Русская беседа
 
26 Апреля 2024, 08:23:53  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: 1 2 3 [4]
  Печать  
Автор Тема: Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня 14/27 сентября  (Прочитано 15231 раз)
0 Пользователей и 2 Гостей смотрят эту тему.
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #45 : 26 Сентября 2020, 23:00:28 »


Радость оная...

Протоиерей Андрей Ткачев




Праздников, в центре которых помещен Крест Христов, у Церкви несколько. Все они понуждают верующих людей поднять головы от земли и посмотреть ввысь. На небо смотрел царь Константин в тот таинственный полдень накануне битвы, когда Крест сиял на небе сильнее самого солнечного диска, и буквы складывались в краткую и многообещающую фразу: «Сим победишь».

На небо смотрели христиане Иерусалима в далеком 351 году, когда среди белого дня, сияя всеми цветами радуги, знак Креста простерся по небу над городом от горы Елеонской до Голгофы. В память этого события есть у церкви праздник 7 (20) мая.

На небо посмотрят люди в последнее время, когда «после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф. 24:29-30). Именно знак Креста, как знак Царский, знак победы и перенесенного Христом страдания мы усматриваем в этих пророческих словах Нового Завета.

Но приблизим к себе ныне эту пугающую радость. Вернее, приблизимся сами ко Кресту с радостью и трепетом. И первым делом воздадим должное царице Елене. Несколько столетий прошло со времени Евангельских событий до ее дней. Иерусалима давно уже не было на карте мира. Вместо него был переименованный Адрианом город Элия Капитолина, в котором евреям под страхом смертной казни запрещали селиться. Место крестного Искупительного страдания Христа было забыто, затеряно, и храм Венеры стоял там, где Сын Божий висел посреди двух разбойников.

Сто лет. Мало это или много? Сто лет отделяют нас от праздника трехсотлетия Дома Романовых. А двести лет? Столько прошло от нас до Наполеоновского нашествия. А триста лет? А это уже расстояние от нас до Петра Первого. Не являются ли эти эпохи какой-то далекой жизнью, достойной только учебника истории? Не сон ли это? И много ли мы помним, знаем, бережем с тех пор? Что-то, конечно, бережем, но что-то и безвозвратно утратили. Точно так же можно было безвозвратно утратить память о Святых местах, если бы не Елена. А ведь от ее дней до дней Христовых страданий примерно столько же, сколько от наших дней до Петра Первого.

Историческая память вообще сохраняется усилиями подвижников и энтузиастов, тогда как большинство людей озабочено только интересами текущего дня. Плодами же трудов энтузиастов пользуются со временем миллионы. Этими плодами хвалятся и гордятся, на них стремятся заработать все, что можно, от банальных денег до имени в истории.

Елена была уже пожилой, если не сказать старой женщиной, когда мысль об обретении Креста целиком овладела ею. В ее годы можно было бы ограничиться тихой жизнью дворца и всеми выгодами порфироносной старости. Но ей не сиделось на месте. Было предпринято путешествие на Восток и тщательный розыск всех сведений о месте Христовых страданий. Потом, когда ситуация как-то прояснилась, наступило время раскопок, за которыми постоянно наблюдала царица. А дальше…

Знаете, с чем можно сравнить радость обретения в земных недрах Святого Креста? С радостью венчания влюбленных! С какой стати, спросите вы, сказаны эти слова? А вот с какой. В чине венчания, во второй священнической молитве (самой длинной и даже несколько настырной, требовательной) говорится «и да придет на них (брачующихся) радость оная, юже имаше блаженная Елена, когда обреете Честный Крест!». Другими словами: «пусть молодые возрадуются так, как радовалась Елена, когда нашла Крестное Древо!».

Представьте себе радость людей, которые венчаются только по одной любви, и ни почему больше. Представьте улыбки их друзей, слезы их родителей и замирания многих сердец при виде счастливого зрелища. Еще представьте их собственные восторги, предвкушения еще большего и скорого счастья. Представьте себе то состояние, при котором человек не верит, с ним ли это все происходит, или это лишь сон. А теперь, когда вы все представили, или хотя бы часть, поймите – радость Елены была больше! Если бы эта радость была меньше, то Церковь бы говорила: «Елена радовалась так, как когда-то в молодости, когда шла под венец». Однако Церковь говорит иначе. Она говорит брачующимся: «Да будет дано вам такое веселье духа, такая чистая и беспримесная радость, которую имела Елена, когда нашла Святое Древо». Большей радости не представить.

Очевидно, что тогдашнее веселье было неким эталоном для многих будущих веселий. Та радость стала навеки образцом всякой чистой христианской радости. В ней есть место страху, потому что искуплен Кровью Христа не кто-то, а я. И не абстрактные грехи ближних, а конкретные грехи мои смыты этой Кровью. Поэтому и народ, увидев, Жертвенник Нового Завета, поднимаемый на четыре стороны света, вопиял не иное что, а только «Господи, помилуй!».

И в сентябре на Всемирное Воздвижение, и в середине Великого Поста Крест выносится на середины храмов для поклонения. Но не только. Он выносится для того, чтобы на нас пришла «радость оная, юже имаше блаженная Елена, егда обреете Честный Крест». Покаянию эта радость не помешает, но зато надежду укрепит и душу ободрит. А это сейчас – самое что ни на есть полезное и нужное дело.


https://pravoslavie.ru/60657.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103705

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #46 : 27 Сентября 2020, 10:15:41 »

Протоиерей Олег Стеняев

Крест Господень



В сегодняшнем праздничном видео с Протоиереем Олегом Стеняевым мы будем касаться следующих тем:

🔸О Вознесении Господнем
🔸О кресте до распятия Господа
🔸Какой прообраз Креста Господня мы встречаем в Ветхом Завете
🔸О медном змее во время 40-летнего странствия евреев по пустыне
🔸Почему змей делался из меди?
🔸О том, что Христос соделался грехом ради нас
🔸О том, что Господь доказал Свою любовь к нам, когда мы были еще грешниками
🔸О том, что Иисус Христос умер за нечестивых
🔸О прославлении Креста Господня
🔸Как на кресте Христа распят мир?
🔸О том, что Крест соединяет прошлое и будущее, небесное и земное
🔸О форме Креста
🔸О принятии Иаковым сыновей Иосифа
🔸Об усыновлении языческих народов Богом
🔸О том, кто такой настоящий иудей
🔸О радостном Догмате

См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://youtu.be/AU5nAz2xCb0

https://www.youtube.com/watch?v=AU5nAz2xCb0

https://ruskline.ru/video/2020/09/26/krest_gospoden
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #47 : 27 Сентября 2021, 00:13:29 »


Таинство благочестия

Митрополит Калужский и Боровский Климент

   


Мы празднуем великий двунадесятый праздник — Воздвижение Креста Господня. В этот день Церковь чествует Крест Христов, она вспоминает обретение в 326 году в Иерусалиме императрицей Еленой того Креста, на котором был распят Христос. Для христианина это особый, радостный праздник.

