МаниловщинаПисьма с провинцииУ нас нынче что ни сфера жизни, что ни отрасль, то непременно «национальный проект». И образование, и сельское хозяйство, и армия, и ЖКХ... — всё «нацпроекты» и «нацпрограммы». Причём загляд идёт на пятилетие, а то и на десятилетие: до 2015, до 2020 года... Оно вроде и неплохо, что власть показывает перспективу и даёт понять, что владеет вектором развития страны. Однако сопоставляя цифры грядущего с фактами сегодняшнего кризисного дня, оптимизмом проектировщиков почему-то не заражаешься.
Вспоминается минувшее, век двадцатый. В начале 60-х годов власть в СССР выдвинула лозунг: «Следующее поколение советских людей будет жить при коммунизме». Основание верить в достижение невиданных ещё высот у народа существовало, по крайней мере на первом этапе. Мы были не разрознены, единство, благодаря которому страна одержала Победу над фашизмом, сохранялось. Идеология при всех партийных догматах зиждилась на народной нравственности, в основе которой лежал труд. А главное — стремительно развивалась экономика.
Передо мной многотомник отечественной истории, который называется «Русский хронограф» (ИИПК «Ихтиос». М., 2006.). Заключительный том — это вторая половина XX века, время моего детства, юности, молодости и зрелости. Перелистываю страницы, выхватываю памятные для себя даты, сопоставляю с событиями страны и вот что обнаруживаю: почти каждый день истории моего поколения отмечен каким-либо созидательным событием.
1967 год. Мне двадцать лет.
22 октября начат серийный выпуск самолёта «ТУ-134» на Харьковском авиазаводе.
23 октября пришёл в Ленинград газ по новому 757-километровому газопроводу Белоусово—Ленинград.
24 октября с конвейера Ульяновского автозавода сошли первые автобусы марки «УАЗ-452В».
25 октября в Институте физики высоких энергий запущен ускоритель протонов на энергию 70 миллиардов электрон-вольт.
26 октября крупнейший транспортник «АН-22» поднял груз весом 100 тонн на высоту 7800 метров — мировое достижение.
27 октября принят в эксплуатацию нефтепровод Усть-Балык—Омск протяжённостью почти 1 тыс. км.
И так день за днём, год за годом, десятилетие за десятилетием. Читаешь эти скупые строки и диву даёшься: неужели это было на твоей жизни, на жизни твоих сверстников? Ведь тогда мы этого почти не замечали, воспринимая экономические достижения как что-то естественное, будничное, а то — чего греха таить — и как газетную трескотню. Выходит, и впрямь большое видится на расстоянии. И по-настоящему только сейчас осознаёшь, какая была великая эпоха, какая шла могучая страда, какое вершилось созидание!
Постсоветская власть держалась и держится исключительно на советском материальном базисе, потому что, разрушив агропром, целые отрасли промышленности и народного хозяйства, сама практически ничего не создала. Созданное, если не считать банков-однодневок, супермаркетов и небоскрёбов-офисов, можно пересчитать по пальцам. Один энергоблок заложенной ещё при СССР Бу-рейской ГЭС, о коем трубили как о величайшем достижении капиталистической эпохи; строящийся на Балтике терминал; там же заложенный донный газопровод; призрачная Сочинская спортивная стройка, которую, сдаётся, прежде разворуют, чем завершат... Вот и всё по большому счёту. Остальное — планы, прожекты, над коими витает стойкий дух маниловщины.
Впрочем, дело даже не в том, что у так называемых нацпроектов нет твёрдой материальной основы. Сомнение в их векторе, содержании. Национальные — значит, для блага нации, народа. А тут что? Да как раз наоборот: задача одних переложить всю тяжесть ответственности на плечи народа — это проект ЖКХ; задача других, а именно так оно воспринимается честными специалистами и патриотами, подрыв самой государственности — это реформы армии и образования.
М. В. Ломоносов «самое главное дело» власти облёк в трактат «О сохранении и размножении Российского народа» (1761 г.). Эта формула актуальна и поныне. Потому что отвечает как чаяниям народа, так и интересам независимого государства. При этом важно отметить, что великий помор, национально мыслящий человек и подлинный государственник, мироустройство державы не делил на составляющие (нацпро-ект ЖКХ, нацпроект здравоохранения...). Свод государственных задач был «целокупным» и включал в себя всё: и правильное здоровое питание, и медицину, и воспитание, и просвещение, и передовое экологически чистое, как теперь выражаются, земледелие, и укрепление обороны, и экономику. Всё на благо нации, её здоровья и сбережения — вот как формулировал задачу российского мироустройства мой великий земляк.
А нынешние реформаторы, сдаётся, — не государственники. Это чиновники, выполняющие поставленную задачу и исполняющие чужую и чуждую, не соответствующую интересам народа волю. И реформы эти — всего лишь ширма, за которой творится подмена. Здоровое, живое, действенное, нравственное подменяется коммерчески выгодным. Баксом заменяются совесть, долг, милосердие. Таким образом идёт большая «зачистка». «Зачищаются» во всех смыслах слабые — это почти по 1 млн в год. А остальных понуждают отращивать когти и ощеривать клыки.
