Русская беседа
 
26 Октября 2024, 02:33:40  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Военные священники  (Прочитано 5690 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106211

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 13 Февраля 2011, 15:02:56 »

Военные священники в сонме новомучеников и исповедников Российских

В настоящее время в связи с возрождением института военного духовенства большой интерес представляют вопросы, связанные с мученическим подвигом священников, служивших в армии и на флоте в качестве полковых или судовых пастырей.


Архиепископ Зиновий (Дроздов)

Определение точного числа новомучеников и исповедников, чья жизнь была связана с действующей армией, не является столь простым делом, как это может показаться на первый взгляд. Дело в том, что дореволюционное военное духовенство делилось на две категории. Первая – это кадровое военное духовенство, несшее свои обязанности в воинских частях в мирное время. К началу Первой мировой войны в военно-духовное ведомство входило 730 священников и 150 диаконов[1]. Однако в годы войны число священников значительно увеличилось, как увеличилась за счет мобилизации и сама армия. В соответствии с мобилизационным расписанием на фронт направлялись священнослужители из епархий. В связи с этим в годы Первой мировой войны число священников, призванных на фронт, составило уже более пяти тысяч человек[2].

Однако эта цифра тоже не является окончательной, так как состав военного духовенства постоянно менялся. Некоторые священники выбывали по болезни и возвращались в епархии, некоторые умирали, были также погибшие и серьезно раненные. Вместо выбывших военных пастырей на фронт призывались новые. Кроме того, некоторые священники оказывались на фронте (как правило, в санитарных отрядах и поездах) не по линии военно-духовного ведомства, хотя выполняли обязанности военных пастырей.

Таким образом, число русских священников, прошедших через армию, было намного больше, чем 5 000 человек. Понятно, что значительная часть этих священников (не считая ушедших в обновленческий и григорианский расколы, умерших своей смертью, а также эмигрировавших) впоследствии подверглась гонениям.

При этом далеко не во всех жизнеописаниях зафиксировано, что тот или иной пастырь, пострадавший в годы воинствующего безбожия, до революции был военным священником. В результате широкие массы не знают, что жизнь многих известных архипастырей и пастырей в какой-то момент была связана со служением в действующей армии или на флоте.

Так, например, недостаточно внимания уделяется факту, что архиепископ Зиновий (Дроздов), принявший смерть в сталинских лагерях, в годы русско-японской войны был корабельным иеромонахом. На госпитальном судне «Орел» вместе со 2-й тихоокеанской эскадрой будущий архиепископ проделал путь от Балтики до Цусимы, попал в плен и оставил интереснейшие воспоминания «С эскадрой до Цусимы»[3].

Мало кому известно, что в военно-санитарном поезде в годы войны в течение нескольких месяцев служил известный русский философ священник Павел Флоренский, впоследствии расстрелянный большевиками.

В качестве проповедника Особой армии на фронте в 1917 году находился архимандрит, а впоследствии архиепископ священномученик Петр (Зверев)[4]. Те же обязанности в 1-й армии выполнял протоиерей Валентин Свенцицкий, также претерпевший гонения и умерший в ссылке[5].

Наконец, очень немногие знают, что в течение некоторого времени в 1914 году в рядах военных пастырей (в качестве проповедника, затем священника лейб-гвардии Финляндского полка) находился иеромонах Николай (Ярушевич)[6], будущий митрополит, также в течение своей жизни подвергавшийся преследованиям.

Военное духовенство, как и вся Русская Церковь, в полной мере испытало на себе тяжесть гонений. И первые проявления безбожной политики государства в отношении военных священников начались вскоре после февральской революции.

Как известно, русское христолюбивое воинство в 1917 году за несколько месяцев перестало быть не только «христолюбивым», но и «воинством». Известный приказ Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов № 1 послужил толчком к развалу армии. Хотя Временное правительство и продолжало содержать военных священников и призывать к продолжению войны до победы, оно при этом боялось сильной армии и тратило огромные средства на агитаторов, призывавших солдат не слушать «попов и офицеров», а разъезжаться по своим деревням делить господскую землю. И это, конечно же, не могло не сказаться на положении военного духовенства.


Преподобномученик Гавриил (Владимиров)

И все же убийств военных священников в 1917 году было немного. До октябрьского переворота произошел, пожалуй, всего один случай. В июле 1917 года в расположении воинской части солдатами был убит священник 175-го Батуринского полка Николай Петровский, однако обстоятельства этого преступления так и остались нераскрытыми. Убийство, по всей видимости, было совершено ради ограбления: с убитого священника были сняты сапоги, брюки, шляпа. Пропали также вещи из карманов. Убийство произошло на нашей позиции, где вражеских воинов быть не могло[7].

Более частыми в тот период были случаи издевательского отношения к священникам со стороны солдат, а также изгнание их из армии. Например, священник Николай Вешкельский был подвергнут унизительному аресту из-за того, что после службы начал раздавать солдатам листовки с молитвами и не обратил внимания на то, что листки выпущены до февральской революции и в молитве пророку Илии содержалось прошение за царя. Пастырь подвергся суду, и хотя в его действиях не нашли злого умысла и он был оправдан, протоиерей оставил армию и уволился в Финляндскую епархию[8].

Одним из оснований для изгнания из госпиталя другого военного священника – протоиерея Иоанна Юхновского – было то, что он сделал замечание солдату, который не снял шапку, когда мимо него пастырь нес святые дары для причащения больного. Солдаты заявили: «Теперь свобода, и мы имеем право креститься или нет, снять шапку или не снимать»; а пастыря обвинили в «крепостническом» обращении с нижними чинами[9].