Однако некоторым людям христианское отношение к кресту трудно понять. С крестом у них ассоциируется некое страдание, отрицание, негатив. Например, о человеке, испытывающем трудности жизни, говорят — таков у него крест, а о людях, к которым утрачен интерес как к профессионалу, мы слышим: «На нем поставили крест».

Церковь же утверждает обратное: Крестом Господним наша жизнь возрождается, освобождается от подчинения греху и укрепляется в добродетели.

В беседе с Никодимом Христос уподобил свою смерть на Кресте древнему чуду (см. Ин. 3, 14), которое произошло во время странствования по пустыне еврейского народа. Для того чтобы избавить его от истребления, пророк Моисей по повелению Бога выставил на знамени медного змея. Всякий, кто смотрел на это изображение с верой, не умирал от змеиных укусов (см. Чис. 21, 4–9).

Так и Сын Человеческий избавил людей от вечной смерти, приняв крестные страдания и смерть. С тех пор Новый Прапор — распятый и воскресший Христос — исцеляет верующих в Него от смертоносного яда греха. Святитель Григорий Нисский писал, что мы имеем «одно врачевство от злых страстей — очищение душ наших, совершаемое таинством благочестия». Здесь речь идет не об одном из семи церковных таинств, а о христианском подвиге.

«Страдание же есть крест», — утверждает святитель Григорий. Для обретения человеком вечности, т. е. для спасения души необходим подвиг безропотного перенесения внешних скорбей и внутренней борьбы, которые в совокупности составляют жизненный крест христианина. В «таинстве благочестия» главным делом человека является «воззрение на страдание за нас Пострадавшего» — воплотившегося Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Через осознанное обращение к Христу христианин становится «неотзывчивым, мертвенным» по отношению к страсти и «неподвижным на всякий грех». Благодать защищает его он проникновения греха в его жизнь. Об этом же читаем в Псалтири на церковнославянском языке: «пригвозди страху Твоему (т.е. Божию) плоть мою» (Пс. 118, 120).

Более того, по объяснению святителя Иоанна Златоуста, Крест Христов побуждает человека к подвигам, помогающим не только избавиться от действия страстей, но и уподобиться Богу в добродетели. Для этого подвижнику одинаково необходимы испытания и помощь Святого Духа. Христианский аскетизм — бескровное мученичество исполнения евангельских заповедей — зиждется на любви к Богу и соединяет с Ним. Об этом сказал Сам Христос: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14, 23). Только через постоянное воздвижение Креста Господня в своем сердце можно «исполниться всею полнотою Божиею» (Еф. 3, 19).

Вот почему Церковь так чтит Крест Господень. Он — непобедимая победа наша над грехом, и только в Нем раскрывается подлинная жизнь христианина — постоянное воодушевляемый верою и любовью ко Христу подвиг евангельского благочестия.


https://pravoslavie.ru/124225.html
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #48 : 28 Сентября 2021, 00:22:30 »


Проповедь в праздник Воздвижения Креста Господня после Литургии в Храме Христа Спасителя

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл


27 сентября 2021 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви произнес проповедь.





Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Преподобному Ефрему Сирину принадлежат такие слова: «Крест есть заблудшим помощь и немудрым вспомоществование». Вообще, о кресте в святоотеческих произведениях написано очень много, целые поэмы, в большинстве своем восхваления креста; и многое в наших литургических текстах гимнографы заимствовали из творений святых отцов. Конечно, есть немало глубоких богословских размышлений о кресте, но в том святоотеческом изречении, которой я сейчас процитировал, — «крест есть помощь заблудшим» — сконцентрировано всё.

Что такое заблуждение? Каждый знает, что можно заблудиться на местности, и потому люди ходят в неизвестные места группами, чтобы их мог вывести кто-то знающий, — то есть должен быть вожак, поводырь. А вот святой Ефрем называет крест силой, которая помогает человеку выйти из заблуждения. Заблудился человек в жизни, перепутал добро со злом, наделал массу ошибок, разрушил свою личную жизнь, поссорился с детьми и, наконец, впал в отчаяние, — и может ли такому человеку помочь крест Господень? По слову святого Ефрема — конечно, может! Крест помогает всем, кто заблуждается.

Но для того чтобы крест стал путеводителем, компасом, нужно понять саму сущность креста. Что произошло на Голгофе? Что означает крест? В русской иконографической традиции принят крест восьмиконечный, в его нижней части изображается планка, правая сторона которой поднята, а левая опущена. Обычно мы объясняем это тем, что справа от креста разбойник, получивший оправдание, а слева — осужденный. Это правильное, но неполное объяснение, ведь в изображении креста не может быть ничего неактуального. Крест животворящий — а мы его так называем — может быть только актуальным, он действительно воздействует на сознание современного человека, его душу, его разум; и эта нижняя планка означает очень многое — крест как критерий истины, как мерило правды.

Потому и текст, который я процитировал, ложится на это иконографическое изображение. Если человек впадает в заблуждение, то крест помогает ему из этого заблуждения выйти. А почему? А потому что в кресте открываются Божественная справедливость и правда. Ведь что больше всего сокрушает человека в жизни? Неудачи, болезни. Рождается здоровым, в молодости сильный, а с возрастом здоровье начинает ухудшаться, возникают недуги, болезни, и человек считает себя совершенно несчастным — ушли силы, молодость, красота… Однажды я пришел совершить соборование над женщиной, которая в молодости была очень красивой. И она сказала мне: «А зачем мне жить? Все позади, впереди ничего нет, я потеряла все». Тогда я не нашелся, что ей сказать, но теперь, зная замечательный текст Ефрема Сирина, я бы ей сказал: а ты посмотри на крест! Крест — мерило правды, крест — наш компас, крест указывает точное направление нашего движения и в молодости, и в расцвете сил, и в пожилом возрасте, и на краю смерти. Крест говорит нам, куда идти, как мыслить и что делать. Крест свидетельствует о том, что человек может жить практически безошибочно, что он может быть действительно очень счастливым вне зависимости от своего материального достатка и общественного положения, может иметь богатейший внутренний мир, если его компасом является крест Господень.

