Русская беседа
 
26 Ноября 2024, 05:55:35  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: [1]
  Печать  
Автор Тема: Мефодий (Контостанос) Керкирский и патриарх Алексий I (Симанский)  (Прочитано 1633 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106501

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« : 05 Апреля 2011, 05:10:31 »

Мефодий (Контостанос) Керкирский и патриарх Алексий I (Симанский)

К 50-летию их переписки 1961 года



Мефодий (Контостанос) - видный иерарх Элладской Православной Церкви, митрополит крупного острова Керкира (Корфу), небольшого острова Паксоса и ближайших островков - Эрикуссы, Офони, Мафраки, Авлиоты - на крайнем северо-западе Греции.
   
О Владыке Мефодии ныне почти ничего неизвестно. Есть сайт современной Керкирской митрополии (www.imcorfu.gr), откуда мы заимствуем портрет Мефодия. Но ничего не сказано о борьбе с папством, переписке с Патриархом Алексием I (Симанским) (+1970).

По разрозненным греческим источникам и открытым документам Государственного Архива Российской Федерации (ГАРФ) мне удалось восстановить биографию Мефодия Керкирского.
   
Мефодий родился на Керкире в 1881 году - почти ровесник Патриарха Алексия I, на четыре года его младше. Получил богословское образование в Афинском университете и с 1918 года работал школьным учителем; в 1935-1938 годах - профессор церковного училища в Афинах; в 1936-1938 годах - настоятель столичного университетского храма (об этом сайт умалчивает). Хорошо зная подростков и студентов, Мефодий стремился сохранить их естественный патриотизм, связав его с высоконравственным, церковным пониманием долга перед Родиной. К 1940 году он опубликовал семь книг по богословию, церковной истории, о патриотизме и образовании.
 
28 октября 1940 года Италия предъявила Греции дерзкий ультиматум - отдать часть территории и впустить итальянские войска. Греция ответила: «Охи» («нет»). Измотав врага и выдержав бомбардировки Афин, греки нанесли сильные контрудары.
   
6 апреля 1941 года Германия, помогая разбитым итальянцам, напала на королевскую Грецию. 27 апреля немцы вошли в Афины, но их никто не встречал - жители закрыли окна и двери домов.
   
Начались страшные годы оккупации, организованного голода, расстрелов, сожжений деревень, повальных грабежей. Архиепископом Афинским был Дамаскин (1941-1949) (о его отказе осудить СССР см. в моей статье «Как Югославия и Греция помогли нам накануне Великой Отечественной войны» // «РВ», 2009, №13).
   
18 апреля 1942 года Архиепископ Дамаскин хиротонисал Мефодия во митрополиты Керкиры и Паксоса (на сайте другая дата, 20 сентября 1942 года).

    С 1941 года Керкира и соседние греческие острова были присоединены к Италии. Мефодий неустанно боролся с католической пропагандой, итальянской, затем, с 1943 года, немецкой. Напомню, что союзные договоры с Ватиканом имели и фашистская Италия, и «третий рейх».

    Дамаскин протестовал против зверств оккупантов, немцев и итальянцев. Они насиловали даже девочек и старух, рубили саблями стариков, обдирали храмы, брали заложников. Дамаскин в 1942 году резко сказал немецкому генералу Андрэ и его заместителю Вайнгольду: «Кровь этих греческих заложников на вас и на детях ваших!». Итальянский генерал Веккьярелли нагло ответил в июле 1943 года, что всё это - «в традициях армии, к которой я имею честь принадлежать», а все убитые и замученные греки - «вне закона». Но в сентябре 1943 года итальянцы, ранее разгромленные под Сталинградом и на Дону, капитулировали. Итальянский наместник бежал из Греции, в его помпезной резиденции остались горы брошенных секретных бумаг.
   
В августе-сентябре 1944 года советские войска разгромили Румынию и немцев на Балканах, через Болгарию вышли в восточную Югославию и 20 октября вместе с югославскими партизанами освободили Белград. Боясь окружения своих войск в Греции, немцы к 4 ноября отступили далеко на север - в западную Югославию и Австрию, где их добили в мае 1945 года.
   