В своем рапорте от 30 декабря 1917 года главному священнику армий Северного фронта протоиерею Иоанну Покровскому священник 2-й Латышской стрелковой бригады Андрей Янсон писал: «Доношу, что в совете депутатов 2-й Латышской стрелковой бригады от 4 декабря с. г. вынесена по отношению духовных лиц, обслуживающих религиозные нужды названной бригады, следующая резолюция: ”Трех святых воронов-дармоедов необходимо в течение трех дней, считая с 4 декабря, выселить из бригады”, – и в виду этого прошу отчислить меня от должности священника 2-й Латышской стрелковой бригады с увольнением в Рижскую епархию – мариенбургскую Свято-Троицкую церковь»[10].

Священник 2-го отдельного батальона Сергий Белозеров в своем прошении на имя главного священника Северного фронта писал: «Матросы… понимая по-своему ”свободу”, не пожелали иметь постоянные (в воскресные и праздничные дни) богослужения, к молитве ленивы, к храму нерадивы; долг мой как пастыря заставлял меня напоминать им о их звании, учить об истинной свободе, призывать, умолять быть христианами и воинами Христовыми. Мои проповеди, увещания были причиною того, что исполнительный комитет 14 мая постановил: ”Так как на острове Оланде есть полковой священник, то батальон особого священника может и не иметь”. Вследствие этого я прибыл в Петроград просить о перемещении»[11].

А вот еще один интересный рапорт.


Священномученик Александр (Саульский)

«Будучи священником 734-го полка, – рапортовал священник Иаков Амосов 13 января 1918 года, – я за последнее время по отношению к себе и религии встречаю враждебное отношение солдат своего полка. Солдаты, зараженные пропагандой большевизма и неверов, совершенно откололись от Церкви… неоднократно подвергали меня различным оскорблениям и на общих собраниях решали такие вопросы, как поступить им со своим ”попом”»[12].

Как на пострадавшего от новой власти можно указать протоиерея 85-го Выборгского полка Василия Криницкого. На фронте он заработал язву, которая под влиянием смуты 1917 года вылилась в рак желудка. Нервы пастыря были расшатаны до такой степени, что по возвращении в Новгородскую епархию священник впал в беспамятство и застрелился[13].

В той ситуации проповедь священников не хотели даже слушать. Протоиерей Иоанн Голубев рассказывал, что его проповеди о выполнении своего долга грубо прерывались солдатами, которые требовали от пастыря других бесед – о том, как лучше разделить помещичью землю[14]. Некоторые проповеди заканчивались тем, что священникам приходилось спасаться от воинов бегством.

Хотя голос пастырей в 1917 году в основном смолк, иногда духовенству удавалось повлиять на обстановку. Показателен случай с иеромонахом Тихоном (Шараповым) – будущим архиепископом, также принявшим мученическую кончину. В 1917 году иеромонах Тихон служил в 177-м Изборском полку, который также был разложен пропагандой. Будущий архипастырь сумел даже добиться покаяния от солдат, ставших пренебрегать службой. Пастырем было основано «Братство Христа Спасителя», целью которого было религиозное и нравственное просвещение «в духе Христова Евангелия». Председателем и его товарищами стали воины, в основном прапорщики и нижние чины, секретарем – полковой пастырь иеромонах Тихон (Шарапов)[15].

В Российском государственном военно-историческом архиве содержится интересная переписка об иеромонахе Макарии (Кожине), которого протопресвитер Георгий Шавельский распорядился отозвать из окормляемого им 325-го полевого госпиталя. За иеромонаха Макария горой встали все его пасомые. «Что же касается увольнения от службы отца Макария, – писал главный врач госпиталя Стороженко, – то я считаю своим долгом особенно ходатайствовать за его оставление при 325-м полевом подвижном госпитале… Госпиталь не может остаться без священника, и потому, если отец Макарий будет уволен, нам придется сейчас же хлопотать о назначении нового, новый же наверное не сумеет заслужить себе такое же доверие и любовь, как отец Макарий, так как надо быть таким, как отец Макарий, а это почти невозможно». В результате госпиталю удалось добиться того, чтобы любимый пастырь остался со своей паствой[16].

По словам отца Георгий Шавельского, некоторым успехом в 1917 году пользовались привлеченные им священники Александр Введенский и Александр Боярский[17], употребившие впоследствии свой ораторский талант в деле создания обновленческого раскола. Однако успехи отдельных пастырей мало влияли на обстановку.

Список военных пастырей, убитых за веру, в 1917 году уже был открыт. В декабре 1917 года был расстрелян севастопольский протоиерей Михаил Чафранов, впоследствии включенный в список новомучеников, канонизированных Русской Православной Церковью за границей. Протоиерей Михаил был обвинен в том, что причащал матросов, приговоренных к смерти[18]. Интересна и трагична судьба главного священника Юго-западного фронта протоиерея Василия Грифцова. Ситуация, сложившаяся на фронте, побудила протоиерея оставить свое служение. «Что сталось с о[тцом] Грифцовым… не знаю, – писал протопресвитер Георгий Шавельский в конце 1940-х годов. – Последнее известие о нем: в 1918 году его видели пришедшим в Курск в рабочем костюме, с мешком и топором за плечами»[19]. Протопресвитер, по-видимому, до конца дней своих считал протоиерея Василия Грифцова пропавшим без вести. На самом деле к моменту написания мемуаров отца Василия Грифцова уже давно не было в живых: в 1918 году он был расстрелян красноармейцами[20].


Святитель Иона Ханькоусский (Покровский)

В том же 1918 году приказом Наркомата по военным делам № 39 от 16 января институт военного духовенства в армии упразднялся. Новая власть не нуждалась в военных священниках, место которых заняли безбожные «пастыри»-комиссары.

Как правило, священники в тот момент уже покидали армию. По свидетельству протопресвитера Георгия Шавельского, многие священнослужители в 1917–1918 годах были вынуждены сбривать бороды, переодеваться в солдатскую форму и в таком виде бежать с фронта от неминуемой расправы[21].