Крест являет нам, что физическое страдание и смерть сами по себе ужасны. Кто же не боится страданий? Кто не боится смерти? Ведь и то, и другое связано с болью, часто невыносимой, и в самые тяжелые моменты человеческой жизни мы сталкиваемся с тяжелыми болезнями, страданиями и смертью. Но и в этих обстоятельствах мы, взирая на крест, видим Господа и Спасителя, воплотившегося Бога, — страдающим. Зачем это было нужно Богу, Который создал вселенную, Который одним мановением может изменить течение человеческой жизни — личной, общественной, политической, планетарной? Он содержит в деснице Своей всю вселенную, и зачем ему было нужно Самому прийти в мир и пострадать? И не просто пострадать, но пройти через чудовищные страдания, взойти на крест и умереть жестокой смертью. Господь все это совершает и дарует нам Свой крест — как маяк, как компас, который указывает, как нам жить в этом мире, куда нам идти, от чего нужно в любых обстоятельствах отказываться, а от чего никогда нельзя отрекаться, — от того, что является самым дорогим, самым великим, самым спасительным.

Крест Христов учит нас, что самым дорогим и самым спасительным является наше общение с Богом. «Боже Мой, Боже Мой! Почему Ты Меня оставил?» — страшный возглас Спасителя на кресте. Состояние богооставленности — это глубочайшая мука, и даже для Сына Божия это была мука, потому что по плоти, по человеческому естеству Он был один из нас, такой, как мы.

А что происходит сегодня? А Господь и сегодня не желает оставлять нас и род человеческий, но люди сами отказываются от Бога: «Ты нам не нужен, мы без Тебя проживем! Мы год от года становимся богаче, у нас современные технологии, и вообще наука говорит, что никакого Бога нет и все появилось само собой». И ведь умные люди верят во все это; вот где настоящее безумие — в признании существования вселенной без Начала, без Бога.

Откуда же происходят все эти заблуждения? Эта тема требует специального осмысления и специального изложения, а мы вернемся к главному — ко кресту как путеводителю, как компасу для нас. Взирая на изображение Распятого Спасителя, мы должны сказать: перед нами измученный, истерзанный Человек, абсолютно ни в чем не повинный ни перед людьми, ни перед судом синедриона. И действительно, зачем Господь допустил все это? Именно потому, что последующим поколениям, вплоть до окончания века сего, непременно нужен путеводитель, нужен компас, нужно мерило правды. Этим мерилом является крест Христов, и если Неповинный был распят, то за высочайшее свидетельство, которое Бог через Него даровал миру и от чего нельзя отрекаться ни при каких условиях.

Вот и мы с вами, взирая на крест Христов, должны понять, что величайшее сокровище, которое нам вручено, — это наша вера. Никогда и ни при каких обстоятельствах нельзя отрекаться от веры, ее нужно защищать перед самим собой, перед своими мыслями и сомнениями, ее нужно исповедовать, если нужно, перед другими. Но, самое главное, мы должны в жизни проявлять эту веру, чтобы, взирая на наши добрые дела, люди прославляли Отца нашего Небесного, ведь ради этого Господь и принял смерть на кресте.

Сегодняшнее событие, которое мы прославляем, — Обретение креста. Однако в первую очередь мы прославляем не столько историческое событие, но сам крест Господень. Мы прославляем великую тайну Божественной любви, Божественного снисхождения, Божественной мудрости, которую даровал нам Господь через Свой животворящий крест, и да будет он для нас мерилом правды, мерилом истины. Да будет крест для всех нас силой, ограждающей нас от соблазнов, от физических и духовных нападений, от всего того, что грозит нашей жизни, нашему здоровью, но, самое главное, нашей вере и верности Христу. Крестом оградясь, будем хранить веру православную! Будем идти за этим крестом, как за великим путеводителем, по нашей жизни, взирая всегда на нижнюю планку, которая показывает, что наш путь — не налево, не вниз, а к небу. И да поможет нам Господь силой животворящего Его креста идти достойно, никогда не теряя веру, и да оградит Господь землю нашу, страну нашу, народ наш, Церковь нашу и каждого из нас силой животворящего Своего креста. Аминь.


27 сентября 2021 г.

https://pravoslavie.ru/142014.html
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #49 : 27 Сентября 2022, 00:18:39 »


Крест воздвигается над миром

Слово в день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня

Протоиерей Александр Шаргунов
 




Крест воздвигается над миром, раскрывая пути Церкви и судьбы человечества. Где, среди чего обретается Крест? Как совершается это воистину всемирное воздвижение естества нашего из бездны погибели на высоту славы Божественной?

Там, где «мерзость запустения на месте святе», есть еще до последнего Суда избавление. После того, как во исполнение пророчества Спасителя был разрушен императором Титом в 70-м году Иерусалим, и не осталось от Храма камня на камне, во II веке здесь возник языческий город с другим названием. Чтобы навсегда уничтожить память о Иерусалиме и о имени, нераздельно связанном с ним, были засыпаны землей и камнями Гроб Господень и Голгофа, и воздвигнуты на их месте капища Юпитера и Венеры. В начале были разорены святыни, а потом утверждена мерзость магии и блуда. Как похоже это на то, что было в России после революции 1917 года, а потом после революции 1993 года. Как похоже это на то, что совершается ныне на постхристианском Западе и в Америке, и что они хотели бы насадить теперь, даже с помощью военной силы, в нашем Отечестве!

В день Воздвижения Креста над современным Вавилоном Церковь говорит нам о погибельной бессмысленности богопротивления и о святом терпении верных. Где начинается богоборчество? Не был ли грех Адама разделен всем человечеством: отвергнуть Бога и занять Его место? В Ветхом Завете это только тень, но с воплощением Бога, перед Крестом, это становится реальной возможностью. Отца Небесного нельзя поразить копием, но Бог во плоти может быть связан, пригвожден и пронзен. Все мы вместе и каждый в отдельности ответственны за Его распятие. Всякий раз, когда мы предпочитаем нашу собственную волю Его воле, всякий раз, когда мы пытаемся устранить Христа из нашей жизни, мы становимся на сторону Его распинателей. Но когда мы с ужасом и плачем возвращаемся к Нему, мы узнаём, что любовь Его, явленная на Кресте, непобедима, и обретаем, в конце концов, даром Его любви такое покаяние, которое было у святых: «Умру, но не согрешу!»

