(Окончание)Я посмотрел на него и пришел в ужас: все было сделано как будто специально для дискредитации православного зодчества! Я вспомнил, что видел эскизы проекта еще несколько лет назад, пока был жив отец Петр, но решил тогда, что все это вряд ли состоится. А тут - и печати, и подписи все уже на проекте стоят.
Слово за слово, в общем, согласился я на фантастическую просьбу отца Сергия переделать проект за... три дня. Идея-то у меня сразу возникала, что фундамент надо сделать в виде «консервной банки». То есть использовать цокольный этаж и как несущий, полый внутри фундамент с монолитным перекрытием, и как дополнительное помещение. Площадь увеличивается вдвое, а стоимость фундамента падает втрое! Пока мы обсуждали это с игуменом Сергием, пришел священник Николай и говорит: «Батюшка, в алтаре две иконы замироточили: мученицы Елисаветы и Московских чудотворцев». А храм-то - как раз во имя Московских чудотворцев! Ну, и день рождения у меня тогда же. Все переглянулись, и батюшка тихо так говорит: «Мы будем строить по вашему проекту».
Но Божие дело редко когда совершается в этом мире тихо да гладко. На архитектурном и градостроительном советах проект В.В. Захарова разнесли в пух и прах.
- Там началось настоящее беснование - другого слова не могу подобрать, - свидетельствует Виктор Владимирович. - Убеленные сединами академики как с цепи сорвались - кричали в голос: «Это дрянь, которой не место в Москве! Детский лепет, так не строят!» Игумен Сергий, когда ему это все рассказали после совета, перекрестился и говорит: «Слава Богу! Значит, проект хороший: враг в ярости».
На очередном совете один маститый архитектор, выслушав мнения специалистов, сказал Захарову в заключение: «Вы это построите только через мой труп». А тот возьми да ответь ему: «Дешево же вы цените свою жизнь». Через месяц был Общественный совет. Докладывал главный архитектор А.В. Кузьмин, председатель совета - Ю.М. Лужков. И вот те же люди, которые совсем недавно ругали проект на чем свет стоит, не высказали ни одного замечания! Наоборот, было предложено взять проект как образец современного храмостроительства. И тот самый архитектор-оппонент тоже был уже на стороне Захарова.
- Вскоре я пошел на Ваганьковское кладбище навестить могилу матери, - рассказывает Виктор Владимирович, - и вдруг увидел... свежую могилу с именем этого архитектора. Мне стало страшно. Он ведь был нормальным, хорошим человеком, грамотным специалистом, много сделал для Москвы. Но слово не воробей, даже если его тебе бес подбросил. Вот какие уроки преподает Господь...
Уже во время строительства бибиревского храма случилось немало чудес. Одно из них видели многие люди. Со строительных лесов из-под самой крыши по неосторожности сорвался строитель. Он пролетел мимо торчащих железных штырей и упал на каменный пол. Все побежали туда в ужасе, ожидая увидеть изувеченный труп. А упавший уже сам встал на ноги: он не получил ни одного ушиба!
Высокие технологии и традицииПроект кафедрального собора Южно-СахалинскаОтдельный интересный вопрос - это строительные технологии, которые Захаров использует при строительстве храма в Бибиреве и не только. Например, кирпич как несъемная опалубка, в которую заливают бетон. Храм получается кирпичным, но с железобетонным остовом. Это и экономично, и надежно в смысле прочности здания. Купол того же бибиревского храма, по словам архитектора, рассчитан так, что должен выдержать падение самолета: опыт проектирования «атомных» объектов не прошел даром.
В древнем Египте рабы вручную растирали в порошок минералы, которые использовались потом в строительстве. Захаров через 3000 лет предлагает делать так же, но на сверхсовременной нанотехнологической основе. Александр Мизитов, знакомый архитектора, современный Кулибин, разработал мельницу для сверхмелкодисперсного помола природных минералов. К этому порошку добавляют особые магнезиальные вяжущие, добываемые в нашей стране, и в результате получают уникальные облицовочные материалы для внутренней и внешней отделки.
- Они практически вечные, - говорит Виктор Владимирович, - по виду могут не уступать полудрагоценным камням, а стоят немногим более обычной штукатурки.
Таким образом, с легкой руки архитектора Захарова появляется целая отрасль натуральных «каменных» красок, штукатурок, не имеющих аналогов в мире. Эти материалы, в частности, будут применены и для облицовки храма в Бибиреве - вместо запланированного изначально белого мрамора.
Нелишним будет упомянуть и то, что за проект этого, да и большинства других храмов, архитектор Захаров берет чисто символическую плату - в сотни раз меньшую, чем потребовали бы его именитые коллеги.
Спрашиваю о его отношении к максиме, которую иногда высказывают в печати в том числе и архитекторы: мол, нельзя сегодня проектировать офисы, а завтра храмы: обязательно в голове наступит опасное смешение.
- Думаю, что здесь все зависит от конкретного архитектора - не только в смысле профессионализма, но и веры, - отвечает Виктор Захаров. - Если не терять литургический смысл храмозодчества, то сегодня можно и нужно использовать при возведении храмов современные архитектурно-технологические решения и новейшие материалы. Если же не достает вкуса, национального чутья, а главное - веры, то получаются такие часовни, как на Поклонной горе, или похожие на мечети странные храмы, как в Орехове-Борисове.