Сам протопресвитер, к тому времени отстраненный от своей должности и проживавший в с. Шеметове под Витебском, в 1918 году едва избежал гибели. «7 сентября, – писал отец Георгий, – поздним вечером прибывший из Витебска учитель тамошней духовной семинарии Махаев, живший у меня на даче, сообщил мне, что Витебский совет рабочих депутатов, составленный из очень подозрительных людей, узнав о моем пребывании в Шеметове, постановил расстрелять меня. Решено произвести казнь 9 сентября. Мне оставалось спасаться бегством. Мне остригли и голову, и бороду, я переоделся в светский, очень убогий костюм и с паспортом крестьянина Дриссенского уезда, Скобленка, 8 сентября под вечер направился в Витебск, чтобы оттуда пробираться в Полоцк, занятый немцами… Потребовалось бы много бумаги и времени, чтобы описать всю одиссею моего странствия от Витебска до Киева… Пробирались то пешком, то на лошадях. Священники везде принимали и скрывали нас. Я ночевал обычно в сараях, зарывшись в сено, чтобы в случае обыска не могли меня найти»[22].

Хотя отдельные священники находились в воинских частях до марта 1918 года, все же рано или поздно всем им пришлось перейти на приходское и на архиерейское служение и пострадать в новом качестве.

Так, в период красного террора в 1918 году был расстрелян как заложник настоятель военного Адмиралтейского собора в Санкт-Петербурге священномученик протоиерей Алексий Ставровский. В том же году было убито еще несколько бывших военных пастырей. Это герой русско-японской войны священномученик протоиерей Сергий Флоринский, а также священномученики протоиерей Алексий Сабуров, иерей Николай Пробатов и иерей Стефан Хитров.


Преподобномученик Иоасаф (Шахов)

Немало новомучеников из бывших военных пастырей пострадало и в годы сталинских репрессий. В 1929 году, например, в Соловецком лагере умер священномученик архиепископ Воронежский Петр (Зверев).

(Окончание следует)
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106211

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #1 : 13 Февраля 2011, 15:03:35 »

(Окончание)

В 1937 году погибли священномученики – епископ Тульский Онисим (Пылаев), епископ Бежецкий Аркадий (Остальский), епископ Екатеринбургский Аркадий (Ершов), епископ Екатеринославский Макарий (Кармазин), протоиерей Василий Ягодин, а также преподобномученик, бывший афонский насельник игумен Гавриил (Владимиров).

В 1938 году сонм новомучеников – военных пастырей пополнился еще рядом имен. В этом году богоборцами были убиты священномученики – епископ Белгородский Антоний (Панкеев), иерей Александр Саульский, иерей Илия Бенеманский, иерей Павел Иванов, преподобномученик иеромонах Иоасаф (Шахов).

Некоторые бывшие военные пастыри хотя и избежали казни, тем не менее претерпели страдания. К таким исповедникам Православия относится, например, святитель Иона (Покровский), епископ Ханькоусский – ученик оптинских старцев и преподобного Гавриила Седмиозерского. В июне 1917 года будущий архиерей был назначен проповедником во 2-ю армию. После октябрьского переворота иеромонах Иона выехал в Казань, а оттуда в Пермь. Здесь в 1918 году будущий иерарх был арестован безбожниками, жестоко избит и отправлен в Тюмень, где был освобожден войсками 1-й Сибирской стрелковой дивизии. После освобождения иеромонах Иона продолжил служение военного священника, теперь уже в Белой армии. В 1920 году игумен Иона эмигрировал, в 1922 году был рукоположен во епископа. Умерший в 1925 году, епископ Иона был причислен к лику святых Русской Православной Церковью за границей в 1996 году[23].


Священноисповедник Роман (Медведь)

Другим исповедником стал протоиерей Роман Медведь, до революции служивший благочинным Черноморского флота. В 1917 году протоиерею чудом удалось избежать кровавой расправы со стороны матросов и выехать в Москву. Здесь протоиерей Роман развернул активную пастырскую работу, создал крепкое православное братство. Деятельность протоиерея Романа Медведя ценил праведный Алексий Мечёв. «У тебя, – сказал он однажды отцу Роману, – стационар, а у меня только амбулатория»[24]. В 1931 году протоиерей Роман был арестован, приговорен к десяти годам лишения свободы, однако по состоянию здоровья освобожден в 1936 году. Домой исповедник вернулся инвалидом: за годы заключения резко усилился туберкулез, которым отец Роман болел в молодости[25]. Здоровье пастыря настолько ухудшилось, что сотрудники НКВД, вновь пришедшие арестовывать его, отказались от своего намерения. Вскоре, 8 сентября 1937 года, исповедник умер, предсказав незадолго до этого день своей кончины[26].

Очень немногим военным пастырям удалось пережить гонения. Протопресвитер Георгий Шавельский, находясь в эмиграции, в конце Второй мировой войны наводил соответствующие справки через митрополита Григория (Чукова) и убедился, что из 40 военных и морских священников, находившихся в Петрограде после революции, к середине 1940-х годов в живых никого не осталось[27].


Священномученик Антоний (Панкеев)

Среди выживших в годы гонений военных пастырей можно назвать митрополита Нестора (Анисимова), в течение двух лет Первой мировой войны в сане иеромонаха возглавлявшего санитарный отряд[28]. После Второй мировой войны архипастырь был арестован, также прошел лагеря, однако выжил и занимал ряд архиерейских кафедр.

