Русская беседа
 
27 Ноября 2024, 08:32:56  
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Войти
 
Новости: ВНИМАНИЕ! Во избежание проблем с переадресацией на недостоверные ресурсы рекомендуем входить на форум "Русская беседа" по адресу  http://www.rusbeseda.org
 
   Начало   Помощь Правила Архивы Поиск Календарь Войти Регистрация  
Страниц: 1 [2]
  Печать  
Автор Тема: Переяславская Рада - продолжение в веках  (Прочитано 10369 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106505

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #15 : 20 Января 2016, 12:01:34 »

В Александро-Невской лавре совершен чин благодарственного молебна в ознаменование 362-й годовщины Переяславской Рады



17 января в Александро-Невской лавре, по инициативе общественного движения «Наследие» г. Санкт-Петербурга, малороссийских (украинских) землячеств города, движения «Народный Собор» Санкт-Петербурга, общественной организации «Российско-украинское братство», ОО «Славутич» и других православных общественных организаций, по благословению викарного епископа Кронштадтского, наместника Александро-Невской лавры Владыки Назария, был совершен чин благодарственного молебна в ознаменование 362-й годовщины Переяславской Рады, послужившей началом воссоединения единоверного православного народа Московского Царства и Малороссии, сообщили РНЛ организаторы.

Возглавили молебен благочинный Александро-Невской лавры архимандрит Никита (Марков) и иеромонах Прокопий (Павлов). По сложившейся традиции, молебен совершен у раки с мощами св.благоверного князя Александра Невского, что символизирует единство малороссийской части (украинского) и великороссийской части народа во все времена. В своей проповеди отец Прокопий напомнил всем прихожанам о каждодневном молебне, совершаемом во всех приходах РПЦ МП о уврачевании конфликта на Украине и вразумлении ее предводителей. «Не в силе Бог, а в Правде» - слова, произнесенные Александром Невским, живы и поныне и служат нам несокрушимой опорой в наших испытаниях.

Благодарственный молебен в честь Переяславской Рады включен в ряд памятных дат малороссийских (украинских) землячеств Санкт-Петербурга и является главным в череде памятных дат, среди которых есть панихиды по канцлеру России А.Безбородко, гетману Малороссии Б.Хмельницкому и т.д.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/01/18/v_aleksandronevskoj_lavre_sovershen_chin_blagodarstvennogo_molebna_v_oznamenovanie_362j_godovwiny_pereyaslavskoj_rady/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106505

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #16 : 20 Января 2016, 12:17:47 »

Олег СЛЕПЫНИН

Переяславль Русский: Мономах, Богдан…



Так, видно, Богу угодно, что Переяславль уже дважды в нашей истории становился стержнем воссоединения Руси.

Есть населённые пункты, в которых градообразующими являются промышленные предприятия или агропромышленные комплексы. Градообразующей силой Переяслава со второй половины ХХ века является его история. Огромные средства на строительство различных объектов были выделены правительством к 300-летию воссоединения Руси, широко отмечавшемуся в 1954 году как «воссоединение Украины с Россией». В последующем отпускались необходимые средства на раскопки, на создание музеев, на реставрации храмов… В Переяславе на финише советского периода истории было 27 музеев. Город с его историей, его храмами, его памятниками является подлинной жемчужиной Украины.

* * *

Переяславль – один из древнейших военно-политических и религиозно-культурных центров Руси. В начале Х века он уже был третьим, уступая в чём-то Киеву и Чернигову, по значению. Переяславское княжество исторически являлось щитом Руси в противостоянии с хищной Степью – хазарами, печенегами, а затем и половцами. В XI-ХII веках Переяславль стал именоваться с приставкой «Русский» - чтобы уклониться от путаницы с Переяславлем Рязанским, а затем и с Переяславлем Залесским. С октября 1944 года, с момента освобождения города от гитлеровских мучителей, имя города стало писаться чуть видоизмененно и с приставкой: Переяслав-Хмельницкий.

* * *

В 1072 году Владимиру Мономаху было 19 лет, когда митрополитом Переяславским стал выдающийся церковный деятель и градостроитель преподобный Ефрем. Он нами почитаем как преподобный Ефрем Печерский, епископ Переяславский, чьи мощи почивают в пещерах Киево-Печерской обители.


Ефрем Печерский, епископ Переяславский

Существует мнение, что великий князь Киевский Всеволод, отец Владимира Мономаха, очень любил Переяславль, свою вотчину, и высоко ценил преподобного Ефрема, оттого и назван Ефрем в Повести временных лет митрополитом, титулом, равным святителю Киевскому и всея Руси. В своё время Ефрем, испытав милость и ярость князей, «Духом горя путешествия к святым местом»,  как сказано о нём в тропаре, совершил паломническое странствие. В Византии он переписал Студийский монашеский устав по просьбе Феодосия, игумена Печерского. Уставом этим «и днесь Церковь Российская управляема». В Переяславле Ефрем построил прекрасную Свято-Михайловскую церковь, которая мало чем уступала дивным храмам своего времени.


Михайловский собор 1089 г., исследованный археологами в 1949, 1974-1975 гг., реконструкция Ю.С.Асеева, В.О.Харламова

Михайловская церковь была освящена в тот же год, что и Великая Успенская церковь в Печерском монастыре Киева, в 1086 году. Ефрем преобразил Переяславль и другими замечательными церквями. В Повести временных лет о нём сказано: «Этот Ефрем был скопец, высок ростом. Много он тогда зданий воздвиг; докончил церковь святого Михаила, заложил церковь на воротах городских во имя святого мученика Федора, и затем церковь святого Андрея у ворот, и строение банное каменное, чего не было раньше на Руси…»

Банное строение – крестильня для взрослых, то есть для представителей народов, Христа прежде не знавших. Нам известны, например, крещёные половецкие князья.

