Русская беседа
 
28 Ноября 2024, 02:37:25  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Россию завалят ядерными отходами на «раз-два-три»  (Прочитано 1774 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106510

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 23 Ноября 2010, 18:37:06 »

Максим Хрусталев

Россию завалят ядерными отходами на «раз-два-три»



Справка KM.RU

К высокообогащенному относят уран с обогащением по изотопу уран-235 выше 20%. Он служит материалом для создания ядерного оружия. Уран, обогащенный до уровня, превышающего 90%, называют материалом оружейного качества.

Низкообогащенный уран содержит не более 20% изотопа урана-235. Такой уран с содержанием изотопа урана-235 от 2 до 5% используется при производстве топлива для атомных электростанций.


________________________________

Россия станет самой крупной в мире свалкой ядерных отходов. Соглашение с США, от которого отказался Джордж Буш-младший и которое было заново предложено Бараком Обамой, вероятно, в ближайшее время вступит в силу, сообщает сайт «Экономическая безопасность».

По условиям этого соглашения («Соглашение № 123», иногда называемое «раз-два-три»), всем ядерным отходам американских реакторов (а это 80% всего мирового объема ядерных отходов) будет предоставлено хранилище в Сибири в районе Железногорска (Красноярский край).

«Спокойствие этого живописного сибирского пейзажа обманчиво. Здесь находится закрытый ядерный город Железногорск, окруженный лесами. Эти водоемы возле реки уже заражены, а среди серебряных берез полным ходом идет строительство по расширению завода для хранения невероятного количества ядерных отходов со всего мира», – пишет корреспондент Sky News Аманда Уокер в материале, размещенном на сайте Движения за возрождение отечественной науки.

«На расстоянии брошенного камня находится эта деревня, жители которой не имеют понятия о том, что ждет их в будущем, если т. н. «Соглашение 123» вступит в силу. За две с половиной тысячи миль отсюда, в Москве, защитники окружающей среды утверждают, что все ясно: Россия станет международной свалкой для радиоактивных отходов», – продолжает Аманда Уокер.

«Те миллионы долларов, что получит Россия за этот проект, осядут в карманах московских бюрократов. Для России, для обычных жителей страны это будет означать, что сильно вырастет риск различных ядерных аварий», – цитирует она координатора движения «Гринпис» в России Владимира Чуброва.

«Размещение такого огромного количества смертоносного материала также вызывает опасения и в плане безопасности. Близость этой местности к эффективно действующему транспортному пути заставляет бояться того, что получить доступ к отходам смогут и террористы», – резюмирует корреспондент Sky News.

Однако пора внести ясность, что это за «соглашение «раз-два-три», и каковы могут быть его результаты. Строго говоря, все началось еще с пресловутого соглашения «ВОУ-НОУ», о котором КМ.RU рассказывал многократно.

В двух словах: этот договор, подписанный в начале 90-х в рамках пресловутой комиссии Гор – Черномырдин, предполагал переработку Россией извлеченного из ее ядерного оружия высокообогащенного урана (ВОУ) в низкообогащенный (НОУ) и поставку последнего в США в качестве топлива для энергетических атомных реакторов. Таким образом, Россия взяла на себя обязательство за 20 лет переработать не менее 500 тонн оружейного урана и поставить американской стороне низкообогащенный продукт – за $11,9 млрд.

Про всю, мягко говоря, сомнительность этой «сделки века» KM.RU рассказывал уже неоднократно, но сейчас речь не об этом. Дело в том, что соглашение «ВОУ-НОУ» неуклонно выполняется, несмотря на периодически возникающие обострения отношений с США, и уже близко к завершению. Однако желающих продолжить торговлю ядерным топливом и его отходами по-прежнему хватает по оба берега Атлантики.

Представители различных энергокомпаний обеих стран неоднократно обращались к властям США с просьбой дать им возможность заключать сделки по купле-продаже низкообогащенного урана напрямую.

Наконец в феврале 2008 года руководитель Росатома Сергей Кириенко и министр торговли США Карлос Гутиеррес подписали поправки к заключенному соглашению, позволявшие российским и американским компаниям начать подготовку к прямым контрактам на период с 2011 года по рыночным ценам. Предполагалось, что к 2014 году объем прямых поставок низкообогащенного урана и его компонентов мог составить до 20% рынка. Таким образом, каждая пятая из существующих АЭС в США работала бы благодаря импорту российских услуг.