Пережил гонения и преподобный Сергий (до принятия монашества – Митрофан Сребрянский). В годы русско-японской войны священник Митрофан был полковым священником, оставил интересные воспоминания[29]. Отец Митрофан был близок к святой преподобномученице великой княгине Елисавете Феодоровне, состоял духовником Марфо-Мариинской обители, которую продолжал окормлять и после ареста преподобномученицы. В 1926 году отец Митрофан был арестован, испытал все ужасы ГУЛАГа. В лагерях и ссылках герой русско-японской войны провел 16 лет. Последние годы, вплоть до своей кончины в 1948 году, пастырь провел в Калининской области, где был известен как духовник и молитвенник[30].


Преподобный Сергий (Серебрянский)

Согласно сведениям, хранящимся в базе данных «За Христа пострадавшие» (Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет), в настоящее время поименно известно более чем о 70 военных священниках, пострадавших от коммунистической власти. 18 из них причислено к лику святых. На самом деле военных пастырей, претерпевших гонения, было намного больше, но, как говорилось выше, не во всех справках и жизнеописаниях говорится об их служении в армии.

В настоящее время потребность армии в военных священниках крайне велика, и представляется вероятным, что институт военных священников будет расти и укрепляться. Представляется важным, чтобы имена военных священников, пострадавших за Христа, не были забыты – ведь сонм этих пастырей ходатайствует ныне пред Богом за армию, за духовенство, за наш народ. И, может быть, пришло время подумать об особом дне памяти этих страдальцев, который мог бы стать знаменательной датой для военного духовенства.

Андрей Кострюков

11 февраля 2011 года

______________________________________________________________

[1] Государственный архив Российской Федерации (далее – ГА РФ). Ф. 1486. Оп. 1. Д. 8. С. 322.
[2] Шавельский Г., протопресвитер. Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота. М., 1996. Т. 2. С. 93; Фирсов С. Православная Церковь и государство в последнее десятилетие существования самодержавия в России. СПб., 1996. С. 550.
[3] См.: Зиновий (Дроздов), иеромонах. С эскадрой до Цусимы (Письма участника 2-й тихоокеанской эскадры). Вятка, 1906.
[4] Российский государственный исторический архив (далее – РГИА). Ф. 806. Оп. 5. Д. 10114. Л. 50.
[5] Свенцицкий А. Они были последними? М., 1997. С. 79.
[6] Исакова Е., Шкаровский М. Никольский Морской собор и другие храмы Санкт-Петербурга. СПб., 2003. С. 23–24; Николай (Ярушевич), митрополит. О Православии (Из проповедей) / Сост. прот. Б. Шишко. М.; Одесса, 2000. С. 14.
[7] Церковно-общественная мысль. 1917. № 5. С. 31.
[8] Российский государственный военно-исторический архив (далее – РГВИА). Ф. 2044. Оп. 1. Д. 25. Л. 45–46, 50.
[9] Там же. Д. 20. Л. 720.
[10] Там же. Д. 25. Л. 842–842 об.
[11] Там же. Л. 240.
[12] Там же. Л. 893.
[13] Там же. Л. 1021–1021 об.
[14] ГА РФ. Ф. 1486. Оп. 1. Д. 8. С. 533.
[15] Церковно-общественная мысль. 1917. № 8. С. 24–26.
[16] РГВИА. Ф. 2044. Оп. 1. Д. 25. Л. 594–596.
[17] ГА РФ. Ф. 1486. Оп. 1. Д. 8. С. 533; РГИА. Ф. 806. Оп. 5. Д. 10114. Л. 52.
[18] Троицкий православный русский календарь на 2000 год. Джорданвилль, 1999. С. 218.
[19] ГА РФ. Ф. 1486. Оп. 1. Д. 8. С. 425.
[20] Поляков Г., протоиерей. Военное духовенство России. М., 2002. С. 370, 420.
[21] ГА РФ. Ф. 1486. Оп. 1. Д. 8. С. 433.
[22] Там же. С. 550.
[23] Святитель Иоанн (Максимович) и Русская Зарубежная Церковь. Джорданвилль, 1996. С. 61.
[24] Житие священноисповедника Романа (Медведя). Тверь, 2000. С. 22.
[25] Там же. С. 66.
[26] Там же. С. 67–70.
[27] ГА РФ. Ф. 1483. Оп. 1. Д. 8. С. 684.
[28] Божией милостию архиерей Русской Церкви: Три жизни митрополита Нестора Камчатского. М., 2002. С. 389.
[29] См.: Сребрянский М. Дневник полкового священника, служащего на Дальнем Востоке. М., 1996.
[30] Соколова Н. Под кровом Всевышнего. Новосибирск, 1998. С. 98–99.

http://www.pravoslavie.ru/put/44668.htm
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106211

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #2 : 27 Октября 2011, 02:25:33 »

На территории военного госпиталя им.Бурденко освящена Пантелеимоновская церковь

Красногорск, 26 октября 2011 г.



23 октября митрополит Ювеналий освятил Пантелеимоновскую церковь, приписную к Успенскому храму Красногорска, расположенную в Красногорске на территории 1-го филиала Главного военного клинического госпиталя им. академика Н. Н. Бурденко, который до недавнего времени был 5 Центральным военным клиническим госпиталем ВВС РФ.

Церковь была построена по инициативе тогдашнего начальника госпиталя полковника медицинской службы В. В. Шичанина и других работников госпиталя, а также народной артистки СССР Татьяны Дорониной, которая проходила в этом госпитале лечение. Строительство осуществлялось по проекту красногорского архитектора А. А. Малинова исключительно на средства благотворителей.

По благословению митрополита Ювеналия чин основания храма был совершён 30 мая 2003 года архиепископом Можайским Григорием.



В настоящее время Пантелеимоновская церковь полностью отделана, расписана и снабжена всем необходимым для богослужения. Настоятель протоиерей Евгений Зинин окормляет сотрудников госпиталя, проходящих в нём лечение больных и других прихожан, сообщается на сайте Московской епархии.