Взамен деревянных стен, поставленных на земляных валах ещё при Владимире Крестителе, прадеде Мономаха, Ефрем окружил Переяславль стенами каменными. О Ефреме в Летописи и ещё сказано: «и украсил город Переяславский зданиями церковными и прочими зданиями».

Археологи установили в Переяславе расположение княжеского и епископского дворов, раскопали фундаменты семи церквей, в т.ч. Успенской (о которой мы ещё скажем), открыли часть древней каменной стены и остатки епископских ворот, возведённых Ефремом по образцу Златых врат Киева. «Епископский дворец» был возведён рядом с Михайловской церковью. Остатки дворца – части мраморных колонн и мозаик после раскопок, произведённых в ХХ веке, вновь были зарыты в землю, законсервированы.



Но часть фундаментов Михайловского храма оставлены для обозрения как бесценное свидетельство той грандиозной эпохи.

Древние фундаменты взяты как бы в огромный футляр – окружены стенами и укрыты двускатной кровлей. В этом помещении был организован музей архитектуры. Раскопки фундаментов позволили создать предположительный макет Михайловского храма…

Здание Михайловской церкви погибло во время монголо-татарского разорения в 1239 году.

* * *

Через четыре столетия, в период 1646-1666 годов, при участии Переяславского полковника Фёдора Лободы на месте грандиозного Михайловского храма была выстроена церковь меньших размеров, также освящённая во славу Архистратига Божьего Михаила.


Михайловская церковь в Переяславе, на первом плане - колокольня. Рис. Т.Шевченко, 1845 г.

В ту эпоху колокольни возводились на некотором удалении от церкви. Так строились церкви в казацкую эпоху и в Переяславе. Говоря о переяславских церквях средних веков, обычно упоминают, что две из них – Михайловскую церковь и Свято-Вознесенский монастырь  -   запечатлел на своих картонах Т. Шевченко. А об Успенском храме, который после перестроек был ему нехорош, выразился в том смысле, что «невозможно смотреть на него, а не только рисовать».

На рисунке Михайловской церкви (на переднем плане - колокольня) слева мы видим остатки древнего крепостного вала. На том месте после Великой Отечественной войны выстроены частные дома, память о крепости закреплена в названии улицы – Крепостная. Во время боевых действий осени 1943 года купол средневековой церкви был разрушен. До самого недавнего времени в здании церкви располагался музей народного костюма. Верующий народ и священство несколько лет добивались, чтобы здание храма было передано Церкви. Напротив входа в музейный комплекс был установлен храм-палатка, где проходили службы. Православные своего добились.

С 2010 года бывший музейный комплекс – Свято-Михайловский монастырь, надо сказать, замечательный по красоте и благоустройству. Игумен монастыря о. Антоний приложил немало трудов для восстановления церковной жизни. Под наблюдением музейщиков, в том числе Юрия Авраменко, зав. отделом охраны культурного наследия историко-этнографического заповедника «Переяслав», был выполнен ряд работ.


Ниша в храме, где почивали мощи св. Макария

При ремонте церковного здания была обнаружена ниша, в которой некогда находилась рака с мощами преподобномученика Макария (Токаревского), Переяславского чудотворца, архимандрита Каневского и Овручского, игумена Пинского.

В 1942 году его святые мощи чудесным образом – в раке по водам Днепра – попали в Черкассы. Ныне они, что поразительно, почивают так же, как и в Переяславе, в Свято-Михайловском храме – новом кафедральном соборе Черкасс.

Игумен о. Антоний при восстановлении Михайловской церкви нашёл удивительное архитектурное решение. Дабы «совместить времена», соединить домонгольский храм и казацкую церковь, чтобы были они едино – возвёл на кровле, где был разрушенный в войну купол, изящную златокупольную копию храма ХI века.



* * *

В 1098 году Владимир Мономах возвёл на своём княжьем дворе, на некотором удалении от Михайловской церкви и епископского дворца, небольшую церковь, как полагают Успенскую. Мономах был боголюбив, в знаменитом своём Поучении детям – наследникам, в широком смысле – и нам с вами, говорит: «Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в постели. Так поступал отец мой блаженный и все добрые мужи совершенные. На заутрени воздавши Богу хвалу, потом на восходе солнца и увидев солнце, надо с радостью прославить Бога и сказать: "Просвети очи мои, Христе Боже, давший мне свет твой дивный!"»

На месте древней Успенской церкви ныне стоит величественный пятиглавый Успенский собор, уже пятый или шестой на этом месте.

* * *

В 1596 году киевский воевода князь Константин Острожский, поборник православия, подданный польского короля Стефана Батория, построил в Переяславле укреплённый замок, а в нём на месте древней Успенской церкви новый Успенский храм. Именно на площади перед этой Успенской церковью 8 (18) января 1654 года гетман Войска Запорожского Богдан-Зиновий Хмельницкий и его войско дали присягу на верность русскому царю Алексею Михайловичу.


