На нефтедоллары ИГИЛ объявлена охота 17 декабря Россия и США, несмотря на продолжающуюся конфронтацию между собой, достигли взаимопонимания по одному из ключевых аспектов борьбы с угрозой цивилизованному миру, исходящей от ИГИЛ*, пишет СП.В этот день Совбез ООН единогласно принял подготовленную Россией и США резолюцию по усилению борьбы с финансированием террористических групп. Согласно этому документу, в отношении тех, кто оказывает материальную и техническую поддержку ИГИЛ и другим террористическим группировкам, будут применяться санкции.
Реализация этого решения возложена на все государства-члены ООН, которым удастся обнаружить «финансовые активы или экономические ресурсы лиц, групп, предприятий и организаций», которые будут помещены в санкционный список СБ. Помимо заморозки счетов, фигурантам «чёрного списка» должен быть запрещен въезд или транзит по территории государств. Помимо обозначенных мер, участники ООН взяли на себя обязательство предотвратить прямые или косвенные поставки вооружений, предназначенные для террористов.
Показательно, что резолюция лишь продлевает мандат санкционного комитета на два года — нынешний истекает в декабре 2017-го. В этом плане сразу обращает на себя внимание отсутствие видимых успехов на финансовом фронте противостояния джихадистам. Впрочем, оно вполне объяснимо. Поскольку в случае последовательной реализации этой инициативы США должны были бы превратиться в коллективную «унтер-офицерскую вдову» и публично «высечь», то есть ввести санкции против самих себя и своих союзников (особенно в лице Саудовской Аравии, Катара и Турции).
Не секрет, что своим возникновением и, тем более, территориальной экспансии боевики ИГИЛ обязаны своим главным спонсорам в лице перечисленных стран. Дело сдвинулось с мёртвой точки только после появление на фантомном театре боевых действий против ИГИЛ (в исполнении западной коалиции под эгидой США) реальной силы в виде военно-космического ударного «кулака» РФ. Как сообщает Fox News, со ссылкой на представителя армии США, за несколько месяцев авиаударов по нефтяной инфраструктуре ИГИЛ доходы боевиков террористической группировки от торговли нефтью упали в два раза. Ранее они составляли около $ 500 млн. в год ($ 1,5 млн. в день).
Вторым важным моментом, который заставил европейское сообщество пересмотреть свою позицию по разрешению сирийской проблемы, стали волны мигрантов и теракты в Париже. Что позволяет надеяться на то, что на этот раз документ ООН будет иметь не декларативный, а практический характер.
Для того чтобы облегчить западным «партнёрам» задачу по выявлению «тайных» каналов финансовой подпитки экстремистов ИГИЛ, постпред РФ в ООН Виталий Чуркин раскрыл всю цепочку вовлеченных в этот процесс компаний. По его словам, поставками нефти ИГИЛ занимается целый ряд турецких компаний, в том числе «Серии» (город Конья) и «Сам Отомотив» (город Антакья). А главная перевалочная база находится в турецком порту Джейхан. Виталий Чуркин также рассказал о том, что боевики не гнушаются зарабатывать на продаже антикварных древностей, фосфатов, цемента и зерновых культур.
Впрочем, одной Турцией дело не ограничивается. Российский президент Владимир Путин ещё на пресс-конференции по завершении саммита G-20 в турецкой Анталье обвинил некоторые страны из числа членов «Большой восьмёрки» в заключении нефтяных сделок с экстремистской организацией.
Кампанию по борьбе с ИГИЛ Барак Обама объявил ещё в сентябре прошлого года, напоминает
главный научный сотрудник Института США и Канады, доктор экономических наук Владимир Васильев.— При этом он заявил, что США будут делать ставку не на проведение военной операции, а именно на лишение этой террористической организации финансовой подпитки. Дескать, если подрубить корни у дерева, оно само рухнет. Что произошло в дальнейшем, ничего, кроме недоумения, вызвать не могло. На словах заявлялось, а Минфином США даже были обнародованы какие-то схемы, как планируется «обрубать» финансовые «корни» ИГИЛ. Но на самом деле происходило прямо противоположное. Американцы декларировали одни принципы, а на практике действовали совершенно по-другому.
«СП»: — До тех пор, пока не вмешалась Россия и «военно-хирургическим» способом уменьшила вдвое нелегальный трафик нефти с территории Сирии, оккупированной исламскими экстремистами?— Совершенно верно. То есть, когда ВСК РФ начали бомбить нефтяные бензовозы. Хотя, мы знаем, что ИГИЛ имеет и другие каналы финансовой подпитки — хлопок, наркотики, реализация на «чёрном рынке» антикварных памятников. Можно сказать, что Россия вынудила американцев вернуться к этому вопросу. Реагируя на внутриполитическую ситуацию, администрация Обамы на словах проявляет свою приверженность первоначальным планам. Другое дело, будут ли они реализовывать их на практике.