Воздвижение Креста совершается в напоминание, что страшнее всего — отсутствие покаяния, привычка ко греху, которая делается уже как бы второй природой человека. Потому что здесь мы начинаем соединяться с теми, кто предал Христа на смерть, не потому, что не знал, что Он Сын Божий, а именно потому, что знал это, как Сам Господь говорит в притче о злых виноградарях (Мф. 21, 33—45).

Что бы ни случилось с нами в этом отступническом мире, самое страшное — окаменение сердечное. Мы должны позаботиться о том, чтобы каждый грех, даже если он представляется нам как бы незначительным, был осознан нами и раскаян. Воздвижением Креста Церковь призывает нас ко вниманию. Невозможность покаяния означает принятие «человека беззакония», и Церковь показывает сегодня всему миру Крест Христов как знамение Его Второго Пришествия.

В мире, где торжествует зло, Церковь крепка, как говорит преподобный Силуан Афонский, святой крестной мыслью и терпением. Даже будучи на кресте, как Христос, искушается она сатаною. «Сойди, сойди со Креста, — как некогда Христу говорят ей враги ее, — отступи немного от тех требований величия человека, о которых говорит твое Евангелие, стань доступнее всем, и мы поверим в тебя!» Бывают обстоятельства, когда это необходимо сделать: сойди со креста, и дела Церкви пойдут лучше. Мы знаем, какое отступничество от веры отцов происходит в католической и протестантской Церкви на Западе. А на той же Украине — и в православной.

Что было бы, если бы Христос сошел с Креста, если бы Ему, когда пришли превосходящие всякую меру испытания, не хватило любви к Своему творению? Мир был бы осужден жить под вечной тиранией Бога. Он избавился бы от тоски сомнения в Боге, ибо Его постоянное присутствие раздавило бы неверующих безлюбовным деспотизмом, который сатана предлагал Христу, и который он сам теперь под видом свободы насаждает в мире, потому что человек действительно свободен.

Воздвижение Креста призывает всех верных к исполненному решимости, как говорит преподобный Серафим Саровский, выбору: вместо торжества сатаны нам дано увидеть в распятии Церкви крушение его и победу любви Пресвятой Троицы в мире.


Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

26.09.2022


Источник
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 103705

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #50 : 27 Сентября 2022, 17:32:17 »

Крест. Фильм Инны Веденисовой



См.видео по нижеприведённой ссылке:

https://vk.com/video-107124334_456243633

https://dzen.ru/video/watch/6331fe64b91d2a71061418fd

https://yandex.ru/video/preview/?text=Крест.%20Фильм%20Инны%20Веденисовой&path=yandex_search&parent-reqid=1664285232254108-340429345631478072-sas3-0697-5f0-sas-l7-balancer-8080-BAL-3648&from_type=vast&filmId=9637266236506143569
« Последнее редактирование: 27 Сентября 2022, 17:55:58 от Александр Васильевич » Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #51 : 28 Сентября 2022, 03:30:09 »


«Крест — хранитель всея вселенныя», или Зачем космонавты берут святыни в космос

Иеромонах Пафнутий (Фокин)





Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня имеет глубокую связь с праздником Преображения. Об этом говорят многие святые отцы и церковные историки. Указывая на духовную связь Фавора и Голгофы, преподобный Анастасий Синаит утверждает, что не только Преображение, но и Распятие есть величайшая слава Сына Божия. «Сегодня на Фаворе, — восклицает святой в своем слове на день Преображения, — смертью было начертано животворящее таинство Креста. Как на лобном месте Он был распят посреди двух человек, так и теперь боголепно Он стоит посреди Моисея и Илии». На Распятии канонического письма, где Христос изображается преобразившимся, наглядно отражены слова богослужебных текстов о том, что «Господь взошел на Крест» по Своей воле и простирает Свои пречистые руце, чтобы принять и спасти всех нас.

    Не только Преображение, но и Распятие есть величайшая слава Сына Божия

Хронологически и календарно эти праздники также близки: разница между ними составляет ровно 40 дней. По мнению некоторых древних авторов, Преображение произошло за 40 дней до Распятия Спасителя. Однако, если бы празднование совершалось за 40 дней до Великого Пятка, оно выпадало бы всегда на Великий пост. В том числе и поэтому праздник было решено перенести на летний период и совершать его за 40 дней до Воздвижения.

В евангельской истории событие Преображения предваряется беседой Спасителя с апостолами близ Кесарии Филипповой — беседой о крестоношении, которую Господь заканчивает словами: «Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9, 1). Именно в этой беседе мы слышим призыв Спасителя следовать за Ним, неся свой крест: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк. 8, 34). Следовать за Христом, поднимающимся на Фавор, невозможно без несения личного креста.



Подчеркивая внутреннюю связь крестоношения и личного преображения в жизни каждого христианина, преподобный Исаак Сирин призывает:

   «Сперва нужно потерпеть досаду креста, а потом уже ощутить славу креста».

Преподобный Варсонофий Оптинский в беседе на Преображение говорит об этом так:

   «Может быть, кто-нибудь захотел бы в этой жизни быть все время на Фаворе? Невозможно это… Чтобы ощутить эту славу,
   чтобы духовно преобразиться, нужно очистить свое сердце от страстей».

Духовная связь, внутреннее единство между событиями Воздвижения и Преображения видны и в храме в Звездном городке. Сейчас здесь хранятся частицы мощей более ста святых, значительная часть которых передана строителем храма Анатолием Николаевичем Кузнецовым. Среди храмовых святынь есть и такие, которые брали в космос.

    Среди храмовых святынь есть и такие, которые брали в космос



13 лет назад, 30 сентября 2009 года, с космодрома Байконур стартовал космический корабль «Союз ТМА-16». На борту находились командир экипажа Максим Викторович Сураев вместе с астронавтом Джеффри Уильямсом (США) и космическим туристом Ги Лалиберте (Канада). По благословению настоятеля храма игумена Иова (Талаца) Максим Викторович взял с собой на орбиту частицу Животворящего Креста Господня. Во время той полугодовой экспедиции была совершена первая литургия в храме, а через год, осенью 2010 года, состоялось Великое освящение храма Святейшим Патриархом Кириллом. В том же году здесь был установлен уникальный, единственный в своем роде четырехъярусный резной иконостас, выполненный из сибирского кедра потомственным резчиком из Красноярского края Родионом Исламовым Им же были изготовлены Голгофа и Распятие. Такие Распятия мастер изготовил не только для прихода в Звездном, но и для нескольких других храмов, в том числе и для храма Христа Спасителя в Москве. Изначально Распятие в храме Христа Спасителя, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, располагалось в отпевальном приделе. В настоящее время оно находится в нижнем, Преображенском, приделе храма.