Памятник воссоединения Руси перед Успенским собором

Именно здесь на площади, которая и ныне просторна, гетман Хмельницкий, выйдя в середину круга, который образовали люди всех сословий, начал речь так: «Паны полковники, есаулы, сотники, все Войско Запорожское и все православные христиане! Ведомо вам всем, как Бог освободил нас из рук врагов, гонящих церковь Божию…» И ещё говорил: «…есть православный Великой России государь царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Руси самодержец восточный, которого мы уже шесть лет беспрестанными моленьями нашими себе просим…» И ещё: «Этот великий государь, царь христианский, сжалившись над нестерпимым озлоблением православной церкви в нашей Малой России, шестилетних наших молений беспрестанных не презревши, теперь милостивое свое царское сердце к нам склонивши, своих великих ближних людей к нам с царскою милостию своею прислать изволил…» А когда гетман кончил своё слово, со всех сторон раздалось: «Волим под царя восточного православного!..» А потом по всем городам народ давал царю присягу в верности. Русь воссоединилась! Впереди ждала грандиозная история…

* * *

Ныне всё будто бы в прошлом. На этой же площади есть маленький памятный знак, чёрная – как злая могильная – плита, надпись на которой извещает, что в 1992 году на этом месте некий «гетман» объявил, что «Присяги, даної на цьому місці, зрікаємось», ещё и крест целовал кто-то с ним, анафему на себя накликая. Никто того человека ни в гетманы, ни в президенты не избирал, да к тому ж он не был православным. А предательство, отступничество – это иудин грех, который искупается дорого. С той поры и началась новая Руина, как будто и незримая, но убившая промышленность, науку, армию, снёсшая с лица земли миллионы.

Проходит мазепинская нить и через Переяславль.

Вознесенский собор, который находится в нынешнем центре города, был построен при гетмане Иване Мазепе и на его средства в 1700 году. В ту пору у гетмана, который крест целовал на верность Петру I, был шанс войти в историю, а не вляпаться в неё, став иудою и анафемой, пожелав евроинтегрироваться под знамёна Карла ХII…

Собор недействующий, в нём расположена Диорама-музей «Битва за Днепр в районе Переяслава-Хмельницкого, 1943». За Днепром располагался легендарный Букринский плацдарм. Диорама устроена прямо в алтарной части храма…

Гитлеровцы, очередные интеграторы, осенью 1943 года, перед своим уходом из города, во дворе Вознесенского монастыря расстреляли более 600 человек. Они опасалось, что эти люди, пожив при новом мировом порядке, будут мобилизованы в Советскую армию и начнут активно убивать немцев. О трагедии теперь напоминает вымытая дождями надпись на красном граните и стихи:

«Люди! Помните, какой ценой завоёвано счастье!
Убейте войну, прокляните войну! Люди земли!»


Глас вопиющего…

* * *

Но уже дважды, да, дважды, в нашей истории Переяславль становился стержнем воссоединения Руси. Будет ли третий? Бог весть. Но в народе бытует присловье: Бог троицу любит. А с этим и не поспоришь.

http://odnarodyna.org/content/pereyaslavl-russkiy-monomah-bogdan
Записан
Дмитрий Н
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 13500


Просмотр профиля
Вероисповедание: Православие. Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #17 : 20 Января 2018, 23:18:08 »


Навеки вместе?


Размышления писателя Платона Кильдинова к очередной годовщине Переяславской Рады …



Сегодня некоторая часть безнравственных политиков трактуют Переяславскую раду как «порабощение». Посмотрим и мы на выбор гетмана Богдана Хмельницкого и русских людей Малороссии…

В 1648 году началась Национально-освободительная война в Малороссии под руководством Богдана Хмельницкого. Осознав, что собственных сил для освобождения Малороссии из крепких объятий Речи Посполитой недостаточно, гетман обращается за помощью к России. Он неоднократно направляет в Москву своих послов с просьбой принять Малороссию и войско Запорожское в российское подданство. «Желаем того, чтобы Ваше царское величество нам нижайшим слугам и подданным своим государем… учинился». Россия медлила, ибо знала – помощь придется оплачивать кровью. Удовлетворение просьбы Малороссии было равносильно объявлению войны Польше. В 1653 году наконец-то состоялось историческое решение Земского Собора об объединении русского народа.

В конце того же года, в декабре в Малороссию прибыло русское посольство во главе с боярином Василием Бутурлиным. 8 января (по новому стилю – 21 января) 1654 года в Переяславе состоялась историческая Переяславская рада, на которой ее участники от имени всего малороссийского народа принесли присягу на верность русскому царю. После этого русское посольство объехало все главнейшие города Малороссии и приняло присягу их жителей. Другими словами, Малороссия в лице казацкой старшины, высшего православного духовенства и войска Запорожского, просила принять ее в царское подданство, а Россия, в лице царского правительства и Земского Собора, удовлетворила эту просьбу.

Трогательно прощалась Москва с воинами, уходившими положить душу свою за други своя, за православную веру. «В Успенском соборе патриарх читал всему собранному войску молитву на рать идущим, поминал воевод по именам…» (Н. Костомаров). Возвращение русских земель Малороссии в состав России оплачивались не только русской кровью, но и русским золотом. В 1686 году, заключив очередной мирный договор с Польшей, русское правительство заплатило за «навеки» уступаемый мать городов русских Киев 346 тысяч рублей. Так сегодняшняя столица «державы» была освобождена от чужеродного и иноверного господства. Православие было спасено от уничтожения, а народ – от ополячивания.

Однако своевольная и склонная к интригам и изменам казацкая старшина (особенно польских кровей и униатского вероисповедования) не раз ставила под угрозу великое дело воссоединение русского народа. Ее непомерные шляхетные амбиции стоили жизни десяткам тысяч человек. История земель сегодняшней «независимой Украины» второй половины семнадцатого века – это кровавый хаос, смута, междоусобицы, подлость, алчность и предательство. На Южную Русь, в период «руины», редко какой из прославляемых сегодняшними сепаратистами гетманов – не приводил татар и часто как Дорошенко или Выговский, не отдавал татарам в «ясырь» села города и районы Окраины.

