Русская беседа
 
24 Ноября 2024, 19:29:12  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Идет война Народная  (Прочитано 2385 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Владимир К.
Администрация форума
Ветеран
*****
Сообщений: 3940


Просмотр профиля
Православный, Русская Православная Церковь
« : 22 Февраля 2011, 17:58:35 »

Идет война Народная
Трагедия деревни Рагзино


Враги сожгли родную хату

Впервые о ней я услышал летом прошлого года от главного зоотехника совхоза «Семеновское» В. И. Чумакова. Приехали мы тогда в Слащево на откормочную площадку, что располагалась за околицей. Отсюда был виден серебристый памятник. Кру­гом — обширное поле, совсем недалеко — густой лес.

— Кому же этот памятник? — спрашиваю Владимира Ивано­вича.

— А   вы   разве   не   знаете   о   трагедии   деревни   Рагзино? — ответил он.

И вот мы мчимся на юрком «Москвиче» по пыльной проселоч­ной дороге. До памятника — не больше километра. Не без волне­ния подходим к нему. За металлической оградой на кирпичном постаменте стоит отлитый в гипсе партизан в полушубке, с авто­матом.

До Великой Отечественной войны здесь была деревня Рагзино, на ее улице стояло десятка два домов. В них жили труженики зе­мли — колхозники. А теперь — голое место. Лишь несколько яблонь да полуразрушенный сарайчик напоминают о бывшем на­селенном пункте. Очень хотелось подробно узнать о судьбе Рагзина и местных крестьян. Первые сведения о трагедии деревни сооб­щил Василий Ильич Кусков, командир партизанского отряда «Уваровский», потом пошли в редакцию звонки и письма. В. И. Кусков рассказывает:

— Когда гитлеровские полчища рвались к Москве, из тюрьмы города бежал заключенный М. Коновалов, осужденный совет­ским судом за кражу колхозной собственности и хулиганство. С приходом фашистов Коновалов повел себя бандитски, угрожал односельчанам, терроризировал их, грабил, носил немецкую фор­му и оружие ему подобных извергов. Он наводил страх на населе­ние всей округи. По решению штаба партизанского отряда Коно­валов был приговорен к расстрелу в своем же доме в присутствии семьи. Этот приговор пришлось приводить в исполнение мне как командиру отряда и Михаилу Панову, впоследствии погибшему в боях с немецко-фашистскими захватчиками в январе 1942 года. Имена жителей д. Рагзино, историю их гибели сообщил в своем письме ученик 6 класса Тропаревской средней школы Ми­ша Павлов: «Мои дедушка, отец и тетя (они уроженцы тех мест) подробно мне рассказали обо всем.

Бежавший из тюрьмы (его фамилия не Коновалов, а прозвище он имел «коновал») действительно был расстрелян партизанами за измену Родине в своем же доме.

Партизаны поддерживали через своего разведчика Платонова связь с колхозниками (колхоз именовался «Луч»), настоящим па­триотом Родины Семеном Яковлевичем Большаковым, через ко­торого получали необходимые данные о фашистах.

В тот день утром Платонов вышел на край деревни (в ней бы­ло 64 дома). Он не знал, что у третьего дома три немца запрягали лошадь. Внимание фашистов привлекли белые валенки Платоно­ва. Гитлеровцы прямо на дороге стали их снимать с ног партиза­на. И тут стряслось... В валенке оказался пистолет, из которого Платонов убил одного фашиста, а другого ранил. Третий немец, что стоял у лошади, автоматной очередью настиг убегавшего Платонова. А на следующее утро из Семеновского явился в Рагзи­но карательный отряд.

Всех жителей деревни — мужчин, женщин и детей согнали в один дом. Фашисты все искали «руспартизан». Но никто не вы­дал их. Тогда гитлеровцы отобрали двенадцать человек и стали выводить их на улицу. Но плач детей и женщин отвлек на некото­рое время внимание карателей, и два подростка Виноградов Алек­сандр и Соколов Алексей, проскользнув под ногами карателей, через огороды по глубокому снегу уползли в ближайший кустар­ник, а затем в лес к партизанам. Тогда фашисты втолкнули муж­чин в следующий дом, облили его бензином, забросали гранатами и сожгли заживо в нем людей. Вот фамилии и имена погибших па­триотов:

Большаков Семен Яковлевич и Большаков Василий Яковле­вич — братья, Осипов Петр Осипович, Смирнов Алексей Степанович, Логачев Егор Иванович, Соколов Михаил Ионович (отец убежавшего Алексея), Козлов Василий Кондратьевич, Смирнов Дмитрий Алексеевич — все они были жителями деревни Рагзино.

Никонов Владимир — из деревни Киселево Замошинского сельсовета.

Житель деревни Токарево Гжатского района, фамилия не­известна.

Из письма С.И. Еремеева (пос. Уваровка): «Яковлев Василий Яковлевич и Яковлев Семен Яковлевич были высокого роста и по-местному их звали «Большаки», отсюда иногда произносили Большаковы».

