Русская беседа
 
26 Ноября 2024, 03:46:38  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: 43 года назад погибла подводная лодка К-129 ВМФ СССР  (Прочитано 3671 раз)
0 Пользователей и 2 Гостей смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106501

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 14 Марта 2011, 21:43:56 »

Бойко Владимир Николаевич,
капитан I ранга запаса,
ветеран-подводник ВМФ.
Морское Собрание г. Севастополя.


Подводная лодка К-129

43 года назад погибла подводная лодка К-129 ВМФ СССР



15 марта 1958 года заложена на заводе №199 им. Ленинского Комсомола в г. Комсомольск-на-Амуре под наименованием Б-103. Подводная лодка имела водоизмещение около 2900 т, глубину погружения – 300 м и была вооружена 3 ракетами Р-21 с ядерными боеголовками, и шестнадцатью торпедами, в том числе двумя с ядерной боевой частью). 2 августа 1958 года подводная лодка Б-103 зачислена в списки кораблей ВМФ как большая подводная лодка. 6 мая 1959 года была спущена на воду.31 декабря 1959 года вступила в строй. 2 февраля 1960 года подводная лодка вошла в состав 29-й Дивизии подводных лодок 15-й Эскадры подводных лодок ТОФ. 16 июня 1960 года Б-103 отнесена к подклассу крейсерских подводных лодок и переименована в К-129. 20 мая 1966 года отнесена к подклассу больших подводных лодок. 4 марта 1964 года – 10 апреля 1967года на «Дальзаводе» во Владивостоке прошла модернизацию по проекту 629А. 30 мая 1967 года подписан приемный акт.


Подводная лодка К-129

24 февраля 1968 года из пункта базирования на Камчатке под названием «Могила» К-129 вышла на Боевую службу под бортовым номером «574» в район Гавайских островов. Командовал К-129 капитан 1 ранга В. Кобзарь, все офицеры экипажа имели опыт подводного плавания. В течение 12 дней экипаж выполнял поставленные задачи по скрытому патрулированию (возвращение подводной лодки в пункт базирования намечалось на 5 мая 1968 года). 8 марта 1968 года К-129 должна была дать контрольное радиодонесение, но подводная лодка не ответила на контрольную радиограмму, переданную штабом Тихоокеанского флота для проверки связи. Это было серьезным основанием для тревоги.

В это время, в разгар боевых действий во Вьетнаме, американские ВМС тщательно прослеживали курс любого советского военного корабля в стратегически важной части Тихого океана. К-129 не могла бесследно раствориться в океане, но точное место гибели подводной лодки и 98 членов экипажа советскому командованию тогда не было известно. По данным разведки, примерно в эти дни в японский порт Йокосуко прибыла американская подводная лодка «Суордвиш», имевшая повреждения. Американцами во время захода этой подводной лодки в порт принимались необычные меры безопасности: к ремонту привлекался только американский персонал. Возникла мысль о столкновении под водой и срочно начала готовиться поисково-спасательная операция. В океан были направлены самолеты, боевые корабли, вспомогательные суда. Глубина в районе поиска составляла 5000-6000 метров, удаление от Камчатки – 1230 миль. Первым в точку предполагаемого нахождения К-129 направился морской буксир СБ-43. Как только буксир приблизился к району, где по расчетам исчезла К-129, как над ним начали кружиться американские патрульные самолеты «Орион». Они буквально висели над мачтами, и это вызывало подозрения: почему такое пристальное внимание к обыкновенному буксиру? Когда, через несколько дней в район подошли еще 11 наших кораблей, интенсивность их полетов стала еще большей. Также было зафиксировано появление американской подводной лодки. Все эти действия и тогда, и сейчас заставляют предполагать, что американцы знали и о цели наших действий, и о катастрофе К-129, и знали точное место ее гибели. Однако двухмесячный поиск в районе, где могла затонуть К-129, закончился неудачей. Анализ обнаруженного масляного пятна показал – оно соляровое, дизельное.