Однажды, в процессе изготовления Распятия для строящегося храма при Богучанской ГЭС в Сибири, Анатолий Кузнецов с настоятелем и архитектором пришли посмотреть, как продвигается работа. Кузнецов заметил, что Лик Спасителя больше похож на отца настоятеля, на что архитектор небрежно бросил: «Да кто Его видел, Спасителя?» После этих слов он совершенно неожиданно, на ровном месте, упал и сильно расшибся, как будто кто-то невидимой рукой сбил его с ног. После этого потрясенный Родион сразу же взялся переделывать Лик, и, когда ему предложили не спешить, ведь есть другие важные дела, он ответил: «Видели, как кинуло архитектора? Лучше уж мы скорее все сделаем, чтобы и нам не упасть ни в какую яму». Примечательно, что Родион принял Крещение во время строительства храма.



Помимо частицы Древа Господня, в космосе побывало много других святынь. И чаще всего на орбиту брали частицы мощей преподобных Сергия Радонежского и святителя Николая Чудотворца. Почему же так вышло? Одной из причин можно считать тот факт, что с 2007 года, согласно резолюции Святейшего Патриарха Алексия II, храм Преображения Господня в Звездном городке находится под духовным окормлением братии Свято-Троицкой Сергиевой лавры. При храме проводятся проводы и встречи космонавтов, поездки в Свято-Троицкую Сергиеву лавру с молебном у мощей Преподобного для членов экипажа накануне отъезда на Байконур. Верующие космонавты почитают преподобного Сергия особенно, поэтому неудивительно, что в космическом пространстве им хочется быть под его защитой и покровительством. Впервые частица мощей Преподобного побывала в космосе в 2008-м году. Полгода она находилась на орбите с экипажем космического корабля «Союз ТМА-13». Командир экипажа Юрий Валентинович Лончаков дважды выходил с ней в открытый космос. Это была первая святыня тогда еще строящегося храма, побывавшая на орбите.

    Это была первая святыня тогда еще строящегося храма, побывавшая на орбите

С мощами святителя Николая история особая. Помимо частиц мощей святителя, во время своей третьей экспедиции на МКС в 2009-м году Ю. В. Лончаков взял с собой на борт иконы святителя Николая. Вернувшись на Землю, Юрий Валентинович вместе с отцом Иовом совершили паломнические поездки в Венецию и Бари. Они преподнесли иконы, побывавшие на околоземной орбите, в дар храмам этих городов. Руководство города Бари и настоятель базилики Святителя Николая, католический священник Дамиано Бова, в ответ передали храму Звездного городка ковчег с миром и частицу деревянной раки, в которой перевозили мощи святого из Мир Ликийских в Бари в 1087-м году, — с условием, что она побывает в космосе и совершит крестный ход вокруг Земли. Эта святыня с экипажем Федора Николаевича Юрчихина полгода находилась на орбите и дважды побывала в открытом космосе.



Также на орбите побывали частицы мощей великомучеников Феодора Тирона и Феодора Стратилата, святого великомученика Георгия Победоносца, преподобного Серафима Саровского, святителей Петра и Филиппа, Митрополитов Московских, и многие другие святыни. При этом нужно отметить, что некоторые святыни и книги пребывают на борту МКС постоянно. Так, здесь имеется целая укладка с книгами, иконами, фотографиями, вырезками из православных журналов, а также крест — благословение Святейшего Патриарха Алексия II. Крест был вручен руководителю «Роскосмоса» Анатолию Николаевичу Перминову, а тот передал его экипажу корабля «Союз ТМА-8». Корабль со святыней на борту стартовал 30 марта 2006 года. С тех пор крест находится постоянно на видном месте — на панели служебного модуля российского сегмента МКС.

    Крест находится постоянно на видном месте — на панели служебного модуля российского сегмента МКС

Больше всего икон, такой своеобразный иконостас, размещены в большом диаметре служебного модуля. Там находится и Казанская икона Божией Матери, переданная Святейшим Патриархом Кириллом по окончании Божественной литургии в храме Христа Спасителя 13 марта 2011 года членам экипажа корабля «Союз ТМА-21» экспедиции МКС-27 — Александру Самокутяеву, Андрею Борисенко и Рону Гарану. Светлейший Патриарх Кирилл тогда напутствовал экипаж такими словами:

   «Пусть над нашим мятущимся, раздираемым противоречиями миром, в котором так много скорби и человеческого горя,
   простирается Покров Пречистой Царицы Небесной. В этом смысле российские космонавты, помимо своих очень сложных и
   важных профессиональных обязанностей, будут осуществлять и некую духовную миссию».



С 7 апреля 2011 года эта икона находится на станции постоянно.

Так зачем же космонавты берут с собой в космос святыни?

Верующим людям свойственно в трудную минуту обращаться к Богу, Пресвятой Богородице и святым угодникам, чтобы почувствовать поддержку, успокоиться, получить помощь и укрепление. Трудно представить, что чувствует космонавт, долгое время находясь между небом и землей, в буквальном смысле слова в подвешенном состоянии, но можно предположить, что взгляд на икону или прикосновение к святыне помогают сосредоточиться, правильно оценить обстановку, почувствовать помощь свыше, прилив сил — иными словами, святыни в космосе, как и в обычной жизни, помогают человеку жить и работать. Кроме того, своей благодатной силой они освящают пространство космической станции, и кто знает, скольких аварий и просто неприятных моментов удалось избежать благодаря помощи Божией, заступничеству Пресвятой Богородицы и святых…

    Святыни в космосе, как и в обычной жизни, помогают человеку жить и работать

Не только космонавты берут святыни в космос. Подводники тоже не погружаются без святыни на своем корабле. Известны случаи, когда и священники совершали молебны не на земле, а в воздухе, со святынями на борту самолета. Так, в сентябре 1999 года в российских городах произошла серия террористических актов. Псковская десантная дивизия тогда находилась в Чечне, и было решено совершить воздушный крестный ход для предотвращения трагических ситуаций. И 29 сентября 1999 года в небе над Псковом крестный ход совершили настоятель воинского храма протоиерей Олег Тэор с помощниками, офицеры, представляющие рода войск, дислоцирующиеся во Пскове, и учащиеся Псковского духовного училища. С собой они брали Сурдегскую икону Божией Матери. На высоте 800 метров над Псковом батюшку привязали к дверям, руки оставили свободными. Самолет стал делать круги над Псковом, а отец Олег в открытую дверь самолета кропил город святой водой. Божией милостью угрозы остались только угрозами, и никаких террористических актов после крестного хода в Пскове не было совершено. А 2 апреля 2020 года схиархимандрит Илий (Ноздрин) и иеродиакон Илиодор (Гариянц) облетали на самолете Москву и Санкт-Петербург с молитвами о прекращении губительного поветрия — коронавирусной инфекции...