В монастыре под Батуриным сохранилась запись одного из архимандритов 17 столетия. Озаглавлена она «Руина» и содержит описание «деяний и злодеяний гетманов и прочих вождей народа малороссийского»:

Выговский Иван – клятвонарушение, братоубийство, привод татар на уничтожение народа малороссийского, продажа Руси католикам и ляхам, сребролюбец великий.

Хмельницкий Юрий – клятвопреступник трижды, христопродавец веры и народа ляхам и басурманам, привод татар.

Дорошенко Петр – клятвопреступник многажды и переметчик, слуга басурман – врагов Христовых, сребролюбец великий, привод татар и турок.

Брюховецкий Иван – мздоимец, лихоимец, клятвопреступник виновник братоубийства и мук народных от татар претерпелых, слуга басурманский.

Тетеря Павел – сребролюбец, клятвопреступник и холоп добровольный ляший.

Многогрешный Дамиан – раб лукавый, двоедушный к предательству ляхам склонный…

Но стараниями борзописцев сегодня все эти продажные иуды, лицемеры и эгоисты представлены «борцами за независимую Украину». Самостийники славят казачество, которое было опасно своей близостью к Польше и Крымскому ханству. В любой момент казаки готовы были пойти на предательство, если это обещало им хоть какую-то материальную выгоду. А старшины (зачастую татарской и польской крови) ни разу не выказали желания создать самостоятельное украинское государство. Более того, даже термина такого они не знали, употребляя название «Малороссия» и называя ее народ – ляшскими холопами…

Сегодня на земли Украины пришла мазепенская самостийность. Пришла страшная нравственная разруха, дошедшая до одичания. Великая православная идея собирала земли в могучую страну отщепенцами похерена. Ныне древняя религия предков стала игрушкой в руках окатоличенных и ополяченных политиканов. Дошло до того, что священники «филаретовской» церкви, заручившись поддержкой бывшего секретаря республиканского ЦК КПСС, возглавляют погромы православных храмов.

Потому сегодня, в январские дни присяги на Переяславской раде, православные люди должны понять - пришло время великого федеративного союза, если хотим отстоять имя свое и веру свою, православную. В противном случае путь в «украинское быдло» нам уготован и гарантировано холопство для жителей «неньки». Уж оранжевая шляхта, украинские стукачи и ряженые гетмана, за долярные сребляники, похлопочут с усердием о «Руине»…
 

Платон Кильдинов, публицист

20.01.2018


http://ruskline.ru/news_rl/2018/01/20/naveki_vmeste/
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106505

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #18 : 26 Января 2018, 21:25:33 »

Виктор БОБЁР

Переяслав - 1654. Чем он не был. Что затмил. И что знаменовал



«21 января 1654 года Переяславская рада приняла решение о воссоединении Украины с Россией». Эта формулировка знакома нам с детства, но ошибочно в ней решительно всё.

Подразумеваемое решение было принято не казацкой радой. Не в Переяславе. И на год раньше. Таким образом, в этом году мы должны праздновать юбилей – 365 лет с начала Воссоединения. Однако не Украины с Россией.

Так чего же тогда?

Соединившись в 1569 году с Великим княжеством Литовским в Речь Посполитую, польская корона получила в подданство миллионы православных русских, помимо тех сотен тысяч русинов, чьи земли Королевство Польское захватило двумя веками раньше.

В новом государстве русская и литовская шляхта могла быть признана равной польской только при условии перехода в католичество. Исключение составляла пара-тройка православных фамилий, чьи заслуги перед троном считались выдающимися. А вот крестьянин русский становился совершенно бесправным.

«По теории польского шляхетства, шляхтич, кто бы он ни был, – богатый или бедный сосредоточивал в себе все права, все преимущества, все блага, – писал выдающийся историк Церкви и богослов, уроженец фактически стольного (при Стефане Батории) Гродно Михаил Коялович. – Всякий нешляхтич… должен быть орудием, средством для шляхтича, условием его благоденствия. Поэтому вместе с польскою теорией шляхетства перенесено в литовское княжество и польское рабство народа – польское состояние хлопа. Литовско-русская близость крестьянина к сословиям дворянским, литовско-русское самоуправление разрушалось, падали и повергали его в безусловно бесправное положение».

Так Люблинская уния образовала пропасть между мужиком и теми, кто стоял над ним.

Но нашлось среди русских Речи Посполитой немало тех, кто не смирился с этим положением. Нет, речь не шла о каких-то высоких идеалах вроде «национально-освободительной войны». Понятие национальность тогда ещё не родилось в нынешнем его представлении, а окатоличевшейся элите не от чего было освобождаться. Но фаза подъёма этногенеза породила пассионариев, которым куда милее была воинская слава, чем медленное загибание на панских полях. Вот и потянулись буйные головы на запорожскую Украину – окраину Польши на её границе с диким татарским полем.

Корону такое положение вещей вполне устраивало: во-первых, она избавлялась от элементов потенциального протеста внутри страны; во-вторых, казаки своими грабительскими набегами трепали противников Польши – Османскую империю и вассальное ей Крымское ханство. Однако, освоившись на «своей» территории, казацкая вольница затребовала прав на эту территорию, фиксированного воинского статуса и прочих привилегий, прилагающихся к этому – шляхетскому уже – статусу. Король был и не против, но воспротивилась шляхта в лице сейма.

Именно антисеймовыми были первые казацкие восстания конца XVI – начала XVII веков. Все они окончились неудачами, ибо сил Сечи не хватало одолеть противника.

Коренным образом положение изменилось, когда русских стали насильно загонять в церковную унию. Вот этому – упразднению православной веры – воспротивились даже самые безропотные крестьяне. И у Сечи появилась идейно мотивированная подпитка в виде десятков тысяч если не сабель, то вил и топоров.

