Епископ Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин)«Если мы в Церкви, то Христос - в нас» Интервью газете «Саратовские губернские ведомости» (№ 1 (41), 2011 год)- С какими чувствами в душе встретили Вы праздник Рождества Христова?- Мне, как человеку, живущему жизнью Церкви, близок и дорог каждый церковный праздник. Трудно установить какую-то градацию праздников, но Рождество Христово, конечно, занимает среди них особое место. Пришествие в мир Спасителя - это центральный пункт всей человеческой истории, когда Бог - Творец неба и земли - становится ради нас, людей, ради нашего спасения подобным нам во всем Человеком. Для верующего сознания, для верующего сердца это очень важно. Поэтому для меня это особый день, особые службы, к которым мы готовимся в течение всего Рождественского поста. И эта радость праздника ощущается всегда, независимо от того, в какое время мы живем и что нас окружает, она доступна каждому человеку. Правда, теперь многие не подозревают, что они празднуют. Ведь всеми любимый Новый год - это и есть сублимация Рождества, точнее, попытка сохранить некий аромат праздника, убрав его религиозную составляющую. Сегодня праздник Рождества Христова возвращается в жизнь людей, всего нашего общества. Я надеюсь, что и все те, кто считают себя православными, хотя пока еще и не являются воцерковленными людьми, постепенно почувствуют его своим.
- В иерархии церковных праздников Рождество занимает второе место после Пасхи. Какую роль в плане духовного окормления прихожан РПЦ отводит в этой иерархии празднику Крещения Господня?- В самом этом вопросе очень много натянутости. У нас нет и никогда не существовало «табеля о рангах», определяющего, на каком месте какой праздник, Церковь не подходит к ним так утилитарно. Центр любого праздника - богослужение, благодаря которому верующий человек может не только вспомнить то или иное событие священной истории, глубже узнать его смысл, но и в прямом смысле пережить его вместе с Церковью, так, что оно становится частью его собственной жизни. Что же касается Рождества и Богоявления (это второе название праздника Крещения), то они очень связаны друг с другом, в древности они праздновались в один и тот же день. В день Богоявления мы вспоминаем Крещение Христа в водах реки Иордан, куда после проповеди Иоанна Крестителя люди приходили для того, чтобы покаяться в своих грехах. Мы чтим тот день, когда Господь впервые был явлен миру как Мессия, Спаситель. Праздники Рождества и Богоявления разделяет совсем небольшой период времени, так называемые «святые дни», или в просторечье - Святки.
- Как относитесь к гаданиям на Святки?- Это обычай, не имеющий никакого отношения к христианству. И он давно бы уже канул в Лету, если бы не труды наших уважаемых подвижников пера, которым гораздо проще рассказывать о внешних вещах, даже о каких-то небылицах, чем говорить о настоящем, глубоком содержании праздника, о том, что, собственно, празднует Церковь. Это попытка художественной реанимации всевозможных пережитков, которые, может, и имели место в народном сознании, но далеко не в таком количестве, как пишут в нашей прессе. Вообще интерес к дешевой мистике - это плод 1990-х годов, когда появилась огромная масса гадалок, экстрасенсов, колдунов, «белых» и «черных» магов, которые, стараясь придать вес своей «деятельности», пытаются сочинить некую традицию, к которой они якобы имеют отношение. Так что это некая псевдоисторическая реконструкция с абсолютно понятными целями.
- Но менталитет нашего народа требует сегодня и этого...- Вы много знаете народа, который гадает в Крещенские вечера? А я вообще никого не видел. Но есть массовая реклама, и трудно ожидать, что она не оставит никаких последствий. Эта пропаганда более активна, чем церковная проповедь, ведь в нашей стране сегодня бабок и колдунов на порядок больше, чем православного духовенства. Надо понимать, что внешние информационные воздействия достаточно привлекательны для народа, потому что кажутся доступными и уводят человека от необходимости внутренней работы над собой. Церковь говорит о том, что человеку надо исправлять себя. Евангелие открывает ему истину о том, что в нем есть кривизна: Церковь называет это последствием первородного греха. Человек, приходящий в Церковь, встает перед необходимостью очень внимательного отношения к своей жизни, трезвого самопознания, а потом - очень долгой, на всю жизнь рассчитанной, работы по исправлению себя. В этой работе нам не обещан быстрый успех. Каждый из нас знает, как трудно отказаться от какой-нибудь вредной привычки - на это можно потратить половину своей жизни. А в гаданиях все проще: свечки, зеркало, ботинок через левое плечо - элементарные вещи, которые, как кому-то кажется, могут быстро и легко изменить жизнь человека к лучшему. С одной стороны - это игра, а с другой - эта игра заканчивается всегда очень плохо, потому что это игра с теми сущностями, с которыми лучше не играть.
