Возвращение к христианскому смыслуВыступление на секции XV ВРНС «Восточнославянская цивилизация. Наследие князя Владимира»Принятие в 988 году князем Владимиром христианства положило начало становлению древнерусского народа, ставшего основой Восточнославянской православной цивилизации.
До князя Владимира княжеская власть ограничивалась обороной, внешней торговлей и сбором податей. Принятие христианства не только оказало огромное влияние на прекращение междоусобиц среди князей, на объединение княжеств в единое государство и его упрочение, но, самое главное – христианство стало внутренним стержнем духовного единства русского народа, на основе которого и сформировалось русское самосознание.
Нравственные идеалы русского народа обогащались характерными чертами Православия: смирением, братолюбием, жертвенностью, святостью, аскетизмом, понятием о добре и зле, христианской любви. «В условиях таких идеалов, — пишет академик Д. С. Лихачев, — у людей древней Руси была удивительная любовь к миру при одновременном признании этого мира греховным, суетным».
Это позволяло русскому народу переносить лишения и тяжелые времена, смотря на мир с любовью и действовать с добротой к людям и надеждой на спасение.
На этом строилось мировоззрение наших предков. Это изначальное миропонимание, пронизывающее плоть и кровь народа, из поколения в поколение живет и в нас, в наше время, в нашей вере и нашей совести.
Именно христианство как духовная основа русского государства помогало выстоять в годы самых тяжелых испытаний, а объединение народа вокруг Русской Православной Церкви давало силы и указывало путь в самых сложных ситуациях. Так было и во времена татаро-монгольского нашествия, и в тяжелые годы преодоления кризиса власти во времена Лжедмитрия. Духовные и нравственные качества русского народа помогли выиграть войну с Наполеоном, одержать победу в Великой Отечественной Войне.
Если рассматривать наше время, то можно увидеть в нем многочисленные сходства с дохристианской Русью. Власть сегодня во многом ограничивается обороной, внешней политикой, сбором налогов и руководством различными силовыми ведомствами и структурами. Конечно, в современном государстве большое внимание уделяется так называемой социальной сфере. Но без ярко выраженного духовного начала, четкого определения, что хорошо, а что плохо, искажаются заложенные государством позитивные идеи. В результате во всех сферах государственной жизни, начиная от силовых ведомств и заканчивая медициной и образованием, процветает коррупция. Только малая часть населения вовлечена в процесс созидания и развития российского государства, при этом почти все 100% населения претендуют на высокий уровень потребления. Зачастую это потребление мало связано с вкладом людей в созидание в настоящее время или в прошлом. В этих условиях мерилом успешности человека является доступ его к материальным благам и богатству. Для такого общества характерен всё больший разгул страстей, суеверия и фактически постепенный возврат к язычеству. В обществе наблюдается противостояние элит, "все воюют против всех", усиливается расслоение между богатыми и бедными. Несмотря на серьезное внимание, которое государственная власть уделяет вопросу борьбы с коррупцией, и большое количество разоблачений, значительных успехов по преодолению коррупции не наблюдается, и, несмотря на усилия государства в демографической сфере, положительные изменения идут очень медленно.
При этом нельзя не отметить, что государство большое внимание уделяет вопросам социальной сферы, развитию принципов самоуправления, делает действия, направленные на усиление государственной власти, на создание сильной экономики, на преодоление раскола в обществе. Русская Православная Церковь была отделена от государства в советское время, но, несмотря на то, что такое положение остается и сейчас, отношения между государственной властью и Церковью сегодня значительно улучшились. Возрождение веры в постоветском пространстве, желание людей знать больше о своей истории, появление все большего количества людей, приверженных православию, становится фактором, который нельзя не заметить. По данным статистических опросов более половины жителей России – православные, а в Рязанской области православными себя считает более 90% населения. В большинстве своем эти люди стараются жить по- христиански. Все больше людей признают важность православных ценностей, без которых невозможно построить семью, воспитать духовно здорового ребенка. Нравственные христианские ценности дают возможность такому человеку отличить добро от зла. В этом отношении он принципиально отличается от человека, который пытается быть для себя "мерой всех вещей". История нашего государства насчитывает более тысячи лет, начавшись с крещения Руси князем Владимиром. Опыт, накопленный нашими предками в построении государства, в понятии добра и зла, нравственных идеалов, базисных христианских ценностей, говорит о том, что мы являемся наследниками восточнославянской православной цивилизации.