Победы последовали одна за другой. Богдан дошёл до самой Варшавы и только из-за собственной нерешительности отказался её брать. В то же время это во многом сплотило шляхту. К тому же закончилась Тридцатилетняя война в Европе, отвлекавшая наиболее боеспособные силы поляков. Последовали поражения от лучшей тогда в Европе гусарской конницы и наёмных немецких артиллеристов. Дело шло к неминуемому краху с неизбежной волной последующих репрессий. Нужно было искать помощь (вернее, спасение) на стороне. И поскольку Хмельниччина была во многом войной религиозной, обратились к единоверным братьям. Инициатива исходила от Церкви.

Хроника слезных челобитий

К 1620 годам православный епископат в Малороссии был ликвидирован. Казалось, участь Церкви в Речи Посполитой была предрешена, но где-то зимой 1620-1621 гг. в Речи Посполитой проездом из Москвы пребывал Патриарх Иерусалимский Феофан. Имея полномочия от патриарха Константинопольского, он в глубоком подполье рукоположил в митрополита Киевского игумена Михайловского Златоверхого монастыря Иова Борецкого и ещё несколько человек во епископов, в том числе будущего митрополита Киевского Исайю Копинского. Сразу же последовали распоряжения польской власти об аресте восстановленного епископата, но его взяло под защиту запорожское войско во главе со сторонником исторического единства Руси гетманом Сагайдачным.

В тот же год митрополит Иов направил грамоты русскому царю и московскому митрополиту, где ставил их в известность о положении православных в Польше. Примечательно, что обращался владыка к Михаилу Федоровичу как «Богом избранному» государю, тогда как Речь Посполитая не признавала его законным правителем России. Именуя адресата самодержцем «всея Великия Росия», Иов подписался митрополитом «всея Малыя Росия». Доктор исторических наук, член-корреспондент РАН Б.Н. Флоря замечает в связи с этим: «Разумеется, Иов (Борецкий) был не первым, кто употреблял термины «Великая Росия» для обозначения Русского государства и «Малая Росия» для обозначения восточнославянских земель Речи Посполитой, но впервые эти термины были использованы в официальном документе, исходившем от главы Киевской митрополии. Употребление таких названий указывало на то, что в будущих отношениях с Москвой Иов (Борецкий) будет выступать в роли младшего партнера и он согласен на такую роль».

В эти годы Россия, только преодолевавшая последствия смуты и польской интервенции, избегала всяческих обострений с Речью Посполитой. Потому Москва не принимала мятежных подданных Варшавы, к тому же не скрывавшей недовольства приёмом в Москве в феврале 1620 года гетманского посольства. Пётр Сагайдачный тогда выразил готовность запорожцев служить Михаилу Фёдоровичу, как они прежде служили его предшественникам. Под «прежней службой», скорее, подразумевались разовые походы Дмитрия Вишневецкого (Байды) против крымских татар в 1550-е годы. В вежливых выражениях царь поблагодарил гетмана и Сечь, но пояснил, что в условиях мира с татарами их помощь не требуется.

Москва более полагалась на основательность Церкви, чем на переменчивый нрав казаков.

В этих условиях роль связного между Киевской митрополией и Белокаменной выполнил выдающийся русин, ближайший помощник патриарха Александрийского Кирилла протосинкелл Иосиф. Он долгое время жил на Афоне, поэтому его упоминают как святогорца. Летом 1620 г. Патриарх Кирилл, поддерживавший борьбу православных против Брестской унии, отправил Иосифа «для науки и утверженья веры» на «русские земли Речи Посполитой». В Киеве святогорец жил в Печерском монастыре «у митрополита Иева».

По сути, Киевская митрополия информировала российский престол о внутриполитической обстановке в Польше. В частности, об очередном обострении отношений между Сечью и властями. В одном из сообщений говорилось, что казаки задержали ксендзов, которые пытались распространять в Киеве «ляцкую веру», и гетман заявил королю, что если и дальше будет притесняться «православная вера, и имде с королем битца до смерти». В другом донесении упоминалась казацкая рада, принявшая решение собрать войско для сражения «с поляки за веру». В частности, рада постановила обратиться к царю, чтобы он «велел им ратных людей дать к себе на помочь». В свою очередь казаки «били челом государю», обязываясь «служить».

«В таких условиях установление связей с Киевской митрополией становилось необходимым и с точки зрения русских государственных интересов, и с точки зрения интересов Русской Церкви, – считает Б.Н. Флоря, – и соответствующее решение было принято».

В 1622 году в Москве приняли епископа Луцкого Исаакия (также из рукоположенных патриархом Иерусалимским). Владыка привёз следующее послание: «У нас та мысль крепка, мы все под Государевой рукой быть хотим». Под этими словами митрополита Киевского Иова подписались видные представители казацкой старшины и киевских мещан, преподаватели киевской братской школы.

Но разоренная после смутного времени Россия не была готова к новой войне с превосходящей её по силе Польшей. Ответ Москвы был таков: «Сейчас Царю Михаилу начать этого дела нельзя, но Государь и Патриарх будут мыслить, как бы Православную веру и церкви Божии и всех вас от еретиков в избавлении видеть».

Не наступило время для положительного ответа и в 1631 году, когда с такой же просьбой обратился к царю и патриарху преемник свт. Иова на киевской кафедре митрополит Исайя Копинский.