В победном 1945 году Мефодий возглавил Первый всегреческий съезд национальных прав. В 1952 году Мефодий ездил в Югославию, в 1955 году - в Иерусалим. Был награждён югославским государственным и иерусалимским церковным орденами (и эти факты сайт не упомянул).
   
Обстановка вокруг Керкирской епархии ухудшилась. Рядом - враждебная Албания, с которой греки не имели дипломатических отношений, и мнимо-дружественная католическая Италия, с 1952 года - союзница по НАТО.
   
К тому же премьер-министр Караманлис (1955-1963) наметил подписать конкордат, или союзный договор, с Ватиканом. Подписание сорвали Архиепископ Афинский Дорофей III (Коттарас) (1956-1957) и Архиерейский Собор. Дорофей III восстанавливал связи с Сербской и Русской Церквами, но у него вдруг обнаружили опухоль головного мозга. Операцию провели не в Афинах, а в Стокгольме. Вскоре Дорофей III скончался.
   
В 1958 году отмечалось 40-летие восстановления патриаршества в Русской Православной Церкви. Архиепископ Афинский Феоклит II (Панайотопулос) (1957-1961) в беседе с советскими дипломатами обещал, что пошлёт «... четырёх высокопоставленных деятелей церкви» (ГАРФ, ф. 6991, оп. 2, д. 293, лл. 135-136, далее указаны № дела и лист). Но в Москву в мае 1958 года приехали три митрополита, в том числе Иаков Аттики и Мегариды и священник-секретарь (д. 456, л. 72).
   
В 1960 году сотрудники советского посольства посетили Мефодия на Керкире. Он признался, что и раньше хотел «побывать в России», но у него не было денег и он сомневался, что получит визу.
   
Через пару дней нагрянула полиция: о чём с советскими дипломатами говорил митрополит? Но его секретарь отчитываться не стал. Об этом сообщили епархиальный журнал за август 1960 года и местная газета «Телеграф» (16.09.1960), которая добавила: «хорошо ещё, что самого митрополита не вызвали на допрос в полицию» (д. 293, лл. 209, 211).
   
Из дела видно, что нажим на Мефодия - дело рук начальника полиции Керкиры. Поясню, что по уставу тот не мог действовать без приказа из Афин, от министра общественного порядка (т.е. госбезопасности).
 
Думаю, власти Греции настояли, чтобы митрополита Мефодия не посылали в Москву в 1958 году. Слежка 1960 года подтверждает это предположение.
   
Мефодий подозревал и Хрущёва, раз заговорил в 1960 году с советскими дипломатами о визе, но ответа от них не получил. Наверное, ещё и потому, что вспоминал давние связи Греции с царской Россией, задав вопросы о положении Церкви в СССР (д. 293, лл. 211-212).
   
13 декабря 1960 года Мефодий направил открытое письмо патриарху Константинопольскому Афинагору (1948-1972), крайнему экуменисту и другу США. Мефодий разослал через посольства Предстоятелям Поместных Православных Церквей копии письма, а ещё одну - Вогиатзису, министру просвещения и вероисповеданий в правительстве Караманлиса. Вогиатзис, инженер-строитель и агроном, вмешивался в церковные дела. Как учившийся в Швейцарии и Италии, был посвящён в тонкости мировой агрономии и на старости лет осел в Европейском парламенте.
   
Советское посольство в Афинах тоже получило копию с сопроводительным письмом Патриарху Алексию I, написанным 20 декабря 1960 года на Керкире митрополитом Мефодием.
   
Но с 25 ноября Алексий I посещал Александрийский, Иерусалимский, Антиохийский Патриархаты и Константинополь, откуда 26 декабря прилетел в Афины, торжественно встреченный Архиепископом Феоклитом II и почётным караулом. Выходит, Мефодий не знал о прибытии Алексия I в Афины. Или понимал невозможность встречи из-за «КYП», греческой разведки и контрразведки, заполненной друзьями НАТО? В Афинах и Коринфе Алексий I пробыл три дня и утром 29 декабря вылетел в Москву.
   