Сегодня сложилась уникальная ситуация, когда органы государственной власти, общественные институты, Русская Православная Церковь и другие религиозные общины понимают необходимость объединения усилий для решения накопившихся проблем. Если граждане нашей страны в большинстве относят себя к православным, то такое государство, область имеют огромный потенциал развития. Вопрос только в том – будут ли эти люди сегодня услышаны и смогут ли они реализовать свои силы, мысли, способности в реальности. Именно поэтому предлагаем Всемирному Русскому Народному Собору принять Декларацию о том, что Российское государство, российский народ являются наследниками восточнославянской православной цивилизации. Это позволит почувствовать твердую основу развития государственности с использованием более чем тысячелетнего исторического опыта и выйти из тех тупиков, которые существуют сегодня в современном мире, так как в настоящее время практически все политики признают кризис либеральной идеи, которая в последние десятилетия была предложена в качестве универсальной и общепланетарной.
Историческая справка: Переход разрозненной языческой Руси к сильному процветающему государству стал возможен благодаря принятию христианства и формированию древнерусской восточно-славянской общности, на основе которой к XVII веку сформировались русский, украинский и белорусский народы. Восточнославянская православная цивилизация является наследницей цивилизации, которая сохраняет, развивает лучшие духовные, философские, государственные и юридические идеи Греции, Рима, Византии. Православная цивилизация создала много государств. Об этом говорит Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: "На протяжении веков она была притягательной для многочисленных народов, видевших в принятии ее ценностей приобщение к высшему источнику жизни". Образцом взаимоотношений между народами и государствами в православном мире был и остается идеал взаимного служения, а не доминирования одного народа над другим. Создание нравственных идеалов Древней Руси были восприняты разными народами, при этом именно духовное начало объединило их в единое государство, давало правильные ориентиры при решении любых вопросов, связанных как с государственной, так и с частной жизнью.
Древняя Русь видела много мрачных картин, много неправды, злобы и преступлений, княжеских междоусобиц и крамолы. Но нравственные идеалы позволяли различать, что есть добро и что – зло, и через покаяние возвращаться к христианским ценностям.
Но у многих европейских христианских народов были и другие идеалы: экономические, мирового господства, гордость и недопущение самоосуждения вместо вечной Правды, холодное право, мораль в идеале частной жизни и отрицание ее в социальной жизни.
Либеральное мировоззрение, сформировавшееся в Европейских странах, ставит и сейчас человека в центр вселенной как меру всех вещей. При этом в сегодняшнем мире либеральный стандарт позиционируется как универсальный, он предлагается как обязательное условие построения государственности даже для тех стран и народов, для которых такой стандарт несовместим с национально-культурными и религиозными ценностями, принятыми в их государстве. Сформировавшиеся в Европе в эпоху Возрождения либеральные идеи соединили в себе идеи языческого антропоцентризма, протестантского богословия и иудейской философской мысли. Просветители поставили во главу угла человеческий разум, который, как им казалось, может привести мир к всеобщему материальному и духовному процветанию. Наука стала восприниматься как движущая сила прогресса, а христианство – как препятствие на пути к всеобщему процветанию. Ложное представление о свободе и возможностях человека легло в основу нескольких масштабных общественно-политических проектов, которые обошлись человечеству очень дорого.
Первым таким проектом была французская революция, которая попыталась физически уничтожить христианство. Вольтер в словах "раздавите гадину" подразумевал Церковь, а Дидро объявил: "Человечество не освободится, пока последнего короля не удавят кишками последнего попа". Общепризнанный факт: Французская революции не привела ни к свободе, ни к равенству, ни к братству.
Вторым проектом подобного рода стала русская революция. Социалистическая революция, действительно, произошла, но не во всем мире, а в одной стране, и привела не к построению коммунизма, а к миллионам жертв.