Погибших моряков в советском ВМФ официально признали погибшими, вдовам подводников и их детям дали пенсии. Возможной причиной гибели подводной лодки назывался «провал подводной лодки за предельную глубину вследствие поступления воды при движении под РДП через поплавковый клапан». Считалось, что РДП придает подводной лодки скрытность – оно уменьшало грохот дизелей и выход выхлопных газов из-под воды. После гибели К-129 ГК ВМФ запретил подводникам использовать РДП. Пока советские корабли систематически патрулировали предполагаемый квадрат гибели К-129, а правительство СССР не проявляло видимого желания заявить о судьбе подводной лодки официально, в ЦРУ решили ее поднять. На борту подводной лодки находились баллистические ракеты и торпеды с ядерными боеголовками, шифры ВМФ СССР, специальная секретная техника. К-129 затонула на глубине 5000 метров, и никогда в мире подобной судоподъемной операции не проводилось. Осуществить подъем подводной лодки взялась компания «Сама корпорешн», представители которой начали переговоры о создании уникальных технологий глубоководных работ с «Глобал Марин Девелопмент Инк» и «Локхид». Спустя два года на верфи в Пенсильвании было спущено на воду для достройки на плаву судно «Гломар Эксплорер» для глубоководного подъема затонувших кораблей, замаскированное под шельфовый разведчик. По завершению работ судно перешло в Реджвут-Сити (Клифорния), где к нему была добавлена баржа-понтон для транспортировки подъемных монтажных конструкций с огромными 50-метровыми клешнями с помощью которых предстояло оторвать от океанского дна и поднять на поверхность. Сама операция получила название «Дженнифер». Все работы были строго засекречены.

В ЦРУ отчетливо понимали, что замаскировать и скрытно провести операцию по подъему подводной лодки довольно трудно, тем более, что о ее подготовке стало известно в посольстве США в Вашингтоне. Там в октябре 1970 года получили анонимное письмо, автор которого сообщал о планируемой акции. Об этом доложили в Москву, но командование ВМФ заверило руководство страны, что после гибели К-129 шифры и документы кодирования на флоте заменены, что поднять подводную лодку с глубины 5000 метров практически невозможно. На всякий случай в район гибели К-129 время от времени стали направлять разведывательные корабли.


Подводная лодка К-129

Волей случая тайный проект стал достоянием общественности. В ночь на 5 июня 1974 года лос-анджелесские грабители пробрались в помещение офиса Хьюза и с помощью газовой горелки вскрыли сейф. Значительных сумм там не обнаружили, но нашли документы операции «Дженнифер», которые прихватили с собой. Из этих документов они узнали, что по заданию и на деньги ЦРУ Хьюз построил специальное судно «Гломар Эксплорер» для подъема русской подводной лодки, затонувшей на большой глубине. Грабители решили шантажировать ЦРУ, потребовав полмиллиона долларов за возврат совершенно секретных документов, но ЦРУ торговалось, тянуло время, надеясь, что ФБР найдет и обезвредит гангстеров.

В это время судно «Гломар Эксплорер» уже находилось в районе гибели К-129 и готовилось к уникальному подъему. Когда же операция была завершена, и опасность от разглашения сведений стала не такой уж важной, грабителям поставили новые условия, которые их не устраивали. Тогда они сторговались с журналистами, и 8 февраля 1975 года газета «Лос-Анджелес таймс» поместила сенсационную статью о сделке ЦРУ с Хьюзом. Напрасно ЦРУ призывало журналистов в интересах национальной безопасности забыть об этом деле и не дразнить Москву: с газетных страниц сыпались все новые и новые подробности. Но Москва ограничилась одним официальным запросом и удовлетворилась уклончивым ответом. США предприняло меры маскировки. В районе работ постоянно находилось однотипное с «Гломар Эксплорер» исследовательское судно «Гломар Челленджер». Когда в июле 1974 года в предполагаемом квадрате появился «Гломар Эксплорер», советская разведка не придала этому должного значения. Тем временем «Гломар Эксплорер» и доставленная туда баржа-понтон НМВ-1, предназначенная исключительно для транспортировки монтажных конструкций и гигантских захватов, приступили к исключительной по технической сложности работе. НМВ-1 притопили и завели под корпус «Гломар Эксплорер». Затем в океанские воды стали уходить девятиметровые трубы, которые автоматически свинчивались на глубине. Контроль осуществлялся подводными телекамерами. Всего было 600 труб, каждая весом с двухэтажный автобус. Когда до К-129 оставались считанные десятки метров, за рычаги управления захватом подводной лодки сел главный конструктор подводной платформы. Управляемый неопытной рукой захват ударился о грунт и от удара одна из клешней треснула. Тем не менее, удалось захватить корпус К-129. Начался подъем подводной лодки.