4 января 1961 года советское посольство отослало письма Мефодия в Москву, в правительственный Совет по делам Русской Православной Церкви. 16 января 1961 года Совет передал письма в Патриархию для перевода.
   
Мефодий просил «св. молитв» Алексия I, подписавшись: «с глубоким уважением» (д. 435, лл. 1, 7). В приложенной копии письма Афинагору Мефодий приводил 2-е послание Св. Апостола Павла к Коринфянам (15, 16): «Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами?».
   
«В храме и в Церкви Христовой место идола занимает тот, кто, самоуправно присваивая себе первенство, подобающее единому Богу, стремится распространить своё влияние над всеми, как якобы принадлежащими ему. Мы не прельстимся славой отщепенца Виссариона...», - писал Мефодий. Поясню, что Виссарион, митрополит Никейский, стал униатом и умер в Риме кардиналом в XV веке. Для греков это имя - символ предательства.
   
Мефодий считал, что договорённости с католиками - «это «торговля» вопросами веры». А «общественное и человеческое сотрудничество» - «очень распространённая пропагандистская приманка» для православных, особенно греков. «У нас публично, через печать, было сделано предложение о церковном обращении к Западу» (лл. 8 - 11).
   
Итак, уже в 1960 году основные греческие газеты навязывали экуменизм, по их мнению, слишком консервативной Элладской Церкви.
   
Патриарх Алексий I ответил 26 апреля 1961 года митрополиту Мефодию: «Наша Русская Православная Церковь всегда строго придерживалась и придерживается догматического учения о Главе Церкви Божией. Господь наш Иисус Христос ясными словами учил, что Он Основатель Своей Церкви: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Её» (Матф. 16, 18). Христос Спаситель не только Сам основал Церковь Свою, но Сам же Единственный Её Глава и оживляет Её благодатью Св. Духа. Ваше Высокопреосвященство так и пишет об этом словами Св. Апостола Петра, что «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5, 29). Весьма заслуживает похвалы стойкость Вашего Высокопреосвященства на страже Св. Православия от посягательств Рима. Обнимая Ваше Высокопреосвященство, пребываю к Вам с любовью о Христе» (д. 435, л. 56).
   
13 сентября 1961 года, по греческим данным, Мефодий обратился к Афинагору с новым открытым письмом. Достал перевод речи кардинала Агаджаняна, главного пропагандиста Ватикана, и разобрал её в книге, где пришёл к выводу, что тайной целью 21-го «вселенского», или 2-го ватиканского, «собора» в Риме будет подчинение всех исповеданий власти папы, мнимого «представителя Христа на земле», с признанием «римского зловерия как установленного Богом».
   
23 декабря 1961 года Мефодий послал этот труд Патриарху Алексию (д. 470, л. 16). Нет и намёка, что книгу передали. Такова «оттепель»!
   
В 1961 году Русская и Элладская Церкви условились, что по приглашению Патриарха Алексия I Архиепископ Феоклит II приедет весной 1962 года в Москву с делегацией из 15 человек. Но 4 сентября 1961 года Феоклит II был на приёме в американском посольстве в Афинах и спустя месяц заболел «тяжёлой формой гриппа», поразившей «область головного мозга» (д. 435, лл. 86, 87, 96, 159-160, 182). Караманлис был на том же приёме, но с ним ничего не случилось.
   
Феоклит II скончался 8 января 1962 года. Естественно, Интернет не сообщает, от чего он умер.
   
13 января Архиепископом избрали митрополита Аттики и Мегариды Иакова (Ваванацоса). Он признавался советским дипломатам, что его считают «левым» в «проправительственных» кругах: получает «Журнал Московской Патриархии»; в годы оккупации укрыл двух греческих партизан, ныне (1960 г.) живущих в Ташкенте; не одобряет объединения с католиками (д. 293, лл. 102-103, 177-178, 198). 19 января 1962 года Архиепископ Иаков оповестил Патриарха Алексия I о своём избрании и интронизации (д. 470, л. 17), но уже 24 января его принудили подать в отставку.
   