Третий общественно-политический проект — это немецкий национал- социализм. В планы Гитлера входило создание новой религии, в которой раса и кровь были бы объявлены высшей ценностью. Еще в 33-м году Гитлер говорил о стремлении "искоренить христианство в Германии, истребив его полностью, вплоть до мельчайших корешков". Нацисты управляли Германией в течение 12 лет, но им не хватило времени для полного искоренения христианства, создания новой религии и внедрения её в массы. Однако двенадцати лет их пребывания у власти хватило на то, чтобы .развязать мировую войну, уничтожить десятки миллионов людей и совершить злодеяния, не имевшие прецедентов в человеческой истории.
Безусловно, речь идёт о трёх весьма разных по своей идеологии общественно- политических проектах, однако многое их объединяет. Во-первых, все они "ставили человека в центр Вселенной", они ниспровергали традиционную шкалу ценностей, подменив её теми или иными утопическими идеями. В-третьих, они все были направлены на уничтожение христианства. Эти проекты обернулись катастрофами, принесли неисчислимые беды.
Сегодняшнего гуманиста, несомненно, оскорбило бы сравнение с национал- социалистом и коммунистом. Но гуманизм второй половины XX в., выразившийся во «Всеобщей декларации прав человека», возникший как реакция на преступления фашизма, вместе с тем отказывался видеть связь между этими преступлениями и теми антропологическими теориями, которые родились в отравленных безбожием умах французских просветителей XVIII в. и были развиты материалистами XIX - XX в.
Современные гуманисты не отвергают генетическую связь своего мировоззрения с философией Просвещения, а своих социополитических взглядов — с французской революцией. Не отмежевались они и от антихристианского пафоса деятелей Просвещения; напротив, продолжают настаивать на несовместимости христианства с прогрессом, веры с разумом, религии с наукой. Авторы Манифеста впрямую заявляют: "Традиционные религии являются... препятствием для прогресса. Они отвлекают людей от современных проблем, от самореализации и от борьбы за социальную справедливость "...
До недавнего времени подобного род теория могла быть воплощена в отдельно взятой стране. В настоящее время человечеству навязывается идея «планетарного гуманизма», то есть внедрения единого мировоззренческого стандарта, общеобязательного для всех людей планеты.
К сожалению, на сегодняшний день, начиная с детского сада, школы закладывается материалистическое мировоззрение. До сих пор во многих школах преподается теория эволюции, в учебниках истории превозносится роль Французской революции, неоднозначно оценивается революция 1917 года в России. И ребенок и взрослый постоянно сталкиваются с проявлением язычества в разных формах в повседневной жизни – начиная от памятников вождю пролетариата на главных площадях городов, заканчивая многочисленными объявлениями в печатных СМИ о колдовстве и магии. Такое ощущение, что общество, основанное на либеральных ценностях, склонно к постепенному самоуничтожению. Особенно хорошо это видно на примере абортивного мышления, которое распространилось в годы советской власти и присутствует в нашей сегодняшней жизни: Россия занимает одно из первых мест в мире по количеству абортов. Ситуация улучшается, но проблема остается актуальной, так как выбор между материальным благополучием и рождением детей часто делается в пользу благополучия.
Сегодняшняя действительность предлагает много подобных примеров отношения к жизни. В России в настоящее время довольно часто приходится сталкиваться с проблемой производства некачественных продуктов питания.
Общеизвестно, что сегодня содержание мяса в отечественных колбасных изделиях не превышает 25%. В погоне за прибылью при производстве сельхозпродукции качество подменяется количеством. В частности, в России сейчас культивируется в основном около 10 сортов пшеницы. Все они имеют низкий процент содержания аминокислот. Это достигалось для того, чтобы урожай не страдал от вредителей. Европейские страны не готовы покупать такую пшеницу. По словам представителей компаний-импортеров, содержание аминокислот в ней низкое, это отпугивает вредителей, но и людям такая пшеница не полезна. Такие примеры можно привести в любой области – от медицины до атомной энергетики.
Для людей прибыль и нравственность – плохо совместимые понятия.
Апостол Павел сказал, что "совесть может быть сожжена", человек сам разрушает в себе нравственные критерии, оправдывая свои поступки объяснениями, в которые сам начинает верить.
