Церковь и государство: соработничество в решении общих задачРаскрывая учение Церкви Христовой о правильном отношении к государственной власти, святой апостол Павел пишет: «Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены... Начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим. 13, 1,4).
Государство благословляется Богом как институт, без которого была бы немыслима жизнь человека в искаженном грехом мире, где личность и общество нуждаются в ограждении от греховных проявлений. В связи с этим в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви говорится: «Священное Писание призывает власть имущих использовать силу государства для ограничения зла и поддержки добра, в чем и видится нравственный смысл существования государства». Исходя из этого, анархия, так же как и призывы к ней, противоречит христианскому миропониманию.
Церковь не только предписывает своим чадам повиноваться представителям государственной власти независимо от их убеждений и вероисповедания, но и молиться за них, «дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (1 Тим. 2, 2).
С другой стороны, абсолютизация государства, сопряженная с отрицанием границ его чисто земной и преходящей миссии, не свойственна христианскому миропониманию. Да и сама светская власть не должна возводить в абсолют свою роль в жизни человечества, игнорируя Божественные установления, ибо это, как показывает исторический опыт, необходимо приводит к злоупотреблениям и трагедиям.
Выстраивая отношения между Церковью и государством, важно отдавать себе отчет в различии их миссий. Церковь имеет своей целью нравственное преображение и духовное усовершенствование человека и общества, цель же государства - земное благополучие граждан. Государство принуждает к исполнению своих законов, Церковь может только увещевать. Государству вверен меч, чтобы обуздывать злодеев и защищать законопослушных граждан, Церкви вверено слово Божие, направляющее людей к вечной жизни. Вместе с тем нельзя не отметить, что общая ответственность за благополучие людей подвигает Церковь и светскую власть к сотрудничеству - свободному и взаимоуважительному. И это сотрудничество должно быть основано на подлинных, вечных, неизменных духовных и нравственных ценностях.
Святитель Филарет, митрополит Московский, так говорил о церковно-государственных отношениях: «Есть польза, когда Алтарь и Престол союзны. Но не взаимная польза есть первое основание союза их, а самостоятельная истина, поддерживающая тот и другой».
На протяжении столетий наша Церковь была совестью своего народа, обличая пороки и призывая к покаянию. По известным историческим причинам она была от этой роли отстранена. Многочисленные проблемы, переживаемые нами ныне - коррупция, преступность, алкоголизм и другие - связаны именно с этим печальным историческим обстоятельством. Возрождение разрушенного, восстановление ценностной ткани общества и культуры - это задача, в которой Церковь и государство могут и должны сотрудничать.
После окончания эпохи гонений на христианство в Римской империи начал формироваться идеал симфонии двух властей - духовной и светской. Уже при Императоре Константине (IV в.) материальная сила государства и духовная сила Церкви впервые объединились на основе принципа симфонии. В преамбуле к Шестой новелле Императора Юстиниана (VI в.) об этом говорится так: «Величайшие дары Божии человеку, дарованные Вышним человеколюбием, - священство и царство: одно служит вещам Божественным, другое управляет и заботится о вещах человеческих; и то, и другое происходит от одного и того же начала и благоукрашает человеческую жизнь... Если то (священство) будет во всем безупречно и причастно дерзновения к Богу, а это (царство) будет правильно упорядочивать врученное ему общество, то будет благая некая симфония».
Однако в истории идеал симфонии не всегда правильно отображался в конкретных установлениях, словах и поступках. Более того, рискну предположить, что он всегда оставался именно идеалом, в чем-то недостижимым на практике. Но означает ли это, что его нужно сдать в музей или архив? И, если нет, то что он может означать сегодня, когда в мире не осталось православных царств?
Убежден, что ныне идеал симфонии Церкви и государства, в круг которых я бы включил и общество, может воплощаться в новых, менее формальных, но не менее сильных практических проявлениях. Церковь, государство и общество призваны системно взаимодействовать, основой чего могут быть различные соглашения и взаимные обязательства, а в идеале - нормы права.
Глубоко неправильным видится отношение к государству только как к управленческо-экономической машине. Государство, даже светское, не может и не должно совершенно устраняться из духовной, ценностной, нравственной сферы жизни человека и общества. Власть, не понимающая этого, не имеет будущего сама и ставит под вопрос будущее народа. У государства не может не быть моральной миссии. Да, государство сегодня обычно не является конфессиональным. Но оно должно быть нравственным. Оно должно воплощать в своей деятельности тот всеобщий моральный закон, который объединяет и верующих традиционных религий, и нравственно здоровых нерелигиозных людей. Государство призвано поддерживать идеал нравственной чистоты и общественного долга.
Равноправие граждан не означает равноправия образов жизни. Оно не означает, что разрушительные пороки должны получать такую же поддержку, как и добродетели, необходимые для нормального бытия общества. Государство не может занимать нейтральную позицию, например, между трезвостью и пьянством - оно должно поощрять первое и сдерживать второе. Попытки сначала уравнять порок и добродетель, а потом стеснять добродетель ради свободы порока не просто греховны с точки зрения веры - они абсурдны с точки зрения здравого смысла и безответственны даже с точки зрения чисто земного блага людей.
Благоустроение общества определяется поведением людей, а их поведение, в свою очередь, - ценностями, убеждениями, взглядами на мир. Там, где глубоко подорваны представления о правильном и неправильном, о должном и недолжном, любые попытки власти поддерживать порядок разобьются о нежелание граждан честно исполнять свой долг. "Там, где нет морали, законы бессильны", - гласит античная мудрость. Наше общество нуждается в преодолении нравственной дезориентации, в установлении ясных моральных ориентиров. И Православная Церковь, наряду с общинами других традиционных религий, готова быть в этом партнером государства и общества.
Другая область, где усилия Церкви и государства могут гармонично сочетаться, - это социальная сфера: забота о наиболее уязвимых членах общества, возвращение преступивших закон к честной жизни, помощь страдающим химической зависимостью, создание института сестер милосердия, организация детских приютов и лагерей, оказание материальной и моральной помощи тем, кто пострадал в чрезвычайных ситуациях, поддержание материнства и детства, многое другое. В данной области Православная Церковь накопила огромный опыт и может быть эффективным соработником государства в решении насущных социальных задач.
Особое внимание нужно уделять церковно-государственному партнерству в сфере воспитания и образования. Дети, как известно, легко и быстро воспринимают все, что происходит в окружающем их мире. И от того, получат ли они нравственный стержень и правильные жизненные приоритеты, напрямую зависит, какими гражданами они станут. Поэтому государство должно быть заинтересовано в создании и поддержании именно таких образовательных учреждений, которые бы заботились о духовно-нравственном просвещении молодежи.
Как показывает опыт развитых стран, социальные, образовательные, культурные институты, связанные с Церковью, играют значительную роль в восполнении нужд социума, делая это подчас более качественно, чем светские организации.
Михаил ЕФИМОВ,
кандидат богословских наук,
сотрудник Синодального отдела
по взаимоотношениям Церкви и обществаhttp://www.rv.ru/content.php3?id=8916