Протоиерей Георгий ГороденцевО богатом юношеВ преддверии Великого поста«И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф.19,16-24).
Последние слова Господа настолько поразительны, что до сих пор вызывают много споров, да, собственно, они сразу, как только были произнесены, удивили и апостолов: «Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?» (Мф.19,25). И действительно, было чему удивляться! Ведь в Ветхом Завете, которым еще продолжали жить евреи, богатство почиталось благословением Божием, наградой, подаваемой праведным; а лишение его считалось наказанием или, по крайней мере, искушением. Так было, например, с праведным Иовом, который за свою праведность был вознагражден большим имением, но по зависти сатаниной все это утратил. Однако затем, показав свою веру и терпение в искушениях, снова был вознагражден от Бога сугубым богатством. Богатыми были и патриархи еврейского народа: Авраам, Исаак и Иаков, причем, согласно Библии, и их богатство было наградой от Бога за их праведность.
Поэтому слова Спасителя весьма удивили Его учеников. Ведь если понимать эти слова буквально, то богатый вообще не может спастись: как невозможно верблюду пройти сквозь игольный уши, так же невозможно богатому достичь спасения. Но тогда как же не только спаслись, но даже и достигли святости Авраам, Исаак, Иаков, Иов и многие другие ветхозаветные праведники, обладавшие богатством? Кто-то, правда, скажет: это все было до пришествия Христа, после него уже другие законы. Но, во-первых, это не отменяет выше обозначенного вопроса о спасении богатых праведников Ветхого Завета, если по словам Господа богатый вообще не может спастись; во-вторых, и в новозаветное время было много святых, имевших богатые имения, например, благоверные цари и князья, а также множество просто благочестивых богатых людей, о которых нам сообщает церковная история и жития святых*. Так что же, все они не спаслись? Может быть, нам срочно надо вводить в сотереологическое учение Православной Церкви какие-то классовые критерии?
Во всяком случае очевидно, что толкование этого места Св.Писания (Мф.19,25) в смысле невозможности спасения для богатых противоречит реальности, противоречит тому, что многие богатые, но благочестивые христиане не только спаслись, но и стали святыми. К тому же Спаситель, казалось бы, противоречит Самому Себе: сначала Он говорит, «что трудно богатому войти в Царство Небесное», а затем добавляет: «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф.19,23-24), из чего мы делаем вывод о невозможности для богатого спасения. Но «трудно» и «невозможно» - это разные вещи. Так в чем же дело, неужели евангельское слово оказалось не только ложным, но еще и противоречащим само себе?! Никак! Ложным и противоречивым является наше однобокое и буквальное толкование всего этого места Св.Писания, повествующего о богатом юноше (Мф.19,16-24). По моему мнению, пророчески разъяснил это святой пророк и псалмопевец царь Давид, когда сказал: «Богатство аще течет, не прилагайте сердца. Единою глагола Бог, двоя сия слышах» (Пс.61,12-13). Вот и я думаю, что хотя Бог и «единою» говорит о богатстве, но последнее у того юноши было двояким: не только вещественным, но и духовным.
Что же такое это богатство духовное? В самом начале Нагорной проповеди Господь сказал: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф.5,3). Но если есть нищета духовная, то, очевидно, есть и духовное богатство. И если под первой святые отцы понимали смирение, то под вторым, естественно, - гордость. И как смирение само по себе спасает человека, спасает даже самого закоренелого грешника; так и гордость сама по себе губит душу - может погубить и великого праведника. Как сказал об этом преподобный Иоанн Лествичник: «Если гордость из ангелов сделала бесов, то смирение и из бесов может сделать ангелов».
Но почему смирение называется духовной нищетой, а гордость, соответственно, таким же богатством? Этому Святая Православная Церковь учит нас в первую подготовительную неделю к Великому посту, в Неделю мытаря и фарисея. Вот что говорит о себе фарисей: «Я не таков, как прочие люди, или как этот мытарь:
пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю» (Лк.18,11-12). Как видим, фарисей в своем самодовольстве был «весьма богат добродетелями», настолько богат, что в этом своем самомнении «превосходил» всех людей. Это и есть богатство духовное, т.е. гордость, о которой святые отцы говорят, что она состоит в двух вещах: первое, помнить свои добрые дела и высоко мнить о них; второе - осуждать других людей, как, якобы, не имеющих таких дел. А вот мытарь помышлял о себе как не имеющем ничего доброго, поэтому и был оправдан. Точно также рассуждали о себе и все святые: они и величайшие подвиги совершали, и чудеса творили, и мертвых воскрешали, а помышляли о себе как о не имеющих ничего доброго. Это и есть нищета духовная, т.е. смирение.