Поясню, что крупные греческие газеты, связанные с США, начали травлю Иакова, обвинив его в безнравственности. Синод оправдал Иакова, но министр вероисповеданий Кассиматис, юрист многих режимов, признал отставку Иакова законной.
   
Иерархи Элладской Церкви знали, откуда ветер дует, и с чисто греческим упорством пошли наперекор, избрав Архиепископом 14 февраля 1962 года Хризостома II (Хатзиставру) - не просто критика, а ярого врага Рима. Хризостом II 30 мая 1962 года, принимая советского посла, высказался за развитие отношений с Русской Церковью и свой приезд к Патриарху Алексию, но счёл визит невозможным из-за позиции правительства Греции (д. 470, л. 107), т.е. Караманлиса, вождя «национально-радикального союза».
 
Запад решил заменить греческий епископат: в конце 1966 года правительство Стефанопулоса, из богатого «либерально-демократического центра», приняло закон об увольнении всех митрополитов старше 80 лет. Министром вероисповеданий был Алламанис, из рода торговцев, связанного с масонством, как можно предполагать, ещё с XIX века. Но иерархи отказались подчиниться давлению.
   
Либерал-демократов сменил внепартийный кабинет премьера-банкира Параскевопулоса, объявивший в январе 1967 года об отстранении ряда митрополитов, в том числе и Мефодия Керкирского. Нынешний керкирский сайт уверяет: «В январе 1967 года /Мефодий/ находился вне службы как очень старый...». Но Мефодий обжаловал распоряжение властей в Государственном Совете, то есть высшем суде по гражданско-политическим делам. На крючкотворство судей Мефодий умело возражал. Затем премьер-банкир ушёл, и на пару недель промелькнуло правительство умеренно правых.
   
А ночью 21 апреля 1967 года ЦРУ и Ватикан устроили переворот «чёрных полковников». Окружив королевский дворец и оборвав связь, заговорщики потребовали от короля Константина II узаконить их. Они открыли двери иностранному капиталу, чтобы переделать страну «с националистическим крестьянским населением». Враги не турки и Запад, а «коммунисты» - все, кто думает иначе, даже правые. Короля изгнали в декабре 1967 года, обвинив в ... «антинациональном заговоре» и «революции».
   
Хунта полковников - часть обширной масонской ложи банкиров, крупных торговцев, адвокатов, журналистов, профессоров и немногих офицеров и генералов, готовых на всё ради власти и денег. 10 мая 1967 года хунта издала чрезвычайный «закон» о предельном возрасте для Архиепископа Афинского и митрополитов - 80 лет, силой навязав то, что не удалось богатым либералам 1966-1967 годов. Начался разгром православного епископата.
   
Архиепископа Хризостома II (о нём см. мою статью: «Патриарх Алексий I (Симанский) и его греческие друзья» // «РВ», 2008, № 21) сместили, Св. Синод разогнали. 13 мая хунта поставила Архиепископом ... экумениста архимандрита Иеронима. Его не поздравили многие, в том числе и Мефодий Керкирский.
   
Мефодия изгнали между 13 мая и 26 июня 1967 года - в тот день в Афинах рукоположили нового митрополита Керкиры. Но, возможно, изгнание Мефодия произошло ещё раньше, 5 мая, когда министром по делам северной Греции стал его враг - генерал, в прошлом «прислуга-полицай» при итальянских оккупантах.
   
Знаток, близкий к «сферам», написал мне: «Мефодий был принуждён уйти в отставку по закону о 80-летнем возрасте. Он умер 19 мая 1972 года».
   
Красноречивая черта Мефодия - полное бескорыстие. После него осталось только четыре архиерейских облачения. По данным керкирского сайта, Мефодий скончался 18 мая 1972 года, не дожив двух недель до 91 года.
   
Н. СЕЛИЩЕВ,
член Русского Исторического Общества


http://www.rv.ru/content.php3?id=8934
Записан
Страниц: [1]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!