Православие и вооруженная борьба (I)Борьба за Веру это смертельная схватка с диаволом. Издревле люди и народы, отдавшие себя в его злую волю, стремились различными способами воспрепятствовать спасению, уготованному Богом для всех людей, уничтожить Церковь физически. Вооруженная ненависть, требовала адекватного отпора, а потому лик воинов, прославившийся доблестью и мужеством в сражениях с вражескими силами, наряду со святителями и преподобными, благочестивыми мирянами и блаженными, в православных святцах занимает особое место.
«...Вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?» (Иоан.18:11), - говорит Господь Апостолу Петру, указывая нам, что есть такие времена, когда сопротивление приближающейся смерти неуместно и душевредно. Необходимо быть рассудительными во всех случаях. Если вооруженное сопротивление дьяволу не лежит в русле спасительной исповеднической задачи, то меч должен быть вложен в ножны. Если же для спасительного исповеднического служения требуется применение силы, то она, без всяких гуманистических раздумий, должна быть применена.
В истории Церкви были периоды непротивления силовому давлению на нее темных сил. Однако это непротивление было исповеднически оправдано. Свт. Иоанн Златоуст говорит, что Церковь «...особенно наслаждалась миром в то время, когда боролась с врагами, и наслаждалась безопасностью - когда все строили ей козни» (Псалтирь в святоотеческом изложении). Период открытых гонений многократно укрепил Церковь, освятил ее кровью мучеников. Убивая тела христиан враг рода человеческого, помимо своей воли, распространял Веру. Видя стойкость христиан в период гонений, чудеса, сопровождающие их подвиг, многие, в том числе и гонители, обращались к Православию. Таким образом, непротивление силовой атаке на Церковь носило спасительный характер и, в конечном итоге, не было непротивлением злу, но делом исповедничества.
Совсем иное дело, когда убийцы душ человеческих, стремясь разрушить богоустановленный порядок человеческой жизни, применяют для осуществления своих планов вооруженную силу. «Наше государство, шествуя путем мирного завоевания, имеет право заменить ужасы войны менее заметными и более целесообразными казнями, которыми надобно поддерживать террор, располагающий к слепому послушанию. ...Доктриной строгости мы восторжествуем и закрепостим все правительства своему сверхправительству. Достаточно, чтобы знали, что мы неумолимы, чтобы прекратить ослушания», - заявляют дьяволопоклонники (Протоколы сионских мудрецов. Протокол№1). В условиях, когда наглые твари, ставшие орудием безумного ангела, ведут речь о терроре, который должен обеспечить их людоедское, душегубительное господство, проповедь непротивления злу силой оружия не только неправославна, но и преступна.
Святая ревность о Вере, готовность к пролитию крови врага, вставшего на пути к Богу, всегда отличала воинство Христово от лжеправославных говорунов с их паралитическим благодушием. Праведный гнев был зажжен Богом в сердце Церкви изначально и был запечатлен в законе Моисеевом: «...Хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество: пришлец ли, туземец ли станет хулить имя [Господне], предан будет смерти» (Лев.24:15,16). Писание (Книга Чисел) повествует о случае благочестивой ревности, проявленной воином Христовым - Финеесом в то время, когда многие из народа израильского прогневили Бога уклонением к экуменическому единению с Его врагами. «И вот, некто из сынов Израилевых пришел и привел к братьям своим Мадианитянку, в глазах Моисея и в глазах всего общества сынов Израилевых, когда они плакали у входа скинии собрания. Финеес, сын Елеазара, сына Аарона священника, увидев это, встал из среды общества и взял в руку свою копье, и вошел вслед за Израильтянином в спальню и пронзил обоих их, Израильтянина и женщину в чрево ее: и прекратилось поражение сынов Израилевых... И сказал Господь Моисею, говоря: Финеес, сын Елеазара, сына Аарона священника, отвратил ярость Мою от сынов Израилевых, возревновав по Мне среди их, и Я не истребил сынов Израилевых в ревности Моей; посему скажи: вот, Я даю ему Мой завет мира, и будет он ему и потомству его по нем заветом священства вечного, за то, что он показал ревность по Боге своем и заступил сынов Израилевых» (Чис.25:6-13). Так Господь вознес ревнителя Финееса за, как бы сказали демократы, ксенофобию и нетолерантность. Губительной для врагов Церкви ревностью по Бозе отличался и св.пророк Илия, собственными руками перебивший около 900 идольских жрецов. «Мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя, Господи, и не возгнушаться восстающими на Тебя? Полною ненавистью ненавижу их: враги они мне» (Пс.138:21,22), - говорит о врагах Божьих и врагах Спасения Псалмопевец.