Все эти явления – побочный продукт внедрения в сознание либеральных ценностей. Именно поэтому предлагаем Всемирному Русскому Народному Собору в своих решениях выразить озабоченность тем, что современные школьные пособия во многом навязывают материалистические взгляды на мир, либеральные ценности. В учебниках по истории такие события, как Французская революция и Октябрьская революция в России преподносятся тенденциозно, умалчиваются сведения о реальных жертвах и негативных последствиях революций как для этих стран, так и для всей цивилизации. Необходимо бережно относиться к собственной истории, человек должен иметь возможность получать полную информацию, в том числе и о восточнославянской православной цивилизации.
История этой цивилизации не была прервана ни годами гонений и смут революции 1917 года, когда тысячи новомучеников отдавали жизнь за Христову веру, а в храмах, а после их разрушения – в простых домах, продолжались богослужения, не иссякала православная вера. Почти все послереволюционные годы в нашей стране не прекращались гонения на Церковь, то затухая, то вспыхивая с новой силой. Именно поэтому наша страна знает, что такое либеральные идеи и материалистический утопизм.
Сейчас в России и в Рязанской области в частности, идут процессы, которые благотворно влияют на состояние нравственности людей, например, когда человек видит восстановление храмов, монастырей, и этому процессу способствуют органы государственной власти. Положительно оценивают такую ситуацию не только верующие люди, но и все население, так как восстановление святынь заставляет людей вспомнить собственную историю, они начинают узнавать историческую правду. В этом случае человек может сделать осознанный выбор: быть ли ему человеком без роду-племени, или ощущать себя частью исторической общности.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл уверен: "Самое интересное место для жизни – это Россия. Нигде не происходит таких потрясающих событий, как у нас. Нигде нет такого духовного возрождения и такой активной религиозной жизни. Когда я говорю о России, я имею в виду и Украину, и Белоруссию – нашу историческую Русь. Думаю, что Россия – это то место, которое может дать новую жизнь Вселенной".
А ключевым для дальнейшего развития Европы, Патриарх Кирилл считает "возвращение к христианскому смыслу европейских ценностей". К числу таких ценностей относится концепция прав человека, которая должна рассматриваться не только из либеральных, но и из религиозных перспектив, должна уравновешиваться представлениями о нравственной ответственности человека за свои поступки. "Во многом от способности соединить права и свободы с нравственной ответственностью зависит благополучие, а может быть, и само существование человеческой цивилизации в глобализирующемся мире".
Если не опираться на те критерии, которые Бог заложил в человека, в этом случае все возможно: воровство можно оправдать желанием жить лучше, убийство – конкуренцией, тем, что выживает сильнейший, расовую ненависть – эволюционной теорией. К сожалению, в реальной жизни мы сталкиваемся с результатами такой позиции. Именно отсутствие нравственных ориентиров в школе, семье, на работе, в жизни, приводит к таким распространенным явлениям как коррупция, криминал, бездумное использование данных нам природой богатств, нарушение экологического равновесия и так далее. Если в обществе не будет нравственности, тогда оно превратится в волчью стаю, и люди будут убивать друг друга, никакие законы не будут работать. В интервью газете "Комсомольская правда" Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: "Люди должны не воровать и не убивать не потому, что в государстве строгие законы, а потому, что нравственное чувство человека не позволяет этого сделать". Это касается всех сторон человеческой жизни – начиная от зарождения жизни, рождения детей, воспитания, образования семьи, до общественно-политического устройства, работы судов, силовых ведомств.
Не секрет, что существуют влиятельные силы, движимые экономическими, политическими и коммерческими интересами, которым не по душе такая постановка вопроса. Но в данном случае речь идет не о выборе пути развития, а об отсутствии альтернативы, что показала наша многовековая история. При этом, если мы сможем привести в порядок область, страну и вернуться к базисным ценностям восточнославянской православной цивилизации, в этом случае мы не только станем сильным государством, но сможем передать опыт другим народам, которые находятся сегодня в цивилизационном тупике.
Владимир Калашников, председатель Совета директоров ФПГ "Объединенная промышленно-строительная компания"
http://voskres.ru/bratstvo/kalashnikov.htm