До сих пор они находили тысячу отговорок, чтобы не трогать источники финансирования ИГ. В Госдепе США говорили, что если они начнут бомбить бензовозы, то может пострадать гражданское население.
«СП»: — По этой логике за рулём машин сидят «невинные агнцы», которые не в курсе, куда и зачем перевозится нефть с захваченных месторождений.— Нефтепромыслы американцы тоже отказывались бомбить по той же причине. Дескать, на них работают простые люди, а не боевики ИГИЛ. Получается, что Россия вынуждена постоянно прессинговать США и Турцию, чтобы создать благоприятную почву для борьбы с ИГИЛ. К тому же это развязывает нам руки в политике бомбардировок позиций «Исламского государства». Впрочем, повторюсь, важен не сам текст резолюции, а как она будет исполняться. Автоматически это происходить не будет. Москве придётся внимательно следить за выполнением достигнутых соглашений и постоянно муссировать эту тему на международных площадках.
«СП»: — Механизм исполнения предполагает регулярные отчёты генсека ООН, который, в принципе, ни за что не отвечает, а может лишь констатировать факты.— Это распространённая практика в международных организациях. Вот и хорошо, американцам будет сложнее прикрывать своё бездействие. А Россия может использовать подобные доклады как дополнительный рычаг информационного давления на Турцию. Потому что никто пока ещё не снимал с Эрдогана и его компании обвинений в том, что они наживаются на перепродаже «грязной нефти» ИГИЛ.
На пресс-конференции Владимир Путин подтвердил, что мы не отказываемся от своих принципов и не собираемся закрывать глаза на происходящее. Принятая Совбезом ООН резолюция, получается, подкрепляет нашу позицию на жёсткое и последовательное давление на Турцию и США. Чтобы последние не думали, что проголосовали в ООН за какую-то бумажку и успокоились.
Если посмотреть на эту проблему шире, то консенсус по поводу списка террористических организаций, действующих хотя бы только на территории Сирии, до сих пор не согласован. Это связано с тем, что США, арабские страны, Турция продолжают вести свою игру.
«СП»: — Может ли принятая в Совбезе ООН резолюция быть частью дипломатической игры? Несмотря на прежнюю риторику, российские власти уже не так активно настаивают на сохранении у власти Асада. Возможно, во время приезда главы Госдепа США в Москву на этот счёт были достигнуты какие-то неформальные договорённости?— Такие разговоры идут уже давно. Москва все время говорит, что для нас приоритетом выступает сохранение единства Сирии и светский характер её власти. А кто станет первым лицом, должен определить сам сирийский народ на честных выборах. Впрочем, следует отличать дипломатию от истинных намерений. Другое дело, что сам Асад сказал, что он готов оставить свой пост ради блага Сирии.
Думаю, что основной торг по этому вопросу ещё впереди. Американцы считают, что добились от России односторонней уступки, а со своей стороны делать встречных шагов не хотят. Так или иначе, мы видим, что сторонам удаётся уйти от жёсткого лобового столкновения: дипломатия что России, что США становится гибче и хитрее. В этом плане мы, не исключено, даже переигрываем американцев, которые зациклились на фигуре Асада.
Для нас в данный момент важнее согласовать общий список террористических организаций и уменьшить трения с западной коалицией по Сирии. Хотел бы обратить внимание на возникновение арабской коалиции из 34 мусульманских государств. Складывается такое впечатление, что американцы сделали хитрый ход. Дескать, раз Асад остаётся, они формируют против него коалицию среди арабских стран. То есть, Россия своей активностью подавила западную коалицию. И США потребовался якобы независимый третий антиасадовский игрок. Если же президент Сирии сложит свои полномочия, то и арабский антиасадовский фронт развалится.
Главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии» РИСИ Аждар Куртов обратил внимание на ещё одну возможную подоплёку, почему США согласились отрезать ИГИЛ от каналов финансирования.
— Не секрет, что эта страна доминирует в целом ряде международных организаций, которые оказывают финансовую помощь различным странам. Это и МВФ, и Всемирный банк. США в своё время навязали такие правила, которые позволяют им иметь контрольный пакет акций в этих структурах. И сейчас не хотят их менять. В частности, размер квот в МВФ. Несмотря на то, что за последние десятилетия резко выросли экономики таких стран как Индия, Китай, Бразилия и Россия.
В результате страны БРИКС вынуждены создавать альтернативные финансовые институты, включая собственные платёжные системы. Американское руководство понимает, что если не пойти навстречу в частных вопросах, число недовольных доминирующим положением Штатов в финансовом мире будет только увеличиваться. Я не исключаю, что они готовы пожертвовать малым, ради того, чтобы сохранить большее.