В 1648-м и 1649 году – уже к Алексею Михайловичу – обращался и Богдан Хмельницкий. В ответ царь пообещал… Польше закрыть глаза на все имеющиеся между Москвой и Варшавой разногласия, если последняя перестанет нарушать подписанный ею же с Богданом Зборовским договор. Впрочем, непрекращающиеся послания гетмана, в которых «у царского величества запорожские черкасы милости просят со многим слезным челобитьем», в Посольском приказе стали рассматривать всё более внимательно.

Ускорил рассмотрение и откровенный шантаж со стороны Хмельницкого. В итоге его заигрываний с султаном последний в конце мая 1653-го прислал Богдану санджаки — символы приёма в подданство. Гетман постарался, чтобы в Москве поскорее узнали об этом. И 2 июля государь, наконец, направил гетману в ответ на его послания грамоту с согласием «принять Войско Запорожское под свою руку». Впрочем, уже в начале марта Тишайший начал подготовку к созыву Земского собора по «польскому вопросу».

В то же самое время немалая часть старшины не оставляла надежд на удовлетворение поляками своих «шляхетских» амбиций: последние послания полякам (как, впрочем, и туркам) слались на фоне всенародного ожидания воссоединения с единоверными братьями.

Буквально накануне Переяслава запорожцы предупреждали Богдана: «Не советуем вам заботится о приязни к полякам, а мысль вашу об отдаче всего малоророссийскаго народа, по обеим сторонам Днепра живущаго, под протекцию великодержавнейшаго и пресветлейшаго монарха российского принимаем за достойную внимания и даем вам наш войсковой совет, не оставлять этого дела, привести его к концу, к наилучшей пользе нашей малороссийской отчизны и всего запорожского войска... Мы достоверно знаем, что великодержавнейший и пресветлейший монарх, самодержец всероссйский, как православный царь, приймет охотно и ласково нас, яко чадолюбивый отец своих сынов, в том же святом православии непоколебимо стоящих, под свою крепкую протекцию, не требуя от нас никаких даней и платежей в свою монаршескую казну, исключая нашей войсковой службы, за что мы, по мере наших сил, всегда будем готовы идти против его монарших неприятелей».

Акт царской милости

Царь оправдал надежды малороссов. Его доводам, наконец, внял и Земский собор 1653 года, который «приговорил»: «Гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами и з землями принять». Причём по поводу этого «приговора» участники собора из разных сословий были «допрашиваны ж по чином, порознь». Все они – «стольники, и стряпчие, и дворяне московские, и дьяки, и жильцы, и дворяне ж и дети боярские из городов, и головы стрелецкие, и гости, и гостиные и суконные сотни, и черных сотен и дворцовых слобод тяглые люди, и стрельцы о государской чести» – осознавали неминуемые кровопролитные и тяжелейшие последствия нарушения «Вечного мира с Польшей», ибо «стояти и против литовского короля война весть». Но ради «православные християнские веры и святых божиих церквей» всё же решили: «С литовским королем битися, не шадя голов своих, и ради помереть за их государскую честь. А торговые всяких чинов люди вспоможеньем и за их государскую честь головами ж своими ради помереть».

А что же Переяславская рада 1654 года? Историк Владимир Махнач считает, что она лишь ратифицировала это соглашение: «Наши малороссийские братья – такие же русские, как и мы с вами, юридически подтвердили, что эта территория навечно вошла в состав российской державы».


Плакат 1954 года с кличем Богдана «Навеки вместе!»

Соглашаясь с профессором Махначём в главном, зададимся вопросом: о каком «договоре» в своих лекциях по «украинскому вопросу» он говорит? И, следовательно, о какой «ратификации»? Нам известно лишь о присяге, которую принесла Российскому государю казацкая старшина и жители Переяслава, а затем ещё две сотни полковых и сотенных городов, где народ «с охотою тое учинил».

«Отсутствуют и какие-либо признаки привычных для нас процессов, неизменно сопровождающих ныне подготовку международных договоров (упорные дискуссии по каждому пункту, согласование позиций сторон и пр.), – замечает политолог Алексей Попов. – Нет, все делалось не с бухты-барахты (и не спьяну, как писал Шевченко) – между первым посланием Хмельницкого царю Алексею Михайловичу и Переяславской радой прошло пять с половиной лет. Большой договор 1997 г. между Украиной и Россией, подписанный Кучмой и Ельциным, подготовили чуть быстрее. Однако промежуток времени, который потребовался отдалённым преемникам Богдана и Алексея Михайловича на раздел Черноморского флота, Хмельницкий потратил на то, чтобы добиться принятия Украины в подданство, – а это означало вступление России в войну с Польшей, которая не могла смириться с потерей территории».

Согласимся и с Алексеем Поповым, лишь спросим: о какой Украине речь? Войско Запорожское контролировало только части Киевского, Брацлавского и Черниговского воеводств (10–12% территории нынешнего государства Украина). Это даже не вся Малороссия (не говоря уже о Галиции, Буковине и Подкарпатской Руси). Чуть ли не от Кременчуга (а это сегодняшняя Полтавская область) и до Одессы на юг и восток лежало татарское Дикое поле, ставшее Новороссией уже при матушках Елизавете и Екатерине. А русская Слобожанщина уж полтора века как была отбита Москвой у Литвы.

Вероятно, речь идёт об Украине в понимании Л.Н. Гумилёва, то есть о «пограничной полосе земли, зажатой между Крымским ханством и Польшей». Польская Украина (окраина) имелась в виду и в акте Земского собора 1653 года. Ученик Льва Николаевича профессор Махнач продолжает мысль учителя: «Можно говорить о воссоединении Руси, можно в более позднем варианте также говорить о воссоединении России. Но нелепица есть “воссоединение Украины с Россией”, как будто были две равноправные стороны – Украина и Россия».