- Есть и другая сторона, - продолжает Виктор Владимирович. - Зодчий, проектирующий храмы, по другому начинает относиться и к «гражданскому строительству»: он глубже задумывается, в какой стране, на какой улице будет стоять это здание, какие люди будут им пользоваться.
- Каково же должно быть соотношение традиции и модернизации в храмовом строительстве? - интересуюсь я.
- Вопрос очень простой и в то же время очень сложный, - отвечает Виктор Владимирович. - Во-первых, что такое традиция? В смысле стиля. Это псковско-новгородская, владимирская школы? Нарышкинское барокко? Классицизм Баженова? Считаю, что в каком бы стиле ни пытался зодчий возвести сегодня храм, тот все равно по определению будет нести следы современной эпохи. Сегодня никуда не уйти от современных строительных материалов, технологий, современного восприятия мира. Неужели для полной «аутентичности» раствор на яичных желтках замешивать? Это нереалистично.
Грамотный архитектор, понимая это, не станет пытаться сделать «как тогда», а целенаправленно введет сегодняшние решения в «традицию». Мера этой модернизации - корень вопроса и зависит от вкуса и чутья архитектора.
- При этом, - продолжает размышлять архитектор, - современные материалы должны быть экологически чистыми. Например дешевый пенобетон здесь исключается из-за его недолговечности и сомнительной экологичности. Должны быть исключены также пластиковые окна и подоконники.
С точки зрения современной инженерии зданий, какие-то решения приемлемы, а какие-то нет. Вентиляцию, например, надо делать в любом случае, но как? Кондиционеры в храме вообще неуместны. Вытяжку, конечно, можно делать естественной, с автоматическим открытием окон по тепловым или газовым датчикам. В больших храмах в нашем климате весьма эффективно использовать тепловые насосы, утилизирующие разницу температур земли и воздуха: для частичного подогрева пола зимой и охлаждения летом. Можно также использовать солнечные батареи, аккумулирующие электроподогрев пола.
- Где предел масштабирования храмов? - задаю я еще один волнующий меня вопрос. - Когда-то в Москве стояли сотни маленьких домовых церквушек, в которых было по-домашнему «тепло». Сегодня говорят о необходимости «храмов-стадионов». Материальные причины этого абсолютно понятны. Но не тот ли это случай, когда масштаб начинает «давить» содержание?
- Вместо развернутого ответа приведу личное наблюдение. В частично действующем бибиревском храме, вместительность которого уже немаленькая, меня на Пасху чуть не задавили - столько было народа. И одна старушка сетовала другой: «Эх чтобы этот храм не построить вдвое больше!..» Это реальность многих московских спальных районов и некоторых городов, где нет или очень мало храмов. Понятно, что проектировать в центре старых городов подобные сооружения никто не будет.
Есть и еще один фактор: архитектурное окружение. Когда вокруг, как в Бибиреве, выстроены громадные ангары супермаркетов, развлекательных центров, высотных домов, то уравновесить эту агрессивную бездуховную среду можно только высокохудожественным и при этом масштабным храмом.
- Некоторые называют причиной сегодняшнего невыразительного храмового зодчества плохой вкус заказчиков из церковной среды...
- Возможно, такая простая причина и может действовать где-то в глубинке, - отвечает Виктор Владимирович. - Но в больших центрах, тем более в столице, думаю, все сложнее. Здесь ни один храм не может быть возведен без одобрения нескольких комиссий и советов. Скажем, вот тот первоначальный уродливый проект храма в Бибиреве, про который я рассказывал... Он же «втихую» был проведен через все инстанции! Думаю, что враг Православия, который не дремлет, таким путем через своих адептов, а по большей части - через небрежных и просто глупых людей работает на дискредитацию Церкви. Мол, пускай строят храмы, но такие, что к ним и приближаться-то не по себе...
- Как насчет славы архитектора? Чувствуете ли вы ее уже? - спрашиваю.
- Слава Богу, не особо. Думаю, храм, как и икона, не должен иметь личной «подписи». Сказано же: «Не мне, не мне, но имени Твоему».
Стоит заметить, что архитектор Виктор Захаров еще и иконописец. Написать первый образ - святого Георгия Победоносца - Виктора Владимировича благословил епископ Южно-Сахалинский и Курильский Даниил, которому мастер и подарил его. И опять «совершенно случайно» получилось так, что в 2005 году мощи святого Георгия привезли из Афона в Россию и довезли до Сахалина. Тогда верующие прикладывались к мощам, а затем к иконе, писанной рукой Виктора Владимировича Захарова.
Андрей Самохин[1] Только в России, в районе Онежского озера, добывают удивительный лечебный природный материал - шунгит. Из него сегодня делают лечебные комнаты: пол, стены, потолки. Несколько лет назад ученые поставили эксперимент, применив шунгит в качестве облицовки лечебных палат в военных госпиталях. Выяснилось, что заживление ран и ожогов у пациентов, лежащих в этих палатах, ускоряется на 25%; эффективнее работает терапия и по другим болезням.
http://www.pravoslavie.ru/put/44183.htm