На мели...А было…Флот на Севере
Смотришь фотографии начала XX века — на Двине лес мачт. Глядишь на снимки 30-50-х годов — мачт меньше, зато суда крупнее. Кадры 70-х: на рейде океанские лесовозы, балкеры, «Вол-гобалты», много флагов других держав. У Красной пристани белые пассажирские лайнеры «Буковина», «Татария», «Юшар»...
А сейчас что, в начале XXI века — в пору, как нас уверяют, прогресса и экономических прорывов? Иностранцы к нам не ходят. Редкость на Двине свой лесовоз. На акватории одна мелочь — портовые буксиры и катера. Пуста река, а в верховьях к тому же несудоходна. Почему же опустела некогда работящая матушка Двина — главная водная артерия Русского Севера?
Из интервью «Корабельной стороне» (Северодвинск, 7 декабря 2006 года):
— Думаю, во многом потому, что Северное морское пароходство — в прошлом доминанта нашего мореходства — потеряло своё значение градообразующего предприятия. Всё как-то одновременно произошло — и экономический крах страны, и то, что в 90-х в руководстве СМП оказались люди нестойкие, не патриоты, они «ушли в коммерцию» и распродали флот. Моряки-ветераны, вспоминая об этом, не скрывают слёз — им горько за пароходство. В 1989 году, если не изменяет память, в СМП было 180 судов, а сейчас от силы 50... Следом развалились и многие малые организации, которые работали на флот, обеспечивали его... Роль архангельской мореходки тоже оказалась приниженной, как-то угасли школы, в которых культивировалась морская тематика. А ведь ландшафт Усть-Двинья, простор Северной Двины, близость города к морю всегда впечатляли, оставляли след в памяти, будили в молодых дерзновенные устремления...
Увы, многое в прошлом. Как ни горько, но нынче символы морского Архангельска — это обезглавленная шхуна «Запад» и многочисленные убогие дебаркадеры, все эти притоны и казино, облепившие легендарную Красную пристань, откуда на просторы Русской Арктики уходили когда-то знаменитые полярные экспедиции.
Не стало пишущих о море и среди газетчиков. Тот же «Моряк Севера» сдал свои позиции, точнее, СМП «сдало» его. Когда-то газета считалась одной из лучших среди морских изданий Советского Союза. Многие знаменитые авторы — литераторы, историки с ней сотрудничали, почта шла со всей страны!
Одно время даже стали внушать нам мысль, мол, беды Архангельска оттого, что город — тупиковый. Да не Архангельск, а сознание у людей тупиковое. Возьмите руководство области. Сегодня в нём нет людей, профессионально связанных с морем. Раньше такие обязательно входили в состав бюро обкома. Департамента транспорта и связи области не видно и не слышно — чем он там занимается? А в областном Собрании и в городском руководстве? Там тоже, к сожалению, моряков нет...
Город Архангельск, образно говоря, спроецирован на море — силуэт первого российского порта был виден из Европы. А сегодня что? Тень...
Михаил Попов (Архангельск)
http://voskres.ru/kolonka/popov3.htm