До поверхности океана оставалось совсем немного, когда поврежденная клешня рассыпалась. Теперь лодку удерживала за носовую часть лишь одна пара клешней. В этот момент случилось не предвиденное: на глазах у американцев подводная лодка раскололась, и примерно три четверти ее корпуса вместе с телами большинства погибших и баллистическими ракетами стали погружаться в океанскую пучину. Из этой части выскользнула ракета и медленно пошла ко дну, но взрыва не последовало. Носовая часть К-129 оказалась в «Лунном бассейне» – огромном раскрывающемся с днища отсеке «Гломар Эксплорер». Появившиеся русские разведывательные суда начали фотосъемку. «Гломар Эксплорер» снялось с якоря и двинулось к берегам США. После откачки воды из огромного внутреннего ангара специалисты начали обследовать К-129. первое, что поразило американцев – низкое качество стали, из которой был изготовлен корпус ПЛ. По утверждению инженеров ВМС США, даже толщина ее не была во всех местах одинаковой. Проникнуть внутрь подводной лодки оказалось практически невозможно: там все было исковеркано и сдавлено взрывом и циклопическим давлением воды. Матрацы коек были спрессованы до 40 см в длину. Американцам удалось извлечь ядерные торпеды.


Подводная лодка К-129

К-129 находилась на ровном киле и без видимых повреждений. Вероятно, подводная лодка, получив сначала какое-то внешнее повреждение, заполнялась водой отсек за отсеком, и тонула относительно медленно, и давление внутри подводной лодки постоянно сравнивалось с внешним. Российские эксперты склонны считать, что именно так и случилось, а при подъеме подводной лодки переломилась именно в месте пробоины. Также считается, что ЦРУ умышленно прибегало к дезинформации, дабы скрыть подлинную картину. По утверждению К. Барлисона, К-129 на глубине развалилась, причем ВМС и ЦРУ США с самого нала знали об этом, и подводную лодку собирались поднимать по частям. В противном случае трудно объяснить, почему «Лунный бассейн» на «Гломар Эксплорер» имел длину чуть более 60 метров, тогда как длина К-129 составляет почти 100 метров. Из-за огласки операции в 1975 году от второго и третьего этапов ЦРУ пришлось отказаться. Возникает вопрос: почему ЦРУ решило поднимать в первую очередь не самую ценную в разведывательной информации среднюю часть подводной лодки, где были ракеты с ядерными боеголовками, шифры, секретные приборы и судовые документы, а сравнительно малоинтересную в этом плане носовую? Ответа нет, если не принять во внимание неоднократные сообщения в американских средствах массовой информации о том, что в ходе операции «Дженнифер» подняли все части подводной лодки, а сообщили лишь о носовой, где были найдены тела шести советских подводников, которых перезахоронили почти через два месяца в тихом океане, в 90 милях к юго-западу от Гавайских островов. В октябре 1992 года ЦРУ передало президенту РФ видеопленку, на которой была запечатлена процедура захоронения подводников. По погибшим отслужили молебен на английском и русских языках, были исполнены гимны двух стран, а затем контейнер с останками подводников по морскому обычаю опустили в океан на глубину около 4 000 метров.

Версий гибели К-129 выдвинуто и существует до сих пор несколько. Правительственная комиссия рассматривала многие возможные причины гибели подводной лодки, среди них – взрыв боезапаса или аккумуляторной батареи, большое поступление воды внутрь прочного корпуса из-за несовершенства устройства подачи воздуха к дизелям, работающим в перископном положении или частично через пробоину, образовавшуюся в результате столкновения с другой подводной лодкой или кораблем. Согласно версии, распространенной в США, советскую подводную лодку, находившуюся на боевом патрулировании, в феврале-марте 1968 года отслеживала американская стационарная высокочувствительная система дальнего гидроакустического обнаружения «Морской паук». Она же и засекла момент и место катастрофы. Как сообщила американская печать, первой к лежащей на дне советской подводной лодке, подошла атомная подводная лодка США «Халибат», переоборудованная из атомной с крылатыми ракетами в разведывательную – специально для участия в операциях по слежению за советскими подводными лодками и кораблями. Летом 1968 года «Халибат» изучила корпус затонувшей советской подводной лодки: спущенная по кабель-тросу фотокамера сделала тысячи снимков К-129.

8 марта 1968 года подводная лодка К-129 погибла в Тихом океане со всем экипажем по неизвестной причине при несении Боевой службы. 30 июля 1968 года исключена из состава ВМФ. В конце 1992 года о погибших подводниках впервые было сказано открыто. ГК ВМФ приказал подготовить проекты нового приказа Министра обороны и постановления правительства относительно К-129.

20 октября 1998 года, по прошествии 30 лет с момента гибели, весь экипаж подводной лодки К-129 был посмертно награжден орденами Мужества. Но вопрос о причине трагедии и месте погребения моряков по-прежнему остается без ответа, хотя из военного и политического давно стал нравственным.



http://www.simvolika.org/mars_102.htm
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!