Так и нам надо поступать. Христос заповедал нам творить добрые дела и совершать добродетели. Но при этом нам не следует уповать на них и помнить их. Тут верно простое аскетическое правило: что мы помним, то Бог забывает. Помним мы наши добрые дела - Бог их забывает; помним мы наши грехи - Спаситель забывает их. И наоборот, что мы забываем, то Бог помнит. Забываем мы наши грехи, Бог их помнит; забываем мы нами совершенные добродетели - Спаситель их помнит. Исполняя это простое аскетическое правило можно удобно достигнуть спасения, нарушение оного ввергает в гордость и приводит к погибели. Следует также отметить, что современному христианину очень трудно это исполнить по следующей причине - как правило, у него отсутствует православное понимания догмата Церкви об Искуплении. Это и является в наше время причиной множества духовных падений.
Но вернемся, однако, к богатому юноше. Совершенно очевидно, что последний имел не только вещественное, но и духовное богатство. Вот что он говорит о себе в ответ на слова Христа о том, что ему надо соблюсти заповеди закона Моисеева: «Все это сохранил я от юности моей» (Мф.19,20). Т.е. юноша почитал себя соблюдшим заповеди закона и имеющим соответствующие добродетели (вот оно богатство духовное!), хотя кто может соблюсти закон?! «Потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть» (Рим.3,20). И не по причине закона, а по немощи человека, пытающегося его исполнить, «ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху» (Рим.7,14). Таким плотяным и по сути не исполняющим заповеди закона был и тот юноша. Однако мнил он себе совсем иначе, как о имеющем большое духовное богатство в виде кажущегося исполнения заповедей. О таковых Господь сказал: «Ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр.3,17). Поэтому слова Спасителя: «Пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мной» (Мф.19,21) относятся не только к вещественному богатству юноши, но и к его духовному богатству.
Конечно, если бы юноша действительно решился раздать все свои имение нищим и последовать за Христом, став Его апостолом, он не только достиг бы спасения, но и святости. Однако решимости на это, как мы видим из Евангелия (Мф.19,22), у него не хватило. Так что же, призыв Господа оказался для него бездейственным? Нет! Спаситель ведь провидел, что юноша не сможет раздать свое вещественное богатство, и не этого хотел достичь Своим призывом. Спаситель желал, чтобы юноша положил начало раздаянию своего духовного богатства, чтобы он понял свою недостаточность в добродетели, понял, что он весьма далек от совершенства. Чего Господь и достиг, ибо юноша отошел от Него с печалью (Мф.19,22). Если это была печаль по Богу, то она, как известно, спасение соделывает, возбуждая в душе стремление к совершенству, к Богу. Если это была печаль по вещественному богатству, то это не желательно. Но даже и в этом последнем случае юноша вынужден был в какой-то мере отказаться от своего духовного богатства, т.к. понял, что трудно высокое мнение о своей добродетели соблюсти и капитал сохранить.
Поняв все это, мы сможем без труда (и без внесения коммунистических классовых понятий в православное учение о спасении) понять вышеприведенное место Св.Писания (Мф.19,16-24), особенно Мф.19,23-24. Когда Господь говорит «что трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф.19,23), - это Он, по-видимому, говорит о богатстве вещественном, обладание коим действительно является препятствием ко спасению. Почему очень многие, даже, прямо скажем, большинство подвижников действительно раздавали свое богатство (иногда очень большое) нищим, а сами уходили в монастырь. Но трудно, не значит невозможно, поэтому, как уже упоминалось, были и другие святые, которые имели богатство, коим благоразумно распоряжались, в частности, обильно благотворили, в том числе, и нищим. Такова реальность, отраженная в церковном учении о святости, в частности, в Житиях святых.
Когда же Господь говорит: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф.19,24), - т.е. говорит о полной невозможности спасения для богатого, то здесь речь идет о богатстве духовном, т.е. о гордости, как это было разъяснено выше. Гордый действительно не может войти в Царство Божие до тех пор, пока не избавится от этой своей «страсти бесстрастной».