К тому же союзники США тоже недовольны наличием «грязных денег», которые идут на помощь экстремистским организациям. В результате их сеть расширяется, что чревато безопасностью самих европейских стран. Подтверждением чему служат недавние теракты в Париже.
Белый дом не много теряет от того, что поддержал в Совбезе ООН финансовую борьбу с «террористическим интернационалом». Это удачный имиджевый ход. Но у меня есть большие сомнения по поводу эффективности упомянутой резолюции. Ведь речь идёт о террористической структуре. Это означает, что большая часть расчетов проходит не по банковским каналам, а «серым налом».
В исламском мире есть такое понятие как «хавала». Это неформальная финансово-расчётная система на основе взаимозачёта требований и обязательств. То есть, деньги могут передаваться через цепочку посредников. Нечто подобное есть в России — многие трудовые мигранты переводят заработанные здесь средства на родину не через банковские структуры, а передают их какому-то доверенному лицу. В стране назначения есть другое доверенное лицо, которое обладает неким капиталом. Оно и выдаёт родственникам необходимую оговоренную сумму. В мусульманском мире уже изобретены способы нейтрализации финансового мониторинга по контролю над, скажем так, нелегальными доходами.
«СП»: — Но ведь игиловцы реализуют добытую нефть на Западе. И наиболее крупные посредники давно известны. Постпред России в ООН называл конкретные структуры.— Да, по данным наших спецслужб в контрабанде задействован, в частности, нефтеперерабатывающий завод фирмы «Тюркие Петроль Рафинери», а отгружается нефть через турецкие порты — главным образом Джейхан. Это конкретные юридические лица. При желании американцы, конечно, могли просто заблокировать всю эту цепочку.
Заставили же они заплатить французский банк BNP Paribas SA штраф на $ 8,9 млрд., за нарушение американских санкций, в том числе в отношении Ирана и Судана. А Deutsche Bank обвинили в «непрозрачных» операциях в 1999–2006 годах с Ираном, Ливией, Сирией, Мьянмой и Суданом, заставив немецких банкиров раскошелиться на $ 258 млн.
Или другой пример, захотели американцы ликвидировать прежний порядок коммерческой тайны вкладов, существовавший не одно столетие в швейцарских банках. И ликвидировали. Причем это правило было отменено под предлогом необходимости поиска «грязных денег».
Так что, в принципе для органов финансового мониторинга США нет ничего невозможного. Тем более что в подобных проводках нет только одного виновного. В дележе преступно нажитых средств принимают участие многие, в том числе высокопоставленные фигуры.
К тому же, нужно понимать, что банкиры люди небедные. И в отличие от рядового гражданина они могут позволить себе нанять квалифицированных адвокатов, которые в состоянии как минимум юридически затянуть принятое решение или оспорить его.
«СП»: — Американцы могут поставить Турцию на место или они не заинтересованы портить отношения с союзником по НАТО?— Вполне могли бы. Не случайно Керри сделал заявление о том, чтобы Турция вывела свои военные подразделения из Ирака. Конечно, это может быть частью дипломатической игры на публику. Но это вскоре станет понятно. Анкара не будет поступать наперекор своему патрону. Я не считаю, что турки вышли из «евроатлантических берегов», сбив российский самолёт над Сирией. Владимир Путин не случайно в ходе пресс-конференции сказал, что, тем самым, турки попытались «лизнуть одно место» США. То есть, Эрдоган и Давутоглу так старались выслужиться перед Штатами, что «малость» переборщили.
«СП»: — Имитировать борьбу с финансовой подпиткой ИГИЛ будет довольно непросто. Учитывая, что генсек ООН обязан теперь раз в четыре месяца отчитываться об успехах на этом поприще.— По идее должно быть так. Но мы же прекрасно знаем, что в стенах ООН преобладает дипломатия в худшем смысле этого слова, когда много говорят, но мало делают. В этом вопросе Россия должна демонстрировать последовательность, настаивая со своими союзниками на том, чтобы в отчётах ООН фигурировали реальные суммы замороженных счетов, названия физических лиц и организаций, которые принимают участие в этом «бизнесе на крови».
Только боюсь, что среди фигурантов подобных отчётов могут оказаться персоны такого уровня из числа союзников США по фейковой коалиции против ИГИЛ, что американцы не рискнут ради борьбы с экстремистами (к появлению которых на Ближнем Востоке они сами приложили руку) выявлять и «оглашать весь список». Скорее всего, дело ограничится отдельными малозначимыми полумерами. Найдут несколько «козлов отпущения» рангом пониже, на том и успокоятся.
___________________________________
* Запрещенная в РФ террористическая организация.
http://rusvesna.su/recent_opinions/1450559264