Николай Леонов«Он политик был талантливый и честный…»Виктор Иванович Илюхин: человек-боецМеньше всего можно было ожидать, что его подстережет такая странная смерть - от сердечной недостаточности - в короткий промежуток от телефонного звонка с вызовом «скорой помощи» до приезда бригады врачей...
Известие о безвременной кончине Виктора Ивановича Илюхина потрясло меня, как внезапный разлом на Среднерусской возвышенности. Выходец из крестьянской семьи, пензяк, он отличался необыкновенно крепким телосложением, ровным характером, всегда излучал уверенность и оптимизм.
Сразу вспомнилось: после того, как в ноябре 2006-го в нелепой автомобильной катастрофе погибла его дочь Екатерина вместе с мужем, я в то время коллега В.И. Илюхина по депутатской работе в Госдуме, подошел к нему и спросил: «Не думаете ли вы, Виктор Иванович, что гибель вашей дочери не случайная авария, а «черная метка», присланная вам?». Он на время задумался, но потом решительно отогнал мрачные мысли и сказал: «Нет, вряд ли. В России убивают за право владения пивным ларьком, но не за политические убеждения. Власть слишком самоуверенна». И в дальнейшем, когда разговоры заходили о «подозрительных» убийствах или смертях - генералов Рохлина, Лебедя - он старался скрыть свою озабоченность.
В России вчерашней, а тем более нынешней, политических деятелей уровня Виктора Ивановича меньше, чем пальцев на одной руке. Можно ли представить себе, чтобы 40-летний юрист, выходец из глубокой провинции, пробившийся исключительно благодаря своим высоким профессиональным качествам на должность начальника Управления по надзору за исполнением законов о государственной безопасности, возбудил уголовное дело против президента СССР М.С. Горбачева, обвинив его в государственной измене? За эту неслыханную и дерзкую инициативу он в два дня был уволен из Генпрокуратуры СССР. Но и новой власти, укреплявшей свои позиции на беззаконии, от Виктора Илюхина доставалось по полной мере.
Этот несговорчивый, честный и высококвалифицированный юрист был костью в горле любым сладкоежкам от власти, настоящим рыцарем диктатуры закона.
В 1993-м он безоговорочно поддержал парламент в противостоянии с президентом, который пошел на преступление, расстреляв Верховный Совет из танковых орудий. Будучи бессменным депутатом Государственной Думы, начиная с 1993-го, он, считаю, был лучшим парламентарием - по мужеству, профессионализму. В 1995-м Виктор Иванович публично разоблачил тайные планы отсрочки на неопределенное время очередных президентских выборов. Он настойчиво добивался от думцев принятия закона об обязательном медицинском освидетельствовании лиц, претендующих на высшие посты в государстве, но его инициатива была торпедирована проправительственным большинством. Уже тогда многие друзья выражали озабоченность по поводу его личной безопасности: в борьбе за власть политические противники легко переходят границы дозволенного.
Но гражданская трусость была ему неведома. После гибели генерала Рохлина Виктор Иванович, не колеблясь, взял на себя руководство Движением в поддержку армии, оборонной промышленности и военной науки. Где бы ни вспыхивала острая конфронтация оппозиционных сил с правительством, Илюхин непременно оказывался в первых рядах защитников баррикад справедливости.
Удивительно тонко подмечал он все капканы и ловушки для политической оппозиции, которые скрывались во вносимых правительством проектах законов о «митингах и демонстрациях», «об экстремизме» и других, аналогичных инициативах. Только подавляющее большинство «Единой России» и тощая, беззубая информация о дискуссиях в Государственной Думе не позволяли широкой общественности знакомиться с аргументацией парламентской оппозиции.
Особой опасности он подвергался во время длительной борьбы за принудительное отрешение от должности президента страны Б. Ельцина в 1998-1999 годах. Будучи законником по своей природе, он предпринял попытку использовать право как орудие борьбы за мирную смену главы государства.
Сколько угроз он получал в то время и по почте и по телефону, но упорно продолжал продвигать свою демократическую инициативу.
Любопытно, что юридическую защиту президента в Государственной Думе вело не Министерство юстиции, даже не администрация главы государства, а Федеральная служба безопасности. Сейчас даже трудно представить, сколько сил положила президентская сторона, чтобы не допустить импичмента, но борьба В.И. Илюхина и его товарищей дала свои результаты: Б. Ельцин позже был вынужден «добровольно» подать в отставку.
У него на все хватало энергии. В вопросах внешней политики он был несгибаемым патриотом России. Не забудутся его яростные обличения натовских вояк, которые подвергли безжалостной бомбардировке Югославию в 1999-м. Он, как юрист, говорил о правовом цинизме США, которые готовы организовывать международные трибуналы, чтобы судить любого, не угодного им политика или военного в мире, но, в то же время, наотрез отказываются признавать юрисдикцию этих трибуналов для граждан США.
Он ушел из жизни, не завершив свою борьбу за справедливый подход к оценке Катынских событий. Жестко критикуя малодушие российской власти, он справедливо считал: политические оценки в данном случае не имеют юридической силы. Он настаивал на том, что только добросовестное расследование с учетом всех открывшихся фактов и соответствующее судебное решение могут поставить точку в этом горестном деле. Политики не могут быть судьями. Политическая целесообразность не может быть заменой закона. А в судебном слушании должны быть рассмотрены все факты и доводы, а не только аргументация обвиняющей стороны.
В течение всех последних двадцати лет Виктор Иванович Илюхин был самым неудобным политическим лидером левой оппозиции. Его устранения хотели бы многие.
Его работа как депутата Госдумы, его труды, публичные выступления по телеканалам неизменно вызывали острый приступ «крапивницы» в верхах. Такого бойца теперь фракция КПРФ не найдет. Да что там фракция! Такого смелого, даже отчаянного, защитника справедливости и законности сегодня не сыщется во всей России.
На душе тяжелый камень. Невольно вспомнились горькие стихи поэта-разночинца конца ХIХ века: «Еще один из ряда выбыл вон,/ Где уж ряды и так не слишком тесны./ Мир памяти скончавшемуся, он/Политик был талантливый и честный».
http://www.stoletie.ru/obschestvo/on_politik_byl_talantlivyj_i_chestnyj_2011-03-21.htm