По окончании богослужения митрополита Ювеналия приветствовал настоятель храма протоиерей Евгений Зинин, преподнеся на молитвенную память образ Казанской иконы Божией Матери. В свою очередь, митрополит Ювеналий отметил труды отца Евгения, наградив его высшей наградой Московской епархии - медалью «За усердное служение» I степени.

После окончания Литургии и трапезы участники праздника направились на IV Покровский православный фестиваль искусств.

http://www.pravoslavie.ru/news/49459.htm
Записан
протоиерей Георгий Завгородний
Администратор
Ветеран
*****
Сообщений: 1142


Русь Святая! Храни Веру Православную!


Просмотр профиля
Православный священник
« Ответ #3 : 08 Ноября 2011, 18:31:39 »

В Западном военном округе появился первый штатный помощник командира бригады по работе с верующими военнослужащими. С 1 ноября священник Анатолий Щербатюк приступил к новому служению под Петербургом.

Помощники командиров соединений по работе с верующими военнослужащими свою деятельность в воинских частях будут осуществлять согласно канонам и традициям Русской Церкви. На них не может быть возложено выполнение задач, не совместимых со священническим служением.

Отцу Анатолию 56 лет, из них 23 года он проходил военную службу сначала в Советской, а потом и в Российской армии, закончив в должности начальника штаба воинской части. Осенью 2005 года отец Анатолий рукоположен в сан иерея при храме Сергия Радонежского в городе Сертолово Ленинградской области. Отец Анатолий женат, воспитывает троих детей.

Помощник командира соединения по работе с верующими в своей служебной деятельности не подменяет офицеров-воспитателей, его работа направлена на духовное воспитание военнослужащих православного вероисповедания, на удовлетворение их религиозных потребностей. Работу с военнослужащими войсковой священник проводит только в личное время военнослужащих, не вмешиваясь в их повседневную жизнедеятельность и мероприятия боевой подготовки. Также войсковой священник по поручению командира соединения или его заместителей может привлекаться к выполнению задач военно-социальной работы, а также взаимодействовать с семьями военнослужащих.

Участие военнослужащих в религиозных таинствах является добровольным. Командир воинской части не вправе принуждать военнослужащих к обязательному участию в них. Взаимоотношения должностных лиц по работе с верующими военнослужащими, представляющих различные конфессии, основываются на взаимном уважении, сотрудничестве и принципе невмешательства во внутренние дела, касающиеся организации работы по удовлетворению религиозных потребностей верующих.

Православие и мир


--------------------------------------------------------------------------------

Записан

С ув. прот. Георгий
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106211

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #4 : 09 Августа 2012, 14:23:33 »

Первый военный священник назначен на Балтийском флоте


Войсковые священники на сборах в Рязанском училище ВДВ им. Маргелова. Отец Константин Киосев — второй справа

Первый православный военный священненник назначен на Балтийском флоте, сообщил в среду журналистам официальный представитель Минобороны РФ по Балтийскому флоту.

«На должность помощника командира бригады морской пехоты Балтийского флота (БФ) по работе с верующими военнослужащими назначен православный священник иерей Константин Киосев», – сказал представитель военного ведомства.

По его словам, первый священник на Балтфлоте был назначен именно в этот коллектив, так как бригада морской пехоты является соединением постоянной боевой готовности и одним из самых многочисленных на Балтфлоте.

Как отметил представитель Минобороны РФ, священник практически постоянно находится рядом с военнослужащими.

«Он прошел курс парашютно-десантной подготовки и регулярно осуществляет прыжки с морскими пехотинцами. Особое внимание отец Константин уделяет новобранцам, совершающим первые прыжки с парашютом, поддерживая их своим примером», – сказал представитель военного ведомства.

В ближайшие дни о.Константин после курса специальной подготовки впервые примет участие в высадке морского десанта в ходе тактического учения разнородных сил флота. На берегу он продолжит сопровождать десант в ходе выполнения учебно-боевой задачи.

«В ближайшее время в соединениях и частях Балтийского флота, дислоцированных на территории Калининградской области, а также в Балтийском военно-морском институте имени Ушакова будут назначены еще семь штатных войсковых священнослужителей», –сказал представитель Минобороны РФ.

За последнее время отец Константин уже начал свое служение. В частности, в бригаду морской пехоты были доставлены две иконы с нетленными останками святых Андрея Первозванного и Александра Невского. Также в день памяти святого воина Феодора Ушакова, адмирала флота Российского, из бригады морской пехоты пешим ходом была доставлена икона с частицами святых мощей святого адмирала в собор святого Александра Невского в Балтийске.

Ранее высокопоставленный представитель Минобороны РФ сообщил РИА Новости, что укомплектованность российской армии военными священниками составляет сейчас всего 10% от штатного расписания - 24 священника от 224 по штату.

Директива начальника Генштаба о введении в российской армии должностей военных священников была издана еще в 2009 году.

Военный священник должен прослужить в армии не менее пяти лет, иметь высшее образование, иметь хорошую физическую подготовку, готовность к смене места службы и так далее. Сейчас священники занимают соответствующие должности, в основном, в Ракетных войсках стратегического назначения, войсках Воздушно-космической обороны и подразделениях Южного военного округа.

8 августа 2012 года

http://www.pravoslavie.ru/news/55363.htm
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106211

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #5 : 03 Сентября 2012, 19:56:18 »

Военным священникам выдадут форму

Москва, 3 сентября 2012 г.



Штатные военные священники в армии и на флоте будут снабжаться всеми видами летней и зимней формы одежды. Такое заявление сделал начальник управления по работе с верующими военнослужащими Вооруженных сил РФ Борис Лукичев. «Что касается формы, то этот вопрос очень важный. Он уже решен министром обороны. Принято решение обеспечивать военных священников полевой формой одежды и зимней формой одежды, выдавать шапки-ушанки, берцы и т.д.», – сказал Лукичев в интервью радиостанции «Эхо Москвы». В настоящее время готовится соответствующий проект приказа министру обороны РФ.

