Знакомые пейзажиВстреча с С.В. Герасимовым Автопортрет, 1923 г.
В Москве, в выставочном зале Союза художников СССР, на Крымской набережной, была открыта юбилейная выставка произведений Народного художника СССР, академика, лауреата Ленинской премии Сергея Васильевича Герасимова, посвященная 100-летию со дня его рождения.
Прошел значительный период со времени последней персональной выставки нашего земляка. И вот снова, как бы впервые я вижу свои родные можайские места. Под впечатлением пленительной свежести пейзажей невольно встают в памяти воспоминания о встречах с художником, одна из которых произошла более 20 лет тому назад, на первой выставке «Советская Россия» у моей первой картины «Дела колхозные». Сергей Васильевич тогда участвовал своей серией «Женщина в колхозе»: «Председатель колхоза», «Ударница», «Молодая колхозница», «Колхозный пейзаж». С затаенным волнением я ожидал, что скажет Сергей Васильевич, пристально рассматривавший картину вместе с женой Александрой Гавриловной. И как обычно немногословно выражены были слова одобрения. Не без гордости хочу оговориться, на билете творческого союза стоит его размашистая подпись. Но все это произошло значительно позже одной встречи, о которой хочу рассказать подробнее.
Стояла тогда осенняя пора, деревья в лесу уже были тронуты всеми оттенками красно-желтых тонов. Замечу, Сергей Васильевич любил это состояние природы, всегда приезжал в это время в Можайск не столько отметить свой день рождения с родственниками, сколько поработать, пописать этюды.
Ко мне в это время приехал друг из Москвы, студент художественного института Алексей Кадушкин, ставший впоследствии известным художником. Решили поэтюдничать и поехали на велосипедах, взяв большие холсты на подрамниках, в деревню Тихоново, в 4-5 километрах от Можайска, откуда с высокого склона великолепно, чарующе просматривается вид на поля и панораму города с его неповторимым силуэтом памятников древнерусского зодчества. В бурьяне на корточках писали долго и упорно деревню, дома, дворы, живописно гармонирующие с окружающей осенней природой. Неожиданно немного поодаль от дороги остановилась серая «Волга». Открылась дверца и вышел плотной комплекции мужчина в шляпе.
— Леша, — говорю я,— посмотри, приехал писать этюд Сергей Васильевич Герасимов.
Решили не беспокоить, не отвлекать его своими приветствиями, остались незамеченными. Сергей Васильевич некоторое время стоял и смотрел вдаль, потом взял маленький этюдничек, открыл и, стоя, с руки, начал писать, видно было, как энергично ходила его кисть.
Он стоял и писал, отвернувшись от нас почти в противоположную сторону. Я посмотрел именно туда. Что мог увидеть там художник? Желтеющий, почти ничем непривлекательный лесок с одиноко стоящей елкой, далью жнивья, за которой виднелись старые заводские постройки. Прошло не более получаса, а может, и меньше, как хлопнула дверка и машина уехала. Мы изумленно переглянулись. Как? Так быстро? А у нас уже много времени прошло и еще далеко не все готово. Позже на выставке в Академии художеств, где проходила персональная выставка Сергея Васильевича, я увидел и сразу узнал то место. Это был уже не этюд, а маленькая по размеру, несколько вытянутая картина с дыханием осени, унылая пора, с одиноко стоящей елкой. Как мало сюжета, но как много сказано о русской природе!
Прошло много лет. Всегда, когда я смотрю на маленькие этюды Сергея Васильевича, выполненные в родном Можайске или в Италии, я вспоминаю тот незначительный эпизод встречи. Эти натурные этюды, написанные враз, на одном дыхании, с такой силой чувств, свидетельствуют о виртуозности мастера живописи. Непостижимая тайна тонов и соцветия в тенях, облаках или в лицах вносит волнующий восторг, как музыка ничего не изображающая, но способная выразить все.
Каждый раз, приезжая в деревню Тихоново, я вижу ее обновленной красочным нарядом. Все также краснеют рябины, еще краше осенний ковер косогора «Святого омута», в котором находят отражение все краски осеннего леса. Тишина и покой. А внизу Москва-река изогнулась излучиной и напоминает всегда мне знакомые пейзажи Сергея Васильевича Герасимова.
Игорь Горохов
http://voskres.ru/literature/critics/gorohov.htm С.В. Герасимов. Церковь Покрова на Нерли (фрагмент)
Мать партизана
Кутузов на Бородинском поле
Сирень в цвету