Мы знаем, что во время эпидемий, войн, междоусобиц или, наоборот, в дни праздников и памятных событий люди идут крестным ходом с иконами и молитвой, каждый со своим чаянием, радостью или бедой. Так и святыня, путешествуя вокруг планеты в космическом корабле, является видимым символом нашей молитвы за весь мир. Конечно, она не становится от этого ближе к Богу, не становится более благодатной и чудотворной… Однако вернувшиеся из полета космонавты возвращают ее в храм с благодарностью и благоговением, с осознанием того, что и сам полет, и работы, выполненные во время экспедиции, и научные эксперименты — все это было сделано во славу Божию.

Как свидетельствует староста храма Преображения летчик-космонавт Валерий Григорьевич Корзун, не было еще такого случая, чтобы никто из членов экипажа не взял с собой какую-нибудь святыню. Чаще всего космонавты берут с собой в космическое пространство Священное Писание, Псалтирь, молитвослов, небольшие бумажные иконы. По словам космонавта, «начинать день на орбите необходимо с благословения Божия, молитв к Пресвятой Богородице и почитаемым святым. Ведь обращение к святым, изображенным на иконах, дает спокойствие, мирный дух и уверенность в завтрашнем дне».


28 сентября 2022 г.

https://pravoslavie.ru/148436.html
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #52 : 29 Сентября 2022, 01:44:16 »


Крест и жертва Христова

Священник Валерий Духанин





Крест Христов! Зрим мы Голгофу и зрим Распятого на ней. Жертва, Любовь и Тайна. И, конечно, победа, но победа через нечто неописуемо страшное. Да, есть в открываемом зрелище и нечто страшное, но и нечто бесконечно отрадное. И оборачивается всё это духовным, небесным Торжеством. Торжеством Креста Животворящего!

Каждый зрит Крест и Распятого на нем в меру своей к Нему любви. В свою духовную меру. А может, зрит так, как ему полезно, как открывается Богом на данный момент. Вот преподобный Пимен Великий. В древнем патерике его ученик авва Исаак рассказывал:

   «Однажды я сидел у аввы Пимена и увидел, что он пришел в исступление (восхищен из обычного состояния к духовному
   созерцанию – о. В.Д.). Я поклонился ему до земли, прося сказать мне, где он был? Принужденный объявить тайну свою, он
   сказал: ‟Мой ум был при кресте Спасителя в те минуты, когда при кресте стояла Богоматерь Мария и плакала; мне бы
   хотелось так плакать всегда”».

Самая близкая и Самая родная предстояла Распятому на Кресте, подобно тому как Херувимы и Серафимы предстоят на Небесах Престолу Божию. Та, Которая вынашивала Его от Благовещения до Рождества, примет снимаемое со Креста Его бездыханное Тело. Она зрит страдания Своего Сына и кротко плачет. А преподобный Пимен, созерцая этот плач, хочет и сам взойти к этой тайне. Созерцание Жертвы Любящего и Любимого рождает сердечный плач. Помнить об этом стоило бы и нам. Ибо привычка взирать на Крест и машинально осенять себя крестным знамением превращается в обыденность.

Привычка взирать на Крест и машинально осенять себя крестным знамением превращается в обыденность

Прикладываясь к Распятию, вспомним священную тайну.

Где тайна Любви, там и таинство Жертвы. По-другому никак. И это, по-хорошему, должно быть понятно тем, которые созданы по образу Божию и стараются хоть немного этот образ хранить. Ибо образ Божий есть образ Бога-Любви. Любовь как жертвенность запечатлена в нашей природе.

Преподобный Силуан Афонский в своих сокровенных записях сохранил такой простой случай:

   «Один монах рассказал мне, что когда он (в детстве) был тяжело болен, то мать его сказала отцу: ‟Как страдает наш
   мальчик. Я с радостью дала бы изрезать себя на куски, если бы можно было этим облегчить его страдания”».

И преподобный Силуан, прозревая в этом человеческом нечто вышечеловеческое, добавляет:

   «Такова любовь Господа к людям. Он так сильно жалел людей, что захотел пострадать за них, как родная мать, и даже
   более. Но понять эту великую любовь без благодати Святого Духа никто не может».

И вот чем объясняются самые сокровенные слова на литургии:

   «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое… Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы
   и за многи изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:, 26–28).

Если хочешь понять нечто Божие, то, прежде всего, постарайся постичь Крест Христов

То есть это вовсе не просто какой-то обряд-воспоминание, а жертвенная Любовь Божия, коей мы таинственно приобщаемся. Именно тайна Креста объясняет всё: зачем создан мир, почему он во Христе воссоздан, и для чего нам дана Евхаристия. И вообще, если хочешь понять нечто Божие, то, прежде всего, постарайся постичь Крест Христов.

Святитель Филарет Московский зрел эту тайну страшную и в священном трепете говорил:

   «Взирайте прилежнее на Голгофу: и там, где видится средоточие всех бед, вы откроете убежище».

И еще добавлял он, погружаясь в глубины богословия:

   «Вниди во внутреннее Святилище страданий Иисусовых, оставя за собою внешний двор, отданный языкам на попрание. Что
   там? – Ничего, кроме святой и блаженной любви Отца и Сына и Святого Духа к грешному и окаянному роду человеческому.

   Любовь Отца – распинающая.

   Любовь Сына – распинаемая.

   Любовь Духа – торжествующая силою крестною.

   Тако возлюби Бог мир!»

Ибо в чем выражается любовь, как не в искренней жертве?

Крест Христов обымает всё, ибо всё обымает любовь Живоначальной Троицы. Мы осеняем себя крестным знамением во имя Святой Троицы, во имя Бога-Любви, излившего через Крест любовь ко всему миру. И потому Крест, а значит, и крестное знамение – свидетельство о любви Божией к нам. Но в каком-то смысле оно (крестное знамение) должно быть свидетельством и нашей любви к Нему, жажды сопричастности Кресту Христову.

Однако же ныне – день Торжества и Победы!

   «Восплещем днесь песненное торжество, и светлым лицем и языком ясно возопиим… Ты и ныне даруй Крест Твой честный
   нам, блюстителя и хранителя и прогонителя демонов» (стихира на литии на праздник Воздвижения).

Плач Богоматери претворился в радость. Предстала Царица одесную Воскресшего. А Крест Его вознесся превыше Небес.