Святая вооруженная ревность не отменяется, но утверждается Господом во время Посещения: «...Продай одежду свою и купи меч» (Лук.22:36), - говорит Христос своим ученикам. «Прощай врагов своих, сокрушай врагов Отечества, гнушайся врагов Божиих», - учит Святитель Филарет Московский. «Если ты услышишь, что кто-нибудь на распутье или на площади хулит Бога, подойди, сделай ему внушение. И если нужно будет ударить его, не отказывайся, ударь его по лицу, сокруши уста, освяти руку твою ударом; и если обвинят тебя, повлекут в суд, иди. И если судья пред судилищем потребует ответа, смело скажи, что он похулил Царя ангелов, ибо если следует наказывать хулящих земного царя, то гораздо больше оскорбляющих Того (Царя). Преступление - одного рода, публичное оскорбление, обвинителем может быть всякий, кто хочет. Пусть узнают и иудеи и эллины, что христиане - хранители, защитники, правители и учители города; и пусть то же самое узнают распутники и развратники, что именно им следует бояться рабов Божиих, дабы, если и захотят когда сказать что-либо подобное, оглядывались всюду кругом и трепетали даже теней, опасаясь, как бы христианин не подслушал, не напал и сильно не побил», - учит святитель Иоанн Златоуст (Святитель Иоанн Златоуст Беседы о статуях, говоренные к Антиохийскому народу. Беседа 1, ч. 12.).
Православные, следуя заповеди Господа, всегда прощали личных врагов и не предъявляли к ним никаких претензий ни за прошлое, ни за настоящее. «...Есть Ищущий и Судящий» (Иоан.8:50). Стоит ли считаться с врагами и по закону? Мир несправедлив. После распятия Мессии - этой высшей мировой несправедливости, требовать торжества закона по отношению к себе есть дело неразумное. Тем боле, что «Бог налагает искушение на ленивых и нерадивых, чтобы помышляли они об искушениях, а не о суетном. Творит же сие Бог всегда с любящими Его, чтобы вразумить, умудрить и научить их воле Своей... Будем помнить, что если будем осуждать и ставить себя высоко, то падем и мы как пал первый, призванный Богом народ...» (Прп.Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 56). Наши враги есть орудие Божье для нашего вразумления. Мы были ленивы, нерадивы, преступны - мы сами дали место гневу Божию для наказания нашего жесткими мерами. Простим нашим врагам всё, что они натворили и будем после исправления, к которому они нас подтолкнули, относиться к ним как хирург относится к гною при лечении раны - без ненависти. «Это особый знак дружбы: быть врагом и противником противнику Божию. Совершенная ненависть бывает тогда, когда кто ненавидя зло, не питает ненависти к природе человеческой. Должно ненавидеть не врагов, но дела и привратные мысли их. Человек есть творение божие, а заблуждение есть дело дьявольское...», - учат отцы святой ненависти.
Не испытывать злобы к врагу не значит оставить его безнаказанным. Враг должен быть повержен без всякой пощады. Гной должен быть удалён и если скальпель в этом деле самый добрый и необходимый инструмент, то из любви к страждущей нашей Родине, следует применить скальпель. Что же касается сетований о недемократичных методах операции, неэстетическом виде операционной раны, то это никогда не останавливало ни жаждущего исцеления больного, ни хирурга. И можно ли к уничтожаемой инфекции испытывать ту же жалость, что и к больному, освобождаемому от неё? В "Отечнике" свт. Игнатия (Брянчанинова) об авве Данииле, плененном варварами, повествуется следующее: «Однажды, улучив удобное время, он взял камень и ударил им варвара, господина своего. Варвар умер от удара. Авва Даниил бежал и избавился от плена. После этого он стал тужить о убийстве, которое совершил. В этих чувствах он пошел в Александрию, исповедал архиепископу Тимофею случившееся с ним. Архиепископ не одобрил его поступка, сказав: лучше бы тебе положиться на Бога: избавивший тебя дважды неужели не мог избавить и в третий раз? впрочем ты не совершил убийства, потому что убил не человека, а зверя». Таково отношение Церкви к врагам нашего спасения, таким должно быть и отношение к Зверю, вторгшемуся в Россию. «Возрадуется праведник, когда увидит отмщение; омоет стопы свои в крови нечестивого. И скажет человек: "подлинно есть плод праведнику! итак есть Бог, судящий на земле!"» (Пс.57:11,12).
http://www.polemics.ru/articles/?articleID=15743&hideText=0&itemPage=1