При этом Борис Лукичев отметил, что вопрос знаков различия военных священников пока остается открытым. «Это вопрос геральдики. Потому что военное духовенство у нас различного вероисповедания, и делать какой-то общий знак очень проблематично. Думаю, что этот вопрос будет со временем решен», — подчеркнул начальник управления.

Говоря о подготовке кандидатов на должности военных священников, начальник управления подчеркнул, что Русская Православная Церковь «готова предоставить более ста священнослужителей для работы на штатных должностях в войсках», сообщает "Вестник военного и морского духовенства".

http://www.pravoslavie.ru/news/55843.htm
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106211

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #6 : 12 Декабря 2012, 15:44:07 »

Сергей Шойгу: В российской армии будет возрожден институт военных священнослужителей

Москва, 12 декабря 2012 года


Закладка камня полевого храма в учебно-тренировочном центре Алагяз (Армения)

В российской армии будет возрожден институт военных священнослужителей. Такое заявление министра обороны России генерала армии Сергея Шойгу передает агентство ИТАР-ТАСС.

«Россия — страна многоконфессиональная и надо внимательно подходить к решению религиозных вопросов, чтобы это было нужным и полезным», — сообщил журналистам 11 декабря российский министр по окончании 63-заседания Совета министров обороны СНГ.

Вместе с тем, в Общественной палате считают, что создавать и развивать в армии и на флоте институт военных священников необходимо для повышения боеспособности Вооруженных сил. Об этом 11 декабря заявил председатель Комиссии ОП по нацбезопасности Александр Каньшин на слушаниях «Священнослужители в армии: состояние и перспективы становления службы по работе с верующими в войсках, воинских формированиях и органах», сообщает сайт ОП РФ.

«В основе боевой готовности Вооруженных сил, офицерского состава, солдат и сержантов лежит состояние их духа. Именно дух превалирует при выполнении тех или иных задач. Без формирования духовно-нравственных основ не может быть полноценного защитника Отечества», — отметил Александр Каньшин, добавив, что ранее Общественная палата направила письмо министру обороны РФ Сергею Шойгу с просьбой обратить особое внимание на воспитательную функцию Вооруженных сил.

Начальник управления Минобороны по работе с верующими военнослужащими Борис Лукичев привел данные опроса, инициированного Минобороны. Согласно им верующими себя считают 79% военнослужащих, 67% из них причисляют себя к православным, 10% — к мусульманам и 1% — к буддистам. По словам Бориса Лукичева, в настоящее время в составе органов по работе с верующими военнослужащими находится порядка 30 православных священников и два муллы.

В свою очередь, врио начальника главного управления Минобороны России по работе с личным составом полковник Михаил Смыслов заявил, что военное ведомство продолжает работу, связанную с формированием института духовенства в армии. «Завершился первый этап становления структуры военного духовенства в Вооруженных силах», — сказал офицер. В частности, утверждена структура по работе с верующими военнослужащими, создано профильное управление. Кроме того, в военных округах сформированы отделения по работе с верующими. Первоочередное внимание при подготовке военных священников, по словам военного чиновника, уделяется в российских военных базах, дислоцированных за пределами России, в отдаленных гарнизонах и соединениях, расположенных на Северном Кавказе.

На слушаниях в ОП присутствовали представители религий, распространенных в России. Все они выразили готовность к работе с военнослужащими. В ближайшее время Общественная палата представит свои рекомендации по организации службы по работе с верующими военнослужащими министру обороны Сергею Шойгу.

Между тем, по оценкам председателя Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами протоиерея Димитрия Смирнова, в Вооруженных силах РФ остается около 220 вакантных мест для священников.

«На данный момент из 240 мест для священников в армии занято только 22», — заявил отец Димитрий. По его словам, при бывшем министре обороны Анатолии Сердюкове институт военного духовенства сталкивался с активным противодействием: Минобороны не утверждало священников, урезало им зарплаты, отказывалось покупать необходимую для храмов утварь.

«Мы представили Министерству обороны 170 кандидатов. Но их не утверждали, потому что они якобы не соответствуют предъявляемым требованиям. Хотя, в чем эти требования заключаются, нам не известно. Каковы критерии, которыми руководствуется министерство, не сообщили», — отметил священник. Вместе с тем он выразил надежду, что с приходом на пост министра обороны Сергея Шойгу эти проблемы будут решены.

На слушаниях в ОП присутствовали представители традиционных религий, распространенных в России. Все они также выразили готовность к работе с военнослужащими. В ближайшее время Общественная палата представит свои рекомендации по организации службы по работе с верующими военнослужащими Министру обороны Сергею Шойгу.

http://www.pravoslavie.ru/news/58084.htm
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106211

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #7 : 07 Марта 2013, 08:43:48 »

Протоиерей Димитрий Смирнов: «Число военных священников при новом министре всё время растёт»

В Екатеринбурге прошли сборы военного духовенства



 С 25 февраля по 2 марта в Екатеринбурге прошли сборы военного духовенства, организованные Главным управлением по работе с личным составом Вооруженных сил РФ совместно с Управлением по работе с личным составом Центрального военного округа и Синодальным отделом по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, сообщает «Православная газета».

Помимо религиозных вопросов священнослужители обсуждали проблемы дедовщины и патриотического воспитания военнослужащих. Начало работы сбора благословил глава Екатеринбургской митрополии митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл. После молебна архипастырь обратился к участникам сбора с приветственным словом.

В сборах приняли участие: председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами протоиерей Димитрий Смирнов, главный федеральный инспектор в Свердловской области Владимир Шабанов, начальник управления по работе с верующими военнослужащими ГУ по работе с личным составом МО РФ Борис Лукичев, протоиерей Александр Ганьжин и др.