Наглядный пример тому — медицина. Деградация её не столь заметна, как в образовании (появляется новая медтехника, диагностическое оборудование и т. д.), но деградация идёт. Разделение в оплате труда, породившее смуту и конфликтность, навязывание зарабатывания денег за счёт всяких платных, подчас неоправданных и сомнительных услуг незаметно, но неуклонно превращают медика в дельца. Ты, пациент, уже не чувствуешь в докторе прежнего заступника, избавителя от недуга. А выходя из его кабинета, всякий раз разглядываешь рецептурную цедульку, коя теперь не заверяется ни подписью, ни печатью, и гадаешь: а действительно ли полезно тебе это лекарство? А не корысть ли эскулапа за этим стоит? Гадаешь ты и в аптеке: а почему тебе предлагают аналог? Потому что дороже? И даже если аналог соответствует назначенному врачом — не подделка ли это? Ведь на контрольные органы надежды мало — о контрафактной продукции эстрадных певунков государство с подачи думских лоббистов заботится куда больше, чем о контрафакте фармацевтики. А над фармацевтической рекламой, видимо, вообще контроля нет.
Лично мне одна здравфирма, поставив «диагноз» по телефону, месяца три «впаривала» некий препарат. Разные голоса, в том числе с акцентом, — то кандидаты наук, то доктора тех же самых наук — увещевали сделать правильный выбор. Последний голос, женский, убеждал едва не полчаса, говоря о судьбоносности для моей жизни созданного ими лекарственного комплекса. А мой резкий отказ та особа оценила так: «Здоровый мужчина — и не хочет лечиться!» Она хотела сказать «здравомыслящий» или «думающий», но вышло так, как вышло, т. е. с эффектом унтер-офицерской вдовы. Нарочно такое, согласитесь, не придумаешь.
О питании — основе здоровья как человека, так и нации, — говорить нечего. Половина страны тратит на еду чуть не все скудные доходы. А миллионы сограждан, в том числе дети и молодёжь, живут вообще впроголодь, питаясь хлебом, умащённым дешёвым майонезом, да колбасой из костной муки, от которой нос воротят даже дворняги.
Но самое страшное, что бьёт по нашему будущему, что сжигает молодняк, — это пагубные привычки, как мягонько величают наркоманию, алкоголизм и тотальное курение иные государственные чины. Точно не само государство, если глянуть в корень, и культивирует, и навязывает эти привычки. С наркотой и палёным пойлом госорганы ещё как-то борются, хотя в сети их попадает в основном мелочь. А табачине — зелёная улица! Шеренги зазывных ярких пачек выстроились в продовольственных (!) магазинах прямо над кассовыми аппаратами: не забудь! купи! запали! чтобы дым из глаз и искры из носа! «Минздрав предупреждает...»? Да плевали табачные дельцы, коих прикрывают высокопоставленные чиновники, и на эти предупреждения, и на Указ президента и пыхают табачным перегаром прямо вам в глаза!
Табацким зельем, как брезгливо называл эту пагубу М. В. Ломоносов, нынче пропитано всё: вокзалы, вагоны, подъезды, вестибюли, автобусы... Этот тлетворный запах — наглядный показатель разложения и гниения нации. Поголовное курение — не просто мода, навязываемая бесконтрольным в нашей стране мировым правительством «Мальборо», это уже болезнь, переросшая в эпидемию. А Минздрав всё предупреждает...
Самое горькое, что эпидемия охватила подростков, молодняк и особенно ещё не созревших девчонок. Тошно смотреть, как картинно отставив руку с дымящейся цигаркой, стоят они бледными кариатидами возле школ, ПТУ, медколледжа (!), медуниверситета (!) и сплёвывают себе под ноги. Мало того, что из лирических существ они мигом превращаются в потрёпанных шалав; отравляя окружающих и себя, эти девицы травят своих будущих детей, губят своё и наше общее будущее.
Недавний случай в архангельском роддоме. Пропахшей табачиной 17-летней дурочке делали кесарево сечение. Разрезали, а из чрева её вонь, как из табачной урны. Кто там мог выжить, в её отравленной утробе!
А вы, господа в верхах, твердите о здоровье нации, строите планы, национальные проекты. Какое здоровье! Какое будущее, коли всё отдано на откуп господину Чистогану! Окститесь! Маниловщина всё это, господа! И маниловщиной с акцентом на «мани» всё так и останется. А ежели что и будет построено, так в лучшем случае «каменный мост» через пруд, о каком мечтал гоголевский персонаж (адрес: Рублёвка), или другой мост через речку Темзу (адрес: Лондон). И всё. А державный мост в светлое будущее повиснет... клубами табачного дыма, пока не рассеется, как мираж.
Нет, господа правители, если бы вы действительно заботились о будущем народа, то непременно обратились бы к вековому народному опыту. Какая могучая сила позволила России размахнуться от океана до океана? Какой необоримой силой народ одерживал великие победы: разгромил тевтонов на Чудском озере, разбил Золотую орду, отразил нашествие несметных полчищ Наполеона, за которым стояла вся Европа, сломал хребет гитлеровскому фашизму, который подпитывался той же европейской кровью? Сила эта — Божья милость и наше единство. К падениям Русь приводили рознь, властительный эгоизм и междоусобицы. А поднимала с колен Господня воля и соборность.
Единение, общность, соборность, в основе которых православная вера, вековой традиционный уклад, сословная и иная справедливость — вот основополагающий национальный проект, который способен вывести страну из тупика, в который её завели обман и корысть подавляющего меньшинства. Всё остальное от лукавого и неизбежно приведёт нас к медленному угасанию, агонии и в конечном итоге к гибели.
Михаил Попов (Архангельск)
http://voskres.ru/kolonka/popov.htm