Гори, гори, моя лампадочка!На юбилей митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима
Этот год для главного духовного окормителя Слобожанщины, митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима — особенный. 18 апреля Владыка отмечает свое 90-летие. Дата грандиозная. Его Высокопреосвященство уже не раз в выступлениях подчеркивал, что столь долгая жизнь — Божий дар и поручение.
23 февраля с.г. Высокопреосвященнейший Никодим отметил еще одну впечатляющую дату — 65-летие со дня своей хиротонии в иеромонахи.
Мы знаем, что у христиан самым «главным» днем считаются именины, тезоименитство, то есть день Крещения и духовного привлечения небесного соименника; для буковинского хлопця Николая Руснака небесным покровителем стал фарисей Никодим, член иудейского синедриона, принесший на погребение Христа царские по щедрости дары, — «состав из смирны и алоя, литр около ста» (Ин. 19:39), коим и было умащено погребальное полотно (впоследствии Никодим был изгнан из Иудеи за веру Христову).
Память праведного Никодима, а также святых жен-мироносиц, наша Церковь чтит в 3-ю неделю по Пасхе (в этом году 8 мая по нов. ст.). Сегодня Харьков готовится к чрезвычайному, небывалому духовному событию: 7-8 мая город посетит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и возглавит торжественные мероприятия по случаю 90-летнего юбилея митрополита Никодима, старейшего епископа Русской Православной Церкви и третьего по дате посвящения в епископский сан в мировом православии.
Рукоположение будущего Патриарха
Будучи епископом, Владыка Никодим принимал участие в рукоположении в епископы будущего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II — в Таллинне в 1961 г. Корреспондент издания («Комсомольская правда», Харьков») О. Якушко подробно приводит воспоминания Владыки: «Все волнуются, и я волновался. Но Алексий был спокоен. Он был степенный, мужественный, сам Господь избрал его для служения. После рукоположения Алексий был управляющим делами Московской патриархии, и я не раз приходил к нему советоваться — он по-братски всегда относился к нам. Патриарх был личностью незаурядной, он нес на себе всю тягость, что была и при Хрущеве, и после него. Дай, Боже, ему упокоение там, где почивают любящие Бога. Немного рановато он ушел, но это воля Божья. Я думал, что раньше уйду, но пришлось и Никодима (Ротова) проводить, и Алексия…»
В таинстве хиротонии 32-летнего архимандрита Алексия в епископа Таллиннского и Эстонского участвовали трое архиепископов. Иоанн Горьковский (Алексеев), самый старший из них, отошел ко Господу в 1966 г. Никодим Ярославский (Ротов) — в 1978-м. Спустя почти 50 лет Харьковский митрополит до мельчайших подробностей помнит события того дня. Его самого рукоположили незадолго до этого— 10 августа. «Это был прорыв, потому что во времена Хрущева не разрешали рукополагать новых епископов, — вспоминал иерарх. — Только покойный Никодим Ротов, чрезвычайная личность — такой, как он, наверное, и через двести лет не появится! — смог сдвинуть этот неподъемный камень и рукоположить целую плеяду епископов. Мы с ним полетели в Таллинн и посвятили будущего Патриарха».
Владыка Никодим хранит фотографии тех лет. И открытку от Алексия, с Афона, в 1982 г.: «Шлю вам, добрый друг, крепкий привет со Святой Афонской горы. Молитвою помню. С любовью Алексий».
Исторический Архиерейский собор
Невозможно переоценить роль Владыки Никодима в деле сохранения единства Русской Церкви, которая судьбоносным образом проявилась в ситуации намечавшегося и частично осуществленного украинского раскола. Харьковский Собор 1992 г., возглавленный Митрополитом Никодимом, стал историческим событием, запечатлевшим, как верно сказано, «память о глубинах духовного падения одних и о высоте и силе духа других».
Владыка вспоминал: «Я полагаю, что в том, что Харьковский Собор состоялся, заключается промысел Божий. Мы не дали Филарету кощунствовать в Церкви. Он давал клятву перед Крестом и Евангелием, что соберет Собор, который изберет нового Предстоятеля, однако собрал светских людей, и обманул общественность. Он следовал политической конъюнктуре, если бы Церковь следовала бы таким же принципам, она бы давно перестала быть Церковью».
