деталь, они могут получить электронный ее чертеж и, тем самым, подготовиться к производству в короткие сроки. Да, наука и техника, особенно что касается электроники, в наши дни развиваются чрезвычайно быстро. Но не следует обольщаться – китайские товарищи смогли бы в конечном итоге обойтись и без пресловутых сканеров.
А вот к своим секретам китайцы относятся очень бережно, нашим специалистам даже не дают приблизиться к «Джей-11Би», собранным на расположенном на Северо-востоке Китая Шеньянском авиазаводе.
К чести нашего руководства надо отметить, что «наверху» все же понимают серьезность проблемы. Об этом может свидетельствовать заключение в 2008-м соглашения о защите интеллектуальной собственности в области военной техники. Идея его подписания была выдвинута на самом высоком уровне. Конечно, нельзя сказать, что после подписания этого документа китайцы одномоментно прекратят копирование нашей военной техники. Но будем надеяться, что, в конце концов, мы заставим их отказаться от «плагиата». Мы стали «аккуратнее», Москва не намерена давать приоритет заявкам Пекина на приобретение новейшего ЗРК С-400.
Однако главный козырь, который мы держим про запас – американские планы расширения «паутины» противоракетной обороны. В Пекине как огня боятся, что Вашингтон развернет эту систему в прилегающих к нему странах. Мы, обладая известными наработками в данной области, автоматически переходим в разряд стратегических союзников Китая и получаем инструмент давления на него. Определенную надежду вселяют и настроения части китайского экспертного сообщества. Многие политологи Поднебесной полагают, что «нет ничего более опасного для Китая, чем враждебно настроенная Россия».
Приятно узнать мнение разумных людей, согласитесь.
http://www.stoletie.ru/geopolitika/kitajskije_khitrosti_2010-10-28.htm