У людей смерть завершается могильной тьмой. А у Бога смерть увенчивается Воскресением. И потому для нас неразрывны, хотя и неслиянны, Крест Христов и Его Воскресение. «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим!»

Господь наш через Крест воскрешает нас, ибо Крест – уже не орудие смерти, а торжество Жизни

Господь наш через Крест воскрешает нас, ибо Крест – уже не орудие смерти, а торжество Жизни. Горькие воды Мерры претворились в сладость от брошенного в них древа. А ужаленные змеями взирали на прообраз Распятого и исцелялись. Так и горечь нашей жизни претворяется в сладость, потому что с нами древо Креста. Те же, кого жалят змеи искушений, обретут исцеление у Христова Распятия. В стихирах праздника поется о Кресте: «на том бо убив нас убившаго», то есть умертвив убивавший нас грех, Христос сподобляет нас «на Небесех жити».

Крест Христов – в нем пересечение всех судеб мира. Прошлого, настоящего и будущего. Неба и земли, и преисподней. Вершиной своей крест Христов достигает Небес, а подножием спускается до самого ада, ибо оттуда, из ада, Распятый Господь вывел готовых принять Его и возвел к Небесам. И сейчас силой Креста, окропленного Кровию Господа, из адовой пасти вырываются заблудшие Божии чада. Да, вертикаль Креста – от преисподней и до самых Небес. А срединной частью своей Крест обымает весь видимый мир. Ибо спрячешься ли в пещеру, опустишься ли в лазурные глубины океана, или взойдешь на гору, или даже покинешь на космическом корабле орбиту Земли, – везде Искупитель твой видит тебя, везде с тобой сила Креста Христова.

Крест Господень обымает прошлое, настоящее и будущее, ибо Кровь Распятого искупает грех всех. От Адама и Евы, горько плакавших вне врат Рая сладости, и до Всеобщего Воскресения, до торжествующего собора вводимых в вечное Божие Царство – за всех и за каждого Господь пролил Свою пречистую Кровь. Как сказано в одной из тайных молитв литургии: «Царство Твое даровал еси будущее». Оно еще не явилось, а уже уготовано – но уготовано через Крест Христов.

Так, Крест Господень – в центре всего. В центре всех времен и пространств и всех смыслов. Но – и правда, как это понять, не стяжав Святого Духа Божия?

Мы не всё понимаем, но всё равно все ко Кресту Христову идем. Идем поклониться и приложиться, а сам Крест воздвигаем над нашими главами, как оружие непобедимой победы.

Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство!


27 сентября 2022 г.

https://pravoslavie.ru/148439.html
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #53 : 30 Сентября 2022, 03:28:13 »

Проповедь в праздник Воздвижения Креста Господня

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл


27 сентября 2022 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви произнес проповедь




ВИДЕО  19 минут


Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

«Крест для погибающих — юродство, а для спасаемых — сила Божия», — вот чему учит нас сегодня Священное Писание. Юродство — это славянское слово, а русское слово, ему соответствующее, — «безумие». И что же получается, если перевести на наш современный язык? «Крест для погибающих — безумие, а для спасаемых — сила Божия».

А ведь так оно и есть. Что такое крест? Крест — символ страданий, мучений и смерти. И как же эти страшные явления могут быть привлекательны для человека, как они могут определять в положительном направлении жизнь человека? И те, кто не понимает смысл страданий Господа на Кресте, — кто и в древности не понимал, да и сегодня не понимает, — просто отмахиваются от этого величайшего откровения Нового Завета.

Почему же мы не отмахиваемся? Почему мы соглашаемся с тем, что крест принес не только страдания, но через страдания принес спасение? Потому что на кресте были явлены величайшие человеческие чувства, и в таком глобальном масштабе, который ни в одной человеческой личности осуществить невозможно. Что же это за чувства, что за проявления человеческой души? Это жертвенность и любовь. И если определить апогей развития способности человека жертвовать и любить, то этим апогеем будет Голгофская Жертва.

Конечно, человеческий опыт жертвенности и любви не может достигать того самого спасительного апогея, который был явлен на Голгофе. Но Жертва Христа Спасителя обозначает ориентир, некое направление движения. Через Крест Христов мы осознаем, что жертвенность и любовь являются величайшими ценностями для человека, для полноты его жизни. И одновременно это величайшие добродетели, которые оправдывают человека пред Богом, через которые человек искупляет свои грехи.

Мы знаем, что Жертва Голгофская была жертвой искупления. Господь принял эти страшные мучения, чтобы искупить пред Божественным правосудием все грехи мира. Наши с вами кресты, наши жертвы невозможно сравнить с тем, что совершил Спаситель. Но в масштабах наших человеческих возможностей, в масштабах личности каждого жертвенность и любовь являются действительно апогеем духовной жизни.

А что происходит, если мы отмахиваемся от этих ценностей? В самом деле, почему я должен жертвовать чем-то ради другого человека? Человек, отрицающий значение жертвенности, может привести множество подобных утилитарных аргументов. Зачем мне чем-то жертвовать, во имя чего? Но сегодняшний день может научить всех, даже тех, кто принципиально отрицает возможность принести в жертву не только себя — об этом и речи нет! — а хотя бы частицу своей жизни, своего времени, своих материальных возможностей. Сегодняшний день может убедить отрицающего необходимость жертвы в том, что жертва приносит человеку спасение. А синонимом спасения на обычном нашем языке является слово «счастье».

Вот если мы будем способны сопрягать жертвенность со счастьем, то изменятся, радикально изменятся человеческие отношения. Потому что человеку всегда хочется что-то получить. Сделал работу — получить деньги, трудишься хорошо — получить повышение по карьерной лестнице; да мало ли какие ценности для нас привлекательны, так что ради них мы готовы и трудиться, и даже жертвовать! И ведь так и происходит в нашей жизни. Тот, кто хорошо трудится, теряет свое время, иногда даже рискует здоровьем, но в ответ на это получает и материальное поощрение, и продвижение по службе.