«В результате этого Собора Православная Церковь зафиксировала отторжение от Своего Тела чуждых Православию лиц и идей, — указывает современный комментатор. — Очевидно и то, что Харьковский Собор прекратил брожение в Церкви, создал предпосылки для Ее нормального развития и функционирования в условиях новой исторической реальности. Вероятно, наиболее серьезным последствием Харьковского Собора стало восстановление церковной соборности, которую стремился уничтожить на всех уровнях бывший Предстоятель УПЦ Филарет (Денисенко)».
Если формулировать не на духовном, а на общественно-политическом уровне, то раскол Православия на Украине — дело Президента Украины Л.Кравчука, оказывавшего чрезвычайное давление на работу Архиерейского Собора в Харькове и в результате сказавшего о стойкой позиции и действиях Митрополита Харьковского и Богодуховского: «Я этого Никодиму не прощу никогда». Всем известна историческая роль велеречивого Л. Кравчука как разрушителя.
«Если бы в 1992 г. в сугубо церковные дела не вмешались светские силы, то я уверен, — считает митрополит Никодим, — что сегодня бы Православие имело иной образ, объединяло всех». Владыка Никодим называет деятельность и устремления М. Денисенко (Филарета) «автокефалией с черного хода». Тогда Владыка направил раскольнику телеграмму со словами: «Ради мира церковного уйдите за штат! Последуйте благим примерам Чудотворца Афанасия Лубенского, Святителя Иоанна Златоуста!». Филарет ответил: «В Киеве вас побьют каменьями».
О решении Харьковского Собора бывший митрополит Филарет был уведомлен телеграммой: «Настоящим сообщаем Вам, что Архиерейский Собор УПЦ… освободил Вас от обязанностей Предстоятеля УПЦ и митрополита Киевского и всея Украины и почислил за штат с запрещением в священнослужении до решения Архиерейского Собора Матери-Церкви. Одновременно сообщаем, что большинством голосов Собор избрал Предстоятелем УПЦ митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира».
Памятный крещенский день
В начале восьмого утра 19 января 2007 г., в день Богоявления и Крещения Господня, Владыка Никодим возглавил панихиду по губернатору Харьковщины Евгению Кушнареву, человеку, воплотившему в своей идеологии чаяния Востока и Юга Украины. Факт был чрезвычайный: отпевание в кафедральном Благовещенском соборе до этого происходило лишь еще в начале 1990-х.
В молитвенном слове Владыка Никодим попросил помощи у святого Евгения, соименника и покровителя усопшего, а в прощальном проникновенном слове по отпевании обратился к пастве и сказал, что считает Евгения Петровича своим духовным сыном (известно, что последние 17 лет Кушнарев многократно встречался с пастырем, в том числе обсуждая общественные, государственные проблемы), что Евгений Петрович всегда болел сердцем о своей земле, городе, народе и стране, что он был истинным созидателем и объединителем. Владыка напомнил собравшимся известную библейскую притчу о царе Соломоне и двух судившихся из-за ребенка женщинах (одна из них была готова даже разрубить дитя надвое, чтобы поделить, а вторая оказалась готовой уступить ребенка, лишь бы сохранить ему жизнь) и уподобил мудрость покойного мудрости Соломоновой, сказав также, что любовь покойного к Украине была такой же, как у второй женщины из притчи — к своему ребенку.
И в этой речи, и потом, на кладбищенской панихиде, под проливным январским дождем, были заметны искреннее и глубокое волнение, скорбь Митрополита Никодима, в полноте переживавшего эту потерю. Авторитетнейший монах, член Синода РПЦ, председатель комиссии УПЦ по канонизации святых, человек, родившийся на 30 лет раньше усопшего, величал покойного в прощальных словах не иначе как Евгений Петрович, подчеркивая и собственный пиетет, и общественную значимость личности, а также тяжесть личной и общей потери.
В соборе раздался воистину общий плач, когда владыка склонился над гробом — для прощального поцелуя рук убиенного раба Божия Евгения, принявшего мученическую кончину.