Казалось, дело оставалось за малым. В соответствии со ст. 123 американского закона об атомной энергии (это и есть пресловутое «Соглашение 123»), полноформатное сотрудничество США с другими странами в сфере мирного атома возможно только после заключения между ними соответствующего двустороннего договора. Т. н. «Соглашение 123» должно быть утверждено президентом США, чтобы автоматически вступить в силу по истечении 90 дней – в случае, если Конгресс не выдвинет свои возражения в форме специальной резолюции.

Справедливости ради необходимо указать, что Россия в данном отношении совсем не уникальна: у США есть аналогичные договоры со странами ЕВРАТОМа (Францией, Италией, Нидерландами, Люксембургом, ФРГ, Великобританией, Ирландией, Данией, Грецией, Испанией, Португалией, Австрией, Швецией и Финляндией), Украиной, Румынией, Японией, Китаем, Швейцарией, Индией, ОАЭ, Египтом и Таиландом.

И вот 6 мая 2008 года Джордж Буш и Владимир Путин поставили свои подписи под российско-американским вариантом «Соглашения 123». Это соглашение предусматривает взаимный обмен технологиями, материалами, оборудованием, включая реакторы, и компонентами для ядерных исследований. При этом соглашение запрещает передачу секретных данных, а поставки потенциально опасных технологий (таких, как установки для обогащения или переработки ядерных материалов) должны осуществляться только через внесение в договор соответствующих поправок. Срок договора определен в 30 лет.

Уже тогда по поводу этого договора в России возмущались преимущественно экологи, а в США он вызвал бурные дебаты в Конгрессе. Сторонники соглашения говорили, что таким образом не только обеспечат значительную часть американской атомной энергетики топливом, но и смогут «приручать» Москву, разрешив ей доступ к американскому рынку атомных технологий. Противники же приводили стандартный перечень антироссийских аргументов, который, откровенно говоря, даже утомительно перечислять (да он и так всем известен). А в августе 2008 года произошли известные события в Южной Осетии. И договор сама администрация Буша отозвала из Конгресса, на что наши только гордо заявили: мол, неизвестно, кому он больше нужен. А последовавший экономический кризис и вовсе сделал тему данного договора на какое-то время неактуальной.

Но вот стала набирать обороты пресловутая российско-американская «перезагрузка», и 10 мая 2010 года президент США Барак Обама повторно внес на рассмотрение Конгресса «Соглашение 123».

Строго говоря, это соглашение теоретически не предусматривает отравления ядерными отходами сибирских рек и тайги. Более того, с технологической точки зрения оно может нести и свои выгоды. Как отмечают эксперты, к примеру, в области создания реакторов малой и средней мощности, которые можно было бы экспортировать в третьи страны, ядерщики обеих стран могли бы сотрудничать. И даже их конкуренция в этой сфере способствовала бы развитию более передовых технологий. К тому же в некоторых отношениях наши атомщики опережают американских – скажем, в сфере технологий т. н. реакторов на быстрых нейтронах. Дело в том, что исследования в области подобных реакторов были свернуты в США на протяжении более 20 лет, и в этой области российская сторона на порядок более продвинулась по сравнению с американцами. А экспорт технологий – это все-таки не экспорт сырья.

Да и насчет отработанного ядерного топлива все не так однозначно, как утверждает «Гринпис». Скажем, нож или топор безусловным злом не являются: все зависит от того, кто и как ими распорядится. Конечно, в наших реалиях вполне вероятен вариант того кошмара, что живописует Аманда Уокер из Sky News. Но, между прочим, тот же Китай, отстающий от России по уровню развития ядерной энергетики, весьма выгодно осуществляет у себя переработку американского отработанного ядерного топлива и строит энергоблоки с американскими реакторами AP-1000.

Однако пока эксперты отмечают, что говорить о налаживании в России переработки ядерных отходов несколько преждевременно. Так, у Росатома до сих пор нет стратегии замыкания топливного цикла и готового ответа на вопрос о том, что делать с отходами собственно российских АЭС. Если подобные технологии не будут разработаны, то ядерные отходы на территорию России можно будет ввозить лишь на захоронение, что, действительно, совершенно недопустимо с точки зрения экологической безопасности.

http://news.km.ru/rossiyu_zavalyat_yadernymi_otxod
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!