«Воссоединением Руси» назывались рассматриваемые нами события до Октябрьской революции. Однако корректно ли и это определение? Можно ли говорить о воссоединении России в XVII веке, если польскими оставались Белоруссия и Галиция, венгерской – Подкарпатская Русь, да и не все великорусские земли были ещё освобождены?

Думается, в 1654 г. случился не более чем переход Войска Запорожского из подданства польского короля в подданство русскому царю.

Однако это «не более» мы, безусловно, должны праздновать как начало действительного воссоединения Руси. А 365-летие Земского собора 1653 года должны отметить как юбилей принятия тяжелейшего, ответственнейшего, но судьбоносного решения о воссоединении.

https://www.fondsk.ru/news/2018/01/19/perejaslav-1654-chem-on-ne-byl-chto-zatmil-chto-znamenoval-45455.html
Записан
Александр Васильевич
Глобальный модератор
Ветеран
*****
Сообщений: 106505

Вероисповедание: православный христианин


Просмотр профиля WWW
Православный, Русская Православная Церковь Московского Патриархата
« Ответ #19 : 05 Ноября 2022, 10:44:21 »

Пётр МАСЛЮЖЕНКО (Украина)

Русское единство: Переяславская Рада вчера и сегодня


Художник: М. Хмелько.

Ситуация потребовала радикального решения, поскольку эксперимент самостийности и незалежности, осуществлявшийся на территории бывшей УССР в течение трех минувших десятилетий, привел к катастрофе.

Вне России Украина деградирует, вымирает и разрушается. Находясь же в составе российского государства, развивается, исторически зафиксированные расцветы Украины приходятся исключительно на эти периоды. Альтернативой возвращению Украины в Россию может быть только распад и руина. А значит, каждый гражданин Украины должен стремиться к новому вхождению Украины в Россию. Не «объединению», а именно вхождению, как это на самом деле было принято на Переяславской Раде. Не «объединение» Малой Руси с Великой, а принятие Гетманщины в подданство русского царства, именно это и означал Переяславский договор.

Напомним, что в г. Переяславе-Русском (ныне г. Переяслав-Хмельницкий Киевской области) казацкая старшина Гетманщины («Войска Запорожского») под предводительством гетмана Богдана Хмельницкого по собственной многократно высказанной просьбе приняла присягу Царю Московскому Алексею Михайловичу Тишайшему, и малороссийский народ Левого берега и большей части Правого берега Днепра воссоединился с русским народом Российского царства. Принявшие присягу в Переяславе говорили на малороссийском наречии, но считали себя и называли русскими (этот аспект, кстати, внятно отражен Гоголем в «Тарасе Бульбе»), писали и общались на общерусском официальном языке, а Запорожская Сечь никогда не называлась Украиной.

В 1654 г. Малая Русь воссоединилась с Великой Русью. Переяславская Рада изменила судьбы Восточной Европы, русской и восточноевропейской славянской цивилизации. Дальнейшая история показала, что Русское царство обладает настоящей геополитической самостоятельностью и цивилизационной оригинальностью, соответствующей истории и духу славянских и восточноевропейских народов.

Любому непредвзятому наблюдателю очевидно: при отказе от соединения c Россией Украину неминуемо ждет Руина.

Страшная Руина периода 1658–1687 гг. была наказанием за отказ от договора и присяги, принесенных в Переяславе.

 
Сегодня на Украине тоже наличествуют все признаки наступления «новой Руины»: идет гражданская война, растут обнищание, цены и тарифы, сокращается производство, наступило «всевластие алчных чужеземцев», чрезвычайно высоки эмиграция и вымирание населения.

Важным уроком для руководства современной России должен являться тот факт, что верхушка Русского царства первоначально противилась возвращению Малой Руси, опираясь на текущие интересы государства и опасения конфликта с западными соседями, однако под давлением разделенного народа пришлось прошение принять. Политолог С. Баранов настаивает: «С учетом требований исторической политики необходим пересмотр трактовки Переяславской Рады. Ее необходимо рассматривать как акт воссоединения русского народа, в котором меньшинство, — русский народ исторической Малой Руси, — присоединилось к большинству, — русскому народу Российского царства, причем, по собственному волеизъявлению и по многократным просьбам своих предводителей — казацкой старшины. Трактовка Переяславской Рады как воссоединения Украины и России, принятая ранее в советской историографии, устарела и не соответствует историческим фактам: никакой Украины и украинцев в 1654 году не было, Гетманщина или Войско Запорожское составляло меньшую часть территории современной Украины, в нее не вошли Слобожанщина (к тому времени уже в составе России), Запорожская Сечь и большая часть Правобережных территорий и, конечно, будущий Юго-Восток».

Политолог Крис Роман (Бельгия), председатель движения «Евро-Русь», высказывается в том духе, что «Украина – это не народ, а просто территория, где живут русские, такие же, как в Омске или Новосибирске; я не знаю, что такое “украинское государство”».

Красиво было бы замкнуть многовековой исторический круг содержательно и территориально: новое неизбежное воссоединение Малой Руси с Великой следует провозгласить именно в древнем Переяславе.

Еще пять лет назад «Союз политэмигрантов Украины» сформулировал свое видение Переяславской темы: «Учитывая требования современной политической ситуации вокруг Украины, есть смысл считать Переяславскую Раду актом объединения русского народа: Русского царства и Малой Руси; трактовку Переяславской Рады как воссоединения России и Украины считать устаревшей и нецелесообразной. От лозунга “Навеки с Россией!” необходимо перейти к лозунгу “Навеки в России!”. Необходимо объединение русского народа Украины с русским народом России. Следует признать нелегитимным учреждение государства Украины в 1991 г., осуществленное путем разрушения Украинской Советской Социалистической республики и Союза Советских Социалистических республик меньшинством граждан Украины, так называемыми “политическими украинцами”, без учета мнения большинства».