«Бо ж чув я клич до серцяЙого, невгамовний»
Поразительный, яркий официальный церковный путь Владыки более-менее известен. Немного подробней остановимся на истоках этой удивительной судьбы.
Родился Николай Руснак18 апреля 1921 г. в с. ДавидовцыКицманского р-на Черновицкой обл. Украины в крестьянской семье. Из автобиографического повествования «Богом начертанный путь» узнаем, что еще от прадеда род назывался односельчанами «Матейковым», поскольку прапрадедом Владыки был Матей, который, по всей вероятности, командовал воинским отрядом и героически сражался с турками под водительством А. В. Суворова у Измаила. Поскольку в селе многие семьи носили фамилию Руснак, то, идя по улице, мальчик часто слышал за своей спиной: «А чий то Русначок?» — «Та то сын ПараскиМатейковой».
Предки Владыки Никодима, живя на Буковине, находились под австро-венгерским владычеством. Семья не была богатой, у рано овдовевшего деда Владыки,Георгия,было пятеро детей, всем приходилось трудиться в услужении. Мечтавшая о монашеском жребииодна из трех его дочерей Параскева была вынужденно, из-за «крайней нищеты, царившей в родительском доме», выдана замуж за 18-летнего сироту Степана Георгиевича Руснака, всю жизнь прослужившего у богатых людей. У этой пары и родился сын Николай.
По буковинскому обычаю для определения будущности ребенка у первой купели раскладывали предметы: уздечку, рубанок, кошелек. Однако младенец Николай выбрал Библию, положеннуюнабожной матерью среди вещей.
Матушка всегда говаривала сыну: «С неправдой и до края земли дойти можно, да вот только назад воротиться трудно будет». Между прочим, Параскева Георгиевна закончила земной путь схимонахиней Марией Магдалиной.
До 17 лет Николай, живший в селе,в низине у Зозулиной горы, был занят, как и все члены семьи, поденщиной, заработком хлеба насущного. Был, между прочим, завзятым танцором и заводилой во всех, иногда совсем не безобидных, молодежных потехах, много пел.
Удивительное дело: в августе 1938 г., на уборке урожая у помещика, юноша в разгар рабочего дня остановился как вкопанный и воскликнул: «Все, хватит, ухожу в монастырь!» Сам владыка определяет свой такой неожиданный выбор всегда жившей в нем «тоской по Небесному Отечеству» и, разумеется, волей Божией.
О том, что жизнь молодого послушника была в монастыре далеко «не медом», свидетельствуют факты, о которых Владыка помнит по сей день: в 5 утра их порою будили палкой, а в посты на человека выделялось всего лишь 2 грамма постного масла в день!
Юноша Николай Руснакстал послушникомИоанно-Богословского Крещатицкого монастыря Черновицкой области. 6 января 1945 г. был пострижен в монашество с именем Никодим. С 1950 г. по 1955 г. он был уже настоятелем этогомонастыря. А в 1958 г., как видим, достаточно поздно, в 37 лет,окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия.
По окончании академии Владыка служил в Иерусалиме, где Патриархом Иерусалимским Венедиктом был возведен в сан архимандрита и назначен и.о. начальника Русской Духовной Миссии.
10 августа 1961 г. Патриархом Алексием I хиротонисан во епископа Костромского и Галичского. Кострому Владыка называет своей второй духовной родиной. В те годы он даже выступил с инициативой о канонизации в лике святых народного героя Ивана Сусанина, уроженца Костромского края, там же и совершившего свой подвиг. И если в СССР с 1961 по 1964 гг. (при Н. Хрущеве) было закрыто около 5 000 храмов, 50 монастырей и 5 из 8 духовных семинарий, то в Костромской епархии, окормляемойв тот период молодым епископом Никодимом, не был закрыт ни один храм!
Когда в 1964 г. в Костроме кафедральным собором стал находившийся под острой угрозой сноса знаменитый Храм Воскресения Христова на Дебре (шедевр архитектуры Поволжья, 1652 г.), Владыка Никодим ночью перевез в него из собора Иоанна Златоуста Чудотворный Образ Феодоровской Богоматери, где на защиту иконы, а с нею и храма, встали прихожане. Там икона и пробыла до 1991 г. Напомним, что эта костромская икона осеняла Дом Романовых с самого 1612 г., по Ее имени все инославные супруги Государей Российской империи, крестясь в Православие получали отчество Феодоровна.
