Русская беседа
 
24 Ноября 2024, 23:40:16  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: «Если мы и вышли из Египта, то пришли в Вавилон»  (Прочитано 1647 раз)
0 Пользователей и 2 Гостей смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106499

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 30 Марта 2011, 17:10:57 »

«Если мы и вышли из Египта, то пришли в Вавилон»

Диакон Владимир Василик об исторической общности «советский народ» и причинах ее утраты



Ровно 40 лет назад, 30 марта 1971 года, открылся XXIV съезд Коммунистической партии Советского Союза, который завершился 9 апреля. На съезде генеральный секретарь КПСС Л.И.Брежнев заявил о сложившейся новой общности людей - советского народа. Постановлением XXIV съезда КПСС советский народ был провозглашён результатом прочного социально-политического и идейного единства всех классов и слоёв, наций и народностей, заселяющих территорию СССР. А общим языком - языком советского народа - был признан русский язык, что являлось выражением «той роли, которую играет русский народ в братской семье народов СССР».

Об историческом феномене «советский народ» рассуждает известный богослов и историк диакон Владимир Василик:


Необходимо быть справедливыми и объективными. Советский народ действительно существовал. Он был не только провозглашен, но и был реальностью. Он построил великое государство и выиграл Великую Отечественную войну. Это общность, которая, под руководством русского народа, объединила в новое государственное образование народы Российской империи.

«Дружба народов» была далеко не мифом. Конечно, она давалась кровью в прямом смысле этого слова. Подавление мятежей на Кавказе и Средней Азии и их замирение в 20-е годы потребовали значительных усилий. Мы знаем о националистических движениях и во времена войны. Но, все-таки, давайте смотреть правде в глаза. Если бы не единство всех народов Советского Союза во время Великой Отечественной войны, если бы не было обеспечено единство армии и тыла и бесперебойная работа народно-хозяйственного механизма, мы бы не победили. 

Поражения русской армии в 1915 году, спровоцировавшие рост оппозиционных настроений и последовавшую за ними революцию, в реальности были не такими катастрофическими, какие были в начальный период Великой Отечественной войны. Страшные удары 1941-1942 гг. были более катастрофическими. Но, при тех страшных лишениях, которые переживал советский народ, никакой революции не случилось. И дело здесь не только в карательном аппарате советской власти. Обезумевшие беглецы сметут любые заградотряды, а голодные люди снесут любые управления внутренних дел. Тем более, что от этих лишений страдали и сами работники внутренних дел, хотя они находились в куда более привилегированном положении. В блокадном Ленинграде умерло 5 тысяч солдат – работников НКВД, правда, преимущественно низового состава.

Строительство советского государства и победа в войне основывались не только на насилии, а на чувстве долга и чувстве общности. Возьмем такой потрясающий пример, как спасение Семенного фонда Института растениеводства им Вавилова. Люди, умирая от голода в блокадном Ленинграде, не притрагивались к этим ценнейшим фондам, понимая, что это будущее страны. А сейчас их едва не уничтожили из-за корыстных интересов некоторых коррумпированных чиновников и жадного стремления богачей получить участки в полоске на уникальных посевных полях Института растениеводства.

Люди поднимались в атаку и шли на дзоты противника, до кровавого пота трудились в тылу, уходили на явную гибель в подполье по другую линию фронта, не имея «страха иудейска», но из чувства долга и преданности общей идее. Эта идея была провозглашена, в нее верили миллионы, и худо-бедно она работала. Это была идея построения идеального общества, общества социальной справедливости. Мы можем говорить о конечной ложности идеи рая на земле, идеального общества при неидеальных людях. Все это нам, православным христианам, очевидно и понятно. Но понятно также и то, что эта идея и этот строй, при всех своих грехах и преступлениях, удержал наш народ от гораздо более худшего. Гораздо худшим было бы после Февраля низринуться в оккультное общество всеобщего потребления, неравенства и монетаризма, - туда, куда пришли мы 20 лет назад.

Что касается общности «советский народ», то эта реальность ощущалась не только во время войны и после нее, но и в годы правление Хрущева и Брежнева. Многие сейчас с ностальгией вспоминают это время. Да, был «железный занавес», но внутри существовала целая ойкумена, целая вселенная. Люди могли свободно поехать в Прибалтику, в Грузию, в Среднюю Азию,  на Дальний Восток, и везде себя чувствовать единой общностью, единым советским народом. Везде преобладали дружелюбные товарищеские отношения, везде была возможность говорить на едином языке, и это был великий и могучий, богатый русский язык. Русский народ доминировал в Советском Союзе. И потому, что русский язык и русская культура была обязательной для всех союзных республик, и по числу представителей в органах верховной власти и по тем ключевым позициям, которые они занимали. Это происходило не потому, что русские желали властвовать, это произошло естественно и органично, потому что русские искони являлись государствообразующим народом – и в Московском Царстве, и в Российской Империи, а затем и в Советском Союзе.

Конечно, русский народ более других жертвовал ради этого единства. Но и другие народы вносили свой посильный вклад в государственное строительство. Сегодня мы имеем сложные отношения с республиками бывшего СССР. Среди некоторых маргинальных историков, например, принято упоминать о грузинском батальоне в составе гитлеровских войск. Но на этом фоне мы забываем, что 300 тысяч сыновей и дочерей грузинского народа отдали свои жизни по эту сторону фронта за великий и могучий, единый Советский Союз.

