Речь не о терминахПро и контра«Юпитер, ты сердишься — значит, ты не прав!». Это я — в адрес пастора-оппонента, который возмутился, что я назвал адвентистов сектой. Адвентисты, как свидетельствует история, отпочковались от протестантской церкви в 30-40-е годы XIX века и продолжали разделяться в последующие времена, не в силах ужиться не только с церковным стволом, но уже и с новообразованиями.
«Секта — религиозное объединение, отделившееся от какого-нибудь вероучения и ему противостоящее». В Америке, и в частности в Нью-Гэмпшире, откуда берут начало адвентисты седьмого дня, возможно, считают не так. Но в России словарь С. И. Ожегова ещё никто не отменял.
Впрочем, у меня речь не о терминах. По какую сторону баррикад в случае мирового кризиса, предельного обострения отношений окажутся «гости заморские», а также неофитские религиозные образования, корни которых главным образом в почве (читай — банках) Америки и которые пышным цветом расцвели в последние годы на северной окраине России? Вот как был поставлен вопрос. По поводу последних лично у меня, что бы там ни говорили о благотворительности, сомнений нет. Данайцы тоже были благотворителями... А жёсткий возглас оппонента, слегка напоминающий клацанье затвора американской винтовки М-16, только подтвердил убеждение.
Чем вызваны мои опасения? За последние годы в духовно-культурном пространстве области произошли колоссальные изменения. В районном звене упразднены отделы культуры, которые отвечали за традиционную национальную культуру. Закрыты многие клубы, потеснены библиотеки, постоянно сворачиваются малокомплектные сельские школы. У нас, на Севере, исконно русской территории, в школах по воле пришлого меньшинства не допускаются уроки православия. А из школьных программ (волей сверху), по сути, изымается отечественная литература — источник нравственности и духовности...
К чему это уже привело — пояснять не надо. Деградация общества налицо, особенно в молодёжной среде. А на этом фоне — на фоне упадка традиционной народной культуры — то тут, то там вырастают всевозможные молельные дома и инородные культурные центры. Особенно их много в Архангельске. Причём, если раньше они ставились на окраинах, то теперь их апологеты уже претендуют на места в центре. Подтверждением тому, в частности, листовка одного религиозного новообразования с призывом выделить площадку для строительства молельни на набережной Двины в районе улицы Урицкого.
Экспансистская деятельность иных светских и религиозных новообразований, несоразмерность их претензий на роль в культурном и духовном пространстве края вызывают тревогу и опасение. Тем паче в период обострения международной обстановки. И это не частная реакция. Такую опаску высказывают многие земляки, причём не только коллеги по писательскому цеху и представители интеллигенции. Отсюда и закономерные вопросы, которые были поставлены в моей публикации. Жаль только, что по существу так никто и не высказался. Или же молчание как знак согласия и подтверждает возникшие опасения?
Михаил Попов (Архангельск)
http://voskres.ru/taina/popov.htm