«Iван Богослов духовнимотцембувменi», — гласит строка стихотворения Владыки Никодима, написанного им к собственному 77-летию, и это дает нам повод вспомнить историю с иконой, предпосланную автором к своей книге. «Икона Святого Апостола, Евангелиста Иоанна Богослова была особо чтимой Святыней в Свято-Иоанно-Богословском Крещатинском монастыре. 6 января 1945 г., в день пострижения меня в монашество, я, припав к этой иконе, молил Святого Апостола стать моим духовником. В 1964 г. богохульники пытались уничтожить эту Святыню. Но по Промыслу божию она дивным образом была спасена, доставлена в Кострому, где я нес свое архипастырское служение, и вверена мне для сохранения. По сей деньона находится в моей келии. Твердо верил и верю, что под святым покровительством Святого преодолел все испытания, и был храним Богом…».
Добавим, что образ этот написан буковинским художником из с. ДорошивцыЗаставнянского р-на (имя неизвестно), а доставлен был в Кострому крестьянкой из с. Крещатик, когда икона была обнаружена в куче мусора после закрытия безбожной властью Крещатинского монастыря, в котором, как помним, начинал свой духовный путь Владыка Никодим.
Между прочим, в 1993 г., во время визита ко Вселенскому патриарху Варфломею, Владыка побывал в Эфесе, в 400 км от Константинополя, в горах, где находится дом, в котором, после того, как был распят Христос, жила Богородица, опекаемая Его учеником Иоанном Богословом. Св. Апостол похоронен в самом Эфесе.
С 1964 г. Владыка Никодим был епископом Аргентинским и Южноамериканским, первым русским православным епископом, назначенным на эту кафедру. Пришлось изучать, с помощью доброжелательных друзей, испанский язык. В результате —перевел три Литургии наиспанский (к слову, Владыка на 18 языков перевел и главную молитву христиан «Отче наш»).25 февраля 1968 г. возведен в сан архиепископа, назначен экзархом Центральной и Южной Америки, включая Мексику. Лично общался с президентами всех южноамериканских стран, в том числе и с Пиночетом. Когда отбывал из Аргентины, в знак уважения и заслуг был удостоен специального удостоверения, позволяющего беспрепятственно посещать страну и проживать в ней.
С 1 декабря 1970 г. владыка Никодим — архиепископ Харьковский и Богодуховский, и. о. экзарха Центральной и Южной Америки (до 1977 г.). С 1983 г. был архиепископом Львовским и Тернопольским, а также священно-архимандритом Свято-Успенской Почаевской Лавры, одновременно Управляющим Харьковской епархией, до 28 марта 1984 г. 9 апреля 1985 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом возведен в сан митрополита. С 1988 г. — митрополит Львовский и Дрогобычский, а с 1989 г. — снова Харьковский и Богодуховский.
В 1991—1992 гг. Святейшим Патриархом Алексием II и Священным Синодом РПЦбыл назначен председателем Комиссии по богослужебным текстам. С апреля по 27 мая 1992 г. по указу Патриарха исполнял обязанности Предстоятеля УПЦ до избрания нового главы УПЦ — митрополита Владимира (Сабодана). С июня 1992 г. — постоянный член Священного Синода УПЦ. В 1994—2006 гг. председатель Комиссии УПЦ по канонизации святых. Почетный профессор, доктор богословия нескольких университетов и академий, почетный гражданин Харьковской области. Деятельность Высокопреосвященнейшего Владыки Никодима отмечена многочисленными Церковными и Государственными наградами, в том числе зарубежными.
«Пусть теплится свеча любви»
Владыка пишет стихи, точней сказать, оформляет в необыденном виде свои впечатления. Причем, и на украинском, и на русском языках. Одно из сочинений, с названием, вынесенным нами в заглавие статьи, автор датировал так: «Святой град Иерусалим, 9 мая 1958 г.»