К сожалению, это забывается. Памятник Славы в Грузии был цинично взорван антинародным президентом Саакашвили, который плюнул не только на наше единство, но на могилы своих отцов и дедов. Однако, настоящая слава Грузии не может быть ни взорвана, ни оплевана. И эта слава неразрывно связана со славой и Российской Империи и Советского Союза. 

Для жителей Евразии вообще и для русского народа в особенности, ценности коллективизма и общности были несравненно более важны ценностей индивидуальной свободы и индивидуального самовыражения, которые навязывал нам Запад и которые сейчас для большинства народов бывшего СССР являются деструктивными.

Почему разрушилась эта советская общность? Причин может быть несколько. В первую очередь это, наверное, могучий натиск, которому мы подвергались со стороны Запада из-за его стремления уничтожить альтернативу своему пути, которую представлял СССР и который самим фактом своего существования изрядно ограничивал Запад в его потребительских аппетитах и вожделениях. Ведь благодаря существованию Советского Союза как общества социальной справедливости, западным правительствам приходилось идти на ощутимейшие уступки в социальной сфере и в своих странах. После падения Советского Союза большая часть эти уступок была забрана назад. В частности, поэтому жизненно важно было с Советским Союзом покончить. Во-вторых, причиной разрушения советской общности и Советского государства стало постепенное разложение советской элиты, ее стремление к запретным плодам западной цивилизации, желание приватизировать и увековечить то высокое положение, которое они имели благодаря воле народа (чего они в результате и добились на обломках великой страны).

Самая главная причина, безусловно, это - онтологическая пустота в основании, казалось бы, столь прочной конструкции, неспособность сформулировать принципы этой цивилизации не только в морально-этических, но и в метафизических категориях. Ведь, по сути дела, в основу ее был положен принцип того же самого всеобщего потребления, что и на Западе. И цель ее состояла в «догонке и перегонке» западного потребительского общества. Более праведным основанием являлось справедливое распределение социальных благ, но, опять-таки, в случае последовательного проведения  в социальную жизнь принципа потребительства мы оказывались беспомощными перед Западом, потому что встраивались  в их категории и принимали принцип догоняющего развития.

Вместо того нужно было идти иными путями и выстраивать общество на иных онтологических, прежде всего религиозных основах. Но этого так и не произошло и, более того, это целенаправленно гасилось. Достаточно нерешительные попытки власти идти навстречу Церкви, как это было в сталинские времена и также в брежневское время, иногда спускались на тормозах, иногда сознательно торпедировались – отчасти оголтелой частью коммунистического истэблишмента, отчасти - прямыми «агентами влияния» Запада. В результате Церковь была загнана если не в подполье, то на край общества. Социальная справедливость и церковное учение оказались разведены. Разведены они у нас до сих пор силой памяти о гонениях на Церковь и известной аллергией ко всему советскому, присутствующей в части церковного сообщества.
Много кто говорит о необходимости «изживания советскости» из нас. К счастью, многие из себя эту советскость не изжили. Благодаря этому наше производство еще работает, еще есть честные работники, еще стоит социум на тех людях, которые получили советское воспитание и образование. На некоторых производствах, в особенности военных, до недавнего времени состав персонала был от 50 лет и выше. «В бой идут одни старики». Так что разговоры об «изживании советскости» и аналогии о том, как Моисей водил сорок лет еврейский народ по пустыне, пока не вымерли все, кто помнил рабство египетское, - это, извините, демагогия. Если мы и вышли из Египта, то чтобы прийти в Вавилон, в вавилонское блудилище со всеми его непотребствами.

Другое дело, если мы говорим об изживании советского безбожия, об изживании советской зависти, советского потребительства, чрезмерной надежды на власть, которая «все обустроит». Может быть, это и стоит изживать. Но только на принципиально иных духовных основах, чем на тех, которые предлагают нам либералы. Когда из бодрого советского паренька делают опущенного наркомана, то я говорить об «изживании советскости» отказываюсь.

Можно ли говорить о восстановлении советского строя, о возрождении советской общности? Сейчас, в ситуации повсеместного упадка и уныния, об этом говорить трудно. Но сам факт того, что Россия до сих пор существует, вселяет оптимизм. У оптинских старцев есть пророчества о том, что российских корабль соберется до последнего обломка. Мы верим в это. Только какими путями, жертвами и страданиями  это произойдет, знает только Бог. Но - «Кто бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог творяй чудеса». Господь и не такие чудеса творил в истории человечества и истории русского народа.

Если и говорить о возрождении того потенциала, который имела советская общность, то, учитывая ее крушение, следует помнить: крепкое и здоровое общество может быть построено на основах веры не в человека, а в Бога, на основах не социальной и национально розни, классовой беспощадности, а на основе любви и милосердия. Вот на этих основах и надлежит  нам обустраивать грядущую Россию и воссоздавать потерянную нами общность. Как писал Ф.Тютчев: «Единство, — возвестил оракул наших дней, — / Быть может спаяно железом лишь и кровью...» / Но мы попробуем спаять его любовью, — / А там увидим, что прочней...»

http://www.ruskline.ru/news_rl/2011/03/30/esli_my_i_vyshli_iz_egipta_to_prishli_v_vavilon/
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!