Как хорошо, что мы живём в РоссииСтихи из Старой Калитвы Старая Калитва
Россошанский район Воронежской области давно соперничает с губернской столицей в части литературных талантов. А по яркости, самобытности дарований, пожалуй, что и превосходит Воронеж. Достаточно назвать имя знаменитого поэта-фронтовика Михаила Тимошечкина и автора восхитительных исторических романов Леонида Южанинова, известных писателей-краеведов Петра Чалого и Алима Морозова. Напомню, что известный русский поэт Алексей Прасолов по рождению также россошанец. В этом ряду своё место занимает и Светлана Алексеевна Ляшова-Долинская из россошанского села Старая Калитва.
Она родилась в 1962 году в селе Тхорёвка Воронежской области. Окончила отделение журналистики филфака Воронежского госуниверститета. Ну, а дальше её ждала судьба барышни-крестьянки в современном её варианте. Её романтические идеалы столкнулись с суровыми буднями чернозёмного села. Жизнь проходила между сельской библиотекой и крестьянским огородом, в круговерти быта и в почти тотальным непонимании со стороны близких и дальних. Но она сумела сохранить себя...
Несколько лет тому назад встретила Светлана любимого мужчину, стала Ляшовой-Долинской. Она счастлива. Хотя и живёт без компьютера и Интернета вдали от литературных тусовок. Работает заведующей библиотекой села Старая Калитва. Член Союза писателей России. Лауреат областной молодежной литературной премии (1994 г.) и премии областной Думы и администрации Воронежской области по журналистике и книгоизданию за серию очерков «Письма из Старой Калитвы» (1999 г., газета «Берег»). Стихи публиковались в журналах «Москва», «Подъём», «Воронежская беседа», коллективных сборниках «Бабий век», «Земная колыбель», «Милая малая Родина» и др. В разные годы изданы авторские книги стихов «Не загоститесь на земле», «Сорвется серп луны», «О чем страдала странная душа».
В 2010 году в издательстве имени Е. А. Болховитинова вышел в некотором смысле итоговый сборник стихотворений Светланы Ляшовой «И вновь побеждает любовь!». Эта тоненькая книжечка сельского библитекаря из Старой Калитвы с небогатой полиграфией и не самым оригинальным названием, «томов премногих тяжелей».
Хотя Юрий Кузнецов считал, что «для прекрасного пола, в поэзии существует только три пути: рукоделие (путь Ахматовой), истерия (тип Цветаевой) и подражание (общий безликий тип)», Светлана Ляшова, на мой взгляд, освоила сразу два пути, избежав третьего. В стихах она прежде всего женщина: : «Я прачкой рождена, славянская жена//От мезозойских зол и первородной пены». Это во многом программное стихотворение заканчивается так:
На берегах иных забыли обо мне
Все те, кто в городах, кто в солнце верит слепо
У высохшей реки, у вызревшей строки
Лежит моё замызганное небо.
Апелляция к городу, как к полюсу другой, бездумной, лёгкой жизни проходит на протяжении всей книги. В стихотворении «Горожанину» Ляшова пишет: «Что ты знаешь обо мне// Там в столичной быстрине// Увлекаемый потоком//Пребывающих во сне?» Но и с деревней у Светланы отношения не сложились. Здесь, «за пазухой России», раньше было «крепостное житьё в развесёлом колхозном раю...» А теперь «в безверии небо свинцово немеет» и в «безликие дни, бесфонарные ночи» «всё ниже и ниже под горестный мат пролетает звезда». Это стихотворение «Землякам» заканчивается горьким признанием:
...Осветит луна, как скупая лучина
Полынное поле, до боли ничьё:
Никто не всплакнёт, если ночью грачиной
На звёзды рассыплется сердце моё.
У Ляшовой деревня «извечная боль и загадка». И ещё и личная история о том, как её , крылатую, которая «то с книжкой, то с «приветом» хотели заставить «жить по-коровьи, праведно как все и помышлять о сене и овсе». Но, слава Богу, её не «переделали» и даже в мире, где «огорода родимый квадрат и ласковый сад как подросток ранимый», она не утратила способности слагать стихи, которые в её пониманьи «данное свыше дыханье...» И не утратила способности ощущать большую страну. Удивительное в этом смысле стихотворение «Бумеранг». «Ещё не возвратился бумеранг.// Поверх домов высотных и яранг// Он всё летит, туманы рассекая... » Это символ и неотвратимого возмездия и надежды. Хотя с оптимизмом у автора негусто: «Как хорошо, что мы живём в России,// Где труд и бедность не оставят нас». Но правдивость, глубина, трагическое осознание бытия, рассказ о жизни «между радугой и бездной» - всё это и есть настоящая поэзия.
Творчество всех россошанцев объединяет чернозёмное отношение к жизни, ушибленность степным простором, ощущение судьбы как парящего в небе коршуна. Но наиболее ярко всё это выражает поэзия Светланы Ляшовой.
Святослав Иванов
http://voskres.ru/literature/critics/ivanov1.htm Стихи с. Ляшовой-Долинской: Светлана Ляшова-Долинская
http://voskres.ru/literature/poetry/lyashova.htm