* * *

Историки напоминают, что гетман Богдан Хмельницкий несколько раз обращался к русскому государю Алексею Михайловичу с просьбой о принятии Запорожского Войска в русское подданство. Но Москва пребывала в раздумьях. В самом деле, возвращение Малороссии в состав Российского царства — это исполнение важной части политической программы нескольких поколений московских государей. Однако решение Москвы о принятии в подданство Малороссии означало и новую войну с Польшей, которая не хотела расставаться со столь богатыми землями.

В день Покрова Пресвятой Богородицы, 1 октября 1653 г. в Москве состоялся Земский собор, который решил разорвать «вечный мир» с Польшей и «приговорил» «чтоб великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Руси изволил того гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами их и з землями принять под свою государскую высокую руку для православные христианские веры и святых Божиих церквей…» И уже вскоре, 8 (18) января 1654 года, в древнем русском городе Переяславе, именовавшемся в летописях нередко Переяслав-Русским, собралась та самая историческая Рада Запорожского Войска.

Обращаясь от имени Рады к Алексею Михайловичу Богдан Хмельницкий впервые именовал русского царя Государем Великой и Малой России.

Так Земский собор 1653 г. и Переяславская Рада 1654 г. исполнили многовековое чаяние народа, разделенного еще в годы монголо-татарского владычества, — началось воссоединение Малой Руси с Великой Русью.

В период распада Речи Посполитой и перехода земель к Русскому царству с центром в Москве присягу царю в Переяславе приняли 284 человека, а затем в разных городах и селах Малороссии еще 127 тысяч.

Гетманщина 1654 года контролировала сравнительно небольшую часть территории современной Украины. Представление об Украине возникло намного позднее в связи с появлением украинского националистического сепаратизма, нацеленного на отделение от большого русского народа в узкоэгоистических целях меньшинства, «политических украинцев». Гетманщина, присягнувшая русскому царю на Переяславской Раде, стала сравнительно небольшой частью большого целого — России, а также всего русского восточнославянского ареала.

* * *

Незаконное провозглашенное в 1991 г. алчным меньшинством государство Украина стало результатом предательства духа и буквы Переяславской Рады, ликвидации УССР как неотъемлемой части СССР, — наследника исторической России. «Незалежная» Украина пришла в результате к полной утрате самостоятельности, превратилась в марионетку и колонию США и Евросоюза. Следствием такого предательства народа Украины является нынешняя неизбежная деградация. Украина, ведомая предателями и этномутантами, превращается в тюрьму и могилу для народа Малой Руси.

У народа Малой Руси сегодня нет иного пути кроме возвращения по частям в Россию.

В контексте Переяславской даты аналитик О. Юрин (Лондон) настаивает на двух принципиальных моментах: первый — русскоязычные малороссы — это русские, и никак не украинцы; второй — критически необходимо реанимировать историческую топонимику наших земель. НовоРОССИЯ, МалоРОССИЯ, ЧервоноРОССИЯ, Слобожанщина, Донбасс, Таврия и т. д. Надо возвращаться к нашим корням на практике.

Историк и публицист М. Равреба, перебравшийся в новейшие времена из Киева в Минск и тоже настаивающий на повторении Переяславского договора в наши дни, в своих публикациях в соцсетях расставил акценты в связи с фактами Переяславской Рады, обращая внимание на схожесть ситуаций той и нынешней:

«1. Поводом для освобождения от присяги польскому королю и выхода из состава Речи Посполитой стали религиозные преследования, дерусификация и ассимиляция русских поляками;
2. В преамбуле Переяславского договора нет названия «Украина». Есть название «Малая Русь»;
3. Это был не равноправный договор двух государств. Это был договорной, то есть законный переход свободных людей Малой Руси в подданство Московского царя;
4. Предметом договора являлось приобретение Московского подданства вольными людьми Малой Руси;
5. Подписантами были гетманы Войска Запорожского. Остальные приносили безоговорочную присягу;
6. От присяги польскому королю жителей Малой Руси юридически освободил московский Земский Собор. Повод: нарушение королем конституций веротерпимости;
7. Присягу царю Московскому принесли казаки, мещане, духовенство и свободные крестьяне казачьего сословия. Женщины, холопы и дети к присяге не приводились;
8. Договор был в основном о заработной плате и “бизнесе сепаров”;
9. Царь не присягал никому, но обещал начать войну с Польшей за Малую Русь. И договор выполнил;
Переяславский договор не выполнили казаки. Хмельницкий умер через три года от инсульта, часть казаков вернулась под Польшу, предав договор с царем, заключив новый с королем и приняв участие в войне против Москвы. Их — поляки расстреляли».


Проецируя современные политические реалии на три с половиной столетия назад, М. Равреба еще пять лет назад утверждал, что Москве необходимо, и придется снова «воевать за собирание русских земель. Поскольку так поступил один из величайших царей нашей истории, Алексей Тишайший, “который сделал больше, чем даже Сталин, много больше своего сына Петра, и совсем не был тишайшим”. Но надо себя заставить».

Следует помнить также, что на памятнике гетману, установленном скульптором Микешиным на Софийской площади в Киеве в 1888 г., в год 900-летия Крещения Руси, прежде была надпись «Богдану Хмельницкому единая неделимая РОССIЯ».

https://webkamerton.ru/2022/11/russkoe-edinstvo-pereyaslavskaya-rada-vchera-i-segodnya?utm_source=politobzor.net
Записан
Страниц: 1 [2]
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Valid XHTML 1.0! Valid CSS!