Далее рассказ продолжает В. И. Кусков: «Анатолий Платонов был летчиком, был сбит в бою, попал в плен, бежал, пришел в родную деревню, потом нашел нас. У нас стал разведчиком. Те­ло его оставшиеся в живых жители Рагзина передали нам, и мы с воинскими почестями похоронили его в лесу на хуторе Толоконцево».

А теперь предоставлю слово человеку, пережившему трагедию в деревне Рагзино — Александру Андреевичу Виноградову:

— Мы с Алексеем Соколо­вым (сейчас он в Егорьевском доме инвалидов) спрятались, потом тайком перебрались в другой дом, а оттуда — в лес, к Павловке. Недалеко распола­гался партизанский отряд. Вот мы туда и пришли, жили в зе­млянке.

А. А. Виноградов с 1924 го­да рождения, после освобожде­ния района от немецко-фа­шистских захватчиков ушел на фронт. Был пулеметчиком и уничтожил не один десяток фашистов, жестоко отомстил за смерть своих односельчан, за трагедию родной деревни. По­сле тяжелого ранения в 1944 го­ду демобилизовался.

В. Чехов
http://voskres.ru/army/publicist/chehov.htm
« Последнее редактирование: 22 Февраля 2011, 18:07:06 от Владимир К. » Записан
Владимир К.
Администрация форума
Ветеран
*****
Сообщений: 3940


Просмотр профиля
Православный, Русская Православная Церковь
« Ответ #1 : 25 Февраля 2011, 16:22:42 »

Идет война Народная
Семья патриотов


Народная война

Конверт со штемпелем Ростова-на-Дону не имел можайского адреса. На нем было написано: «Московская область, Васуковский сельсовет, председателю». Это письмо вначале попало в Новоселковский сельсовет Чеховского района, а уж оттуда со спе­циальной сопроводительной — к нам в редакцию. Приведу пол­ный текст письма незнакомого автора, изложенный на двух ли­стах ученической тетради:

«Дорогой, многоуважаемый товарищ председатель сельсове­та! Я прошу Вас дать мне точный адрес Астафьева Василия Ива­новича или же вручить ему это маленькое письмо. Василий Ива­нович и его супруга спасли мою жизнь от немецких варваров во время оккупации вашей территории. Я воевал под Москвой на Звенигородском направлении. Наш полк наступал на Можайск. Во время разведки я попал в фашистский плен, но мне удалось бе­жать. Весь был обморожен, сильно пострадали руки и ноги. При сорокоградусном морозе шел босиком. Беспомощным я оказался человеком, но благодаря Василию Ивановичу остался жив и здо­ров. Василий Иванович рискнул своей семьей и самим собой, спрятал меня и ухаживал за мной. Все Астафьевы, как только мо­гли, доставали лекарства и лечили меня. Кормили так: что сами ели, то и мне давали. 15 суток я у них пролежал недвижимым. Когда пришли наши войска, Астафьев позаботился отправить меня в госпиталь. Я считаю, что Василий Иванович и его супруга заслуживают благодарного внимания. Отец Василия Ивановича тоже спасал наших воинов. Мне известно, что он спас одного офи­цера. Спасибо им большое за их труд. Этим скромным людям многие обязаны своей жизнью.

К сему Павлов Сергей Маркович ».

А ниже есть такая приписка: «Раньше они жили в Ново-Васюкове, когда я у них лежал в декабре 1941 года. С тех пор не найду своих спасителей. Писал, но ответа нет».

Поиски Астафьева начались сразу же. Знал, что деревня Васюково есть в Клементьевском сельсовете, звоним туда. Через неско­лько минут оттуда в редакцию сообщили, что этот человек со своей семьей живет сейчас в Можайске. И вот мы в семье патрио­тов Астафьевых. Василий Иванович и Наталья Алексеевна очень обрадовались письму из Ростова. Они хорошо помнят Сергея. Говорят, что это был рослый и сильный человек лет 25-30. Как буд­то младший командир. Родом вроде бы из Воронежа. Расстались Астафьевы и Павлов со слезами.

Астафьевы — люди добрые. Так отзываются о них соседи по квартире и знакомые. Многое им пришлось пережить в годы вой­ны. После освобождения района Василий Иванович, хотя имел по состоянию здоровья освобождение от службы, ушел на фронт, оставив дома жену с четырьмя малолетними детьми. Фронтовые дороги привели солдата сначала под Ленинград, потом Выборг, а позже в Восточную Пруссию. Вернулся Астафьев к своей семье только в победном сорок пятом. С тремя братьями свидеться так и не удалось: они погибли в борьбе с фашизмом.

А какова судьба С. М. Павлова? Он прислал письмо, в кото­ром сообщил, что живет в г. Ростове, работает в аэропорту. При­глашает к себе своих спасителей в гости, летом сам обещает к ним приехать.

«Я знаю, какой риск вы брали на себя, спасая меня, что вам грозило,— пишет Сергей Маркович.— При воспоминании об этом плакать хочется. Вы были моими первыми врачами, и я остался с руками и ногами».

В. Чехов

http://voskres.ru/army/publicist/chehov1.htm
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!