Такое толкование позволяет избежать противоречий слова Божия с житиями святых и с самим собой, которые возникают при попытке истолковать это место Св.Писания только в смысле невозможности спасения для богатых вещественно. Кроме того, это толкование объясняет крайне резкие высказывания святых отцов (которые так любят приводить «православные» социалисты) против богатых и богатства вещественного. Дело в том, что последнее довольно легко «конвертируется» в богатство духовное. Например, некий состоятельный человек пожертвовал нечто на доброе дело, и уже мнит о себе, как о весьма добродетельном. Так происходит «конвертация» вещественного богатства, которое само по себе не губительно, в богатство духовное, т.е. в гордость, которая губительна сама по себе. Чтобы этого не происходило, христианину полезно помнить изречения святых отцов о богатых и богатстве, которыми в изобилии снабдил нас, например, Н.В.Сомин. И согласно которым богатый, даже пожертвовав какую-то часть своего имения на доброе дело, должен помышлять о себе, как не только не сделавшим ничего доброго, но еще и повинным пред многими нищими и нуждающимися за то, что не раздал остальное. Кстати сказать, так помышлять о себе надобно не только богатым, но и вообще всем христианам.
В духовном смысле такое смиренное мнение человека о себе весьма для него полезно и спасительно, поскольку позволяет и при великих добродетелях оставаться духовно нищим. Так, собственно, и поступали святые, и, в частности, за счет такого смиренного помысла они и могли, зачастую раздав все свои имения неимущим, считать себя не имеющими никаких добродетелей. Но попытка истолковать такие изречения святых не в духовном, а в социальном смысле - некорректна, поскольку, согласно вышесказанному, противоречит Св.Писанию и Св.Преданию, особенно житиям многих святых, имевших при жизни обильное вещественное богатство. В отношении же практической морали попытка
навязать всем (не только богатым, но и вообще что-то имущим) мнение, что их милостыня ничего не стоит пред Богом, потому что они не раздали все, приводит либо к тому, что человек вообще перестанет давать милостыню - зачем давать, если она ничего не стоит. Либо приводит к попытке христианина браться за добродетели (в данном случае за полное раздаяние своего имения), которые значительно выше его духовного уровня, и которые этот христианина явно не потянет, поскольку этот подвиг выше его духовной силы. Такие вещи как полный отказ от собственности относятся к совершенству, о чем и Господь сказал: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим» (Мф.19,21), - и это достигается постепенным совершенствованием христианина, в частности, через милостыню от своих праведным трудом нажитых имений. Попытка же истолковать это совершенство в социальном смысле (в частности, для всех без исключения и немедленно) из-за неготовности к этому подавляющего большинства людей обязательно должна привести к насильственному введению общения имуществ, т.е. к коммунизму в том смысле, в каком испытал это на собственной шкуре весь наш народ. Но даже и безрассудно проповедовать такие истины (о необходимом обобществлении имуществ)
для всех, при этом цитируя по этому поводу святых, - это значит пытаться кормить твердой пищей младенцев духовных, коих среди
всех слушающих, конечно же, гораздо больше, чем совершенных. Хлеб необходим и полезен для здоровья человека, но... человека взрослого; если же попытаться насильственно кормить хлебом младенца, он, скорее всего, задохнется и погибнет. Что в духовном смысле весьма реально грозит всем тем младенцам духовным, которые слушают Н.В.Сомина и других «православных» социалистов**.
Примечания:* - Особенно в этом смысле примечательно житие святого праведного Филарета Милостивого (память 1/14 декабря). Обладая громадным имением св.Филарет очень многое раздавал нищим, никому не отказывая в помощи. Однако и его, как и Иова, постигло искушение. В результате нашествия иноплеменником и других неблагоприятных обстоятельств святой обеднел настолько, что у него почти ничего не осталось. Но и это последнее он отдал нуждающимся. Однако за терпение и веру Господь, как и Иова, вознаградил праведного старца новыми, гораздо большими прежних, имениями. Из которых он снова изобильно благотворил нищим, никого не оставляя без соответствующего подаяния. Как видим, и здесь, в новозаветное время житие считает благоразумно употребляемое богатство даром Божиим, а его потерю - искушением.
** - В преддверии Великого поста хотелось написать что-то аскетическое. Но, с другой стороны, нельзя оставлять без ответа и очередные выступления «православных» социалистов. В этой статье я попытался сочетать то и другое. Насколько удачно получилось - судить читателю.
http://www.ruskline.ru/analitika/2011/03/04/o_bogatom_yunoshe/