Москва - город-мученикРазмышления жителя столицыЗа свою 850-летнюю историю Москва познала столько горя и страданий от иноземных врагов и своих бестолковых властей, что по этому печальному показателю с ней не может сравниться ни одна другая столица мира. Ее многократно сжигали дотла то свирепые ордынцы, то цивилизованные французы. Годами здесь бесчинствовали ляхи, стремившиеся окатоличить Россию. Гитлер вообще намеревался стереть ее с лица земли. Не было любви к Москве и у своих властителей. Петр I лишил ее статуса российской столицы, выстроил свое «окно в Европу» на топких берегах Невы. Больше двухсот лет прожила Москва на положении нелюбимой старой родственницы. Писатель-революционер А.Герцен - полунемец-полурусский презрительно называл ее «большой деревней». Россия натужно подлаживалась под европейский лад, а Москва оставалась хранительницей русского духа, православных ценностей, традиций гостеприимства. Москву называли городом «сорока сороков» намекая, что в городе было более 1600 православных храмов. Островерхие колокольни вкупе с башнями Кремля создавали неповторимую красоту городской панорамы, определили особый московский стиль архитектуры.
Наступил сатанинский ХХ век и посыпались на древний град одна беда за другой. Спасаясь от угрозы кайзеровской армии, взявшие власть большевики спешно бежали в Москву, превратив ее в столицу. В гражданскую войну Москва не раз становилась ареной боев. Из пушек палили и по Кремлю, и по другим историческим памятникам. Красная площадь стала кладбищем и для белых и для красных. Когда утихла братоубийственная война, начали авангардисты и модернизаторы перекраивать и заново шить древний город. Без жалости вырубили Садовое кольцо, заносчиво полагая, что сплошная асфальтовая лента станет посадочной площадкой для аэропланов. Снесли Храм Христа Спасителя - памятник в честь победы над Наполеоном, взорвали сотни других шедевров зодчества. Лепили из бетона и стекла модернистские прямоугольники. Мрачным домом-памятником той поры остался Дом на Набережной, все жильцы которого сгинули в застенках ОГПУ.
В 1991 году Россия дала полный ход назад в капитализм, с которым вроде бы попрощалась в 1917-м. И снова началось глумление над городом. «Новые русские» посчитали Москву своим военным трофеем, отнятым у анемичных коммунистов. В мгновение ока приватизаторы захватили все, что вчера считалось общенациональной собственностью. Начался бешеный бег за право стать собственниками недвижимости, земельных участков. В ход шло все: от подкупа столичных чиновников до кровавых драм в борьбе за городское имущество. За двадцать лет все было растащено, а вся свободная земля застроена. Недвижимость считалась самым надежным вложением капитала. Никого плана застройки города не было, всем было наплевать на экологию, никто не думал о проблемах транспорта или системах жизнеобеспечения. Хватай как можно больше и как можно скорей - таков был девиз новых хозяев города.
Запыхавшиеся от торопливого пережевывания упавшего в их руки богатства, «новые русские» только в 2010 году впервые опешили, глядя на изувеченный город: «Чего мы натворили, братаны!». Москва стала негодным городом для проживания не только нормальных людей, но и самих «братанов». Транспортные потоки замерли на московских улицах, совершенно не подготовленных для выросшего в десять раз количества автомашин. Московский воздух в двадцать раз больше насыщен вредными для человека выбросами, чем это допустимо по норме. 2-2,5 миллиона жителей Подмосковья ежедневно едут на работу в Москву, заполняя все въездные шоссе, мучаются в переполненных электричках. Цены на продовольствие в Москве самые высокие в России и почти вдвое выше, чем в Европе. Город стал логовом преступности, коррупции, чиновничьего произвола. В октябре 2010 убрали, наконец, главного «пахана», поставили нового свежего человека, явно растерявшегося перед бездной запущенных проблем. Поговорка в таких случаях гласит: «Куда ни кинь - всюду клин». Дабы показать решимость, без долгих размышлений громогласно было заявлено, что главная беда - это «транспортные пробки». И начались поиски путей ликвидации этих «пробок». Появились запреты на парковку автомобилей на улицах, заговорили о расширении некоторых московских улиц, о строительстве очередных транспортных колец, подземных гаражей и пр. Чего только не придумают чиновники, если им дадут команду сверху. Салтыков-Щедрин в свое время писал не без иронии: «Если русские не выдумали пороху, то только потому, что не было дано указания»...
Однако почему-то все умственные метания чиновников сводятся к одному принципу: чтобы и волки были сыты, и овцы целы. Они готовы строить в городе двух-, трехъярусные дороги, чтобы только оставить все, как есть. Москва будет хиреть и чахнуть, пока не станет всеобщей душегубкой.
Пока только одна общественная организация «Бородино-2012» предложила наиболее перспективный стратегический план - Москву надо разукрупнять. Следует немедленно прекратить всякое новое строительство в столице, она и без того перенасыщена зданиями. Давно пора подумать о создании рабочих мест в Подмосковье, чтобы избавить людей от мучений с ежедневными поездками в Москву. Люди должны жить недалеко от работы, тогда и автомагистрали станут более свободными. Для частных фирм надо создать такой налоговый режим, чтобы им было выгоднее создавать свои офисы в Орле, Рязани, Иванове, а не скапливаться в Москве. Китайский опыт на этом и построен. Федеральные структуры, которым не обязательно ютиться в Москве, могут быть выведены в другие города. Уехал, например, Конституционный суд в Санкт-Петербург, и ничего не случилось. Современные средства связи столь эффективны, что этот путь более чем перспективен.
Таким путем мы не только избежим ненужной и даже вредной траты огромных средств на дальнейшее бессмысленное наращивание транспортной инфраструктуры в Москве, но и оживим жизнь в пустеющих регионах Центральной России, а заодно очистим атмосферу в Москве и улучшим условия жизни москвичей.
Николай Сергеевич Леонов, генерал-лейтенант, доктор исторических наук, один из учредителей «Бородино-2012»http://www.ruskline.ru/analitika/2010/12/02/moskva_gorodmuchenik/