В другом сочинении Владыка описывает необыденную ситуацию, как в трудную годину, связанную с архипастырским служением во Львове, тяжело переживая события, удалился на берег реки Стрый, и к нему пришла лисичка и села рядом, «начевiрний, добрийстарий друг». И человек угостил зверя хлебом. И принял это явление как знак утешения. Мы, памятуя, что к Серафиму Саровскому, Сергию Радонежскому и иным нашим подвижникам приходили медведи и прочие дикие звери и птицы, (к Герману Аляскинскому — горностай), не можем не дивиться и не сопереживать такому рассказу.
В текущие дни, когда весь свет, а особенно Русский мир, отмечает 50-летие полета в космос Юрия Гагарина, обратим внимание на произведение «Родина слез не скрывает», написанное Владыкой Никодимом в Харькове 2 июля 1971 г., с посвящением «Памяти погибших космонавтов Добровольского, Волкова, Пацаева», где труд космонавтов, «проложивших межзвездный путь», назван «подвигом священным»:
Да! Родина ныне, не скрывая, плачет
Скорбью матери, потерявшей трех сыновей,
Слез своих она ни от кого не прячет —
Жаль их, погибших славных богатырей.
….
Так спите спокойно, родные славные орлы.
Завтра, как Юра, как вы — вылетают они:
Воины, студенты, пахари, и он, и ты,
В чем жгучей слезой клянутся у могильной плиты;
Спите спокойно — бессмертной славы орлы!
Не оставляет в стороне автор и социальный пафос. В сочинении 1994 г. «Слiзна молитва» использует хлесткий и остроумный оборот «хитрiмудригайлапроворнi», называя так тех:
«Хто з Туреччини, а хто з Нiмеччини
Мiшкамивсякеначиннявзятиспiшить,
Три шкури з свого брата здирає,
I, не умившись, зновутудибiжить.
О, Україно, скривдженадо болю,
Невже ж погубить тебе безглуздячепурне?
Один руйнує,другийбезсоромнокраде,
А той спить, п`яний, бiля тину,
А та дитинупiд чужий порiгнесе.
«Галасують, щокращу долю тобiкують, / За «зелененькi» i совiсть I душу твою продають», — говорит автор, и во всех этих строках мы слышим отголосок интонации философа и поэта Г. Сковороды, преподававшего, к слову, в Харьковском коллегиуме, в Покровском монастыре, где сейчас располагается резиденция Митрополита.
И кто усомнится в искренности, а главное, в правоте этих сердечных откровений: «Пречиста МатиБожа взяла мене пiд Свою опiку…» «Всюди водила мене Свята ПравицяБожа, / Всю красу свiту Владика менi показав». В самом деле, Высокопреосвященнейший Никодим побывал в огромном числе стран, уголков Земли, и в этом смысле взором и сердцем обозрел наш Земной шарик; так космонавт, увидев с орбиты красоту и невеликость нашей планеты, становится совсем другим человеком, происходит словно преображение.
В стихотворении «Подихсерця до Творця», написанном в ночь на 10 августа 2001 г., заключающем книгу «Жребий, назначенный Богом», автор восклицает молитвенно: «Нехай святиться iм`яТвоэ, Боже! / I ласка Твоя — наповняєсвiт, / Я вiрю, Тименiдопоможеш… / Прости, Милосердний, — я зробив, щомiг».
Скромное и понятное признание; а ведь мы знаем, как много сделано Владыкой на долгом жизненном пути!
***
В свои девяносто лет Владыка Никодим говорит очень тихо.
Но его слова слышат все.
Весомо и необходимо в Слобожанской среде и духовной жизни народа присутствие этого пастыря, неуклонно несущего посох Русской Церкви, наследника на этой земле кафедральных пастырей прошлого — святителей и священномучеников Афанасия Лубенского, Мелетия Харьковского, Иоасафа Белгородского, Александра Петровского, Константина Дьяконова, Антония Храповицкого. Митрополит Никодим, как никто, имеет право с такой чистотой и умилением сердца называтьСлобожанщину«Божий край». А также писать:
У тобi, о мiй Харкове рiднийi милiй,
Величний, прекрасний, як Божий вертоград,
У твоєї оселiпритулоксвященний
Бог зiгрiв для мене як священний дар.
Станислав Минаков
http://voskres.ru/podvizhniki/minakov.htm