Игумен Даниил (Гридченко)На помойке розы не растутО том, что существует монастырь Новый Иерусалим, о замысле Патриарха Никона создать под Москвой топографическую икону святых мест и даже о его несостоявшемся проекте «Новая Палестина - Святая Русь» знают сегодня и люди далеко не церковные. Во всяком случае, те, кто смотрит телевизор. Казалось бы, налицо очередной разворот государства в сторону Церкви, который можно только приветствовать... Если бы не одно существенное «но»... «Разворот» этот вырисовывается уж как-то слишком неуклюже. В том числе и по простой причине: за окном век двадцать первый, а не семнадцатый; не Святая Русь, а весьма далекая от святости Российская Федерация...
Само собой разумеется: для того, чтобы иметь успех, дело начинают с начала, а не с конца. Проще воспитать трёхлетнего ребёнка, чем перевоспитать двадцатилетнего оболтуса. Но именно этим неблагодарным занятием, видимо, уже из инстинкта самосохранения озаботились вдруг наши власти. Попытка похвальная, хотя пока - малопродуктивная. И не удивительно: желание объединить в одной голове идею Святой Руси с деньгами и удовольствиями в качестве главного жизненного приоритета - с медицинской точки зрения - шизофрения. Царство, разделившееся само в себе, опустеет (Мф. 12:25). Если одной рукой строить, а другой разрушать - в лучшем случае - не получится ничего. Тем более тогда, когда не додумано само содержание предлагаемых понятий. А дело обстоит именно таким образом...
Недавно с просьбой дать расширенное интервью в монастырь обратилось руководство одного молодёжного телеканала. Намерение вполне объяснимое: использовать «раскрученный брэнд», вписаться в «мейстрим»... При этом в качестве темы для обсуждения предлагалось многое... И идеи патриарха Никона, и обзор современной религиозной жизни, и даже...решение Нюрнбергского трибунала о выплате контрибуций. Почему-то люди, не имеющие к Церкви даже опосредствованного отношения, считают, что могут рассуждать о ней компетентно... Приходится смиряться... Но когда понимаешь, что слова о Боге прозвучат в коротком промежутке между дешёвой попсой и очередным «отвязным» развлекательным шоу, желание говорить отпадает полностью. Даже самый правильный текст вне соответствующего контекста превращается в издевательство над самим собой.
Да и кому что сегодня интересно - вопрос не праздный... Публику, приезжающую в монастырь, чаще интересуют не сакральные смыслы Нового Иерусалима, а то, сколько денег на реставрацию выделил президент Медведев. Для справки: деньги действительно выделены, но не на монастырь, а в специально созданный государственный фонд. Что они там делают вот уже два года - доподлинно неизвестно. Но, видимо исходя из того, что стройка еле дышит, злые языки всё более язвительно поговаривают о некоем недекламируемом «коммерческом» проекте. Но всё это наговоры, конечно...
Да и настоящий текст не о том... Здесь - лишь пожелание исходить из соображений здравого смысла, сообразуясь с обстоятельствами. Ведь нельзя перепрыгнуть из века семнадцатого в двадцать первый так, как будто между ними ничего не было. Был ещё восемнадцатый век с тотальной секуляризацией общественной жизни, девятнадцатый - с его окончательным охлаждением ко всему духовному, наконец - век двадцатый, как логическое завершение предыдущих, - с кровью и разрушением уже всего уклада русской народной жизни. Если присовокупить сюда последнее двадцатилетие, итоги которого, кажется, в особых комментариях не нуждаются, то станет понятно, почему и сама идея Нового Иерусалима и праздник 4-го ноября и даже михалковский консервативный «Манифест» большинством населения воспринимаются как едва ли ни что-то маргинальное. Да и справедливо спросить: что «консервировать-то» будем? Русские традиции требуют реставрации практически из ничего...
Без ломки тут не обойтись... Причём, ломки в головах и такой трудноизменяемой субстанции как сознание... Чтобы развести цветы, территорию перед домом освобождают от мусора; участие в высоком изначально предполагает хотя бы элементарную человеческую порядочность. Из ничего она не берётся, а попытки вознестись в ангельские сферы, минуя человеческие, способны породить разве что нечто бесоподобное... В завалах чернухи, порнухи, полудебильных шоу и сериалов «порядочное» - едва различимо. И вряд ли его станет больше при по-прежнему осуществляемой глобально-отупляющей информационно-развлекательной политике. Проводимые косметические меры, типа невнятных сюжетов о Ново-Иерусалимском монастыре, кардинальных перемен не означают. Они - лишь не более чем дополнительный штрих в общем абсурде современной российской действительности...
В своё время, как известно, «симфония» отношений Патриарха Никона с царём Алексеем Михайловичем продлилась недолго, да и закончилась плачевно. Но времена меняются. Патриарх нынешний в Кремле имеет дело не с Всероссийским Самодержцем, а с продвинутым интернет-пользователем. А это - совсем другой пласт отношений. Ничего серьёзного - всего лишь политика вежливых реверансов... Хоть и предпочтения последнего на стороне западной рок-музыки, всё по-современному толерантно... Очевидно, беда современной Церкви не в опасности от открытых гонений, а в медленном загнивании от цинизма.
Понятно: то, что было растеряно в течение трёх с половиной столетий, за несколько лет не восстановить. (Как представляется, начало расцерковления России положено было не петровскими реформами, а ещё раньше - на соборе 1666-го года - на котором были осуждены и старообрядцы, и Патриарх Никон. Из Церкви были «вымыты» самые здоровые силы. Ещё и потому, что патриарх никогда не являлся категоричным противником старого обряда).
Тем не менее, как и всегда, русское чудо - возможно. И, если не в масштабе государства, то - в отдельно взятой человеческой душе. Правда, при одном непременном условии - желании спасти её в вечности...
Игумен Даниил (Гридченко),
и.о.благочинного Ново-Иерусалимского монастыря