Мы с вами стоим на месте,о котором должен знать каждый русский человек Патриарх Кирилл
1 апреля 2011 года, в пятницу 4-й седмицы Великого поста и день памяти мучеников Хрисанфа и Дарии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме Преображения Господня на Болвановке. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
Ваше Высокопреподобие, досточтимый отец Николай!
Дорогие отцы, братия и сестры!
С большой радостью совершил я сегодня, на Крестопоклонной седмице, Литургию Преждеосвященных Даров в этом прославленном московском храме.
Сегодня мы вспоминаем мучеников римских — Хрисанфа и Дарию, Клавдия трибуна, жену его Иларию и их сыновей Иасона и Мавра. Поразительна история этих мучеников. Хрисанф был молодым, хорошо образованным человеком, принадлежавшим к римской патрицианской языческой семье. Его отец, узнав, что Хрисанф, прочитав Евангелие, уже не счел возможным оставаться язычником, глубоко переживал это обращение. Он мог бы и сразу отдать сына на истязание, но как любящий отец решил иным способом вернуть его в язычество. И тогда он принял решение познакомить Хрисанфа с очень красивой девушкой Дарией, которая была жрицей в храме Афины, полагая, что она сумеет отговорить Хрисанфа. Юноша полюбил Дарию, и в результате долгих бесед и совместного чтения жрица обратилась в христианство. Тогда оба — и Хрисанф, и Дария — были преданы суду. Но когда трибун Клавдий, который должен был инициировать истязания, увидел и услышал этих людей, он возгорелся верой в Господа и Спасителя и стал христианином — и не только он, но и жена его Илария, и два сына — Иасон и Мавр.
Все закончилось так, как бывало, когда против христиан возбуждалось дело, когда мучения заканчивались смертью. Все были умерщвлены, кроме Иларии, жены трибуна Клавдия. Она тоже была приговорена к смертной казни, но умерла на могиле своих мужа и сыновей от переживаний и страданий — подобно тому, как умер в царских вратах приснопамятный настоятель сего храма.
Мы вспоминаем святых мучеников особым образом. Вообще, в Церкви история хранится особым образом — в Церкви она актуализируется, она перестает быть лишь фактом, изложенным и письменно зафиксированным. История оживает, потому что для нас святые мученики — это не только герои прошлого, это не только выдающиеся люди. Святые мученики, на небесах пребывающие, вместе с земной Церковью образуют одно целое. Они и сегодня с нами, они стоят среди нас, они соприсутствуют в нашей молитве, а потому мы, обращаясь к ним, верим, что наша молитва слышима и что по молитве этой Господь дарует нам просимое.
Связь с прошлым через особые воспоминания в Церкви является залогом преемственности церковной жизни. Если бы не было этой актуализации истории, если бы история не оживала в религиозном опыте каждого последующего поколения, то не существовало бы и живого предания Церкви — не как обычной, культурной традиции, а живого предания, несущего в себе веру, благочестие, систему ценностей, опыт духовной жизни.
Вот и сегодня, вспоминая святых мучеников, мы просим их дать и нам хотя бы частицу той веры, того мужества, той способности сопротивляться внешней силе — силе безбожной, силе языческой, каковую эти мученики имели. Они не склонялись перед язычеством даже тогда, когда их влекли на истязания. Мы же нередко отдаем свой разум и сердце безбожной системе ценностей, образу жизни, в котором нет Бога, привычкам и обычаям, которые становятся нашей второй натурой; и зачастую, даже будучи верующими в Бога или, скорее, признающими бытие Божие, живем так, как живут все.
Сила церковной проповеди основывается не только и не столько на силе убеждения. Она основывается на живом и реальном опыте людей, которые могут разделить этот опыт и с ближними, и с дальними. Вот почему так важно, чтобы наша современная религиозность, подчас являющаяся скорее культурным, чем собственно религиозным явлением, подчас являющаяся скорее внешней обрядностью, чем подлинной внутренней жизнью, — чтобы наша религиозность менялась, чтобы мы становились людьми верующими и по убеждениям, и по образу жизни своей; потому что только такой человек способен быть верным кресту даже до смерти.
Мы находимся с вами на особом месте. Журналисты нередко задают сегодня вопрос: «А все-таки, почему нам не удается справляться с задачами, которые стоят перед страной, перед нашим народом? Почему у нас до сих пор наибольшее количество разводов, абортов, самоубийств? В чем причина?» И ведь чаще всего предлагаемые ответы лежат в земной плоскости — когда говорят, что людям платят недостаточно денег, что условия жизни недостаточно комфортные, что нет достаточной мотивации к тому, чтобы иметь крепкую семью и детей. Но ведь все эти объяснения отвечают лишь на незначительную часть проблемы.
Самая же главная проблема заключается в том, чему является свидетелем и этот храм. Мы с вами стоим на месте, о котором должен знать каждый русский человек. Здесь Русь сбросила с себя ярмо 300-летнего иноземного нашествия — еще не физически, еще предстояло доказать врагу, что это не ошибка правителей, но морально, духовно здесь была одержана победа, когда великий государь Иоанн III растоптал на этом месте басму очередных послов хана, снова требовавших дань с Руси. Мы знаем, что с того самого момента, как ханская басма была растоптана на этом месте и в честь этого события был заложен храм Преображения Господня, Русь больше не платила дани — она освободилась.
Какого огромного духовного и исторического значения событие было отмечено строительством этого храма! Кто даже в близлежащих домах об этом знает? Знают ли об этом те, кто принимает судебные решения, препятствующие восстановлению этого храма? Знают ли те, кто подает иски в суд, об истории этого храма? Народ должен знать, что пока у нас беспамятство в отношении к национальной истории и духовной жизни, нам будет трудно решить все те проблемы, которые сегодня терзают народную душу.
Я верю, что все, в конце концов, образуется. И сегодня мои слова не являются словами упрека. Это слова призыва к людям, к народу нашему помнить священные моменты своей истории, обновить свое национальное самосознание, превратить свою национальную историю — так, как это происходит в Церкви, — в нечто актуальное, значимое; черпать в истории силы, в том числе для своей жизни, для устроения общественной и государственной жизни страны.
Я хотел бы сердечно поблагодарить Вас, отец Николай, за Ваши труды в качестве настоятеля и благочинного Москворецкого округа. Посетив этот храм, я вижу здесь подлинную православную общину, собранную вокруг своего настоятеля. Не нужно иметь никакого особого духовного зрения, чтобы увидеть все это своими глазами. Хотел бы всех вас поблагодарить за верность этому приходу. Посещайте этот храм, не забывайте его. Продолжайте свое правое дело, дабы получить, наконец, возможность выйти из этих руин и совершить Божественную службу в восстановленном храме-памятнике, дабы сюда приходили дети, молодежь и слышали прекрасный рассказ о героическом поступке великого государя Иоанна III, собирателя земли Русской.
Хотел бы поблагодарить хор за очень хорошее пение. Один только взгляд на вас дает возможность понять, что вы не пришлые певцы, не профессиональные наемники, а часть этой молящейся общины.
Пусть благословение Божие пребывает со всеми нами, мои дорогие отцы, братия и сестры, каждого из нас укрепляя на пути нашей христианской жизни. Аминь.
Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси
http://voskres.ru/idea/kirill16.htm