- На Ваш взгляд, стоит ли удивляться искаженному сознанию народа, который живет в стране, где на центральной площади государства стоит мавзолей, в котором лежит мумия?- Это - тема для отдельного большого разговора, но мумия к гаданиям не имеет отношения.
- Обязательно ли окунаться в Крещение в ледяную воду, чтобы очистить себя от мирских грехов?- С одной стороны, купание в воде до некоторой степени оправданно, потому что символически воспроизводит то, что мы вспоминаем в этот день - Богоявление, которое произошло в момент омовения Христа в реке Иордан. Во всех православных странах на Востоке - в Палестине, Греции, Болгарии, Сербии, Румынии - эта традиция тоже существует, но в несколько иной форме. Освящение воды там производится обычно на открытом воздухе, и после того, как крест в третий раз опускается в воду при пении тропаря, священник бросает его как можно дальше от себя, и толпа людей бросается в воду: кто первый крест достанет, тот - герой дня. Это достаточно древняя традиция. Но у нас она принимает экстремальный характер, потому что мы все-таки живем в северной стране, где в январе залезть в воду - это событие, даже подвиг. Омовение в ледяной воде не является обязательным в этот праздник, это просто народная традиция. И никакого разговора о том, что при этом «прощаются грехи», вести нельзя. Это суеверие из разряда «раз в крещенский вечерок девушки гадали...», к церковному учению оно никакого отношения не имеет. У нас эта традиция получила особое распространение в последние 20 лет свободной жизни Церкви. До некоторой степени она помогает тем людям, которые еще не решились по-настоящему изменить свою жизнь и стать людьми церковными, все же ощущать себя православными, причастными к жизни Церкви. Церковь не осуждает эту традицию, но призывает относиться к ней благоразумно. Хочу еще раз подчеркнуть: Церковь не учит тому, что купание в проруби очищает от грехов. Первостепенно для человека - исповедь, покаяние и старание жить по заповедям. Нет таких грехов, которые могли бы победить милосердие и человеколюбие Божие. Если человек искренне раскаивается, то Господь его прощает. Но это должно быть именно покаяние, а не купание в проруби.
- Помнится, бывший губернатор Аяцков любил публично окунуться в волжскую водичку. Наверное, показывал этим местному народу, что здоров... Кстати, с какого-то времени пошла традиция по всей Руси: люди, которые в 1990-ые годы приобретали свои капиталы нелегальным путем, сейчас вкладывают деньги в строительство новых храмов, и считают, что такими своими действиями они как бы искупают личные грехи...- Я много раз слышал слова, подобные вашим, но ни разу не встречал человека, который пришел бы ко мне и сказал: каюсь, я в 1990-ые годы сделал много плохого - грабил, убивал, а сейчас хочу искупить свои грехи, поэтому построю храм. Очень многие люди сегодня участвуют в строительстве храмов, и далеко не все из них нажили свое состояние в пресловутые 1990-е. И что мне больше всего не нравится в отсылках к тем годам - это выборочность. Да, 1990-е - страшные годы в истории нашей страны, в это время была совершенно разрушена справедливость в обществе: была уничтожена огромная страна, а ее достояние было разобрано людьми, которые не имели на то никакого права. Это катастрофа, даже еще по-настоящему не оцененная. Однако сегодня необходимо либо объявить амнистию тем годам и жить дальше, тем более, что подобные примеры имеются в истории многих стран. Или все же решиться, и сделать кардинальную переоценку тех лет, их результатов. А выборочно запускать руку, как в некий ящик, и вытаскивать оттуда то одного человека, то другого, который чем-то неугоден сегодня - это нечестно. И нельзя говорить, что все люди, которые сегодня участвуют в строительстве храмов, «провинились» в 1990-е годы. У нас многие строят храмы. В том числе и те, кто состоялся совсем недавно и не чувствует за собой вины. Кроме того, Церковь не может и не обязана следить за происхождением тех или иных денежных средств у людей, которые сегодня к нам приходят.
- Ряд уважаемых ныне граждан, о которых я читал когда-то в оперативных распечатках спецслужб, занимаются сегодня благотворительностью...- Они могут быть не только благотворителями, но и чиновниками, депутатами. Мы все, и Церковь в том числе, живем в настоящем времени и исходим из тех реалий, которые есть сегодня.
- При Вашей непосредственной протекции в саратовские храмы стали часто привозить мощи святых. Планируются ли подобные акции в ближайшие месяцы нового года?- К нам действительно в последнее время привозят много святынь. Происходит это потому, что Саратовская область бедна святынями, и людям приходится выезжать в монастыри, храмы других областей, где находятся почитаемые чудотворные иконы и святые мощи. Для того, чтобы как можно большее количество людей имело возможность им поклониться, мы и привозим святыни. Уже в 20-х числах января, после Крещения, из Воронежа к нам будут привезены мощи святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского.
(Окончание следует)