В ходе сборов, которые завершились 2 марта, прошли круглые столы. Участники обсудили вопросы, связанные с методической и практической деятельностью военных священнослужителей, поделились накопленным опытом работы в войсках. В рамках дискуссий были также затронуты вопросы взаимодействия священников с командованием и личным составом частей и соединений, особенности пастырского служения в войсках.



Митрополит Кирилл выразил благодарность за участие в сборе председателю Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и удостоил отца Димитрия награды Екатеринбургской митрополии – медали праведного Симеона Верхотурского первой степени.

Рассказать о результатах состоявшихся сборов и поделиться своими ощущениями по поводу изменений в военном ведомстве мы попросили самого отца Димитрия Смирнова:

«Сборы военного духовенства проходят регулярно. Это собрания, на которые съезжаются священники, уже находящиеся в штате Министерства обороны. Батюшки собираются по военным округам, чтобы познакомиться с жизнью и деятельностью этих округов и в течение пяти дней поделиться опытом между собой. Для нового времени – это вещь довольно новая, но так как сборы проходят не первый год, то можно сказать, что они стали уже традиционными.

Я сам бываю далеко не на всех подобных собраниях. Но так как Екатеринбург – третья столица России, то счёл нужным там лично присутствовать. Сейчас количество штатных военных священников увеличилось до сорока, то есть число военного духовенства при новом министре всё время растёт, и такие сборы становятся всё более важными. Кроме того, в Екатеринбурге я не был уже лет шесть, а это святое для всякого русского человека место… Так что тут всё сошлось.

По результатам сборов, могу сказать, что с приходом в министерство обороны Сергея Шойгу в военном ведомстве произошли очень серьёзные изменения, причём не только внешние, но и внутренние. Сейчас уже предприняты реальные шаги по развитию военного духовенства, по выполнению решения Президента о создании института военного духовенства в российской армии. Так что пока мы довольны».

Русская линия

http://rusk.ru/newsdata.php?idar=59726
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106211

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #8 : 25 Апреля 2013, 08:59:33 »

В России прошел первый выпуск военных священников



Первый в истории российских Вооруженных cил официальный выпуск военных священников прошел 24 апреля в военном университете в Москве, сообщает Патриархия.ru со ссылкой на представителя Минобороны России.

«Сегодня в военном университете Минобороны РФ состоялся первый выпуск 15 штатных помощников командиров соединений и воинских частей по работе с верующими военнослужащими», — сказал представитель российского военного ведомства. В торжественной церемонии приняли участие начальник главного управления по работе с личным составом Вооруженных сил РФ генерал-майор Михаил Смыслов, исполняющий обязанности председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Сергий Привалов, начальник военного университета генерал-полковник в отставке Валерий Марченков, которые вручили военным священнослужителями свидетельство государственного образца о завершении обучения.
«В течение месяца в учебных аудиториях военного университета Минобороны РФ представители православного и мусульманского духовенства, назначенные на должности помощников командиров соединений и воинских частей по работе с верующими, проходили под руководством преподавательского состава вуза специальную подготовку по дополнительной профессиональной образовательной программе повышения квалификации», — отметил офицер. Он добавил, что целью обучения было совершенствование знаний для ведения профессиональной деятельности непосредственно в войсках с учетом специфики задач, выполняемых воинскими коллективами. По его словам, учебный процесс был организован в рамках реализации поручения Президента России о возрождении в армии и на флоте института военного духовенства.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/04/24/v_rossii_proshel_pervyj_vypusk_voennyh_svyawennikov/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106211

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #9 : 18 Августа 2015, 16:14:00 »

Первый военный священник награжден Георгиевским облачением



 В минувшее воскресенье, 16 августа, На Подворье Патриарха Московского и всея Руси – храма святых апостолов Петра и Павла у Яузских ворот был вручён первый после 1917 года комплект наградного Георгиевского облачения для военного священника.

Подворье Сербской Православной Церкви при Московском Патриаршем Престоле совместно с фондом «ОМОФОР» восстановили традицию награждения (после почти столетнего перерыва) специальным наградным облачением для выдающихся священнослужителей, окормляющих военнослужащих Российской армии и флота, прерванную в 1917 г.

Первым обладателем наградного Георгиевского комплекта облачения стал достойно представляющий Российское военное духовенство известный митрофорный протоиерей Олег Тэор, ответственный за Епархиальный отдел по взаимодействию с Вооружёнными силами по Псковской области.

16 августа 2015 г. отец Олег, получивший наградное облачение, в нем впервые сослужил Божественную Литургию Преосвященнейшему епископу Моравичскому Антонию (Пантеличу) и духовенству Патриаршего подворья храма святых апостолов Петра и Павла у Яузских ворот.

Напомним, что Георгиевское облачение было изготовлено по аналогии с Георгиевским комплектом облачения начала XX века. В наградном варианте использована кайма с геометрическим орнаментом по тонам соответствующим орденской георгиевской ленте.

Впервые реконструированное облачение было представлено фондом "ОМОФОР" на выставке "Духовный щит Отечества" в Церковно-археологическом музее МПДА в 2011 г. Позднее, в сентябре 2011 г, после торжественного освящения храма святого Александра Невского в городе Балтийске, Его Святейшеству, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, был представлен выставочный комплект Георгиевского облачения. Его Святейшество с большим одобрением отнёсся к проявленной инициативе.