Ну, а как же поступать в духовной жизни? Сегодняшний день помогает нам понять, что когда мы приносим себя в жертву, когда мы разделяем с другими свое время, свои материальные возможности, свою любовь — искренне, не конъюнктурно, не по необходимости, а от сердца, — тогда мы обретаем великий Божий дар. Мы становимся ближе к Богу. Господь прощает нам наши грехи. Ведь даже право, которым руководствуется человеческое общество, предполагает, что преступник должен искупить свою вину, и таким искуплением чаще всего является тюремное заключение. А как мы можем искупить нашу вину в течение нашей земной жизни, чтобы пред Богом не предстать с нашей виной? Нашим искуплением здесь и является жертвенность, жертвенная любовь, помощь тем, кто страдает. И не для того чтобы отметиться перед телекамерами, или чтобы про тебя в газетах написали, а так, тихонечко прийти и помочь…

Должен вам сказать, что многие люди сегодня так и поступают. Ко мне стекается информация, которая не попадает в общественное пространство, а потому я не могу оглашать какие-то имена, но действительно поражаешься жертвенности, являемой многими и многими нашими согражданами. Особенно сейчас, когда такая непростая ситуация на Украине, когда, защищая все наше историческое Отечество — и Россию, и Украину, — воины наши жертвуют здоровьем и жизнью, как важно, чтобы и весь народ наш был способен жертвовать во имя Христово ради всех тех, кто нуждается, кто не словесно, а самим своим существом просит этой помощи!

Иногда задают вопрос: «Ну, а кому помогать-то? Смотрю направо, налево — не вижу…». А тут надо помолиться, чтобы Господь открыл наши очи духовные, так чтобы мы увидели, кому помогать. В ответ на молитву Господь всегда открывается самым неожиданным образом и дает возможность проявить свою любовь, свою жертвенность, с тем чтобы принести жертву в первую очередь Ему, а через эту жертву получить прощение грехов и радость душевную.

Еще раз хочу сказать, что сегодня то время, когда мы особенно должны задавать себе этот судьбоносный вопрос: «А что я делаю?» Потому что происходящее сегодня на просторах Святой Руси, конечно, омрачает сердца многих. Не буду говорить о себе, но с этими мыслями, с этим страданием и ложусь, и встаю, и провожу весь день, потому что являюсь Патриархом не только Московским, но и всея Руси. Но в то же время верю, что по милости Божией пройдет эта напасть, что она не подорвет тех глубинных основ нашего совместного бытия, которые сохраняют в единстве народ Святой Руси, живущий в России и на Украине. Верю, что Господь приклонит милость и прекратится междоусобная брань. И там, где сегодня недоумение, страдания и скорбь, должна явиться наша человеческая любовь друг ко другу. А в ответ на эту любовь — любовь Господа к нашему единому народу, к тем, кто живет в России и на Украине, к тем, кто живет в разных уголках Земли.

Пусть Господь в это очень непростое время всех нас укрепит в вере и благочестии. В первую очередь обращаюсь сейчас к тем православным людям, которые считают, что можно посетить храм один раз в году, и этого достаточно. А другие говорят: в пост надо посетить храм, причаститься, и достаточно. Третьи говорят: достаточно одного раза в месяц. И одни, и другие, и третьи неправы! Воскресный день дается нам для того, чтобы мы посвящали его Богу. А кто не желает отдать Богу часть воскресного дня, думая, что сделает для себя что-то получше — телевизор посмотрит, погуляет, в гости пойдет, — тот глубоко ошибается. «День седьмый Господу Богу твоему», говорит заповедь Божия. А это значит, что воскресный день должен начинаться с молитвы. Но если по каким-то обстоятельствам человек не может в храм пойти (хотя чаще всего эти обстоятельства надуманы), то по крайней мере в утренние часы нужно помолиться вместе со своей семьей, испросить у Господа прощения за то, что в этот день в храм не пришел. Всё это сейчас так важно, мои дорогие!

Мои родители пережили ленинградскую блокаду, и они рассказывали мне о том, как наполнялись в Ленинграде Божии храмы, как люди голодные, почти умирающие, стекались в храмы, несмотря на обстрелы, несмотря на ослабление всех физических сил. Храмы Ленинграда во время блокады были переполнены, и, может быть, эта молитва и спасла город. Не хочу сравнивать нынешние времена с тем, что пережили ленинградцы в тяжелейшие годы блокады, но в ведь в каком-то смысле и сегодня наступило судьбоносное время! Потому что многие восстают на Русь, и у многих голова закружилась в желании погубить Русь, ее самобытность, ее независимость, ее свободу. И сегодня мы должны особенно укрепить себя в вере, наполнить наши храмы, молиться за власти, за воинство, за своих родных, близких, молиться за Церковь Православную, которая в этих тяжелейших условиях сохраняет духовное единство Святой Руси.

И да поможет нам Господь! Еще раз хочу сказать, что мы дожили с вами до судьбоносного времени, а в судьбоносное время следует обновить нашу веру, обострить наше сознание и нашу память, посмотреть иначе на многое из того, на что мы еще вчера смотрели без особого внимания и особой заботы. Тогда наша духовная мобилизация, к которой я сейчас всех призываю, поможет и мобилизации всех сил нашего Отечества. И она, несомненно, поможет в конце концов полному примирению России и Украины, которые составляют единое пространство Русской Православной Церкви.

Можете себе представить состояние меня как Патриарха всея Руси, когда сегодня брат убивает брата. Наверное, кто-то из носителей крайних политических взглядов скажет: вот, проповедует пацифизм в то время, когда… Не пацифизм, но этими словами я просто свидетельствую о нашем общем долге пред Богом — молиться о прекращении междоусобной брани, делать все для того, чтобы восстановились братские отношения двух частей единой Руси, и молиться еще и о том, чтобы Господь избавил, особенно нашу молодежь, от того, чтобы жизнь их пресеклась в этой междоусобной брани. А для того чтобы было так, надо, надо чтобы брань прекратилась.

И да помогает нам Господь, святые угодники единой Руси, преподобные Киево-Печерские и преподобные отцы многочисленных обителей, включая Троице-Сергиеву лавру, на просторах великой Руси! Будем уповать на их молитвы, ведь и их душа сегодня скорбит и страдает по поводу того, что происходит. И будем надеяться, что общими усилиями, без того чтобы идти по пути опасных компромиссов, могущих навредить единой Руси, мы все одновременно двигались по пути примирения и восстановления того духовного единства, которое было сформировано в недрах единой Русской Православной Церкви.

Пусть благословение Божие пребывает над всей Святой Русью, над начальствующими, над духовными руководителями, над воинами и над всеми теми, от кого может зависеть мирный и благополучный исход нынешнего весьма опасного столкновения двух братских народов. Пусть Господь хранит нас всех и укрепляет в вере, любви, единомыслии. Аминь.


27 сентября 2022 г.

https://pravoslavie.ru/148451.html
« Последнее редактирование: 30 Сентября 2022, 10:24:44 от Александр Васильевич » Записан
Страниц: 1 2 3 [4]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!