Оригинал облачения был изготовлен к юбилею Отечественной войны 1812 г. и к 300-летию Дома Романовых. До революции вручалось как награда священнослужителям, имеющим значительные заслуги в духовном просвещении личного состава подразделений армии и флота. Облачение 1912 года предназначалось для военного духовенства, о чем свидетельствует надпись на кустодии – (За службу и храбрость). 

http://www.km.ru/v-rossii/2015/08/18/pravoslavnaya-tserkov-v-rossii/763052-pervyi-voennyi-svyashchennik-nagrazhden-ge
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106211

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #10 : 02 Февраля 2016, 21:56:46 »

О трудах Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по возрождению института военного духовенства в Вооруженных Силах Российской Федерации

К выходу книги «Патриарх Кирилл и военное духовенство»



В рамках IX направления «Взаимодействие Церкви с Вооруженными силами и правоохранительными органами» XXIV Международных Рождественских образовательных чтений состоялась презентация книги «Патриарх Кирилл и военное духовенство». Автор издания - помощник председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами Борис Лукичев.

Книга рассказывает о деятельности митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, ныне Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, по возрождению института военного духовенства в Вооруженных силах Российской Федерации. Издание основано на документальных источниках и свидетельствах участников церковно-армейского сотрудничества. В нем содержатся тексты выступлений, докладов, интервью, статей и другие материалы по данной проблематике.

В книге разъясняется позиция Церкви по вопросам окормления верующих военнослужащих, защиты их права исповедовать свою веру в условиях армейской и флотской службы, а также рассказывается о том, какие задачи стоят перед институтом военного духовенства и какие формы, методы и средства необходимо использовать для достижения поставленных целей.

Издание может стать хорошим пособием для священнослужителей разных конфессий и офицеров силовых структур, осуществляющих взаимодействие с традиционными религиозными объединениями России, и будет полезно интересующимся новейшей историей российского военного духовенства.

Сегодня публикуем введение к книге, дающее представление о всем труде.


***

Введение
 

          На открытии 27 января 2014 года XXII международных Рождественских образовательных чтений в Москве, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал, что сейчас, Россия переживает период возрождения института военного духовенства[1],. подчеркнув тем самым высокую значимость для нашей страны проходящего в Церкви и в Армии процесса

          Даже самый первичный анализ событий, документов и фактов, связанных с возрождением активного взаимодействия Церкви и Вооруженных Сил показывает, что Предстоятель Русской Православной Церкви стал в свое время инициатором и организатором этого взаимодействия, а также внес решающий вклад в его развитие.

В настоящей книге представлен краткий обзор трудов митрополита Смоленского и Калининградского, в дальнейшем - Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по организации полномасштабного попечения Русской Православной Церкви о военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и членах их семей. Центром этой деятельности, ее главной перспективной задачей было возрождение института военного духовенства в Вооруженных Силах Российской Федерации. В книге предпринята попытка рассказать об основных вехах этого пути, о том, ценой каких усилий эта цель была достигнута.

Материал книги полностью основан на документальных источниках, а также на свидетельствах автора, других военнослужащих и священнослужителей, которые с начала девяностых годов минувшего столетия принимали активное участие в организации церковно-армейского сотрудничества.

Содержание книги разделено на два основных раздела. Первая часть - ее основной текст содержит хронологическое по преимуществу изложение событий, связанных со становлением и развитием взаимодействия Русской Православной Церкви и Вооруженных Сил Российской Федерации, а также кратко аннотированное содержание выступлений, докладов, интервью, статей, других материалов по данной проблематике, с которыми в свое время архипастырь выступал, а также тех, которые были опубликованы в различных средствах массовой информации.

Вторая часть книги состоит из приложений, в которых приведены полностью или частично тексты значительной части материалов, на которые даются ссылки в первой части. Здесь же размещены также некоторые письма и документы, ранее не публиковавшиеся в открытой печати. Так, в Приложении N 18 приведена стенограмма исторического по своей значимости совещания, проведенного 21 июля 2009 года Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым, на котором было принято решение о введении в Вооруженных Силах Российской Федерации института воинских и флотских священнослужителей.

          В целом весь корпус текстов и материалов, приведенных в настоящей книге, в определенной мере отражает творческий процесс размышлений Святейшего Патриарха Кирилла о путях возрождения института военного духовенства в Вооруженных Силах Российской Федерации, рассказывает о масштабном объеме проделанной работы по разработке им духовных, теоретических и церково-правовых основ службы военного духовенства в современных Вооруженных Силах.

На примере архипастырских трудов Предстоятеля Церкви по организации взаимодействия с органами военного управления и ВУЗами, его личного опыта окормления военнослужащих различных категорий, на основе высказанных им в разное время идей, мыслей и оценок, настоящая книга фактически предлагает рекомендации о том, какими человеческими качествами и пастырским опытом должен обладать военный священник, какие цели и задачи стоят перед институтом военного духовенства, какие формы, методы и средства необходимо иметь на вооружении, чтобы достичь этих целей.

В то же время значительная часть представленных материалов ориентирована на то, чтобы показать и разъяснить общественности позицию Церкви в вопросах окромления верующих военнослужащих, защиты их конституционного права исповедовать свою веру, вне зависимости от вероисповедания, в условиях армейской и флотской службы. Материалы свидетельствуют, что Патриарх Московский и всея Руси Кирилл много и целеустремленно работал в этом направлении.

          В целом настоящая книга может быть источником информации и профессиональным подспорьем для тех, кто интересуется историей возрождения и развития взаимодействия Русской Православной Церкви и Вооруженных Сил Российской Федерации. Она также может быть полезным пособием в работе для штатных и нештатных православных военных священников, духовных лиц других вероисповеданий, окормляющих военнослужащих-единоверцев, для офицеров органов военного управления и должностных лиц в силовых структурах, осуществляющих взаимодействие с традиционными религиозными объединениями России.



[1] http://www.riasar.ru/news/society/religion

http://ruskline.ru/analitika/2016/02/02/o_trudah_patriarha_moskovskogo_i_vseya_rusi_kirilla_po_vozrozhdeniyu_instituta_voennogo_duhovenstva_v_vooruzhennyh_silah_rossijs/

Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!